Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)

Балданова Арюна Цыренжаповна

Рабочая программа по истории 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baldanova_rp_5_ist.docx75.9 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол № ___ от

«___»__________2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________Г.Д.Дугаржапова

«___» _____________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ«РЦО»

_________С.П.Новокрещенных

«___»_____________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: история

Класс: 5

Учебный год:  2019-2020

Тип программы: основная общеобразовательная

Количество часов: 68

Составитель программы: Балданова А.Ц.

Улан-Удэ

2019

Пояснительная записка.

      Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса разработана на основании следующих нормативных документов и материалов:

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", Приказ от 31.12.2015 N 1577"О внесении изменений во ФГОС ООО, утвержденный приказом МЮРФ от 17 декабря 2010 г. N 1897"

2. Основная общеобразовательная программа основного общего образования ГБОУ «Республиканский центр образования»

3. Учебный план ГБОУ «Республиканский центр образования» на 2019 -2020 учебный год

4. Положение о рабочей программе учебного предмета ГБОУ «Республиканский центр образования»

5. Примерная программа основного общего образования по истории, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта

6. «Программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Тематическое и поурочное планирование.

7. УМК: предметная линия учебников А.А, Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы : История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных А. А. Вигасин, Г. И. Годер- М.: Просвещение, 2019 

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом требований ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  

      «История Древнего мира» для 5-го класса  - первый учебный курс, с которого начинается систематическое изучение истории в основной школе.

Цель изучения курса состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом, в приобщении к общемировым культурным ценностям, пробуждение у школьников познавательного интереса к предмету «История».

Задачи курса «Истории Древнего мира»:

  • формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;  
  • целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира и их культурной  жизни;
  • характеристика наиболее ярких личностей,  их роли в истории и культуре;  
  • описание становления идей, институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика);
  • ознакомление с  главными религиозными системами древности, мифологией древних народов;
  • показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;
  • усвоение понятий о социальных нормах отношений, в том числе системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  основ гуманистического мироощущения и мировоззрения; знакомство с закономерностями развития жизни и общества и человека в нем.

Программа рассчитана на 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, что соответствует авторской программе А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.  

Используемые технологии обучения – технология дифференцированного обучения, здоровье-сберегающие технологии, личностно-ориентированного обучения, ИКТ-технологии, технологии проблемного обучения.

Согласно рабочей программы формами контроля являются проверочные работы, самостоятельные работы, тестирование, исторический диктант, работа с картой, написание эссе, составление развернутого плана.

Содержание учебного предмета

История Древнего мира (68ч)

Тема I. Жизнь первобытных людей. (7 ч)

Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Тема 2. Древний Восток. (20ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливкововодство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция. (22ч)

Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

 Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (19ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение   в  правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена  долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против  Цезаря.  Убийство   Цезаря   в  сенате.   Понятия   «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».  Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Учебно-тематический план программы.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Контр. раб

История древнего мира (68 ч)

1

Жизнь первобытных людей

8

1

2

Древний Восток

20

       1

3

Древняя Греция

20

1

4

Древний Рим

20

       1

Итого

68

4

 Планируемые результаты

 Личностными  результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • развитие познавательного интереса к истории и культуре Древнего мира;
  • понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;  самоидентификации с национальной, этнической и  конфессиональной социальной общностью;
  • уважительное отношение к религии, осмысление социально-нравственного опыта древних народов; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира;
  • формирование  у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • опыт эмоционально-ценностного отношения на основе развития умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора,  формирование нравственных, волевых качеств.

Вклад изучения курса «История Древнего мира» в формирование метапредметных результатов состоит: 

  • в самоорганизации учебной деятельности: целеполагание, планирование, самоконтроль,  рефлексия, коррекция, самооценка в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы;
  • в умении работать с учебной информацией (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет-источники), выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, выстраивание логической цепочки рассуждений, конкретизация и обобщение учебного материала);
  •  в умении строить монологическую речь, участвовать в обсуждении, формулировать вопрос, выступать с сообщениями;
  •  в способности решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (рассказ, «история», проект, ролевая игра, в том числе с применением средств ИКТ);
  • в умении проводить небольшие самостоятельные исследования по предложенной теме;
  •  в  умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы: работать в паре, в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера, формулировать, аргументировать свое мнение;
  •  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Планируемые предметные результаты изучения курса «История Древнего мира».

Ученик научится:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  • называть даты важнейших событий и явлений в истории Древнего мира (год, век, тысячелетие);
  • применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием.
  • выстраивать последовательность событий на основе численного сопоставления дат с опорой на «Ленту времени»;
  • относить факт к эпохам нашей эры и до нашей эры, к периоду первобытного общества и Древнего мира.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • рассказывать о событиях древней истории (характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий).

3. Работа с историческими источниками: 

  • уметь читать историческую карту с опорой на легенду и показывать территории расселения человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира; расположение древних цивилизаций и государств, места значительных исторических событий;
  • различать вещественные, письменные, изобразительные и устные источники изучаемой эпохи;
  • на элементарном уровне изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (материальных, текстовых, изобразительных и др.), раскрывая их социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
  • сравнивать свидетельства разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов в связной монологической форме;
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ («историй», «рассказов» и т.п.);
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших  памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражения своего отношения к ним;
  • объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведения искусства; выражать свое отношение к ним.

5. Анализ, объяснение:

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
  • сравнивать  природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления  в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку.

6. Работа с версиями, оценками:

  • давать  оценку наиболее значительным историческим событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю и культуру.

 Получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

 Применение приобретенных знаний, умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  определения собственной позиции по отношению к изучаемым фактам, событиям, явлениям, личностям;
  • представления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, проектов, презентаций, других творческих работ;
  • использования знаний о культуре, традициях, исторических сложившихся нормах социального поведения  народов мира в общении с учениками в школе, внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Коммуникативные универсальные учебные действия

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Познавательные универсальные учебные действия

ученик научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

Формы контроля знаний и умений обучающихся

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся проводится с использованием следующих видов работ: словарная работа; понятийный (терминологический) диктант; анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов; тесты; решение ситуационных задач; творческие задания-задачи; сочинение-миниатюра.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Формы оценивания результатов

Критерии оценивания устного ответа:

 Высокий уровень - «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме. Повышенный уровень - «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

Базовый уровень - «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

Низкий уровень - «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

Критерии оценивания письменного ответа:

Высокий уровень - «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Повышенный уровень - «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Базовый уровень - «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Низкий уровень - «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Нормы оценки знаний за выполнение теста

% выполнения

0-27

28-52

53-77

78-100

уровень

низкий

базовый

повышенный

высокий

отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы

2

3

4

5

низкий

базовый

повышенный

высокий

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использован о более одного ресурса.

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока.

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценивания сообщения учащихся

 1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы 3 балла

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов 3 балла

3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение 3 балла

 4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение, биологической терминологией 3 балла

Итого: 12 баллов – отметка «5» - высокий уровень 9 – 11 баллов – отметка «4»- повышенный уровень 5 – 8 баллов – отметка «3» - базовый уровень

Оценка умений работать с картой

Высокий уровень - отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности.

Повышенный уровень - отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт.

Базовый уровень - отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов.

Низкий уровень - отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний

Календарно-тематическое планирование

История Древнего мира» 5 класс

Дата проведения

Тема урока

план

Факт

1

2.09

Введение в историю

2

5.09

Счет лет в истории

3

9.09

Древнейшие люди

4

12.09

Родовые общины охотников и собирателей

5

16.09

Возникновение искусства и религиозных верований

6

19.09

Возникновение земледелия и скотоводства

7

23.09

Появление неравенства и знати

8

26.09

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь первобытных людей»

9

30.09

Государство на берегах Нила

10

3.10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

11

7.10

Жизнь египетского вельможи

12

10.10

Военные походы фараонов

13

14.10

Религия древних египтян

14

17.10

Искусство Древнего Египта

15

21.10

Письменность и знания древних египтян

16

24.10

Контрольная работа № 1

17

5.11

Древнее Двуречье

18

7.11

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

19

11.11

Финикийские мореплаватели

20

  14.11

Библейские сказания

21

18.11

Древнееврейское царство

22

21.11

Ассирийская держава

23

25.11

Персидская держава «царя царей»

24

  28.11

Природа и люди Древней Индии

25

2.12

Индийские касты

26

5.12

Чему учил китайский мудрец Конфуций

27

9.12

Первый властелин единого Китая

28

12.12

Контрольная работа №2

29

   16.12

Греки и критяне

30

19.12

Микены и Троя

31

23.12

Поэма Гомера «Илиада»

32

26.12

Поэма Гомера «Одиссея»

33

13.01

Религия древних греков

34

16.01

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

35

20.01

Зарождение демократии в Афинах

36

23.01

Древняя Спарта

37

27.01

Основание греческих колоний

38

30.01

Олимпийские игры в древности

39

3.02

Победа греков над персами в Марафонской битве

40

6.02

Нашествие персидских войск на Элладу

41

10.02

В гаванях афинского порта Пирей

42

13.02

В городе богини Афины

43

17.02

В афинских школах и гимнасиях

44

20.02

В театре Диониса

45

24.02

Афинская демократия при Перикле

46

27.02

Города Эллады подчиняются Македонии

47

2.03

Походы Александра Македонского на Восток

48

5.03

В Александрии Египетской

49

9.03

Древнейший Рим

50

12.03

Завоевание Римом Италии

51

16.03

Устройство Римской республики

52

19.03

Контрольная работа №3

53

30.03

Вторая война Рима с Карфагеном

54

2.04

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

55

6.04

Рабство в Древнем Риме

56

9.04

Земельный закон братьев Гракхов

57

13.04

Восстание Спартака

58

16.04

Единовластие Цезаря

59

20.04

Установление империи в Риме

60

23.04

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

61

27.04

Рим при императоре Нероне

62

30.04

Первые христиане и их учение

63

7.05

Расцвет империи в II в.

64

11.05

«Вечный город и его жители

65

14.05

Римская империя при Константине

66

18.05

Взятие Рима варварами

67

21.05

Контрольная работа № 4

68

25.05

Семь чудес света. Защита проектов

Литература для учащихся

  1. История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2019

Дополнительная литература для учащихся

  1. Д’Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. Москва, 2019
  2. Киплинг.Р Как было написано первое письмо. Кошка, которая гуляла сама по себе (сказки), Москва, 1997 
  3. Писарев. Повесть о Манко Смелом, охотнике из племени береговых людей, Ленинград, 1959
  4. Покровский С. Поселок на озере. Охотники на мамонтов. М, 1994
  5. Рони-Старший Ж. Пещерный лев. Борьба за огонь. Красноярск, 1976

Литература для учителя.

  1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение -  2018
  2. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.

Электронные образовательные ресурсы

http://www.temples.ru История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса

http://www.ancienthistory.spb.ru История Древнего Рима

http://ancientrome.ru История Древнего Рима

http://www.greeceold.ru Древняя Греция: история, искусство, мифология

http://www.ellada.spb.ru Забытые цивилизации

Темы проектов по истории Древнего мира 5 класс.

1.Влияние открытий и изобретений на жизнь первобытных людей.

2.Древнейшие виды письменности.

3. Древняя Индия – родина многих сказок и басен о животных.

4. Древняя культура Китая.

5. Религии мира.

6. Мудрецы древности о правилах поведения.

7. Устройство древних государств.

8. Патриотизм греков в войнах с персами.

9. Зрелища, возникшие в древности.

10.Знаменитые сооружения и постройки древности.

План внеурочной работы по истории на 2019-2020 учебный год

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организация процесса познания интересным и увлекательным мероприятиями, новыми формами работы в условиях свободы выбора учащимися и планирования содержания внеклассной работы.

Задачи: 

1) формировать умения самостоятельной работы с источниками, в том числе с книгой и справочной литературой;

2) учить умению строить логические сообщения по темам, выступать перед широкой аудиторией;

3) демонстрировать творческие способности как способа познания и интерпретации исторических событий;

4) формировать потребность в самообразовании, повышении мотивации к обучению;

5) повысить уровень социализации, толерантности школьников;

6) оказание содействия в профессиональной ориентации;

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины, гражданской активности.

Методы и формы внеурочной работы по истории.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

1. В акциях муниципального федерального и всероссийского уровней «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Семейная реликвия»

Апрель – сентябрь 2019-2020 гг

Подготовка материалов о родственниках –участниках ВОВ, подготовка рассады, оформление клумб пришкольной территории

2. В подготовке и проведении праздничных и торжественных мероприятий, приуроченных Государственным праздникам, памятным датам: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 1 июня,12 июня, 24 июня, 22 августа, 4 ноября,12 декабря

3. Мероприятия в рамках внеурочной работы Школы по предметам история и обществознание

а)  Проведение единых классных часов по темам:

«Государственная символика РФ»

«Уроки парламентаризма»

«Герои нашего времени»

б)  Неделя истории и обществознания:

- фестиваль «открытых» уроков

- фестиваль защиты учебных проектов по истории

- Подведение итогов сбора артефактов «Великая Отечественная война в истории моей семьи, республики, страны»

- Акция «Поздравление Ветерану»

- классные часы

«Герои нашего времени»

- воскресный кинозал – просмотр фильмов военной тематики

в)  Проведение тематических уроков, классных часов патриотической направленности

Результатом работы должно стать повышение мотивации к изучению истории родного края, страны, семьи.

КИМ по истории Древнего мира 5 кл

Контрольная работа № 1.

1. Расположите эти достижения в том порядке в котором они произошли. Получившуюся последовательность цифр запишите

  1. Лук и стрелы
  2. Каменное рубило
  3. Медный топор
  4. Деревянная мотыга

Опишите любое орудие труда, как его использовали?

2. Что из чего произошло? Получившуюся последовательность цифр запишите

     а) охота                                                                           1) ремесло

     б) изготовление орудий труда, одежды                      2) земледелие

       домашней утвари                                                         3) скотоводство

      в) собирательство

3.  По мнению ученых земледелие появилось в :

  1. В Восточной Азии
  2. В Западной Азии
  3. Южной Африке
  4. Северной Европе

4. Какой из перечисленных животных человек освоил первым?

  1. Золото
  2. Серебро
  3. Железо
  4. Медь

5. Главное отличие древнейшего человека от животного:

  1. В различном внешнем облике
  2. В умении общаться при помощи звуков
  3. В умении изготавливать орудия труда
  4. В умении сооружать простейшие укрытия от непогоды

Вариант 2

  1. Какое занятие первобытных людей привело к занятию земледелием?

а) охота в) собирательство

б) скотоводство г) ремесло

  1. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда?

а) железо в) бронза

б) медь г) олово

  1. Когда образовалось государство Египет?

а) во 2 тыс дон.э. в) в 4 твс. до н.э.

б) в 3 тыс. до н.э. г) в 5 тыс. до н.э.

  1. Египетский фараон которому была построена самая большая пирамида

а) Эхнатон в) Тутмос

б) Тутанхамон г) Хеопс

  1. Служащие в Египте, подсчитывали доходы, записывали приказы

а) жрецы в) писцы

б) вельможи г) ремесленники

  1. Объясните понятия: папирус, фараон.
  2. Почему Геродот называл Египет даром Нила?
  3. Где впервые был изобретен первый в мире алфавит и чем он отличался от письменности других народов?

Контрольная работа  №2 «Западная Азия в древности»

  1. Столицей Ассирии был город:
  1. Мемфис
  2.  Ниневия
  3.  Сидон
  4. Вавилон
  1. Выберите из перечисленного изобретения финикийцев (три ответа):
  1. древнейший алфавит
  2. материал для письма – папирус
  3. деление часа на 60 минут
  4. календарь
  5. стекло
  6. пурпурная краска
  1. Кто из перечисленных людей создал текст законов, которые были высечены на камне:
  1. Тутмос
  2.  Хаммурапи
  3. Гильгамеш
  4. Тутанхамон
  1. Какие из перечисленных мифов, сказаний появились: а ) у древних египтян; б) у жителей Древнего Двуречья;  в) у древних евреев

Запишите в таблицу номера выбранных ответов:

У древних египтян появились

У жителей Древнего Двуречья появились

У древних евреев появились

Относится к истории двух народов одновременно

  1. Миф об Осирисе и Исиде
  2. Миф о  первых людях
  3. Миф о потопе
  4. Сказание о Гильгамеше
  5. Миф о Гебе и Нут
  6. Легенда о суде Соломона

Контрольная работа № 3 «Индия и Китай в древности»

  1. Жители Древней Индии считали священными реками:
  1. Тигр и Евфрат
  2. Хуанхе и Янцзы
  3. Инд и Ганг
  4. Нил и Иордан
  1. В VI в (6 в) до н.э.  Западная Азия была завоевана:
  1. Ассирией
  2. Персией
  3. Египтом
  4. Лидией
  1. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных:
  1. возникновение Древнееврейского царства
  2. правление царя Хаммурапи в Вавилонии
  3. объединение Китая под властью одного правителя
  4. гибель Ассирийской державы
  1. Касты – это:
  1. воины в Древней Ассирии
  2. ученые разных специальностей в Вавилонии
  3. сборщики налогов в Древнем Египте
  4. группы людей в Древней Индии, различающиеся правами и обязанностями
  1. Какие из перечисленных открытий были сделаны в Древней Индии, а какие - в Древнем Китае.  Запишите в таблицу номера выбранных ответов:
  1. цифры
  2. бумага
  3. компас
  4. сахар
  5. шелк
  6. шахматы
  7. чай

В Древней Индии были изобретены:

В Древнем Китае были изобретены:

Контрольная работа № 4  “Древнейшая Греция”

  1. Крылатое выражение нить Ариадны связано с:
  1. поэмой Одиссея
  2. мифом о Дедале и Икаре
  3. О Тесее и Минотавре
  4. Поэмой “Илиада”
  1. По мнению ученых поэмы “Илиада” и “”Одиссея были созданы:
  1. в X (10) в до н.э.
  2. в IX (9) в до н.э.
  3. в VIII  (8) в до н.э.
  4. в VII (7) в до н.э.
  1. Расположите эти события в том порядке, в котором они произошли:
  1. гибель Критского царства
  2. начало Троянской войны
  3. военные походы фараона Тутмоса
  4. гибель Ассирийской державы
  1. Какую роль иград морской флот в Критском царстве?

Контрольная работа № 5 “Полисы Греции”

  1. В каком греческом полисе не было стен?
  1. Афинах
  2. Платеях
  3. Спарте
  4. Коринфе
  1. Первым сражением греко-персидских войн, в котром эллины одержали победу, было(а):
  1. битва при Платеях
  2. Марафонская битва
  3. Саламинское сражение
  4. Битва в Фермопильском ущелье

Отметьте дату этого события, укажите имя полководца- победителя

  1. Объясните крылатое выражение “драконовские меры”. В каком значении его употребляют сегодня?
  2. Какие из географических названий связаны со Спартой, а какие – с Афинами? Запишите в таблицу номера выбранных ответов
  1. Средняя Греция
  2. Южная Греция
  3. Лакония
  4. Аттика
  5. Мессения

С Афинами связаны:

Со Спартой связаны:

  1. Как сами греки называли себя и свою родину?
  2. Гражданами Афин считались:
  1. афиняне у которых оба родителя считались гражданами
  2. богатые купцы, проживающие в Афинах
  3. богатые и знатные афиняне
  1. Расположите образовательные учреждения Древней Греции в хронологической последовательности обучения в них греков:
  1. гимнасий
  2. школа
  3. палестра

  1. Найдите три отличия древнегреческого театра от современного. Запишите цифры под которыми они указаны:
  1. в театре ставились тагедии и комедии
  2. зрители выражали свое отношение к игре актеров
  3. представление продолжалось почти весь день
  4. участниками представлений могли быть только мужчины
  5. представления устраивались несколько раз в году
  1. Какие три суждения являются верными?
  1. при Перикле Афины достигли небывалого могущества
  2. при Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия
  3. при Перикле Афины стали культурным центром Эллады
  4. рабы получили политические права
  5. свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, могли участвовать в управлении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...