Отмена крепостного права 9 класс
учебно-методический материал по истории (9 класс)

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_feldmansk.docx35.39 КБ
Файл kartochki_na_urok.docx32.16 КБ
Файл otkrytyy_urok_otmena_kr_prava_9.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №17 г.Кызыла Фельдман С.К.

по теме «Отмена крепостного права в России» 9 класс.

Тема урока

 Отмена крепостного права в России

Дата урока

1 марта 2021 года

Тип урока

Урок  открытия нового знания

Цель урока

Формирование ценностного отношения к истории через осмысление закономерного характера реформы по отмене крепостного права.

Образовательные
ресурсы

 Исторические источники, интерактивная карта

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

- владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества в целом;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания  и приёмы  исторического анализа.

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов;

-владение навыками работы с учебной информацией (умение анализировать, сравнивать, обобщать факты, события).

- осмысление  социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые образовательные результаты

 I Организационный момент (3 мин.)

  • из какого века пришел к нам этот персонаж?НА КАКИЕ события пытается нам посетовать герой?
  • как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (учащиеся формулируют тему урока)
  • - Правильно, тема нашего урока - Крепостное право и его отмена в1861 году.

Учащийся в костюме крестьянина рассказывает: Здравствуйте, люди добрые! Ох, и тяжела доля крестьянина на Руси. Поначалу землей мы владели, потом земли наши стали помещикам раздавать, мы-то могли уйти, коли что не так, к другому помещику, так нет – Юрьев день объявили, только 2 недели в году теперь могли уйти. А потом и вовсе Юрьев-то день отменили и урочные лета стали на розыск беглого нашего брата. А при Екатерине и вовсе стали продавать нас без земли, семьи - порознь, на помещиков жаловаться нельзя – в Сибирь сразу. Совсем житья не стало – ни воли, ни земли. После Екатерины хотели цари жизнь-то нашу поправить, а никто так и не решился-то…

 II Постановка учебной задачи (10 мин) 

  • Давайте вспомним, что такое крепостное право? Итак, что же такое реформа? (целенаправленное изменение в какой–либо сфере жизни) 
  • – Как реформы могут воздействовать на общество? (отрицательно и положительно)
  • - Как вы думаете, что нам предстоит выяснить на уроке, разобрав нашу тему?
  • (отрицательные и положительные черты крестьянской реформы)

 

 1.  Ещё 30 марта 1854 г. Александр II, выступая перед дворянами, сказал «…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда это совершится снизу».

-Как вы понимаете эту фразу Александра II?

-Что означает понятие «крепостное право»?  Когда в России появилось крепостное право?

-Правители России периодически пытались изменить положение крепостных крестьян. Екатерина II,прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева говорила о том,  что вопрос с крепостным  правом  нужно решать, но никаких изменений не произошло.

Позже были приняты указы об обязанных крестьянах, трехдневной барщине, вольных хлебопашцах, но крепостное право сохранялось.

Когда же отменили крепостное право?

Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос  «Почему именно во второй половине XIX в. была проведена  реформа по отмене крепостного права?»

Выдвигают гипотезу о необходимости отмены крепостного права.

Высказывают мнения.

Выдвижение версий

Выделяют основную мысль текста.

Формулируют проблему урока.

III Изучение нового материала.

 

1. Предпосылки отмены крепостного права.

-Прочитайте тексты с фактами.

-Попробуйте назвать предпосылки отмены крепостного права.

 -Как объясните их влияние на проведение реформы отмены крепостного права? 

Вывод: проведение реформ необходимо

2.Подготовка отмены крепостного права.

-Работа с историческим документом.

Как проводилась реформа?

-Какой вариант выбрал Александр II?

-Почему император выбрал именно этот вариант?

Вывод: Александр II выбрал вариант освобождения крестьян с землей за выкуп.

3. Положения Манифеста

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.

Чтение документа и ответы на вопросы:

-Как восприняли  крестьяне известие об отмене крепостного права?

-Стал ли крестьянин собственником своей земли?

-Раскройте смысл понятий «временнообязанный крестьянин»; «выкупные платежи».

4. Значение отмены крепостного права.

Работа с текстом учебника.

Какое значение имела реформа по отмене крепостного права в России?

Объясните значение реформы для всех слоев населения.

Какие положительные и отрицательные стороны крестьянской реформы вы можете назвать? Свой ответ обоснуйте.

 

Вывод: Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все жители Российской империи становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.

Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель.

Работа с текстом (Приложение 1).

Записывают предпосылки по высказываниям общественных деятелей

  1. Подневольный труд не рентабелен
  2. Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, промышленности, сел.хозяйства
  3. Армия набиралась из рекрутов, а значит из крестьян, что было опасно
  4. Поражение в Крымской войне
  5. Ожидание прогрессивной части общества решение крестьянского вопроса
  6. Технико-экономическая отсталость России от Европы
  7. Крепостное право- символ нецивилизованности и негуманности
  8. Отсутствие свободной рабочей силы, необходимой для фабрик и заводов
  9. подъем антикрепостнической борьбы крестьян
  10. 2/3 помещиков были против реформы, поэтому она готовилась секретно

Приложение 2

Гипотеза: существовало несколько вариантов отмены крепостного права.

Статьи Манифеста 19 февраля 1861г.

(Приложение 3)

Выражают свои мнения.

Отпустили крестьян, на свободу

Девятнадцатого февраля,

 Только землю не дали народу,

Вот вам милость дворян и царя.

 Мужики без земли пропадают,

А дворяне и рады тому,

Что дешевле они нанимают

Мужиков на работу свою...

Чтобы с голоду нам не подохнуть,

 На дворян мы работать идем,

И живет эта жадная свора

Исключительно нашим трудом.

извлекают информацию из исторических источников

обосновывают необходимость проведения реформ;

перечисляют причины отмены крепостного права

проявляют активность в коллективном обсуждении темы, проблемы

обосновывают свой выбор, своё отношение, свою позицию

обозначают хронологические даты подготовки и отмены крепостного права

раскрывают сущность крестьянской реформы

извлекают информацию из исторических источников

выявляют положительные и отрицательные стороны    крестьянской реформы; историческое значение реформы.

дают собственную оценку крестьянской реформе

IVПодведение итогов урока.

- Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику…

-Решила ли реформа по отмене крепостного права проблемы России?

-О каких проблемах мы с вами говорили в начале урока?

-Какие проблемы вы  назвали бы сейчас?

Вывод: Отмена крепостного права не решила всех проблем, стоящих перед страной. Причиной этого можно назвать и незавершенность  крестьянской реформы и всех последующих либеральных реформ, и неподготовленность всех слоев населения к переменам .

 

Высказывают свое мнение

 

обосновывают свой выбор, своё отношение, свою позицию.

   

Д/з: Дать аргументированное мнение по отмене крепостного права используя материал учебника и исторические источники:от имени бывшего крепостного крестьянина или от имени помещика.

                                                                                                      Приложение 1  

Источник информации (выдержки из исторических документов):

1   «...Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже осматривается и оглядывается, сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше,- ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя так же три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашний дела и ещё имеет много свободного времени»

- Объясните такое отношение крестьян к барщине.

       Как это влияет на развитие сельского хозяйства ?

2  «... В условиях замены ручного труда машинным  то от рабочего требуются не одна  ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие...»

  -  Имело ли отмеченное обстоятельство, какое либо отношение к проблеме крепостничества?    Какое?

3 « Поражение в Крымской войне ударило по застоявшимся умам. Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, об этом говорят громко, об этом думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на отмену крепостного права, не производя в них корь и нервических припадков»

-  Покажите связь, которая на ваш взгляд существует между крепостным правом и поражением в Крымской войне.

4 «Крепостной крестьянин фактически оказался собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояния, а его с семьёй или даже отдельно от семьи продать, подарить. Произвол помещиков не знал границ. В изобретениях, пыток и истязаний бесправных крестьян некоторые из них дошли до виртуозности.»

- Какое ваше мнение складывается о положении крепостных крестьян?

5  « Государство толкало на путь реформы уже его собственные нужды, на первом план фискальные (налоговые ) Государственные финансы не могли окрепнуть при крепостном порядке. Главная доля всех прямых и косвенных налогов в России шла с крестьянского населения. Между тем при таком состоянии, в котором находились крестьянское сословие, оно неизбежно шло к постепенному обеднению и к уменьшению платежных сил.»

6 «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлены из этих же крестьян».

  - Как вы понимаете эти слова?

7 «Какая атмосфера на мануфактуре, истинно на коммерческой ноге устроенной! Тут один друг друга  одушевляет и подстрекает. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит рабочих до света и освещает ему вечером - охота пуще неволи»

- Каким образом подневольный, свободный труд влияет на развитие мануфактуры,  эффективность труда?

8  «... Чувствовалось, что нас победила Европа в ходе Крымской воины не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития»

Приложение 2

  Работа с документом (отрывок «Из письма председателя Редакционной комиссии Я.И. Ростовцева Александру II»).

Задание: определить, какие мнения принадлежат помещикам чернозёмных, нечернозёмных губерний, и тем и другим.

«Смотря с точки зрения гражданского права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности, но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима».

…положения губернских комитетов и мнения членов сих комитетов, сюда вызванных, можно разложить на шесть главных категорий;

А) Одни желают уплаты за освобождение крестьян и вместе с тем удаления их по истечении некоторого времени с земли помещика.

Б) Другие желают уплаты за крестьян и вместе с тем удаления их по истечении некоторого времени с земли помещика.

В) Третьи, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные отношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должны продолжаться лишь несколько лет, т.е. в период срочнообязанного положения, а потом крестьяне без изб и без полей вступали бы в договоры с помещиками.

Г) Четвёртые домогаются, чтобы крестьяне навсегда землёю только пользовались.

Д) Пятые желают немедленного отделения крестьян от помещиков и немедленного же обязательного выкупа, видя в этом, может быть и очень справедливо, исход всего вопроса самый простой и удобный.

Е) Шестые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы крестьянин входил в новую жизнь и в новые отношения не вдруг, а приучаясь мало-помалу к новому порядку вещей

                                                                                                                           

Приложение 3

«Основные положения манифеста»

Пункт 2

Порядок личного освобождения крестьян: лично свободны. Но! Сохранились: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины.

Пункт 6

Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Лично свободные крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного её выкупа.

Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными.

Выкупная операция:

25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство; государство выдает крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.

Пункт 17

Порядок управления крестьянской общиной.

Государство проводило расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.

                                                           



Предварительный просмотр:

Звучит мелодия русской народной песни «ЭЙ,УХНЕМ»
Стук в дверь, входит ученик в костюме русского крестьянина. Снимает головной убор, кланяется:

Крестьянин: Здравствуйте, люди добрые! Ох, и тяжела доля крестьянина на Руси. Поначалу землей мы владели, потом земли наши стали помещикам раздавать, мы-то могли уйти, коли что не так, к другому помещику, так нет – Юрьев день объявили, только 2 недели в году теперь могли уйти. А потом и вовсе Юрьев-то день отменили и урочные лета стали на розыск беглого нашего брата. А при Екатерине и вовсе стали продавать нас без земли, семьи - порознь, на помещиков жаловаться нельзя – в Сибирь сразу. Совсем житья не стало – ни воли, ни земли. После Екатерины хотели цари жизнь-то нашу поправить, а никто так и не решился-то…

из какого века пришел к нам этот персонаж?НА КАКИЕ события пытается нам посетовать герой?

как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (учащиеся формулируют тему урока)

- Правильно, тема нашего урока - Крепостное право и его отмена в1861 году.

Давайте вспомним, что такое крепостное право? 

Крепостное право – форма зависимости крестьян от помещиков, полное им подчинение.

Причины

1К.И. Арсеньев  «Доказано, что земля возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными.  Свободный труд производительнее подневольного — это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития".

2 .   И.И. Игнатович. «Развитие частных фабрик и завод  возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, для чего требовалось уничтожение крепостного права".  

3Из отчета III отделения :  «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же".

4В.О. Ключевский  «Севастополь ударил по застоявшимся умам”.

5К.Д. Кавелин  «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них корчь и нервических припадков».

6И.П. Горизонтов «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”.

7 Я.И.Ростовцев : Человек человеку принадлежать не должен. Человек не может быть вещью.

8 Ю.Ф. Самарин: крепостное право следует упразднить с «соблюдением благоразумной осторожности», с особым вознаграждением помещиков.

9В.А.Черкасский: Реформа должна выполнить задачу обеспечения рабочей силой промышленного и товарного сельскохозяйственного производства.

Попытки решить крестьянский вопрос

Павел 1

Александр 1

Николай 1

Указ о трехдневной барщине

Указ о вольных хлебопашцах

Реформа государственных крестьянах

Указ о обязанных крестьянах

1797

1803

1837-1841

Итак, что же такое реформа? (целенаправленное изменение в какой–либо сфере жизни) 

Как реформы могут воздействовать на общество? (отрицательно и положительно)

- Как вы думаете, что нам предстоит выяснить на уроке, разобрав нашу тему?

(отрицательные и положительные черты крестьянской реформы)

Почему долгожданная отмена крепостного права имела не только положительные, но и отрицательные стороны?

Как вы думаете, была ли необходимость в её проведении? Почему, вы так думаете?

Причины реформы:

  1. Подневольный труд не рентабелен
  2. Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, промышленности, сел.хозяйства
  3. Армия набиралась из рекрутов, а значит из крестьян, что было опасно
  4. Поражение в Крымской войне
  5. Ожидание прогрессивной части общества решение крестьянского вопроса
  6. Технико-экономическая отсталость России от Европы
  7. Крепостное право- символ нецивилизованности и негуманности
  8. Отсутствие свободной рабочей силы, необходимой для фабрик и заводов
  9. подъем антикрепостнической борьбы крестьян
  10. 2/3 помещиков были против реформы, поэтому она готовилась секретно

Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем. Однако это было очень непростым делом, поскольку затрагивало интересы всех слоев общества. При этом главная опора власти — дворянство оставалось в своем большинстве противником подобной реформы. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознавший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.  

Положения реформы.  19 февраля 1861 год

1.) “Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости”.

2.) “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

“Положения” 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актах, в которых подробно написано вся процедура освобождения.

Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.

- Какую власть над крестьянами потерял помещик? (Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьёй или отдельно от неё.)

Крестьяне получили гражданские права.(выступать от своего имени в суде, перемещаться по стране, заключать брак, переход в другие сословия и др)

Крестьяне освобождались с землёй за выкуп. (80% государство, 20% сам крестьянин выкупной платеж за 49 лет. Переходное состояние между крепостным крестьянином и собственником называлось временнообязаным состоянием.

Между помещиком и крестьянином подписывался договор «Уставная грамота» о размере надела земли. Ее составляли мировые посредники.

Мировой посредник – чиновник, который составлял и утверждал уставные грамоты, разбирал споры между помещиками и крестьянами

Помещики не должны были ничего потерять от этой реформы.

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов.

Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. Средний размер надела - 3,3 десятины на душу, что было значительно меньше, чем до реформы. 

Как реагировали на свободу крестьяне?

Тятька, эвон что народу

Собралось у кабака:

Ждут каку-то все свободу;

Тятька, кто она така?-

Цыц! Нишкни, пущай гуторят,

Наше дело сторона,

Как возьмут тебя да вспорют,

Так узнаешь, кто она!

Глубокое разочарование: крестьяне ожидали не такую реформу.

Они надеялись на волю, а должны были по-прежнему отбывать барщину и платить оброк. Они надеялись получить землю, а земля оказывалась, пусть и временно, в собственности помещиков. 

Крестьяне не могли воспользоваться свободой по своему усмотрению – община сдерживала самостоятельность крестьян

Временнообязанное состояние почти ничем не отличалось от крепостничества

Итог

Отпустили крестьян, на свободу

Девятнадцатого февраля,

Только землю не дали народу,

Вот вам милость дворян и царя.

Мужики без земли пропадают,

А дворяне и рады тому,

Что дешевле они нанимают

Мужиков на работу свою...

Чтобы с голоду нам не подохнуть,

На дворян мы работать идем,

И живет эта жадная свора

Исключительно нашим трудом.

Значение реформы

Прогрессивные черты реформы

Недостатки реформы

Даровала личную свободу крестьянству

Создание рынка свободной рабочей силы

Развитие капитализма в промышленности

Изменение социальной структуры общества

Сохранение феодальных пережитков (помещичье землевладение; община);

Временнообязанное состояние

Малоземелье

Необходимость выкупа

Надел нельзя продавать

Выкуп по завышенным ценам

Отсутствие системы кредитования

Сохранение сословного строя

Какой была реформа 1861 г?

Крестьянская реформа носила ограниченный, половинчатый, незаконченный характер.

Можно ли ее назвать великой? Александр 2  1 марта 1881 царь-освободитель был убит революционерами.

крестьянин

из какого века пришел к нам этот персонаж?

НА КАКИЕ события пытается нам посетовать герой?

как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (учащиеся формулируют тему урока)

- Правильно, тема нашего урока - Крепостное право и его отмена в1861 году.

Давайте вспомним, что такое крепостное право? 

Крепостное право – форма зависимости крестьян от помещиков, полное им подчинение.

Попытки решить крестьянский вопрос

Причины реформы:

  • Подневольный труд не рентабелен
  • Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, промышленности, сел.хоз-ва
  • Армия набиралась из рекрутов, а значит из крестьян, что было опасно
  • Поражение в Крымской войне
  • Ожидание прогрессивной части общества решение крестьянского вопроса
  • Технико-экономическая отсталость России от Европы
  • Крепостное право- символ нецивилизованности и негуманности
  • Отсутствие свободной рабочей силы, необходимой для фабрик и заводов
  • подъем антикрепостнической борьбы крестьян
  • 2/3 помещиков были против реформы, поэтому она готовилась секретно

Итак, что же такое реформа? (целенаправленное изменение в какой–либо сфере жизни) 

Как реформы могут воздействовать на общество? (отрицательно и положительно)

- Как вы думаете, что нам предстоит выяснить на уроке, разобрав нашу тему?

(отрицательные и положительные черты крестьянской реформы)

Почему долгожданная отмена крепостного права имела не только положительные, но и отрицательные стороны?

Как вы думаете, была ли необходимость в её проведении? Почему, вы так думаете?

Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем.

Однако это было очень непростым делом, поскольку затрагивало интересы всех слоев общества.

При этом главная опора власти — дворянство оставалось в своем большинстве противником подобной реформы. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознавший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.  

Положения реформы

Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.

- Какую власть над крестьянами потерял помещик? (Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьёй или отдельно от неё.)

Крестьяне получили гражданские права.(выступать от своего имени в суде, перемещаться по стране, заключать брак, переход в другие сословия и др)

Крестьяне освобождались с землёй за выкуп. (80% государство, 20% сам крестьянин выкупной платеж за 49 лет. Переходное состояние между крепостным крестьянином и собственником называлось временнообязаным состоянием.

Как реагировали на свободу крестьяне?

Глубокое разочарование: крестьяне ожидали не такую реформу. Но, реформа носила компромиссный характер.

Они надеялись на волю, а должны были по-прежнему отбывать барщину и платить оброк. Они надеялись получить землю, а земля оказывалась, пусть и временно, в собственности помещиков. 

Крестьяне не могли воспользоваться свободой по своему усмотрению – община сдерживала самостоятельность крестьян

Временнообязанное состояние почти ничем не отличалось от крепостничества

Между помещиком и крестьянином подписывался договор «Уставная грамота» о размере надела земли. Ее составляли мировые посредники.

Мировой посредник – чиновник, который составлял и утверждал уставные грамоты, разбирал споры между помещиками и крестьянами

Помещики не должны были ничего потерять от этой реформы.

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов.

Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. 

Средний размер надела - 3,3 десятины на душу, что было значительно меньше, чем до реформы. 

Итоги и Значение реформы

Стихотворение (по итогам)

Достоинства и недостатки реформы:

Работа с картой с122

Историческое значение реформы

Какой была реформа 1861 г?

Крестьянская реформа носила ограниченный, половинчатый, незаконченный характер.

Можно ли ее назвать великой?

Александр 2  1 марта 1881 царь-освободитель был убит революционерами.

Тятька, эвон что народу

Собралось у кабака:

Ждут каку-то все свободу;

Тятька, кто она така?-

Цыц! Нишкни, пущай гуторят,

Наше дело сторона,

Как возьмут тебя да вспорют,

Так узнаешь, кто она!

Крестьянин: Здравствуйте, люди добрые! Ох, и тяжела доля крестьянина на Руси. Поначалу землей мы владели, потом земли наши стали помещикам раздавать, мы-то могли уйти, коли что не так, к другому помещику, так нет – Юрьев день объявили, только 2 недели в году теперь могли уйти. А потом и вовсе Юрьев-то день отменили и урочные лета стали на розыск беглого нашего брата. А при Екатерине и вовсе стали продавать нас без земли, семьи - порознь, на помещиков жаловаться нельзя – в Сибирь сразу. Совсем житья не стало – ни воли, ни земли. После Екатерины хотели цари жизнь-то нашу поправить, а никто так и не решился-то…

Отпустили крестьян, на свободу

Девятнадцатого февраля,

Только землю не дали народу,

Вот вам милость дворян и царя.

Мужики без земли пропадают,

А дворяне и рады тому,

Что дешевле они нанимают

Мужиков на работу свою...

Чтобы с голоду нам не подохнуть,

На дворян мы работать идем,

И живет эта жадная свора

Исключительно нашим трудом.

Порвалась цепь великая,

Порвалась- расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику…

Н.А.Некрасов из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»



Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/feldman-sk 

Звучит мелодия русской народной песни «ЭЙ,УХНЕМ»
Стук в дверь, входит ученик в костюме русского крестьянина. Снимает головной убор, кланяется:

Крестьянин: Здравствуйте, люди добрые! Ох, и тяжела доля крестьянина на Руси. Поначалу землей мы владели, потом земли наши стали помещикам раздавать, мы-то могли уйти, коли что не так, к другому помещику, так нет – Юрьев день объявили, только 2 недели в году теперь могли уйти. А потом и вовсе Юрьев-то день отменили и урочные лета стали на розыск беглого нашего брата. А при Екатерине и вовсе стали продавать нас без земли, семьи - порознь, на помещиков жаловаться нельзя – в Сибирь сразу. Совсем житья не стало – ни воли, ни земли. После Екатерины хотели цари жизнь-то нашу поправить, а никто так и не решился-то…

из какого века пришел к нам этот персонаж?НА КАКИЕ события пытается нам посетовать герой?

как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (учащиеся формулируют тему урока)

- Правильно, тема нашего урока - Крепостное право и его отмена в1861 году.

Давайте вспомним, что такое крепостное право? 

Крепостное право – форма зависимости крестьян от помещиков, полное им подчинение.

Попытки решить крестьянский вопрос

Учитель: Итак, что же такое реформа? (целенаправленное изменение в какой–либо сфере жизни) 

– Как реформы могут воздействовать на общество? (отрицательно и положительно)

- Как вы думаете, что нам предстоит выяснить на уроке, разобрав нашу тему?

(отрицательные и положительные черты крестьянской реформы)

Почему долгожданная отмена крепостного права имела не только положительные, но и отрицательные стороны?

Как вы думаете, была ли необходимость в её проведении? Почему, вы так думаете?

Причины

  1. К.И. Арсеньев  «Доказано, что земля возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными.  Свободный труд производительнее подневольного — это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития".

2 .   И.И. Игнатович. «Развитие частных фабрик и завод  возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, для чего требовалось уничтожение крепостного права".  

  1. Из отчета III отделения :  «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же".
  2. В.О. Ключевский  «Севастополь ударил по застоявшимся умам”.
  3. К.Д. Кавелин  «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них корчь и нервических

припадков».

  1. И.П. Горизонтов «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”.

периоды

Число волнений единичных и затяжных (первичных)

%

1801-1810

1811-1820

1821-1830

1831-1840

1841-1850

1851-1861

83

124

156

143

351

591

6

8

11

10

24

41

1801-1861

1448

100

Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем. Однако это было очень непростым делом, поскольку затрагивало интересы всех слоев общества. При этом главная опора власти — дворянство оставалось в своем большинстве противником подобной реформы. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознавший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.  

Положения реформы

19 февраля 1861 год. –

1.) “Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости”.

2.) “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

“Положения” 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актах, в которых подробно написано вся процедура освобождения. Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.

- Какую власть над крестьянами потерял помещик? (Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьёй или отдельно от неё.)

Крестьяне получили гражданские права.

1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.)

2) открыть торговые и промышленные предприятия;

3) выступать от своего имени в суде;

4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;

5) переходить в другие сословия.

Крестьяне освобождались с землёй. НО земля не сразу становилась их собственностью, надел они должны были выкупить у помещика, по прежнему работая на барщине и выплачивая оброк.

На каких условиях освобождались крестьяне?(свобода + выкуп земли)

Что значит «временннообязанный»?

Как называлось соглашение между помещиком и крестьянской общиной? (уставная грамота)

Кто составлял уставные грамоты? (мировые посредники, дворяне)

Почему эта грамота подписывалась не индивидуально, а коллективно? Кому это было выгодно?(порука)

Временнообязанный крестьянин – лично свободный крестьянин, вынужденный выполнить все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.

Уставная грамота - соглашение между помещиком и крестьянской общиной о размере надела временнообязанных крестьяни и повинностях за пользование им.

Мировой посредник – чиновник, который составлял и утверждал уставные грамоты, разбирал споры между помещиками и крестьянами.

До перехода крестьян на выкуп, т.е. до начала выкупной операции, крестьяне быливременнообязанными, т.е. должны были временно исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Итак, мы выяснили, что крепостные крестьяне освобождались с землей за выкуп.

Обладал ли крестьянин достаточным денежным средствами для выкупа земли? (Нет.)

Государство, в лице разработчиков реформы, это предвидело.

Выкупные платежи: Слайд 5

20% крестьянин должен был заплатить единовременно

80% ему давало государство крестьянам как бы в долг, и они должен был возвращать их государству в течение 49 лет под 6% годовых.

(в сумму выкупа входила плата за землю и личное освобождение) 

Почему так? Дело в том, что так государство пыталось компенсировать «потерю» для дворян рабочих рук. 

Сумма выкупа рассчитывалась так, чтобы положив её на счёт в банк, помещик мог получать проценты с этой суммы равные годовому оброку с крестьян до реформы, и она должна была компенсировать помещику его расходы, связанные с отсутствием оброка. Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка.

Помещики не должны были ничего потерять от этой реформы.

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю.

Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. 

Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

В результате этого «передела» средний размер крестьянского надела пореформенного периода составил 3,3 десятины на душу, что было значительно меньше, чем до реформы. 

Поскольку расположение крестьянских наделов определял помещик, то зачастую крестьяне переселялись на неплодородные земли, лишались выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Как реагировали на свободу крестьяне?

Тятька, эвон что народу

Собралось у кабака:

Ждут каку-то все свободу;

Тятька, кто она така?-

Цыц! Нишкни, пущай гуторят,

Наше дело сторона,

Как возьмут тебя да вспорют,

Так узнаешь, кто она!

Глубокое разочарование: крестьяне ожидали не такую реформу. Они надеялись на волю, а должны были по-прежнему отбывать барщину и платить оброк. Они надеялись получить землю, а земля оказывалась, пусть и временно, в собственности помещиков. 

Значение

Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику…

Итог

Отпустили крестьян, на свободу

Девятнадцатого февраля,

 Только землю не дали народу,

Вот вам милость дворян и царя.

 Мужики без земли пропадают,

А дворяне и рады тому,

Что дешевле они нанимают

Мужиков на работу свою...

Чтобы с голоду нам не подохнуть,

 На дворян мы работать идем,

И живет эта жадная свора

Исключительно нашим трудом.

Крестьянская реформа носила ограниченный, половинчатый, незаконченный характер.

Крестьяне не могли воспользоваться свободой по своему усмотрению – община сдерживала самостоятельность крестьян

Временнообязанное состояние почти ничем не отличалось от крепостничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

Урок 8 класс "Накануне отмены крепостного права "

Цель урока:усвоить  причины отмены крепостного права, сформировать представление о ходе подготовки отмены крепостного права,сформировать гражданскую позицию по отношению к крепостному праву, личн...

Проверочная работа по теме: «Накануне отмены крепостного права» 8 класс

Проверочная работа по истории России 8 класс "Накануне отмены крепостного права"...

Конспект урока по теме: "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс

Конспект урока по теме "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс....

Урок по истории "Отмена крепостного права" в 10 классе

Это урок - объяснение. Урок призван дать знания , закрепить знания, умения, а также проверить уровень усвоения материала учащимися....

«Причины отмены крепостного права» «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России»

Представленна технологическая карта урока по теме "Причины отмены крепостного права"...