Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории

Исмаилов Нурлан Дашдемирович

Аннотация

Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые позволят изучить большой объем материала, подготовить учащихся к ЕГЭ, развивать умение критически анализировать, формулировать свое суждение о важных событиях, фактах, концепциях.

В методической разработке актуализирована важность реализация   требований ФГОС ООО   на уроках истории и обществознания.

Автор обосновывает важность применение новых методов и приемов согласно требований ФГОС ООО работы на уроках истории и обществознании. Методическая разработка предназначена для учителей истории и обществознания, географии, руководителям методических объединений.

В рамках ФГОС предлагается проводить уроки, с использованием методик и приёмов по использованию ФГОС. Часто преподаватели используют старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».

А также актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

      Министерство Образования и Науки Республики Дагестан

Муниципальное Казенное Учреждение «Управление Образования»

                                  Табасаранский район

                                               

                                   Хучни – 2018 г

                                        Оглавление.

1.Аннотация____________________________________________3

2. Введение______________________________________________ 4-5

3. Поэтапное изучение истории в  условиях введения ФГОС_____5-6

4. Приемы работы с учебниками ФГОС_______________________7-8

5. Сравнительная таблица традиционного урока, от уроков современного типа____________________________________________________9-10

6. Заключение____________________________________________ 11

7. Список литературы_____________________________________12

                                     

                                                  Аннотация

Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые позволят изучить большой объем материала, подготовить учащихся к ЕГЭ, развивать умение критически анализировать, формулировать свое суждение о важных событиях, фактах, концепциях.

В методической разработке актуализирована важность реализация   требований ФГОС ООО   на уроках истории и обществознания.

Автор обосновывает важность применение новых методов и приемов согласно требований ФГОС ООО работы на уроках истории и обществознании. Методическая разработка предназначена для учителей истории и обществознания, географии, руководителям методических объединений. 

В рамках ФГОС предлагается проводить уроки, с использованием методик и приёмов по использованию ФГОС. Часто преподаватели используют старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».

А также актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

                                          Введение

Современному человеку для  достижения  успеха  в  жизни  необходимо  уметь  быстро ориентироваться  в  меняющемся  мире, осваивать  новые  профессии  и  области  знаний, находить  общий  язык  с  людьми  самых  разных  профессий, идеологических, политических  взглядов  и  культур. Данный заказ общества  нашел  свое  отражение  в  основных  требованиях  к  выпускникам, сформулированных  в  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте. Согласно ФГОС второго поколения, системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий .                                                                                                      Вот уже третий год в своей педагогической деятельности я применяю стандарты II  поколения, т.е.  совершенствую свою работу всеми имеющими средствами для  достижения  хороших  результатов . Меняются  цели и содержание образования,  появляются   новые средства и технологии  обучения, но  какие   бы не свершались  реформы , урок остаётся главной формой  обучения.  На  нём держалась   традиционная и стоит  совершенная  школа.  Какие бы  новации  не водились,  только на уроке, как сотни и тысячи  лет назад, встречаются участники   образовательного процесса:  учитель и ученик.

Особенность  федеральных  государственных  образовательных стандартов общего образования – их  деятельностный   характер, который ставит главной  задачей  развитие личности  ученика.  Современное образование отказывается от традиционного представления   результатов   обучения в виде знаний, умений и навыков ;  формулировки  ФГОС   указывают на реальные виды  деятельности.

Однако из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого состоит в том, что  Стандарты  первого поколения ориентированы на репродуктивный процесс  приобретения знаний ; в то время как Стандарты  второго поколения  наделены на  приобретение знаний самыми отучающимися ориентированы на результат.

В соответствии с новыми  стандартами  знания  должны предъявляться  в виде оригинальных тестов, подлежащих  исследованию, для построения  собственных версий и интерпретаций , а не  как пересказ, вербальное объяснение, толкование  для последующего заучивания.

Итак, если раньше учитель  должен  был выдать  программу (содержание),  то сегодня  - учитель  должен обеспечить  достижение  планируемых результатов.

Развитие личности  школьника в системе образования  обеспечивается, прежде  всего, через формирование  универсальных  учебных  действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.  Овладение  обучающимися    универсальными учебниками  действиями создает возможность  самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентности, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.  Эта обеспечивается тем, что универсальные учебные  действия – это  обобщённые   действия , порождающие  широкую ориентацию  обучающихся в различных предметных  областях  познания и мотивацию к  обучению.  Формирование  любого умения проходит  через  все   методологически  обоснованные этапы формирования  нового элемента системы:                                                                                

- Приобретение  первичного  опыта выполнения действия в ходе пробных  попыток.  

– Проблематизация  прежнего опыта  его выполнения как  недостаточного для получения требуемого  результата.                                                                                                                                                           – Формирование нового способа   (алгоритма) действия, установление перспективных связей  с имеющимися  способностями.                                                                                                                                              - Тренинг  по  применению нового способа, приобретение умения, промежуточный  контроль  и коррекция.                                                                                                                                                                                                  – Итоговый контроль  и установление  системных  связей с имеющимися  способами.

Ученик   в ходе учения, должен  изменить себя, приобретать новые знания, умения  и способности – именно это является  результатом  его  учебной  деятельности.  Соответственно, умение учится – это  начит  самостоятельно  осваивать  новы знания, умения и способности, организовать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и  оценивать.

2 . Поэтапное изучение  истории в условиях введения ФГОС

В своей  практике  работы со стандартами   II   поколения  я применяю  следующие  приемы  методы  обучения:                                                                                                                                                                                                                               Начну с истории 5 класса т.е.  с Истории Древнего мира, учебник под редакцией   А.А. Искандерова , которая нацелена  на  изучение  истории о ранних  этапах  развития  человечества.  Важная историческая информация выделяет жирным шрифтом, а новые слова – курсивом.   На синем фоне помещены вспомогательные тесты.  Также в учебнике представлены отрывки  из  письменных   документов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Каждый свой урок начинаю с информации о мировых событиях, что дает  детям понятие того, что делается  сегодня  для  следующего поколения  это история.  Ознакомливая детей с историей древнейших людей при помощи  красочных  рисунков  показываю жизнь людей того далекого времени, где изображены древние города , поселения, жилища, домашняя утварь, одежды, книги и многое другое, используя  местный  колорит.

     Работаю с историческими картами, где обозначены территории расселения первобытных людей,  древние  государства,  города и места событий и многое другое.

     Ответы на вопросы и задания перед каждой главой помогает детям находить и обобщать необходимую информацию.                                                                                                                                                   Вопросы   и ответы перед параграфами позволяет вспоминать ранее изученный материал. Отвечая на вопросы после  

параграфа, дети проверяют свои  задания, обучаются формировать историческую терминологию. Также даю возможность поразмышлять над интересными вопросами и обсудить  их  с одноклассниками , описать по плану иллюстрацию , изучать письменный  документ. Подготовка сообщения по теме, составить рассказ.

         Впервой полугодие 6 класса изучается История Средних веков под редакцией А.А. Сванидзе , которая описывает эпоху средневековья V-XV вв . Изучив знания и склонности детей к своему предмету, начиная с 6 класса я применяю следующие методы :

Разноуровневое обучение дает возможность помогать слабому ученику, давать более сложные задания более сильному, что позволяет реализовывать желание более подготовленных ребят  быстрее и глубже продвигаться в  образовании.

 Исследовательские методы, позволяют учащимся развивать самостоятельность в получении знаний, изучать проблему и предлагать пути решения. Такой подход помогает расширить кругозор и формирует мировоззрение.

Работа с учебной и справочной  литературой  (поиск необходимой информации из разных источников). Многообразие источников информации : учебник, словарь, справочник ,Хрестоматия, базы данных интернета учат быстро ориентироваться  в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки. Работая с с источником , каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания.

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы и рисунка позволяет систематизировать учебную информацию, расположить  ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

Заполнение сравнительно - обобщающей таблицы  позволяет сделать анализ и сопоставление сравниваемых фактов и исторических событий.

Составление биографических справок- характеристики исторических личностей . на основе  оценок историков деятельности и личности дети учатся давать собственную аргументированную оценку той или иной исторической личности. Например, какие положительные черты ученики выделять в личности Александра Македонского. Что не нравится им в личности Александра Македонского?

Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной  деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

Групповой метод дает детям возможность проявить свои знания в группе, что стимулирует их к получению знаний.

Метод «Незаконченная тема» позволяет учащимся при изучении новой темы смоделировать историческую ситуацию( предложить свои варианты развития событий от имени одного из участников, свидетелей современников)

       Второе полугодие обучение в 6 классе начинается изучение истории России (Отечества), что вызывает большой  интерес у учащихся к изучению истории родной страны.

      Именно с 6 класса начинается систематизация знаний по истории, что влияет на результаты ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах.

3. Приемы работы с учебниками ФГОС

Учебники истории допущенные ФГОС рассчитаны на подготовку детей к сдаче ГИА, имеют соответствующий материал для подготовки к ГИА, такие как: самопроверка своих знаний; учимся быть историками; запомните новые слова; исторические документы и в конце каждой глав предусмотрены тестовые задания, что аналогичны к  ОГЭ и ЕГЭ заданиям

Выберите из списка соответствующее название;

Расположите события в хронологическом порядке;

Установите соответствие между терминами и их определениями;

Выберите понятие, которые относятся данному периоду;

Установите соответствие между датами и ключевыми событиями.

Также в конце учебника даны темы проектов и список интернет ресурсов и электронных пособий(СД)

     На своих уроках часто использую игры: «третий лишний», «Найди отличия».

    Для формирования навыков продуктивного чтения и выработки умения выделять главное в информации использую такие игры:

«Три предложения»: изложи «Главное в трех предложениях»;

«Вопрос ответ» : в конце урока предлагаю детям составить по три вопроса к пройденной теме и задать вопрос адресно. Наиболее интересные вопросы оцениваются и становятся материалом для проверочного контроля на следующем уроке;

«Найди отличия (сходства)»;

«Найди ошибки в тексте».

        Рецензия на ответ товарищ . Эта работа способствует формированию умений объективной само и взаимооценки  учебной деятельности.

      Поскольку урок- основная форма организации учебной деятельности, учителю необходимо систематически совершенствовать свою педагогическую компетентность, творчески выстроить самообразование пот изучению технологий, методик, приемов реализации системно-деятельностного подхода на уроках, необходимо овладеть этими технологиями и постоянно осуществлять педагогическую рефлексию проводимых уроков.

   

Сравнительная таблица традиционного урока, от уроков современного типа

Требования к уроку 

Традиционный  урок 

Урок  современного  типа 

Объявление темы  урока

Учитель  сообщает обучающимся 

Формулируют сами  обучающиеся (учитель подводит обучающих к осознанию темы)

Сообщение целей и задач 

Учитель формулирует и сообщает  обучающимся, чему должны научиться 

Формулируют сами  обучающиеся, определив границы знания и незнания  (учитель подводит обучающихся  к осознанию целей и задач)

Планирование 

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели 

Планирование обучающимися  способов движения намеченной цели  (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся 

Под   руководством  учителя  обучающиеся  выполняют ряд  практических задач (чаще  применяется  фронтальный метод  организации деятельности)

Обучающиеся  осуществляют учебные действия  по намеченному плану  (применяется групповой, индивидуальный метод) учитель консультирует 

Осуществление  контроля 

Учитель осуществляет  контроль  за выполнением  обучающимися  практической работы 

Обучающиеся  осуществляют контроля  (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует 

Оценивая обучающихся 

Учитель осуществляет  оценивание работы обучающихся  на уроке

Обучающиеся дают  оценку  деятельности  по её  результатам  (самооценка, оценивание результатов  деятельности  товарищей), учитель консультирует 

Итог   урока 

Учитель выясняет  у обучающихся , что они запомнили

Проводится рефлексия 

Домашнее задание 

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся  могут выбирать задание  из предложенных  учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения.

Как проходил традиционный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию истории (обществознания) продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

                                         

                            Заключение

        В ходе реализация  требований ФГОС ООО  на уроках  истории  и обществознания обратила

 внимание на то, что в работе со стандартами ФГОС заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.

ФГОС  имеют большие преимущества:

- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

- развивает творческие способности и самостоятельность;

- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Рассмотрев разноуровневые методы ФГОС , можно сказать, что это одна из новых педагогических технологий. Конечно, использование этогих методов требует учебно-материальной базы, значительных материальных затрат, но имеет ряд положительных моментов. Эта педагогическая технология – гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в нравственном аспекте.

         Из приведенных примеров, можно сделать вывод, что стандарты нового поколения обеспечивают успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Посредством ФГОС,  готовим ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной),информационно-технологической, коммуникативной.

Таким образом, основной моей задачей является - принять ученика таким, каков он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую ученику. Ученика необходимо учить учиться.)

Использованная  литература

Изученная теория и литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) –М.:Просвещение,2011
  2. Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Шевченко С.В. ст. преподаватель кафедры социального образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
  3. Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Журавлевой О.Н. зав. кафедрой социального образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
  4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. -М. «Просвещение»,2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...

Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Проблема: Основное содержание курсов истории и обществознания — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого, изучение развития современного общества — не включает...

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков

Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....

Статья "Вопросы формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.)"

Достижение личностных результатов учащихся при реализации совместных проектов на уроках истории и иностранных языков.Осуществление межпредметных связей.Примеры успешных проектов....

Реализация системно-деятельного подхода на уроках истории и обществознания

В стаатье поднимаются вопросы о том, как дать ученику не просто знания, а умения их  добывать материал. Предлагаются различные формы работы на уроках истории и обществознания...