Реализация системно-деятельного подхода на уроках истории и обществознания
методическая разработка по обществознанию

В стаатье поднимаются вопросы о том, как дать ученику не просто знания, а умения их  добывать материал. Предлагаются различные формы работы на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельного подхода

на уроках истории и обществознания

И.Я.Полханова,
Киселевский городской округ, Кемеровская обл.

         А. Дистервег писал: «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...». Эти слова актуальны и сегодня. Следовательно, перед нами стоит задачи, использовать такие приемы и методы обучения, которые будут способствовать более широкому и активному вовлечению учеников в процесс познания и сформируют человека, который будет уметь: решать проблемы, воспринимать любые идеи (которые на первый взгляд кажутся нелогичными и бредовыми), терпимо относиться к другим точкам зрения, уметь строить логические выводы, делать прогнозы, применять свои знания в различных ситуациях и пр.

Решать эту задачу мешает традиционное массовое восприятие: все, что есть в учебнике, необходимо учить, а нам необходимо воспитать такого человека, который вооружённый сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции, мнение  большинства, им трудно манипулировать. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) предъявляет новые требования к образовательному результату:

- предметные результаты: знания, умения, опыт творческой деятельности;

- метапредметные результаты: способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

- личностные результаты: система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность.

В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход. Одним из положений которого является «…разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…».

Следовательно, если традиционно, перед школой стояла задача – дать хорошие и прочные знания, но развитие общества потребовало смены образовательной парадигмы. Сегодня, школа не должна стать местом передачи знаний, ее цель - развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Эта цель лежит в стандартах нового поколения в основе которых – ключевые компетенции, обеспечивающие личностную, социальную и профессиональную успешность выпускника школы; внедряются новые технологии обучения, направленные на развитие самостоятельности, навыков работы в сотрудничестве, исследовательских и проектировочных умений, информационной компетентности; принимаются новые ценности образования – умение уважать других людей, гражданская ответственность, глобальное мышление, активная жизненная позиция.

Что предлагает нам системно-деятельный подход. Во-первых, основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Во-вторых, основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Следовательно, на уроке идет процесс овладения системы учебных действий с изучаемым учебным материалом и оценивается способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Рассмотрим, какие базовые образовательные технологии мы можем использовать на уроке.

Обучение на основе «учебных ситуаций». Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих действие. Например, учитель не сообщает тему урока, ученики должны попытаться сформулировать ее самостоятельно. Так, на уроке истории 8 класс по теме «Образование наполеоновской империи», учитель на доске записывает слова: «Наполеон, власть, империя, французская революция». Урок обществознания 7 класс «Ответственность несовершеннолетних за нарушение закона» - показывает слайд, где изображены подростки, совершающие противоправные действия, заседание суда, места лишения свободы и пр.

Очень эффективно учителями применяется стратегия ЗУМ (таблица с тремя колонками: знаю, хочу знать, узнали). Вначале урока заполняются первый и второй столбцы таблицы («знаю», «хочу узнать»). В конце урока третий столбец «узнали».

Парный мозговой штурм. Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают, по предложенной теме. Затем от каждой пары учитель принимает одну – две идеи и записывает их на доске.

Учебные ситуации с элементами игровой деятельности. Это могут быть соревнования команд или индивидуальные, ролевые, сюжетные. Например, урок обществознание в 9 классе по теме трудовое право - написать резюме для приема на работу; обыграть прием на работу.

Используя интерактивные методы: «Займи позицию», «Шкала мнений», мы вовлекаем учеников в изучение своего сообщества, для того, чтобы поддерживать связь между тем, что они изучают и реальным обществом.

На уроке, ученики стараются высказывать свое мнение, все высказаться не могут, поэтому предлагаю использовать шкалу мнений. Это сигнальные карты, которые лежат на партах во время урока. Ученик выбирает соответствующую позицию и поднимаете табличку: 100% (согласен); 50% (свое мнение); 0% (не согласен).

Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности.  Это может быть проект реформы, программа партии или предвыборная программа депутата.

Ученики пишут дневники и отклики, фокусируя внимание на записи идей для рассмотрения и обсуждения, но не обязательно для окончательного представления.

Я уверена, что каждому ребенку есть что сказать, и что он является знатоком, по крайней мере, своего собственного опыта. Но если единственный письменный процесс, который видят ученики, это например, воспоминания великих людей, они решат, что никогда не станут историками, путешественниками. Если же учитель покажет ученикам как творят исследователи, сначала ведут записи беспорядочных наблюдений в дневниках и записных книжках, делая много попыток до того, как наилучший вариант выльется в тему, то весь процесс письма станет для ребенка более доступным.

Можно использовать самые разные типы письма: сочинения, эссе, репортажи, синквейны и даймонды.

Синквейн и даймонд пишутся по определенным правилам. Их составление требует от учеников умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё в кратких выражениях. Это форма свободного творчества, которая осуществляется по опредёленным правилам. Ученик обращаться к тексту содержания изучаемой темы, при этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна или даймонда. При выполнении задания, ученик реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

В качестве примера можно привести даймонд, составленный одиннадцатиклассником  на уроке по теме «Борьба за линией фронта в годы  Великой  Отечественной  войны».  

Страх

Ужасный   постоянный (леденящий    убивающий)

Парализует, угнетает, заставляет

Уверенно  быстро  стремительно  решительно

Защищает захватывает выручает

Неосознанное  великое

Бесстрашие

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности. Сюда можно отнести группировку и упорядочивание, классификацию, сопоставление и сравнение, проведение мини исследования и т.д. На своих уроках я использую различные наглядные организаторы.

Наглядные организаторы могут использоваться на всех стадиях урока: при подготовке исследования, в процессе исследования, при организации размышления над тем, что было изучено. Примером наглядного организатора  является диаграмма Венна, когда задаются два понятия, затем находится особенное и общее для обоих. 

Еще один пример - разбивка на кластеры. Тема урока: «Семья. Семейные отношения».

При помощи учеников учитель пытается рассмотреть сложную систему семейных отношений (Рис.1). Затем, кластер расширяется в Карту концепций (поясняет каждый вид семейных отношений) (Рис.2). Карта - концепция может выглядеть в виде таблицы, в виде графического организатора, в виде рисунков.

Таким образом, для того чтобы знания наших учеников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Не случайно китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Системно-деятельный подход построен по этому принципу. Он позволяет формировать умения учебной деятельности, позволяющие в последующем, успешно адаптироваться в жизни, а учителю помнить золотые правила:

- дари ребенку радость познания и творчества;

- веди ученика от собственного опыта к общественному;

- будь не «над», а «рядом»;

- радуйся вопросу, но отвечать не спеши.

Литература

  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления /Р.Бустром. - М.: Открытое общество, 2000. – 214 с.
  2. Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г.Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителей /Е.Л.Мельникова. - М.:Просвещение, 2002. – 219 с.
  4. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара /Под ред. А.В.Великановой.- Самара, 2009.- 236 с.
  5. Якиманская И.С.Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С.Якиманская.-  М.:Просвещение, 1996. -214 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»

В данном материале рассматривается перспективность внедрения в историческое образование культурологического аспекта через информационно-коммуникационные технологии. Культурологический подход дает возм...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.XXI век – это век  различных  инноваций. Данные изменения не прошли мимо сферы образования. На сег...

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...

Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Проблема: Основное содержание курсов истории и обществознания — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого, изучение развития современного общества — не включает...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавания истории и обществознания.

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания...