Формирование и оценивание сформированности читательской грамотности в рамках курса истории
презентация к уроку по истории

Елена Ивановна Шупеля

Международные исследования в области образования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Виды функциональной грамотности: читательская, естественно-научная, компьютерная, информационная, правовая, коммуникативная, языковая, бытовая и т.д.  На вершине всей системы располагается читательская грамотность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ КУРСА ИСТОРИИ Муниципальное бюджетное образовательное Учреждение «Центр образования №31 имени Романа Петровича Стащенко » Выполнил учитель истории Шупеля Е.И.

Слайд 2

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия –те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста 1.Поиск Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. 2.Извлечение - это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Читательские умения 1 . Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 3. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 4 . Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 5. Определять наличие/отсутствие информации «Читать –это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –вот в чем главное» К. Д. Ушинский

Слайд 3

Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ 1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) 3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста 4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент –контраргумент, тезис –пример, сходство –различие и др.) 5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом 6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев 8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) Интеграция или связывание свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста. Связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую (установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст )

Слайд 4

Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста Способность связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом Способность осмыслить и оценить форму текста ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ 1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора 2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 3. Понимать назначение структурной единицы текста 4. Оценивать полноту, достоверность информации 5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Слайд 5

Читательские действия, связанные с использованием информации из текста умение применять информацию , представленную в тексте для решения различных учебно -познавательных и учебно-практических задач ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ 1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний 3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу 4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста 5.Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) 6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Слайд 6

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ТЕКСТ УЧЕБНИКА ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ КАРТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ, ГРАФИКИ, ТАБЛИЦЫ При изучении истории формируется такой элемент функциональной грамотности как читательская грамотность.

Слайд 7

П РИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ (текст) Задания на проверку понимания содержания –начальный этап проверки сформированностиоснов читательской грамотности. Осмыслить и отобрать информацию из документа (или отрывка). Работа исключительно с текстом документа без использования дополнительных знаний и информации. Галицко-Волынское княжество Плодородная почва, мягкий климат, относительная безопасность от кочевников сделали благодатную землю Волыни одной из богатейших на Руси. Здесь очень интенсивно развиваются феодальные отношения и складывается сильный боярский слой. Здесь возникают такие города, как Перемышль, Луцк, Теребовль , Червен , Холм, Берестье , Дрогичин . Долгое время мы ничего не находим в летописях о Галиче. Но в XII веке Галич из небольшого удельного городка второстепенных князей быстро превращается в столицу значительного княжества, возникшего на землях таких славянских племён, как белые хорваты, тиверцы и уличи. На рубеже XII и XIII столетий Роман Мстиславич Волынский объединил Галицкую землю и Волынь в одно большое государство, пережившее монгольское нашествие и просуществовавшее до XIV века. Такова схема истории Западной Руси (Рыбаков Б. А .) 1. Какие причины, по мнению автора, способствовали развитию галицкихи волынских земель? 2. Кто и когда объединил земли Галича и Волыни?

Слайд 8

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Задания на проверку понимания содержания текста ИЗВЛЕЧЕНИЕ (ОТБОР) НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ОСМЫСЛЕНИЕ

Слайд 9

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Задания на поиск и извлечение информации Задания на интерпретацию и толкование (анализ, обобщение, сравнение) По подсчётам историка С. В. Мироненко, если взять за основу владение крепостными крестьянами членами правящей элиты России в первой четверти XIX в., то картина получается следующая: не имели —28,2%; имели до 100 душ —9,4%; имели от 101 до 500 душ —24,7%; имели свыше 1000 душ —20,4%; нет сведений —18,8%. Что можно сказать о характере правящей элиты в России, если мелкопоместными назывались дворяне, имевшие до 100 душ , среднепоместными —до 500 душ, крупнопоместными —свыше 500 душ?

Слайд 10

Задания, нацеленные не только на поиск и извлечение информации, но и на её интерпретацию, например на обобщение или сравнение. Работа так же только с предлагаемым текстом, без дополнительной информации или знаний. Задания на интерпретацию и толкование (анализ, обобщение, сравнение)

Слайд 11

Интерпретация и толкование: проанализировать, сравнить, соотнести, сделать вывод

Слайд 12

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ( работа с картой) Задания на поиск и извлечение информации Задание на интерпретацию и толкование

Слайд 13

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ( текст и иллюстрация) Проверяем умение работать с текстом документа и карикатурой (извлекать информацию, соотносить информацию из текста и иллюстрации), которое является составной частью читательской грамотности. Не требуются контекстные знания.

Слайд 14

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Записка П.Н. Дурново Николаю II (февраль 1914 г.) «Не подлежит сомнению, что война потребует расходов, превышающих ограниченные финансовые ресурсы России. Придётся обратиться к кредиту союзных и нейтральных государств, а он будет оказан не даром. Не стоит даже говорить о том, что случится, если война окончится для нас неудачно. Финансово-экономические последствия поражения не поддаются ни учёту, ни даже предвидению и, без сомнения, отразятся полным развалом всего нашего народного хозяйства. Но даже победа сулит нам крайне неблагоприятные финансовые перспективы: вконец разорённая Германия не будет в состоянии возместить нам понесённые издержки… Так как Германия… не окажется изолированной, то будущая англо-германская война превратится в вооружённое столкновение между двумя группами держав, придерживающимися одна германской, другая английской ориентации... Главная тяжесть войны, несомненно, выпадет на нашу долю, так как Англия к принятию широкого участия в континентальной войне едва ли способна, а Франция, бедная людским материалом, при тех колоссальных потерях, которыми будет сопровождаться война при современных условиях военной техники, вероятно, будет придерживаться строго оборонительной тактики. Роль тарана, пробивающего самую толщу немецкой обороны, достанется нам… В случае неудачи… социальная революция, в самых крайних её проявлениях, у нас неизбежна... Законодательные учреждения и лишённые действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению».

Слайд 15

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ : 1.С какими проблемами столкнётся Россия в случае вступления в войну, по мнению автора записки? (недостаток средств и необходимость кредитов, за которые потом придётся расплачиваться; главная роль в военных действиях, роль тарана) 2.Какие последствия прогнозировал П.Н. Дурново для России: а) в случае победы в войне (развал народного хозяйства, Германия не сможет нам компенсировать потери) б) в случае поражения в войне (социальная революция и анархия с непредсказуемыми последствиями) 3.Почему, по мнению автора записки, социальная революция в случае поражения, в России неизбежна? 4.Почему автор считал, что главная тяжесть военных действий выпадет России? 5.С какой целью, по-вашему, П.Н. Дурново направил свою записку царю, на что он рассчитывал? 6.Как вы думаете, была у России возможность избежать войны? Объясните свою позицию. Задания на поиск и извлечение информации Задание на интерпретацию и толкование (понимание текста) Задание на осмысление и оценивание содержания

Слайд 16

Задания, нацеленные не только на поиск и извлечение информации, но и на её интерпретацию . Предполагается , что у учащегося есть определённые знания по истории. Исторический контекст: представления о политике «военного коммунизма». Чтобы выделить новое, нужно знать, что было прежде, с чем сравнивать.

Слайд 17

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ, ТРЕБУЮЩИЕ НАЛИЧИЯ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЗНАНИЙ ( межпредметных ) Знания по географии (по ключевым словам –названия городов) Знания по географии (по ключевым словам –названия городов)

Слайд 18

Выводы Необходимо и возможно формировать читательские умения на каждом уроке истории, через организацию работы с документами, картами, иллюстрациями, таблицами, диаграммами, текстом учебника. Проверить сформированность читательских умений можно только с помощью заданий, которые предполагают исключительно работу с текстом, картой, иллюстрацией, таблицей или диаграммой, и не требуют привлечения контекстных знаний. В учебниках по истории содержится достаточное количество и тех, и других заданий. Однако, учитель вполне может сам сконструировать задания, опираясь на рекомендации и примеры, содержащиеся в материалах Института стратегий развития образования РАО и сборниках эталонных заданий, выпускаемых ГК «Просвещение» Только систематическая работа на уроках, а также во внеурочной деятельности может привести к достижению результатов по формированию читательской грамотности. Вклад предмета «история» в эту деятельность значителен. Ссылка на источники: https :// rosuchebnik.ru/upload/iblock/6a3/6a312aff26c28b6398f96f39033ac1ff.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития  учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования  умений логического ...

Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект "Читаем в INSTAGRAM"

Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент....

«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации  её ...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

Тема заседания РМО «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»

Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»...

практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра

1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...