Тема заседания РМО «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»
презентация к уроку по русскому языку

Тема заседания РМО:

«Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»

 

        

                                                            “Неграмотным человеком

завтрашнего дня будет не тот,

кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к написанию ВПР.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

 

  1. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

          Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

  1. Введение ФГОС ООО стало фактором реализации нового подхода к процессу обучения. Этот процесс воспринимается как новый этап развития личности, где наряду с предметными результатами получают развитие универсальные учебные действия. Всероссийские проверочные работы позволяют проверить уровень сформированности УУД, их использование в учебной и внеучебной практике. Третья часть заданий ВПР в 5-7 классах связана с пониманием и интерпретацией текста: определение основной мысли, ответ на вопрос по содержанию текста, поиск ключевых слов и словосочетаний, составление плана, определение типа речи, подбор синонимов, создание речевого высказывания на заданную тему. Анализ данных по результатам ВПР показал, что наиболее трудными оказались задания, проверяющие познавательные умения находить в тексте необходимую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (коммуникативное умение).

Решать эти задачи помогает технология формирования типа правильной читательской деятельности, или технология продуктивного чтения. Данная технология разработана профессором Н.Н.Светловской и направлена на формирование всех УУД. В основе данной технологии лежат исследования по психологии читательской деятельности доктора педагогических наук Г.Г. Граник.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 

 

  1. В настоящее время обучающиеся, с 4 класса принимают участие в ВПР по русскому языку. В каждом классе к работе добавляются задания, проверяющие новые умения: 6 класс – коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в форме плана; 7 класс – нахождение в тексте ключевых слов и словосочетаний в подтверждение своего ответа на вопрос (познавательные УУД и предметные коммуникативные умения). Кроме того, появились задания, проверяющие коммуникативное умение: понимать уместность употребления стилистически окрашенных слов в собственной речи. Эти умения востребованы в жизненных ситуациях устного и письменного межличностного общения. Но на разных ступенях обучения данные умения формируются с различной степенью эффективности.

Новизна данной работы состоит в создании ступенчатой системы использования эффективных приемов формирования читательской компетентности на уроках русского языка на основе технологии продуктивного чтения при подготовке к ВПР.

  1. Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом как основным источником информации способствует развитию коммуникативных УУД. Но опыт работы и результаты ВПР показывают, что у современных школьников уровень владения всеми видами речевой деятельности заметно снизился. Следовательно, работа с текстом необходима обучающимся как средство развития коммуникативной компетенции. Эта работа позволит решить задачу успешного выполнения ВПР, а в дальнейшем, поможет справиться с итоговой аттестацией.

  В 2021/2022 году в утвержденный период ВПР  проводились  не по всем предметам  по причине эпидемиологической обстановки и были перенесены на осень, т.е. на 2022/2023 учебный год.

Ниже приведен  сравнительный анализ результатов осеннего и весеннего периода ВПР (2022 год).

 (Диаграммы)

Анализ ВПР 2022 год

Проанализировав ВПР 5 – 8 классов,(задания по прочитанному тексту), можно сделать вывод, что у учащихся возникает проблема работы с текстом, а именно:

  • Анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли; распознавать и  формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления
    Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
    адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи <…> и функциональных разновидностей языка;
    анализировать текст с точки зрения его темы, цели;
  • Анализировать прочитанную часть текста с точки зрения ее микротемы; распознавать и адекватно формулировать микротему заданного абзаца текста в письменной форме;
  • Определять вид тропа, проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • Распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст;
  • Адекватно понимать и интерпретировать прочитанный текст, находить в тексте информацию (ключевые слова и словосочетания) в подтверждение своего ответа на вопрос, строить речевое высказывание в письменной форме с учетом норм построения предложения и словоупотребления;
  • Распознавать стилистически окрашенное слово в заданном контексте, подбирать к найденному слову близкие по значению слова (синонимы);

 

Вывод: Работа с текстом требует особого внимания.

  1. Наша задача научить ребенка не только грамотному чтению, но еще и чтению осмысленному – такова задача современного учителя. И здесь нам помогает технология продуктивного чтения. В отличие от традиционной системы обучения, данная технология предполагает организацию такой работы, при которой дети сами решают поставленные проблемы. Учитель выполняет роль наставника, наблюдателя.

         Очень часто тексты научного или научно-популярного стиля вызывают нежелание с ними работать, т.к. такие тексты не всегда понятны детям. Именно тогда важно построить урок так, чтобы данная проблема превратилась в увлекательное и познавательное дело.

На различных этапах работы с текстом используются эффективные приемы продуктивного чтения.

Данная технология включает три этапа работы с текстом:

1 этап – этап предтекстовой деятельности;

2 этап – этап текстовой деятельности;

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

На 1 этапе, когда мы только готовимся к чтению, очень эффективно использовать приемы, привлекающие внимание к тексту, вызывающие интерес. Эти приемы развивают коммуникативные умения, которые необходимы для успешного выполнения заданий ВПР в любом классе: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи.

  1. Приемы: (Практика + задания к тексту ВПР)

«Говорящий заголовок» (О чем рассказывает название сказки М.М.Пришвина «Золотой луг»?)

«Ассоциативный куст» (При обсуждении темы «Доброта»: какие ассоциации вызывает у вас это слово?)

«Образ текста» (Из текста, с которым планируется работать, взяты слова. Нужно придумать свой рассказ по этим словам. В дальнейшем можно сопоставить рассказы.)

«Смотр вопросов» (Придумайте вопросы к тексту, прочитав только заголовок.)

«Верные и неверные утверждения» (Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе предлагаются утверждения, на которые необходимо ответить «да» или «нет»  

На 2 этапе работаем непосредственно с текстом с целью его понимания и интерпретации. Умения находить в тексте требуемую информацию (ключевые слова), а также осуществлять информационную переработку текста формируются на данном этапе, способствуют развитию читательской компетентности. Такие умения необходимы при выполнении заданий 10 (6 класс), 11 (7 класс), 12,13 (6 и 7 класс).

Приемы:

«Чтение по кругу» (Текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему перекрестно задают вопросы по содержанию прочитанного.)

«Читаем парой» (Текст предлагается прочитать самостоятельно, а затем обсудить в парах: один ученик в виде ключевой фразы передает содержание текста, другой ученик задает вопросы. Потом они меняются ролями.)  

«Чтение с пометами» (Ученики читают текст и делают пометы на полях: «+» - это я знаю, «-» - это новая для меня информация, «?» - непонятно, надо спросить.)

«Двойной дневник» (Учащиеся делят тетрадь на две части. В процессе чтения должны в левой части записать фразы, эпизоды, которые чем-то запомнились; в правой – краткий комментарий: почему это запомнилось.)

«Вопросный план» (Ученик делит текст на абзацы-микротемы, озаглавливает их в виде вопроса.)

На 3 этапе работ с текстом необходимо углубить понимание, увидеть замысел автора, перейти к выполнению творческих заданий. Развиваются таких умений, как понимание целостного смысла текста, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых строится речевое высказывание, моделирование и преобразование информации. Данные типы заданий представлены в ВПР 6 и 7 классов (задание 14). 

Приемы:

«Дырявое письмо» (Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала, т.е. может использоваться и на 2 этапе. Например, при изучении темы «Деепричастие» (7 класс) нужно заполнить пропуски в карточке  

 «Тонкие и толстые вопросы» («Тонкие» вопросы – это прямые вопросы на знание текста (Кто является главным героем? Как зовут главного героя? Когда происходит действие рассказа? и пр.), а «толстые» – это проблемные вопросы (Дайте три объяснения поступку Герды. Что будет, если Герда не найдет Кая? Почему все герои помогают Герде? И пр.)

«Ромашка Блума» (На ромашке мы видим вопросы: «Почему?», «Предложи», «Назови», «Объясни», «Придумай», «Поделись». Какая грань выпадет, такой вопрос нужно придумать по данному тексту.

«Конкурс шпаргалок» (Предлагаем учащимся конкурс на лучшую шпаргалку по изучаемой теме, с помощью которой можно ответить учебный материал. Но есть ряд условий: творческое оформление, минимальное количество слов, изображение в виде схем, рисунков, символов.)

           Рассмотренные в работе приемы с каждым классом помогают глубже и осмысленнее воспринимать текст, с которым работают школьники. Это способствует развитию читательской компетентности и является несомненным условием повышения общей речевой культуры обучающихся.

(практика работа с текстами)

7. Подведение итогов

- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

● учить видеть, слышать и чувствовать текст;

● пополнять речевую память учащегося;

● обогащать словарный запас;

● продуктивно усваивать учебный материал;

● прививать эстетический вкус;

● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Также использую аудиозаписи.

Результативность опыта работы

         Благодаря эффективной работе с текстом с использованием элементов технологии продуктивного чтения удастся достигнуть множество положительных результатов

 

8. Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

 

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в

своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РМО Учителей русского языка

Слайд 2

Тема : «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер

Слайд 3

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к написанию ВПР. Задачи: - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом; - прокомментировать эффективность применения данных приемов; - отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Слайд 4

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Слайд 5

2. Введение ФГОС ООО стало фактором реализации нового подхода к процессу обучения. Этот процесс воспринимается как новый этап развития личности, где наряду с предметными результатами получают развитие универсальные учебные действия. Всероссийские проверочные работы позволяют проверить уровень сформированности УУД, их использование в учебной и внеучебной практике. Третья часть заданий ВПР в 5-7 классах связана с пониманием и интерпретацией текста: определение основной мысли, ответ на вопрос по содержанию текста, поиск ключевых слов и словосочетаний, составление плана, определение типа речи, подбор синонимов, создание речевого высказывания на заданную тему. Анализ данных по результатам ВПР показал, что наиболее трудными оказались задания, проверяющие познавательные умения находить в тексте необходимую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (коммуникативное умение).

Слайд 6

Решать эти задачи помогает технология формирования типа правильной читательской деятельности, или технология продуктивного чтения. Данная технология разработана профессором Н.Н.Светловской и направлена на формирование всех УУД. В основе данной технологии лежат исследования по психологии читательской деятельности доктора педагогических наук Г.Г. Граник. Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Слайд 7

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом как основным источником информации способствует развитию коммуникативных УУД. Но опыт работы и результаты ВПР показывают, что у современных школьников уровень владения всеми видами речевой деятельности заметно снизился. Следовательно, работа с текстом необходима обучающимся как средство развития коммуникативной компетенции. Эта работа позволит решить задачу успешного выполнения ВПР, а в дальнейшем, поможет справиться с итоговой аттестацией.

Слайд 8

4. В настоящее время обучающиеся, с 4 класса принимают участие в ВПР по русскому языку. В каждом классе к работе добавляются задания, проверяющие новые умения: 6 класс – коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в форме плана; 7 класс – нахождение в тексте ключевых слов и словосочетаний в подтверждение своего ответа на вопрос (познавательные УУД и предметные коммуникативные умения). Кроме того, появились задания, проверяющие коммуникативное умение: понимать уместность употребления стилистически окрашенных слов в собственной речи. Эти умения востребованы в жизненных ситуациях устного и письменного межличностного общения. Но на разных ступенях обучения данные умения формируются с различной степенью эффективности.

Слайд 9

Новизна данной работы состоит в создании ступенчатой системы использования эффективных приемов формирования читательской компетентности на уроках русского языка на основе технологии продуктивного чтения при подготовке к ВПР.

Слайд 10

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом как основным источником информации способствует развитию коммуникативных УУД. Но опыт работы и результаты ВПР показывают, что у современных школьников уровень владения всеми видами речевой деятельности заметно снизился. Следовательно, работа с текстом необходима обучающимся как средство развития коммуникативной компетенции. Эта работа позволит решить задачу успешного выполнения ВПР, а в дальнейшем, поможет справиться с итоговой аттестацией. В 2021/2022 году в утвержденный период ВПР проводились не по всем предметам по причине эпидемиологической обстановки и были перенесены на осень, т.е. на 2022/2023 учебный год. Ниже приведен сравнительный анализ результатов осеннего и весеннего периода ВПР (2022 год).

Слайд 15

5. Наша задача научить ребенка не только грамотному чтению, но еще и чтению осмысленному – такова задача современного учителя. И здесь нам помогает технология продуктивного чтения. В отличие от традиционной системы обучения, данная технология предполагает организацию такой работы, при которой дети сами решают поставленные проблемы. Учитель выполняет роль наставника, наблюдателя. Очень часто тексты научного или научно-популярного стиля вызывают нежелание с ними работать, т.к. такие тексты не всегда понятны детям. Именно тогда важно построить урок так, чтобы данная проблема превратилась в увлекательное и познавательное дело. На различных этапах работы с текстом используются эффективные приемы продуктивного чтения .

Слайд 16

Данная технология включает три этапа работы с текстом: 1 этап – этап предтекстовой деятельности; 2 этап – этап текстовой деятельности; 3 этап – этап посттекстовой ( послетекстовой ) деятельности.

Слайд 17

На 1 этапе, когда мы только готовимся к чтению, очень эффективно использовать приемы, привлекающие внимание к тексту, вызывающие интерес. Эти приемы развивают коммуникативные умения, которые необходимы для успешного выполнения заданий ВПР в любом классе: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи .

Слайд 18

6 . Приемы: «Говорящий заголовок» (О чем рассказывает название сказки М.М.Пришвина «Золотой луг»? ) «Ассоциативный куст» (При обсуждении темы «Доброта»: какие ассоциации вызывает у вас это слово?) «Образ текста» (Из текста, с которым планируется работать, взяты слова. Нужно придумать свой рассказ по этим словам. В дальнейшем можно сопоставить рассказы.) «Смотр вопросов» (Придумайте вопросы к тексту, прочитав только заголовок.) «Верные и неверные утверждения» (Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе предлагаются утверждения, на которые необходимо ответить «да» или «нет»

Слайд 19

На 2 этапе работаем непосредственно с текстом с целью его понимания и интерпретации. Умения находить в тексте требуемую информацию (ключевые слова), а также осуществлять информационную переработку текста формируются на данном этапе, способствуют развитию читательской компетентности. Такие умения необходимы при выполнении заданий 10 (6 класс), 11 (7 класс), 12,13 (6 и 7 класс).

Слайд 20

Приемы: «Чтение по кругу» (Текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему перекрестно задают вопросы по содержанию прочитанного.) «Читаем парой» (Текст предлагается прочитать самостоятельно, а затем обсудить в парах: один ученик в виде ключевой фразы передает содержание текста, другой ученик задает вопросы. Потом они меняются ролями.) «Чтение с пометами» (Ученики читают текст и делают пометы на полях: «+» - это я знаю, «-» - это новая для меня информация, «?» - непонятно, надо спросить.) «Двойной дневник» (Учащиеся делят тетрадь на две части. В процессе чтения должны в левой части записать фразы, эпизоды, которые чем-то запомнились; в правой – краткий комментарий: почему это запомнилось.) «Вопросный план» (Ученик делит текст на абзацы- микротемы , озаглавливает их в виде вопроса.)

Слайд 21

На 3 этапе работ с текстом необходимо углубить понимание, увидеть замысел автора, перейти к выполнению творческих заданий. Развиваются таких умений, как понимание целостного смысла текста, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых строится речевое высказывание, моделирование и преобразование информации. Данные типы заданий представлены в ВПР 6 и 7 классов (задание 14).

Слайд 22

Приемы: «Дырявое письмо» (Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала, т.е. может использоваться и на 2 этапе. Например, при изучении темы «Деепричастие» (7 класс) нужно заполнить пропуски в карточке «Тонкие и толстые вопросы» («Тонкие» вопросы – это прямые вопросы на знание текста (Кто является главным героем? Как зовут главного героя? Когда происходит действие рассказа? и пр.), а «толстые» – это проблемные вопросы (Дайте три объяснения поступку Герды. Что будет, если Герда не найдет Кая? Почему все герои помогают Герде? И пр.) «Кубик Блума» (На кубике мы видим вопросы: «Почему?», «Предложи», «Назови», «Объясни», «Придумай», «Поделись». Какая грань выпадет, такой вопрос нужно придумать по данному тексту. «Конкурс шпаргалок» (Предлагаем учащимся конкурс на лучшую шпаргалку по изучаемой теме, с помощью которой можно ответить учебный материал. Но есть ряд условий: творческое оформление, минимальное количество слов, изображение в виде схем, рисунков, символов.)

Слайд 23

Рассмотренные в работе приемы с каждым классом помогают глубже и осмысленнее воспринимать текст, с которым работают школьники. Это способствует развитию читательской компетентности и является несомненным условием повышения общей речевой культуры обучающихся.

Слайд 24

7. Подведение итогов Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи: учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащегося; обогащать словарный запас; продуктивно усваивать учебный материал; прививать эстетический вкус; формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его. Также использую аудиозаписи.

Слайд 25

8. Рефлексия Прием «Все в твоих руках»- Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению

Слайд 26

Рефлексия БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности. СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно. МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Слайд 27

Рецепт счастья Возьмите чашку терпения , влейте туда полное сердце любви , бросьте две пригоршни щедрости , плесните туда же юмора , посыпьте добротой , добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте . Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому , кого встретите на своём пути . ( Р.Шапиро )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему « Творческая мастерская – условие для формирования личностных качеств и нравственных ориентиров у учащихся на уроках русского языка и литературы»

Творческие мастерские - это технология, которая соответствует новой педагогической философии, прежде всего философии образовательных целей: создавать условия для самореализации; реализовать возможност...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка".

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка"....

практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра

1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...