СССР в 1953 – 1964 гг.
методическая разработка по истории (11 класс)

Балакина Светлана Владимировна

Урок развивающего контроля в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hrushchev.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

СССР в 1953 – 1964 гг.

(урок развивающего контроля в 11 классе)

Задачи урока:

-- определить специфику исторического периода 1953 – 1964 гг.; установить, в чем проявилась незавершенность и непоследовательность мероприятий и в чем причины непоследовательной хрущевской политики;

-- формировать умения систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов; соотносить ряды представленной информации между собой; проводить поиск исторической информации в источниках; критически анализировать источник исторической информации; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-- учить участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по осуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

--  формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся.

                                                                      Нынешнее поколение советских людей

                                                                      будет жить при коммунизме.

                                                                                                                    Н.С.Хрущев

               План:

  1. Историческая разминка
  2. Мини-дебаты
  3. Работа с источниками
  4. «Обмен знаниями»
  5. Задания на сравнение
  6. «Эксперты»

 

  1. Историческая разминка

    А. Дайте определение понятий и терминов.

1. Культ личности —

2. Десталинизация —

3. Мирное сосуществование —

4. Антипартийная группа —

     5. Совнархозы —

6. «Третий мир» —

7. Страны социалистической ориентации —

Б. Расшифруйте аббревиатуры.

1. ОВД —

2. АЭС —  

         В. Расположите события в хронологическом порядке

         1.   А. Строительство Берлинской стены.

    Б. Московский договор об ограничении испытаний атомного оружия.

    В. Перемирие на Корейском полуострове.

    Г. Суэцкий кризис.

     

       2.     А. XX съезд КПСС

               Б. Смещение Г.К.Жукова с должности министра обороны

               В. Победа Н.С.Хрущева над Г.М.Маленковым

               Г. Разгром антипартийной группы

           

          Г.  Установите соответствие между советскими политическими деятелями и фактами их биографии.

             

Деятель

Факт биографии

1. Г.М. Маленков

А. Возглавил органы госбезопасности после смерти И.В. Сталина

2. Н.С. Хрущев

Б. Министр обороны СССР в 1955–1957 гг.

3. Л.П. Берия

В. Был избран Первым секретарем ЦК КПСС вскоре после смерти И.В. Сталина

4. Г.К. Жуков

Г. Министр иностранных дел в 1953–1956 гг.

Д. Возглавил советское правительство после смерти И.В. Сталина

                 Д. Установите соответствие между странами и событиями.

Страна

Событие

1. Венгрия

А. Разрыв «великой дружбы» с СССР

2. Китай

Б. Поддержка СССР в ходе тройственной агрессии

3. Египет

В. Восстание против просоветского режима

4. Куба

Г. Попытка присоединения к СССР в качестве республики

Д. Размещение советских ракет

  1. Мини-дебаты

Работа в группах

Существуют две точки зрения на время начала «оттепели».

1. Она началась при жизни И.В. Сталина, во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.

2. Она началась после смерти И.В. Сталина.

Укажите, какая точка зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

1, 2 группы приводят аргументы в пользу первой точки зрения, 3,4 – второй.

  1. Работа с источниками.

Определите, о каких эпизодах отечественной истории идет речь в отрывках из документов. Укажите годы, расставьте отрывки в хронологической последовательности.

1. «Товарищ Хрущев, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев став выходить из-под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС, решая важнейшие вопросы без должного коллективного обсуждения. Проявляя нетерпимость и грубость к товарищам по Президиуму и ЦК, тов. Хрущев допустил ряд крупных ошибок в практическом осуществлении линии, намеченной решениями ХХ, XXI и XXII съездов КПСС» (из Постановления ЦК КПСС).

2. «В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, – речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности» (из доклада съезду партии).

3. «В кабинет вошло человек 10 или более того. И Маленков мягко так говорит, обращаясь к Жукову: "Предлагаю вам как председатель Совета Министров СССР задержать Берию". Жуков скомандовал Берии: "Руки вверх!". Москаленко и другие обнажили оружие, считая, что Берия может пойти на какую-то провокацию. Берия рванулся к своему портфелю, который лежал на подоконнике, у него за спиной. Я схватил Берию за руку, чтобы он не мог воспользоваться оружием, если оно лежало в портфеле. Потом проверили: никакого оружия там не было, ни в портфеле, ни в карманах» (из воспоминаний Н.С. Хрущева).

  1. «Обмен знаниями»

Каждая группа получает свою проблему и готовится к освещению этой проблемы для всей аудитории.

Преобразования периода «оттепели»:

1 группа: Промышленность

2 группа: Сельское хозяйство

3 группа: Социальная сфера

4 группа: Культура и наука

А) заполнить таблицу

Основные мероприятия

Результаты их проведения

 

Б)  В работах российских и зарубежных историков, экономистов, политологов отмечается половинчатость и непоследовательность ряда экономических, политических и социальных преобразований, проводимых в СССР в середине 50-х – начале 60-х гг. Назовите причины, обусловившие такой характер реформ. Объясните, носили эти причины объективный характер или определялись в значительной мере личностными качествами Хрущева.    

  1. Задания на сравнение

Внешняя политика

Сравните внешнюю политику СССР в 1945 – 1953 гг. и в период «оттепели». Самостоятельно определите позиции для сравнения, общие и различные черты сравниваемых объектов.  

Общее

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различия

Позиция для сравнения

1945 – 1953 гг.

1953 – 1964 гг.

Сделайте выводы о характере внешней политики в период «оттепели». В чем состояла ее противоречивость?

          6. «Эксперты»

       Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы.

А. «Смещение Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. считаю самым настоящим «дворцовым переворотом»... При этом ситуация была очень странной.

В партии и стране практически не ощущалось недовольства этой незаконной акцией, в общем-то демонстрацией произвола. Наоборот, почти повсеместно она была встречена с одобрением, а то и с радостью...

Эта ситуация кажется парадоксальной. То, что делал Н. С. Хрущев за время своего руководства партией и страной для всех слоев общества, для советских людей по логике вещей должно было обеспечить ему значительную популярность. Но оказалось, что ее не было.

Утрату популярности едва ли можно объяснить внутренними и внешнеполитическими неудачами последней пары лет, хотя они были (это и повышение цен на мясо и молоко, и кровопролитие в Новочеркасске, и Карибский кризис). Мне кажется, главная причина состояла в том, что к этому времени у очень многих людей созрело ощущение, что Хрущев и его политика себя исчерпывают, пробуксовывают, что он ушел от одного берега (привычной сталинской политики) и никак не может пристать к другому. Иными словами, он потерял доверие и популярность из-за того, что вел половинчатую политику, погряз в половинчатых решениях, которые, по сути, решениями и не были... И потому он ничьей поддержкой не располагал, почти у всех вызывал раздражение».

(Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление. 1953—1985: Свидетельство современника. М., 1991. С. 102—103.)

Б. «XX съезд, разоблачив преступления Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель централизованную систему руководства. Не стало страха, на котором она держалась все эти годы. Но ничто не пришло ему взамен... Еще вчера послушный аппарат перестал выполнять, просто игнорировал неугодные ему указания отца... Аппарат жаждал спокойствия и стабильности. Хотелось пожить в свое удовольствие, забыв страхи сталинской поры, расслабиться от постоянного напряженного ожидания реорганизаций... Армия роптала на проведенные сокращения, в результате которых не столько вернулись домой солдаты, сколько остались без работы офицеры...

Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он ухитрился поссориться со многими еще вчерашними своими сторонниками. Учил художников рисовать, поэтов писать стихи, режиссеров ставить спектакли и снимать кинофильмы.

Убежденный в экономических преимуществах крупных, механизированных крестьянских производств... отец, не дожидаясь результатов, энергично принялся за сокращения «малоэффективных» подворий и приусадебных участков. Они, казалось ему, связывают руки крестьянам, становятся обузой на фоне грядущего изобилия. Крестьяне считали иначе и проклинали еще совсем недавно столь популярного преобразователя...

Всем стало жить труднее. При действующей системе приростов производства ждать не приходилось. Требовались коренные преобразования, но до этого еще предстояло додуматься...

Отец исчерпал себя. Его время истекло...»

                                           ( Хрущев С. Н.  Никита Хрущев: кризисы и ракеты.

                                                                                    М., 1994. Т. 2. С. 467—469.)

В. «Хрущев не был первым и наверняка не останется последним руководителем, ставшим жертвой собственной политики: как и положено истинному реформатору, он разбудил процессы, развитие которых не был способен сам контролировать. И хотя это редко ставят в заслугу политику, он достоин самой высокой оценки за главное: Хрущев избавил страну от страха, не учтя, правда, при этом, что именно страх был символом и главным инструментом власти в России в предшествующие ему советские и досоветские годы».

                                           (Грачев А. Два русла истории еще не воссоединились //

                                                                                    Новое время. 1994. № 15. С. 6.)

Сопоставьте приведенные высказывания. Выделите общие мысли и суждения о причинах смещения Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР.

Как бы вы смогли объяснить и оценить деятельность Н. С. Хрущева в последние годы руководства страной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест:" СССР в 1953 - 1964 гг.: попытки реформирования общества".

Тест для 9-го класса по теме: "СССР в 1953-1964 гг. : попытки реформирования общества", удобно использовать для закрепления урока по этой теме. Есть задания на знания дат, событий, терминов....

Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.

Итоговый урок по истории в 9 классе...

урок по теме "СССР в 1953-1964"

Это разработка современного урока по истории  по периоду правления Н. Хрущева с использованием  проблемно-диалогического метода по УМК "Школа-2100", который соответствует ФГОС ООО...

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....

методическая разработка урока" СССР в 1953-1964 годах"

методическая разработка итогового урока по истории России в 11 классе...