Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету мир истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

Рабочая программа для детей  с НИ по учебному предмету  мир истории 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._nadomnoe_mir_istorii.docx51.15 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка по учебному предмету «Мир истории» для учащейся 6 класса 1 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» предназначена для учащейся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2015 г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 №4/15));

- Учебный план образовательной организации.

        При разработке рабочей программы были использованы следующие учебно-методические материалы:

1.Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. М.: Просвещение, 2017.

2.Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. Мир истории. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2019.

3.Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Федорова Е.Н. Мир истории. 6 класс, рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2019.

        Данная рабочая программа ориентирована на учебник И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, «Мир истории. 6 класс».

        В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и цивилизаций. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.

        Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в 7-9 классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- формирование

  • первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
  • первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
  • исторических понятий «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
  • умения работать с «лентой времени»;
  • умения анализировать и сопоставлять исторические факты, делать простейшие выводы и обобщения;

- воспитание интереса к изучению истории.

        Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются такие формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков по предмету «Мир истории» предполагается использование методов

  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
  • стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
  • методов исследования (наблюдение, анкетирование).

Общая характеристика учебного предмета

        «Мир истории» для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, формирование личностных качеств гражданина, социально-правовая адаптация в обществе.

        Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание, направлена на всестороннее развитие воспитанников, способствует их умственному развитию. Содержание обучения имеет практическую направленность.

        Основными в реализации программы являются принципы коррекционной направленности в обучении, систематичности и последовательности, наглядности, воспитывающей и развивающей направленности обучения, научности и доступности, реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

        При проведении уроков используются методы:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

- практические (упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами);

- наглядные (наблюдение, демонстрация);

- проблемный;

- исследовательский;

- частично-поисковый.

        Занятия могут проводиться как в традиционной класснои-иурочной так и в дистанционной форме.

Виды практических заданий

  • Заполнение анкет, выполнение заданий к текстам в учебнике;
  • рисование на темы «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т.д.;
  • составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи;
  • составление родословного дерева (рисунок);
  • составление словесного автопортрета, портретов членов семьи и друзей;
  • рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
  • словарная работа;
  • изображение схем сменяемости времен года;
  • составление календаря на неделю, месяц, изображение «ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия (с учетом программы по математике);
  • ориентировка на «ленте времени»;
  • чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;
  • рассматривание и анализ иллюстраций;
  • экскурсии в краеведческий, исторический музеи;
  • ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями (виртуальные экскурсии).

При проведении урока применяются технические средства обучения: фрагменты кинофильмов, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

        В процессе изучения материала по предмету «Мир истории» у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

        Программа «Мир истории» в 6 классе включает следующие разделы:

Вводная тема «Почему надо изучать историю».

1.Имя, отчество, семья, родословная человека.

2.Отчий дом. Наша Родина – Россия.

3.О том, что такое время и как его изучают.

4.Что изучает наука история.

5.История Древнего мира.

6.История вещей. Занятия человека на Земле.

7.Человек и общество.

        Вводная тема «Почему надо изучать историю» рассказывает о новом предмете «Мир истории».

        При изучении раздела «Имя, отчество, семья, родословная человека» учащиеся знакомятся с историей происхождения имен и фамилий, с понятием семьи и ее значимостью для человека, с определение биография человека, а также изучают смену поколений в семье.

        В разделе «Отчий дом. Наша Родина – Россия» происходит ознакомление с понятиями отчего дома, истоков, устройства государства, символов государства, столицы России; с тем, что все люди – это жители планеты Земля.

        Раздел «О том, что такое время и как его изучают» рассказывает о происхождении календаря, мерах времени, способах его счета, хронологии событий.

        В разделе «Что изучает наука история» раскрывается определение истории как науки и происходит знакомство с науками, помогающими ей, с профессиями историка и археолога. Раздел знакомит с историческими датами, правилами названия даты в истории и учит пользоваться «лентой времени». Также происходит знакомство с исторической картой, разъясняется важность знания не только времени события, но и его места. В разделе показана тесная связь истории с географией.

        Раздел «История Древнего мира» рассказывает о том, что на нашей планете живут миллионы людей, они говорят на разных языках и имеют разный цвет кожи; у каждого народа свои обычаи и культура.

        В разделе «История вещей. Занятия человека на Земле» говорится о том, что человек в своем развитии прошел долгий путь и научился использовать силы природы, изобрел множество необходимых ему приспособлений, предметов и вещей.

        Завершает курс раздел «Человек и общество», в котором рассказывается, как возникло общество и государство, об их культуре, законах и традициях.

Место учебного предмета в учебном плане

        В соответствии с ФГОС образования обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Мир истории» входит в образовательную часть «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Мир истории» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).

I четверть –

II четверть –

III четверть –

IV четверть –

Год –

Планируемые результаты освоения программы

        Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

        Личностные результаты освоения учебной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках истории будут формироваться следующие личностные результаты:

Минимальный уровень:

- уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);

- уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;

- использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;

- усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

- адекватно реагировать на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

- понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;

- владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;

- владеть элементами оценки и самооценки.

        Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

        Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, присущие учебному предмету «Мир истории»; характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

1.формирование интереса к изучению истории;

2.коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3.использование знаний в области истории и сформированных умений для решения практических задач.

        Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Минимальный уровень освоения программы «Мир истории»:

- знать исторические события на уровне их понимания;

- использовать часть понятий в активной речи.

        Достаточный уровень:

- удовлетворительно знать основные понятия;

- иметь представления по всем разделам программы;

- использовать основные понятия в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;

- участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;

- высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;

- проявлять интерес к изучению истории.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы

        Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями.

Критериями оценивания являются

- динамика результатов предметной обученности, формирование базовых учебных действий;

- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы.

        Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Знанияи умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ. За основу взяты критерии оценивания, разработанные И.М. Бгажноковой.

Устный ответ

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Ученик демонстрирует понимание материала; самостоятельно формирует ответы; допускает единичные ошибки и сам исправляет.

Ученик демонстрирует понимание материала; самостоятельно формулирует ответы; допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).

Ученик демонстрирует знание и понимание основных положений темы; излагает материал недостаточно полно и последовательно; затрудняется самостоятельно подтвердить пример; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.

Ученик демонстрирует незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл; делает грубые ошибки; не использует помощь учителя.

Письменная работа

При оценке комбинированных работ

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Оценка «1»

Вся работа выполнена без ошибок

В работе имеются 2-3 негрубые ошибки

Правильно выполнена большая часть заданий

Выполнено менее половины других заданий

Ученик не приступал к заданию, не выполнил правильно ни одного задания

- Время выполнения контрольных работ в 5-9 классах – 35-40 минут. За указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.

- Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение – написание тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках истории.

        Изучение предмета «Мир истории» в 6 классе направлено также на формирование базовых учебных действий.

        Личностные учебные действия (обучающийся должен):

- принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли: осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами;

- самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

- положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- иметь целостный социально ориентированный взгляд на мир;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

        Коммуникативные учебные действия (обучающийся должен):

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

- участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

        Регулятивные учебные действия (обучающийся должен):

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по предложенному учителем плану;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

- адекватно использовать правила школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.

        Познавательные учебные действия (обучающийся должен):

- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем, используя словарь, энциклопедию, справочник, электронные носители информации;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словарь, энциклопедия, справочник, электронный диск, интернет);

- ориентироваться в учебнике, в тетради и у доски под руководством учителя;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- использовать знаково-символические средства с помощью учителя.

        Сформированность базовых учебных действий оценивается по следующим критериям:

0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл – смысл действий обучающийся понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнять его самостоятельно;

3 балла – обучающийся самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

        Полученные данные заносятся в мониторинговую карту фиксации достижения базовых учебных действий.

Содержание учебного предмета «Мир истории»

Введение.

Представление о себе и окружающем мире

Имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи. Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях. История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы. Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города.

Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ. Руководитель страны (президент РФ). Большая и малая родина. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.

Представления о времени в истории

Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).

Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).

Начальные представления об истории

История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.(элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки. Историческое пространство. Историческая карта.

История Древнего мира.

Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей. Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века. Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.

Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.

Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.

Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.

История вещей и дел человека (от древности до наших дней).

История освоения человеком огня, энергии.

Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей.

Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.

История использования человеком воды.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

История жилища человека.

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.

История появления мебели.

Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.

История питания человека.

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения и накопления продуктов питания. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

История появления посуды.

Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления. Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

История появления одежды и обуви.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

История человеческого общества.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире. Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения. Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.

Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

6. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

 Тема

Цель урока

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

дата

Раздел 1.Имя, отчество, семья, родословная человека – 6 часов

Введение в мир истории.

Почему надо изучать историю.

Формировать представление об истории как науке.

- слушание рассказа учителя о том, что такое история, что изучает история;

- просмотр презентации «Введение в мир истории»;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- работа с учебником;

- участие в беседе по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

2

История имени.

Дать обучающимся более широкое представление об истории образования имени.

- повторение домашнего задания;

- отгадывание имен сказочных персонажей;

- записывание темы урока в тетради;

-слушание рассказа учителя об истории возникновения имени;

- просмотр презентации «История имени»;

- участие в игре «Не ошибись»;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

      1

3.

Отчество и фамилия человека.

Расширить знания учащихся о происхождении отчеств и фамилий.

- повторение домашнего задания по пройденной теме;

- слушание рассказа учителя, что такое отчество;

- работа с учебником, ответы на вопросы;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- прослушивание стихотворения Г.Граудина "Прадеды";

- слушание рассказа об истории появления фамилий;

- просмотр презентации;

- выполнение работы в тетрадях;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

  1. - запись домашнего задания в дневник.

4.

Понятие о семье.

Сформировать у учащихся представление о семье, как ячейке общества.

- повторение домашнего задания;

- прослушивание стихотворения «Моя семья»;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя о семье, участие в беседе;

- работа с текстом учебника;

- просмотр видео «Повесть о Петре и Февронии»;

- чтение пословиц о семье;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

  1. ч

5.

Понятие о биографии.

Расширить знания учащихся о том, что такое биография, изучить биографию А.С. Пушкина.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание учителя о том, что такое биография;

- просмотр презентации «Биография А.С. Пушкина»;

- работа с учебником;

- записывание значимых сведений о Пушкине А.С.;

- чтение о семье А.С.Пушкина;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

2 ч

6.

Поколения людей.

Дать элементарные сведения о родословной человека.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- участие в беседе с учителем о родственных отношениях;

- работа с учебником;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- составление родословной;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

Раздел 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия – 5 часов

7.

Дом, в котором ты живешь.

Дать представления о многообразии жилищ, об истории появления русской избы.

- повторение домашнего задания;

- разгадывание загадки про дом;

- просмотр презентации по теме;

- участие в беседе с учителем;

- работа с учебником;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

8.

Названия городов и улиц.

Сформировать общее представление учащихся о том, как возникали названия городов и улиц.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание учителя об истории возникновения городов;

- запись в тетради основных терминов и понятий;

- просмотр видеоролика про улицы;

- прослушивание стихотворения «Наша древняя столица»;

- работа с учебником;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

9.

Наша Родина – Россия.

Как устроено государство.

Расширить общественно-историческое представление и первоначальное понятие о Родине.

Познакомить учащихся с устройством государства

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- просмотр видеоролика «Гляжу в озера синие…»;

- слушание рассказа учителя о Родине;

- ознакомление с Конституцией;

- запись словарных слов «Конституция», «президент» в тетрадь;

- участие в беседе с учителем;

- работа с картой;

- запись в тетрадь терминов и понятий;

- работа с учебником «Кто такой патриот»;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

10.

Герб, флаг, гимн России.

Дать общее представление о государственных символах Российского государства.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя об истории возникновения гербов;

  • сравнение гербов РФ и Омской области;
  • рисование флага РФ;
  • работа с учебником;
  • слушание и выразительное чтение гимна РФ, объяснение смысла частей;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

11.

Мы жители планеты Земля.

Формировать представление о планете Земля и жизни людей на планете.

- повторение домашнего задания;

- слушание стихотворения о планете Земля;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя о планете Земля;

- работа со схемой «Планеты Солнечной системы»;

- работа с понятиями;

- просмотр видеофильма о первом космонавте;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

Раздел 3. О том, что такое время и как его изучают – 2 часа

12.

Что такое время. История календаря.

Сформировать представление учащихся о ценности времени и о хронологии как части исторических знаний. Познакомить с историей возникновения календаря.

- повторение домашнего задания;

- разгадывание загадки о времени;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание отрывка сказки «Алиса в Зазеркалье», обсуждение;

- слушание рассказа учителя о том, какое бывает время;

- - повторение домашнего задания;

- высказывание своего мнения, зачем нужен календарь;

- слушание рассказа учителя об истории возникновения календаря, названия месяцев;

- работа со словарными словами, запись их в тетрадь;

- работа с рабочей тетрадью, выполнение письменного задания;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

2 ч

13.

Русский земледельческий календарь.

Дать общее представление о необходимости использования предками земледельческого календаря.

- повторение домашнего задания;

- участие в беседе с учителем;

- работа с таблицей в учебнике «Названия месяцев в земледельческом календаре»;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- чтение примет о временах года;

- повторение нового материала;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

Раздел 4. Что изучает наука история – 3 часа

14.

Что такое история.

Какие науки помогают истории.

Дать представление о истории как науке. Способствовать формированию у учащихся исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

- повторение домашнего задания;

- слушание рассказа учителя о том, что такое история;

- - слушание рассказа учителя о том, какие науки помогают изучать историю;

- работа с текстом учебника;

- выполнение письменной работы в тетрадях;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

15.

Как работают археологи.

Познакомить с основными этапами археологических исследований, археологическими памятниками, с особенностями работы археологов.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя о работе археологов;

- рассматривание иллюстраций инструментов, используемых при раскопках;

- запись в тетрадь словарных слов;

- просмотр видеофильма о знаменитом археологе Генрихе Шлимане;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

16.

Исторические памятники.

Дать учащимся сведения о различных исторических памятниках, с помощью которых узнают о прошлом.

- повторение домашнего задания;

- участие в беседе с учителем о том, что такое памятник;

- чтение определения «памятник» в учебнике;

- запись в тетрадь словарных слов;

- работа со схемой «исторические памятники»;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

Раздел 5. История Древнего мира – 5 часов

17.

Земля и космос.

Дать представление о версиях появления человека на Земле..

- записывание темы урока в тетради;

- рассматривание иллюстраций планеты земля;

- участие в беседе о том, как выглядит Земля из космоса;

- слушание рассказа учителя о том, как появился человек на Земле;

- рассматривание Библии;

- чтение отрывков из Библии о появлении человека на Земле;

- разгадывание загадки про человека;

- игра «Мозговой штурм», кто больше назовет отличий человека от животного;

- слушание притчи;

- просмотр видеофильма «Ералаш №53»;

- устные ответы по просмотренному видеофильму;

- чтение «Отличие человека от животного»;

- запись словарных слов в тетрадь;

- работа с вопросами и заданиями в учебнике;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

18.

От кого произошел человек. Человек умелый.

Познакомить с отличительными особенностями людей от животных. Сформировать общее представление о человеке умелом.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- рассматривание иллюстраций человека умелого;

-  работа с текстом учебника «Как возникла речь»;

- рассматривание иллюстраций человека умелого;

- просмотр отрывка видеофильма «Предок человека»;

- работа с текстом учебника;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

19.

Человек прямоходящий.

Человек разумный.

Продолжать знакомить учащихся с историей появления предка человека.

Дать общее представление учащимся о жизни человека разумного.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- рассматривание иллюстраций человека прямоходящего;

- работа с текстом учебника «Как возникла речь»;

- составление устного описания внешнего вида человекообразных существ;

  • работа с «лентой времени»;

- просмотр отрывка видеофильма «Предок человека»;

  • составление письменного описания человека прямоходящего;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

20.

Наступление ледников. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

Дать общее представление о ледниковом периоде и об особенностях образа жизни людей в условиях изменения климата. Познакомить с занятиями древних людей.

- повторение домашнего задания;

- просмотр отрывка мультфильма «Ледниковый период»;

- просмотр презентации «Ледниковый период»;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

21.

Новые занятия людей.

Дать представление о возникновении земледелия и скотоводства.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя о возникновении скотоводства в древние времена;

- работа с текстом учебника «Развитие земледелия»;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

Раздел 6. История вещей. Занятия человека на Земле – 6 часов

22.

Огонь в жизни древнего человека.  

Сформировать общее представление о роли огня в жизни древнего человека.

- разгадывание ребуса про огонь;

- записывание темы урока в тетради;

- участие в беседе с учителем о том, где можно встретить огонь в природе;

- слушание рассказа учителя о способах добывания огня в древности;

- работа с текстом учебника «как люди научились «прятать» огонь»;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

23.

Огонь, глина, гончар.

Дать представление о работе древних гончаров.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- просмотр презентации;

- слушание рассказа учителя о работе гончаров и гончарном круге;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- работа по вопросам учебника;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

24.

Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной картошке.

Познакомить с историей возникновения хлеба.

Познакомить с историей применения картофеля в пищу разными народами

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- участие в беседе с учителем о влиянии климата на традиции в питании людей;

- слушание рассказа учителя о появлении в жизни человека каши и хлеба;

- выполнение заданий в рабочей тетради;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

25.

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

Познакомить с историей появления керамической, фарфоровой и деревянной посуды.

- проверка рабочего места;

- прослушивание стихотворения «Если б не было посуды»;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя об истории появления посуды;

- просмотр видеофильма о создании керамической и фарфоровой посуды;

- просмотр презентации;

- запись основных понятий в тетрадь;

- выполнение письменных заданий в тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

26.

История появления одежды.

Расширить представление об истории появления одежды.

- повторение домашнего задания;

- разгадывание загадок об одежде;

- слушание рассказа учителя об истории появления одежды;

- просмотр презентации;

- работа с текстом учебника;

- просмотр видеофильма о создании шелка;

- выполнение письменных заданий в тетради;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

27.

Одежда и положение человека в обществе. Как люди украшали себя.

Расширить представление о различии одежды богатых и бедных людей. Дать представление о средствах украшения.

- повторение домашнего задания;

- слушание рассказа учителя о том, какую одежду носили бедные и богатые люди в разных странах;

- чтение текста «Какую одежду носили славяне»;

-- слушание рассказа учителя о том, какую роль играли украшения у разных народов;

- просмотр презентации;

- объяснение смысла поговорок об одежде и человеке;

- закрепление нового материала по вопросам учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

Раздел 7. Человек и общество – 7 часов

28.

О далёких предках –славянах и родовом строе.

Познакомить учащихся с восточными славянами – предками русских, украинцев и белорусов.

- проверка рабочего места;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя о восточных славянах;

- запись словарных слов в тетрадь;

- слушание рассказа учителя о занятиях восточных славян;

- закрепление нового материала по вопросам и заданиям учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

29.

Как люди понимали мир природы в древности.

Формировать представление о религии восточных славян.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя о возникновении верований;

- запись словарных слов в тетрадь;

- просмотр презентации;

- выполнение письменного задания;

- работа с текстом учебника;

- закрепление нового материала по вопросам и заданиям учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

30.

Современные религии, как они появились.

Формирование представлений о современных религиях, их основателях и учениях.

- проверка рабочего места;

- повторение домашнего задания;

- слушание притчи «Возникновение религий»;

- участие в беседе с учителем;

- записывание темы урока в тетради;

- запись словарных слов в тетрадь;

- выполнение письменного задания;

- закрепление нового материала по вопросам и заданиям учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

31.

Искусство и культура.

Дать общее представление об искусстве, истории его возникновения.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя о том, как появилось искусство;

- просмотр презентации;

- запись словарных слов в тетрадь;

- выполнение письменного задания;

- закрепление нового материала по вопросам и заданиям учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

32 - 33.

Письмо и первые книги.

Познакомить с именами первых славянских просветителей.

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- слушание рассказа учителя о древней передаче посланий;

- работа с терминами;

- просмотр презентации;

- запись словарных слов в тетрадь;

- выполнение письменного задания;

- закрепление нового материала по вопросам и заданиям учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

2 ч

34.

От изобретения колеса – к новым открытиям.

Познакомить с изобретениями человека в древние времена.

- проверка рабочего места;

- повторение домашнего задания;

- записывание темы урока в тетради;

- участие в беседе с учителем о значимости изобретений;

- работа с текстом учебника «Изобретение колеса»;

- выполнение письменного задания в рабочей тетради;

- закрепление нового материала по вопросам и заданиям учителя;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки;

- запись домашнего задания в дневник.

1 ч

        7. Описание методического и материально -технического обеспечения образовательного процесса

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
  4. Рабочая тетрадь        «Мир истории» 6 класс /И. М Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е. Н. Фёдорова. -  Москва: Просвещение, 2019 г.
  5. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Мир истории. История Отечества.Якубовская Э. В., Шишкова М. И., Бгажнокова И. М. – М.: Пр., 2018.
  6. «Мир истории» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы         /И. М Бгажнокова, Л.В. Смирнова. - Москва: Просвещение, 2019 г.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

Интернет-ресурсы

  1. Интерактивная картаРоссии - https://histrf.ru/mediateka/interactive/maps/interactive-map
  2. Интерактивная историческая карта - https://histography.ru/#welcome
  3. Федеральный портал «история РФ» - https://histrf.ru/
  4. Великая история России - https://istoriarusi.ru/
  5. История РФ -  https://www.youtube.com/channel/UCJf5zN7YGOYF3IacL9MqJAg
  6. Каталог сайтов по истории России -http://novonikbibl.blogspot.com/2013/10/blog-post_16.html

Материально-техническое обеспечение

Дидактический материал:

  1. Таблицы, схемы; исторические термины.
  2. Карточки с заданиями.
  3. Тестовые задания.
  4. Репродукции исторических событий.
  5.  Портреты исторических личностей.
  6. Контурные карты.

Технические средства

  1. карточки для индивидуальной работы;
  2. компьютерные презентации;
  3. аудиозапись песен,
  4. видеофрагменты;
  5. обучающие фильмы.
  6. Ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс

Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и авто...

Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...

Рабочая программа по математике 2013-2014 учебный год 5 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного  общего образования по математике и авторской программы «Программа общеобразовательных учреждений Математика 5-6.» Автор: Жохо...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Предпрофессиональная общеобразовательная рабочая программа в области музыкального искусства. учебный предмет "концертмейстерский класс"

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»разработана на основе и с учетом федеральных государственныхтребований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограмме в област...

Рабочая программа по информатике 2016 - 2017 учебный год 10 класс

Рабочая программа по информатике 10 класс...