Практические занятия по разделу "Российская империя в XIX веке"
методическая разработка по истории (10 класс)

Козмерюк Вероника Юрьевна

Практические занятия по разделу "Российская империя в XIX веке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Практические занятия по дисциплине

ОУДБ.04 ИСТОРИЯ

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ ВЕКЕ

Составитель: Козмерюк В.Ю.

преподаватель ГБПОУ МСМТ

Магнитогорск 2017

Практическое занятие 1

Тема: Значение отмены крепостного права в России.

1.Цель занятия:

  • формирование знаний о крестьянской реформе 1861 и различных точек зрении на значение отмены крепостного права;
  • формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;

2.Дидактическое оснащение практического занятия.

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.  – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

2.Исторические источники:

а) помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского);

б) «Манифест 19 февраля 1861 года» (Извлечение из  «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости»);

в) П.Л.Семенов - Тян-Шанский «Мемуары».

3.Активизация познавательного интереса. Постановка проблемных вопросов.

Манифест от 19 февраля 1861 года современниками был воспринят по-разному. Одни называли 19 февраля «великим днем», сам Александр II назвал этот день «лучшим днем» своей жизни; другие – «чистым обманом, издевательством над крестьянами» (Н.А.Некрасов).

1.Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками

  1. Источники:  помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского).

Задания:

а) Проанализируйте помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского).

     б) Ответьте на вопросы: а) Какие варианты Крестьянской реформы    предлагали дворяне? б) Какой из проектов, на ваш взгляд, в большей степени отвечал интересам крестьянства?  В) Можно ли, исходя из проектов, определить, взгляды каких категорий дворян выражал тот или иной проект (крупнопоместных или мелкопоместных; помещиков черноземных или нечерноземных губерний)?

Проверка выполнения задания (беседа). Уточнение основных положений проектов.

2. Источники а) «Манифест 19 февраля 1861 года» (Извлечение из  «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости»).

 б) Учебники: Н.В.Загладин «История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» п.49,50, Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  «История отечества» п.32.

Задания (обучающиеся получают до начала работы):

  1. Прочитайте текст документов и раздел учебника
  2. На основе анализа источников ответьте на вопросы: а) На какую категорию крестьян распространялся «Манифест 1861 года»? б) Какие права получили крестьяне по новому закону? в) В чьей собственности находилась земля после Крестьянской реформы 1861 года? г) При каких условиях крестьяне становились сельскими собственниками (крестьянами – собственниками)?
  3. Объясните термины: «выкупная сделка», «временнообязанные крестьяне», «выкупная ссуда», «выкупные платежи», «отрезки».

Проверка выполнения задания (беседа). Уточнение основных положений Крестьянской реформы.

3. Источники:  П.Л.Семенов - Тян-Шанский «Мемуары».

Задание: На основе текста документа определите отношение различных групп дворянства к реформе. Ответы оформите в виде таблицы  «Отношение помещиков к отмене крепостного права».

2.Обсуждение проблемных вопросов, высказывание мнений о значении Крестьянской реформы 1861 года для дальнейшего развития российского общества. Совместное составление таблицы:

Значение отмены крепостного права

Положительные

Отрицательные

1.

2.

3.

1.

2.

3.

3.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.

4.Литература:

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.  – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

2.Методические пособия:

Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.

В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах» - М.:ЭКСМО,2015г.

5.Критерии оценивания.

а) Критерии  оценок работы с историческим источником:

Оценка «5» выставляется в том случае, если студент

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный

жизненный опыт.

Оценка «4» выставляется в том случае, если студент

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.

Оценка «3» выставляется в том случае, если студент

- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

 - попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой

опоре на информацию источника;

 - не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если студент

 - сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

 - не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

 - пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.

б) Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащегося

при ответе на вопросы на практическом занятии

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

·        дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;

·       излагает несколько мнений и свое личное по оценке    исторического явления или исторической личности;

·        хорошо знает историческую карту и хронологию;

·        имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.

Оценка «4»:

·        дает правильный ответ, но допускает неточности;

·  излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;

·        допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;

·        имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;

Оценка «3»:

·        Допускает 1–2 ошибки;

·        Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;

·        Слабо знает историческую карту и хронологию;

·        Речь не развита, не владеет исторической хронологией;

Оценка «2»:

·        Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;

·        Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;

·        Речь не развита, терминологией не владеет.

Практическое занятие 2

Тема: Народническое движение.

1.Цель занятия:

  • формирование знаний об общественном движении во второй половине XIX века;
  • формирование умений систематизировать материал об этапах и эволюции народнического движения;
  • формирование умений составлять исторический портрет народников;
  • формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;

2.Дидактическое оснащение практического занятия.

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.  – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

2.Исторические источники:

а) Бакунин М.А.“Государственность и анархия. Кнуто-германская империя. - Философия. Социология. Политика”. М.,1989;(выдержки из статьи);

б) П.Л.Лавров «Народ и революция» (выдержки из статьи);

в) П.Н.Ткачев «Революция и государство»(1876),«Народ и революция», «Анархическое государство» (выдержки из статей).

2.Задание

На основе самостоятельного изучения рекомендованных по теме источников и литературы студентам необходимо подробно охарактеризовать сущность взглядов идеологов народничества на цели революции в России, подготовку и способы осуществления революции, послереволюционное устройство общества.

1.Работа в микрогруппах.  Изучить литературу по теме, прочитать программные документы и совместно заполнить таблицу «Теория революционного народничества: три течения».

Идеологи революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Их взгляды на:

а) цели революции в России;

б) подготовку и осуществление революции;

в) послереволюционное устройство общества.

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

М.А.Бакунин

П.Л.Лавров

П.Н.Ткачев

Цели и идеи

Методы

Общие черты

Задание 1-й группе: теория революционного народничества:идеи М.А.Бакунина. 1.О народе 2.О государстве 3.Как поднять народ на революцию.

Задание 2-й группе: теория революционного народничества: идеи П.Л.Лаврова. 1.О революции, как поднять народ на революцию.

Задание 3-й группе: теория революционного народничества: идеи П.Н.Ткачева. 1.О революции, кто должен стать движущей силой революции и её организатором.

Задание 2.Используя материал учебников, ответить на контрольные вопросы по теме:

Вопросы 1 группе:

Первые организации

а) Деятельность Ишутинцев (когда была создана организация, методы деятельности);

б) Когда была создана организация « Народная расправа». Кто был её лидером? Чем она занималась? Итог деятельности;

Вопросы 2 группе:

«Хождение в народ»

а) Определите цели пропагандистов (зачем они ходили в народ?). Кто ходил в народ, когда?;

б) Была ли достигнута цель ходоков в народ? Если нет, то почему?;

в)Определите, какие рабочие организации возникали. Что значит экономические и политические и политические требования рабочих?

Вопросы  3 группе:

«Земля и воля». Убийство царя.

а) Когда возникла «Земля и воля». Её лидеры. Методы борьбы;

б)Когда произошел раскол «Земли и воли». Какие новые организации возникли?;

в) Убийство Александра II: когда это произошло, кто участвовал в этом;

г) Какую цель ставили народники, произведя убийство царя. Добились ли они своей цели, совершив это убийство?
3.Заключение.

В заключение практического занятия студентам  следует раскрыть основные причины популярности народнических идей в России  определить причины неудачи революционного народничества.

4.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.
5.Литература:

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.  – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

2.Статьи:

 Бакунин М.А.“Государственность и анархия. Кнуто-германская империя. - Философия. Социология. Политика”.М.,1989;(выдержки из статьи)

П.Л.Лавров «Народ и революция» (выдержки из статьи)

П.Н.Ткачев «Революция и государство»(1876),«Народ и революция», «Анархическое государство» (выдержки из статей)

3.Методические пособия:

Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.

В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах»-М.:ЭКСМО,2015г.

6.Критерии оценивания.

а) Критерии  оценок работы с историческим источником:

Оценка «5» выставляется в том случае, если студент

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный

жизненный опыт.

Оценка «4» выставляется в том случае, если студент

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.

Оценка «3» выставляется в том случае, если студент

- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

 - попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой

опоре на информацию источника;

 - не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если студент

 - сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

 - не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

 - пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.

б) Критерии оценивания  знаний, умений и навыков учащегося

при ответе на вопросы на практическом занятии

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

·        дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;

·       излагает несколько мнений и свое личное по оценке    исторического явления или исторической личности;

·        хорошо знает историческую карту и хронологию;

·        имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.

Оценка «4»:

·        дает правильный ответ, но допускает неточности;

·  излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;

·        допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;

·        имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;

Оценка «3»:

·        Допускает 1–2 ошибки;

·        Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;

·        Слабо знает историческую карту и хронологию;

·        Речь не развита, не владеет исторической хронологией;

Оценка «2»:

·        Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;

·        Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;

·        Речь не развита, терминологией не владеет.

Практическое занятие 3

Тема: Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине XIX века.

1.Цель занятия:

  • формирование знаний об экономическом развитии России во второй половинеXIX века;
  • формирование умений выявлять основные черты модернизации России, чем они были обусловлены, какие имели последствия (в форме таблицы);
  • формирование умений систематизировать материал о завершении промышленной революциив России, конкретизировать общие положения;
  • формирование умений объяснять суть особенностей социально-экономического положения России к концу XIX века.

2.Дидактическое оснащение практического занятия.

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.  – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

3.Задание (учебник Н.В.Загладин, Н.А.Симония «История России и мира», п.5  стр.51-59)

1.Изучите тему по следующему плану:

1​.Предпосылки и особенности модернизации в России;

2.Особенности политики государства в Российской империи;

3.Рост противоречий в российском обществе.  

2.Заполните таблицу «Особенности российской модернизации в России во второй половине XIX века»

Основные черты модернизации

Чем были обусловлены

Какие имели последствия

3.Назовите основные направления экономической политики Н.Х.Бунге (министр финансов в 1881-1886гг.), И.А.Вышнеградского (министра финансов в 1887-1992гг.), С.Ю. Витте  (министра финансов в 1892-1903гг.)

4.Постановка проблемных вопросов:

а) Какими причинами была вызвана необходимость модернизации России в конце XIX - начале XX века?;

б) Назовите положительное и отрицательное влияние, которое оказывали на российскую модернизацию начала XX века, географический и геополитический факторы;

в) Почему в России социальные противоречия проявлялись с большей остротой, чем в других индустриальных странах?

5.Дискуссия по поставленным проблемным вопросам.

6.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.

7.Литература:

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.  – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. Симония Н.Я. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

3.Методические пособия:

Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.

В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах»-М.:ЭКСМО,2015г.

7.Критерии оценивания.

Критерии оценивания  знаний, умений и навыков учащегося

при ответе на вопросы на практическом занятии

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

·        дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;

·       излагает несколько мнений и свое личное по оценке    исторического явления или исторической личности;

·        хорошо знает историческую карту и хронологию;

·        имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.

Оценка «4»:

·        дает правильный ответ, но допускает неточности;

·  излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;

·        допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;

·        имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;

Оценка «3»:

·        Допускает 1–2 ошибки;

·        Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;

·        Слабо знает историческую карту и хронологию;

·        Речь не развита, не владеет исторической хронологией;

Оценка «2»:

·        Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;

·        Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;

·        Речь не развита, терминологией не владеет.

Практическое занятие 4

Тема: Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

1.Цель занятия:

  • формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;
  • формирование знаний об исторических фактах русско-турецких отношений в 1877 – 1878 гг.

2.Дидактическое оснащение практического занятия.

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.  – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

2.Исторические источники:

Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19февраля 1878г. Берлинский трактат. 1 июля 1878г.

3.Настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»

3.Задание

1.Актуализация знаний

Входной тест по теме «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»

Выберите правильный ответ.

А1. Повод к Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

   1)Отказ Турции вывести свои войска из Севастополя.

  2)Отказ Турции провести реформы в целях улучшения положения христиан.

 3)Проведение демонстрации в Москве под антитурецкими лозунгами.

 4)Победа Сербии и Черногории в войне против Турции.

А2. Какое событие связано  с военным действиями на Балканском фронте в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

     1) Штурм Измаила

     2) Осада Плевны

     3) Овладение крепостями Баязет и Ардаган

     4) Синопское сражение

А3. Чья деятельность связана с Русско-турецкой войной 1877-1878 гг.?

    1) М.Д.Скобелева

    2) П.С.Нахимова

    3) Н.И.Пирогова

    4) А.С.Суворова

А4. Какое событие в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. произошло ранее других?

    1)Берлинский конгресс

    2)Взятие русскими войсками Андрианополя и Стамбула

    3)Взятие русскими войсками Плевны

    4)Наступление русских войск на Стамбул

А5. Что стало результатом победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.?

   1)Образование Антанты

   2)Присоединение к России Сербии и Черногории

   3)Восстановление престижа России на Балканах

   4)Превращение Турции в вассала Российской империи

В1. Название какого мирного договора пропущено в отрывке из документа?

Для того чтобы сохранить этот договор, нам предстояла новая война с Австрией, но мы к этой войне не были готовы, поэтому был собран Берлинский конгресс, где канцлер Бисмарк привел нас к берлинскому трактату, уничтожившему значительную часть тех выгод, которые мы приобрели по ______________________ договору

Ответы:

А1. 2

А2. 2

А3. 1

А4. 1

А5. 3

В1. Сан-Стефанский

2.Используя материал учебника, составьте хронологическую таблицу «Ход русско-турецкой  войны 1877-1878гг.»

Дата

События

3.Работа с документами:

а) Прочитайте документы:

Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19февраля 1878г. Берлинский трактат. 1 июля 1878г.

б) Проанализируйте документы, используя следующие вопросы:

  1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.
  2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
  3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
  1. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
  2. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
  3. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему?
  4. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

в) Опираясь на текст документов, заполните сравнительную таблицу

Условия Сан-Стефанского мирного договора

Условия, принятые на Берлинском конгрессе

4.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.

5.Литература:        

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.  – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

2.Исторические источники:

Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19февраля 1878г.Берлинский трактат. 1 июля 1878г.

3.Методические пособия:

Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.

В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах» -М.:ЭКСМО,2015г.

5.Критерии оценивания.

Критерии  оценок работы с историческим источником:

Оценка «5» выставляется в том случае, если студент

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный

жизненный опыт.

Оценка «4» выставляется в том случае, если студент

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.

Оценка «3» выставляется в том случае, если студент

- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

 - попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой

опоре на информацию источника;

 - не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если студент

 - сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

 - не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

 - пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.

Оценка тестирования производится по следующим критериям:

менее 50% верных ответов - выставляется оценка 2,

от 50% включительно до 70% верных ответов – оценка 3,

от 70% включительно до 90%  - оценка 4,

более 90% оценка 5.

Практическое занятие 5

Семинар

Тема: Золотой век русской литературы

Цель занятия:

  • формирование умений раскрывать определяющие черты развития русской литературы XIX века;
  • формирование знаний о русской литературе XIX века;
  • формирование умений оценивать влияние русской литературы XIX века на мировую культуру.

2. Дидактическое оснащение практического занятия.

1. Мультимедийные презентации о жизни и творчестве русских писателей XIX века;

2 Доклады о жизни и творчестве русских писателей XIX века;

3. Работа в микрогруппах

Задание

1.Подготовить сообщения о писателях «Золотого века» русской литературы, осветить их творчество с точки зрения исторической эпохи, затронув вопросы:

2. Исторические события, отраженные в литературе писателя;

3 .Отношение писателя к данным событиям, к эпохе;

4 .Отношение власти к писателям «Золотого века» русской литературы XIXв,

4.Выступление с сообщениями и докладами

1.Постановка основных вопросов перед группой.

2.Слушание выступлений, вопросов и реплик студентов, постановка очередного основного и дополнительных вопросов для обсуждения.

3.Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений.

5.Подведение итогов семинара (определение степени достижения цели, оценка знаний студентов, выводы на будущее).

6.Литература:

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н.  История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.  – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

3.Методические пособия:

Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.

В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах» -М.:ЭКСМО,2015г.

4.Интернет-ресурсы:        

www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).

www.infoliolib.info (Университетская электронная библиотека Infolio).

7.Критерии оценивания.                        

Критерии оценивания мультимедийной презентации:

Этап

Критерии

Оценка

Само-оценка

Препода-вателя

Итог

Работа над проектом

Организация поиска, сбора и анализа информации

Качество и своевременность

выполнения работы

Защита проекта

Качество. Соответствие содержания заявленной теме

Корректность. Отсутствие ошибок, грамотная речь

Оформление. Эстетика оформления результатов выполненного проекта.

Взаимодействие. Коммуникабельность, уважительное и внимательное отношение к другим, активность в соответствии с ролью, выполняемой в группе, полезность.

Презентация. Качество сообщения, полнота и грамотность ответов на вопросы

Максимальная оценка по каждому критерию – 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 35.

Общая оценка выставляется по следующей схеме:

От 30 до 35 баллов – «5» (отлично),

от 20 до 30 баллов – «4» (хорошо),

от 15 до 20 баллов – «3» (удовлетворительно),

менее 15 баллов – «2» (неудовлетворительно).

                

                

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Российская империя в XVIII веке»

Тест для 10 класса к учебнику Волобуева...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Тестирование по теме:"Российская Империя в 19 веке".

Контрольный срез знаний по истории,  тема: "Российская империя в 19 веке". Представлен в 2-х вариантах, время выполнения 40 минут....

Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс

Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс...