Открытый урок
методическая разработка по истории (5 класс)

Пестрецова Нина Ивановна

Тема урока для V класса «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

Продолжительность урока: 45 минут.

Материалы и оборудование:доска, проектор, презентация, текст для индивидуальной работы, иллюстрации из учебника, карта.

Цели (личностные учебные действия): формировать критическое мышление и умение самостоятельно приобретать и структурировать информацию.

Задачи (метапредметные учебные действия):

- обучаться работе в команде;

- обучаться выступлению перед аудиторией;

- осваивать приемы составления кластеров и технологических таблиц.

Ожидаемые результаты (предметные учебные действия): с помощью работы с историческим документом, картой и иллюстрациями учащиеся должны оценить значение греческих колоний.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока для V класса «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

Выполнил: Пестрецова Нина Ивановна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной  категории

МКОУ Колодезянская СОШ имени Герасимова Е.А. Каширского района

2021 год

Продолжительность урока: 45 минут.

Материалы и оборудование:доска, проектор, презентация, текст для индивидуальной работы, иллюстрации из учебника, карта.

Цели (личностные учебные действия): формировать критическое мышление и умение самостоятельно приобретать и структурировать информацию.

Задачи (метапредметные учебные действия):

- обучаться работе в команде;

- обучаться выступлению перед аудиторией;

- осваивать приемы составления кластеров и технологических таблиц.

Ожидаемые результаты (предметные учебные действия): с помощью работы с историческим документом, картой и иллюстрациями учащиеся должны оценить значение греческих колоний.

Содержание урока

  1. Стадия вызова (вовлечение в тему).

Ребята я вам прочту стихотворение, на основании которого вы попытаетесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

Стихотворение для начала урока (слайд 2)

Древние греки, античные греки,

Многим прославили себя навеки.

Даже порой удивленье берет

Ну, до чего знаменитый народ.

Древние греки моря бороздили

В новых землях города возводили.

Массалия, Ольвия и Херсонес

Много колоний – даже не счесть!

Беседа. Учащиеся формулируют тему урока (записывают в тетрадь).

А также обратите внимание вот на эти иллюстрации. (слайд 3) И давайте побеседуем.

Ребята, кто-нибудь хотел бы из вас стать археологом? Откапывать старые города, поселения древних людей, соприкасаться с вечным? (ответы учащихся).

Беседа по картинкам. Вопросы:как вы думаете, о чем мы будем еще говорить сегодня на уроке? Что изображено на картинках? (ответы учащихся). Как вы предполагаете, это остатки амфор и пифосов, которые ученые нашли в археологических раскопках. А вот вам,наверное, интересно, где их нашли и кому они принадлежат? Посмотрите внимательно на эти находки, откуда в степях Причерноморья взялись греческие амфоры, огромные глиняные пифосы, афинские монеты? Как они сюда попали? Всё это предстоит вам узнать.

Сегодня на уроке мы с вами сегодня выясним основные причины  и направления греческой колонизации.

По ходу урока мы будем работать с таблицей «Знаю - хочу узнать - узнал». Учащиеся заполняют две первые колонки таблицы.

Зачем основывались греческие колонии?

Что бы я хотел узнать о греческой колонизации?

Что интересного, нового я узнал на уроке

Актуализация прежних знаний. (слайд 4)

В нашей теме уже есть знакомое слово - колония. Что же оно обозначает? (ответы детей). Правильно, так назывались поселения людей. И древние греки, так же как и наши знакомые финикийцы начинают основывать колонии. И как вы догадались, мы будем сегодня на уроке говорить именно об этом.

Формулирование проблемы (слайд 5)

Мы с вами знаем, что в VIII веке до н.э. в Греции возникали города-государства. Что можете сказать об уровне их развития?

1-й факт:

греческие города-государства

успешно развивались.

– Рассмотрите карту. Какие сведения мы можем получить из этой карты?

Ответы учащихся.

2-й факт:

греки покидали свои полисы и переселялись на новые земли.

– Сравните два факта. В чём противоречие?

– Какой возникает вопрос?

Ответы учащихся.

Фиксируем на доске проблему:

Почему многие греки покидали родину?Версии.

– Какие у вас будут версии решения проблемы?

Фиксируем на доске версии:

1) новые земли;

2) новые рынки сбыта;

3) противоречия между аристократами и демосом (политический мотив).

Учащиеся предлагают свои версии.

В качестве ориентира и структурирования работы предлагается схема, которая позволит визуально на стадии вызова представить учащимся предстоящие задачи работы, подведет к первичному осознанию принципа построения кластеров.

  1. Стадия осмысления.Организация работы учащихся в трех группах. Прием «Кластер».

Группа №1. Работа с историческим источником и текстом соответствующего параграфа.

Задание:прочтите текст и определите:  

- что заставляло тысячи греков бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны?

-по каким причинам покидали Грецию?

- какие группы населения уезжали?

- как готовились к отъезду?

Составьте кластер и подготовьте рассказ по нему.

Из «Истории» Фукидида

В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа.

…эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью пелопоннесцы,  так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после Троянской войны

1.Фукидид – древнегреческий историк из Афин

2 .Эллада –  название Греции: так ее называли греки

3. Иония – западное побережье Малой Азии

Группа №2. Работа с картой учебника. Рассмотрите карту и определите:

- направление греческой колонизации;

- местоположение колоний;

- важнейшие колонии греков (Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей).

Составьте кластер и подготовьте рассказ по нему.

Группа №3.Работа с иллюстрацией стр. 152 и текстом соответствующего параграфа учебника. Задание: прочтите текст, рассмотрите иллюстрацию и составьте кластер, выделяя:

- места поселения;

- отношения с колонистами;

- что привозили в колонии;

- что вывозили из колонии.

  1. Стадия рефлексии.

Часть 1. Выступления учащихся по кластерам. Варианты кластеров составлены детьми при работе в группах.

Кластер №1

Причины:                                     Кто покидал родину?    Подготовка котъезду:

- «скудость почв в Аттике»;    разные группы населения:          - снаряжение корабля;

- рост населения в Афинах      - бедняки;                                      - запасы пищи;                          

 и Греции;                                  - ремесленники и купцы;             - военная охрана;              

- угроза голода;                         - знатные люди и демос;

- развитие торговли;

- борьба за власть;

Кластер №2

Западное.                                     Северо- восточное.                                Южное.

Италия. Франция.Причерноморье.  Побережье   Африки

Испания. Массилия.            Ольвия. Пантикапей                                    Кирена.

Сиракузы.

Кластер №3

Отношения              Управляло Народное      Кочевники        Отношения царя   Скила

с колонистами         собрание                          скифы                 с  греками      Ольвии

Часть 2. В конце выступления каждой группы звучит вопрос:

- Что еще может быть интересно по этому вопросу? (Учитель выписывает все ответы детей на доску).

Что узнал нового? Что научился делать? Определить степень своей активности. (Заполнение последней колонки таблицы.)

Часть 3. Обобщение.

Итак, мы рассмотрели тему «Основание греческих колоний».

Опираясь на ваши ответы и выводы, какой ответ на основной вопрос, проблему  урока мы можем дать?

Что вы узнали для себя на уроке нового?

Домашнее задание и пояснение к нему.

Выполнить одно из предложенных творческих заданий на выбор:

1.Сравните греков и скифов. Можно использовать рисунок.

2. От лица жителя греческой колонии составить творческий рассказ о том, как выглядела колония, о себе, своей жизни в колонии.

3. Составьте рассказ от имени грека, который отправился на своем корабле покорять новые земли. (где остановился его корабль, какие испытания ждали).

4. Подготовить сообщение о древнем городе Танаисе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...