Применение картографической наглядности на уроках истории
статья по истории

Евдокимова Яна Сергеевна

В данной методической разработке рассматриваются цель и основные аспекты картографической наглядности на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение картографического материала на уроках истории

Аннотация

В данной методической разработке рассматриваются цель и основные аспекты картографической наглядности на уроках истории.

Введение

Знание истории предполагает не только свободное оперирование историческими фактами, но и владение исторической картой, поэтому использование картографического материала является одним из главных элементов обучения в современной российской образовательной организации. Но тем не менее, когда дети сталкиваются на государственных экзаменах с заданиями по карте, у них это вызывает затруднение и большинство не справляются с данной задачей.

В связи с этим, особенность изучения работы с картой, является актуальной темой исследования для многих педагогов.

Цель: выбрать наиболее подходящие методы работы с картографической наглядностью, способствующих формированию универсальных учебных действий на уроках истории.

Исходя из обозначенной цели, можно выделить несколько задач:

1. Отметить роль картографической наглядности, назвать основные виды наглядно-картографических средств обучения;

2. Определить приемы использования наглядных картографических средств обучения истории для учащихся среднего звена.

3. Подобрать и описать приемы работы с картографической наглядностью, направленные на развитие познавательных УУД на уроках истории.

Наглядное-картографическое обучение на уроках истории играет особую роль. Во-первых, это относится к событиям, непосредственно связанных с перемещением людей: миграции, завоевания. Освоение новых территорий. Карты и картосхемы используются, чтобы показать ход военных действий, сражений, маршруты разного рода экспедиций и т.д. Во-вторых, фиксация на карте единичных событий помогает увидеть общие черты и элементы значительных процессов (это касается, например, серий революций).             В-третьих, сопоставление информации, которую содержат карты, относящиеся к разным эпохам и столетиям, позволяет проследить масштабные изменения в жизни человеческого общества (возникновение и упадок государств, смена цивилизаций и т.д.).

На сегодняшний день существует несколько видов картографической наглядности, используемых на уроках истории:

- контурные карты;

- картосхемы;

- карты исторического атласа;

- настенные исторические карты;

- карты в УМК;

- локальные планы.

Таким образом, мы видим, что главную роль в картографических средствах обучения играют карты и картосхемы.

Главное в организации практической деятельности картографической наглядности является – обучение детей взаимодействовать с картами и картосхемами, дети должны научиться считывать с них информацию. Поэтому педагог должен использовать различные приемы и методы, т.к. карты можно использовать на разных этапах прохождения темы от введения в материал до закрепления и диагностики знаний.

Важную роль в формировании УУД является картографическая наглядность, в связи с этим обучающиеся должны уметь:

1. читать историческую карту, соблюдай определенный алгоритм:

- прочитать название карты (в нем содержится информация о территории, изображенной на карте и времени, к которому относится изображение);

- ознакомиться с условными знаками, которые позволят прочитать информацию, изображенную на карте;

- чтение информации – начиная с самых крупных объектов и постепенное движение к самым мелким.

2. оформление контурных карт

3. устанавливать причинно-следственные связи.

Для достижения поставленной цели исследования мною были проведены следующие занятия:

I четверть:

Сентябрь 2021 г. Урок истории в 5 классе «Древнейшие люди»

Сентябрь 2021 г. Урок истории в 7 классе «Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в.»

Октябрь 2021 г. Урок истории в 5 классе «Государство на берегах Нила»

Октябрь 2021 г. Урок истории в 7 классе «Опричнина»

Было выявлено, что целенаправленная и систематическая работа с картографической наглядностью, независимо от количества времени, лучше способствует усвоению знаний, поддерживая мотивацию к обучению.

Таким образом, возникает необходимость более широкого применения учителями картографической наглядности, как наиболее способствующей эффективному формированию познавательных учебных действий на уроках истории.

Литература

Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 г. по истории. – М.: ФИПИ, 2016. – 31 с.

Будникова С.Л. Синхронный и диахронный методы изучения истории как средство формирования пространственной компетентности учащихся// История. Всё для учителя! – 2014. – 3(27). – С. 2-7.

Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное обозрение. 2014. № 4.

Дорошенко Н.С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации// Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 135–140.

Егорова Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2017/01/30/formirovaniepoznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na (дата обращения: 20.04.2018)

Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: 2000.— 240 с. 7-9

Никулина Н. Ю. методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие. Калининград, 2000 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование картографических умений на уроке истории

Формирование картографических умений на уроке истории. Виды карт, алгоритм работы с картами, критерии оценивания....

Формирование картографических компетенций на уроках истории.

На  уроке  все  события  рассматриваются  и  во  времени  (изучение  истории  требует  способности  абстрактно мыслить, образно  предст...

Формирование пространственного представления у учащегося посредством работы с картографическим материалом на уроках истории

Презентация напомнит учителям о важности формирования пространственного представления у учащихся и  познакомит с картографическим справочником по истории России (под ред.А.Ю. Морозова, Э.Н. Абдул...

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Применение условно-графической наглядности на уроках истории

Наглядность   - один из ведущих принципов обучения.  Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий предмето...

Игровые картографические упражнения на уроках истории и географии

 Систематическая и целенаправленная организация и проведение практических работ с географической и исторической картой — необходимая составная часть процесса обучения. Технология игр...