Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в области духовно- нравственного образования по теме «Нравственные ценности в культуре Поморья»
методическая разработка по истории (7 класс)

Порошина Марина Борисовна

Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в области духовно- нравственного образования по теме «Нравственные ценности в культуре Поморья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная методическая разработка

Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в области духовно- нравственного образования по теме «Нравственные ценности в культуре Поморья»

Автор:

Порошина Марина Борисовна

Учитель истории МБОУ СШ №95

Архангельск, 2020


Пояснительная записка

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с духовно-нравственным обучением учащегося и его индивидуальной исследовательской деятельностью, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов МБОУ СШ №95 г. Архангельска и других учреждений для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории.

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении учащихся: технологии консультирования, активизирующие методики, исследовательские технологии, информационные технологии.

Успешность  реализации  будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

  • признание объективности существования индивидуальных целей учащихся в образовательном процессе;
  • индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
  • максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
  • свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель программы: создать условия для формирования индивидуальной  образовательной  траектории исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития учащихся, удовлетворения их личного образовательного интереса.

Задачи:

  • Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории в культурном и духовно-нравственном развитии.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

1. Диагностико-мотивационный этап.

2. Проектировочный этап.

3. Реализационный этап.

4. Аналитический этап.


Тема занятия. Цели и задачи. Формирование УУД (познавательные, регулятивные, рефлексивные, коммуникативные, личностные) 

Механизмы и методы тьюторского сопровождения для  формирования универсальных учебных действий

Сроки

Достижения и самооценка                    

1

Выбор темы

Цель сформировать умение видеть противоречие в условиях при решении учебной или жизненно-практической задачи –познавательные ууд

Умение формулировать проблему – познавательные, коммуникативные, личностные ууд

Умение находить аргументы, устанавливать причинно-следственные отношения –познавательные, коммуникативные, личностные ууд.

Тьютор задает вопрос-ситуацию:

представь себя в библиотеке, где находятся книги о Культуре Поморья. Ты бродишь среди книг и вдруг видишь (дальше придумывается название книги в соответствии с первым интересом учащегося, например поморские сказки и былины). Ты берёшь её в руки, но вдруг замечаешь другую книгу (воплощение второго интереса, например поморские традиционные песни), однако домой унести можно только одну, за второй можно прийти потом, когда вернёшь первую. На какой из книг ты остановишься? Провоцируя тьюторанта самого предлагать тему и выдвигать тезисы по теме.

2-3

Составление плана работы.

Умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив, формулировать предположения и гипотезы – личностные, познавательные, рефлексивные, коммуникативные ууд

Умение выделять главное –познавательные ууд

Умение вычленять общее и особенное (частное – общее) –познавательные ууд

Умение делать формулировки сжато и четко, не нарушая логику исследования – познавательные, личностные, коммуникативные ууд
Умение видеть цель как планируемый результат и пути его достижения – личностные, рефлексивные, познавательные ууд

Тьютор помогает в определении целей и задач работы, через проблемные вопросы по теме проектной деятельности: -Можно ли приобщиться к нравственной культуре через анализ былин и сказок Поморья? - Какие источники предпочтет тьюторант для анализа и исследования?  – Возможно, ли сравнить сказки про народные промыслы и судостроение по нравственным критериям? -Если да, то какие можно выделить особенности? - Чем они могли заинтересовать? - Какие нравственные ценности можно почерпнуть из разных поморских сказок? – Можно ли нравственные категории из сказок сравнить, обобщить, если да, то по какой системе?  (проблема  меняется в зависимости от выбранной темы в контексте «Нравственные ценности в культуре Поморья»)

4-5-6

Подбор источников информации.

Цель сформировать умение извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации - познавательные ууд

Умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные –Познавательные ууд

Умение сравнивать –познавательные ууд

Умение классифицировать –познавательные ууд

Умение обобщать и делать выводы –познавательные ууд

 Совместная работа с ресурсной картой. Поиск ресурсов для самостоятельной работы тьюторанта:

-https://metodisty.rgdb.ru/05/dlya-chit/604-chitaem-pomorskie-skazki   -https://arhlib.ru/2014/03/severnyie-skazki/

https://www.litmir.me/br/?b=576963&

-школьная библиотека ;

-Библиотека № 10 имени Федора Абрамова округа Варавино-Фактория;

-Архангельская областная библиотека им. Н.А. Добролюбова, краеведческий отдел;

- работа с порталом https://karjalanmu.ru/  Поморский берег краеведческий портал

Ресурсная карта дополняется тьюторантом с учетом личного интереса.

7-8

Работа с источниками

Цель сформировать умение извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации –познавательные ууд

Умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные –познавательные ууд

Анализ, выбранных источников. Тьютор составляет вопросы-визуализации для обсуждения темы по технологии «Образ и мысль» А. Хаузен, исключив оценивание:1. Кто, что описано в источнике? Объект?2. Когда? Время.3. Где? Пространство.4. Как описана суть источника? Образ действия.5. Зачем? Установление причинно-следственных связей. Тьютор после рассуждений тьюторанта, совместно с ним насыщает тезисный материал, и тьюторант составляет по методике «фишбоун» тезисный план исследовательской работы.
hello_html_7492cf67.png

9

Написание исследовательской работы:

Цель формирование умения слушать, уточнять, дополнять, развивать и структурировать услышанное – познаваетльные, коммуникативные ууд

Умение в устной и письменной форме воспроизводить услышанное, прочитанное – познавательные, коммуникативные

Умение вносить элементы личного отношения, давать собственную оценку, цивилизованно отстаивать свою позицию – личностные, коммуникативные ууд. 

Индивидуальная работа, консультации с тьютором. Анализ различных поморских сказок о промыслах и судостроении. Оформление исследовательской работы с использованием сравнительной таблицы, например:

Название поморской  сказки

Нравственные категории

Особенности описания

«Гнев» Б. Шергин. «Поморские были и сказания»)

Справедливость, храбрость, доброта

Олицетворение справедливости с морем, храбрость, доброты-рыбаков

Поморские сказки «Никифорово чудо»

Честность,

Сотрудничество, гордость

присутствуют не у всех рыбаков

Дополняется с учетом интереса учащегося.

10

Работа с оформлением исследовательской работы

Умение в форме исследования воспроизводить услышанное, прочитанное – познавательные, коммуникативные

Титульный лист исследовательской работы

-Содержание исследовательской работы

1. Введение исследовательской работы.

(Актуальность исследовательского проекта

Проблема исследовательской работы

Цель исследовательской работы

Объект и предмет исследования

Задачи исследовательской работы

Гипотеза исследования

Методы исследовательской работы

Теоретическая значимость работы

Практическая значимость работы

 Историческая справка по проблеме проекта)

2. Основная часть исследовательской работы, проекта

Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

3.Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач)

4.Используемая литература.

5. Приложения.

11

Работа над ошибками.

Цель сформировать умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий – регулятивные ууд 

Умение давать оценку своим действиям и их последовательности личностные, рефлексивные ууд 

Совместная работа с тьютором (анализ исследовательской работы)

12

Подготовка к выступлению на конференции исследовательских и проектных работ.

Цель сформировать умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий –регулятивные ууд 

Проработка презентации и пробное выступление.

13

Рефлексия.

Цель сформировать умение анализировать свои достижения –личностные ууд

Совместная рефлексия защиты исследовательской работы. Планирование следующего этапа.

Ожидаемые результаты:

  1. Активизация деятельности учащегося в области духовно-нравственной культуры и этнокультурного краеведения;
  2. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
  3. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
  4. социализация, успешность в исследовательской деятельности;
  5. Развитие у учащихся  навыков самостоятельной образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования гражданственности, патриотизма и нравственно-духовных ценностей

Описан опыт работы по вовлечению обучающихся к исследовательской деятельности по русскому языку и литературе....

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...

Проектно-исследовательская деятельность как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Проектно- исследовательская деятельность как основа духовно- нравственного воспитания обучающихся...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития учащихся

Я как педагог создаю ситуацию выбора, предлагая учащимся направления краеведческой исследовательской работы: историческое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, лингвистич...

Исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания личности обучающихся

Исследовательская деятельность обучающихся на краеведческом и духовном материале. Описание выполненных работ. Решение поставленных задач работы с обучающимися....