Урок обществознания 8 класс Наука и образование
план-конспект урока по истории (8 класс)

Дремина Екатерина Владимировна

Тема урока "Ломоносов - первый наш университет". На биографии великого ченого рассматривается понятие Наука в трех разных аспектах. Содержание урока способствует пониманию еобходимости и важности образования в современном конкурентном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_i_nauka._lomonosov.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  М. В. Ломоносов – первый наш университет…

Тип урока: Урок - анализ, урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок проблемных поисков

Цели урока:

1. Познакомить с ценностью науки на примере личного подвига М. В. Ломоносова,  функциями и признаками науки. Определить роль и значимость науки и образования для развития личности и общества. Сформировать представление  об основных положениях этики ученых. Познакомить  с особенностями системы образования в России.

2. Развивать умение осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать, делать выводы, решать проблемные задачи, систематизировать материал, участвовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее.

3.Формировать положительную мотивацию в учебной деятельности, способствовать формированию чувства гордости за Россию, осознания значимости научных достижений Ломоносова в развитие науки и образования.

Ход урока:        

I. Орг. Момент.

 (дети рассаживаются в 2 группы, приветствуют гостей). Сегодня на уроке нам понадобиться:

- учебники, атласы, рабочие материалы, фрагменты исторических документов, толковые словари, отличный положительный настрой на изучение новой темы. Итак, приступаем.

II. Прослушайте притчу, поняв смысл притчи вы сможете определить тему урока:

Учитель принес сундук и сказал ученикам:

– Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

– Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. –

Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

– Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад и только тогда сможете по настоящему быть полезны обществу,  и возможно кто-то из  вас оставит на земле яркий и незабываемый след.

- О каком кладе и каком незабываемом следе повествует притча? Какова Тема урока? (Клад- это знания, полученные в процессе образования, а след на земле – это достижения и открытия, позволяющие осуществить прогресс в разных областях жизни общества)

Тема урока: Образование и наука.

Российская наука богата открытиями  и известными на весь мир именами. Среди всех этих гениев науки есть человек, который своим упорством, любознательностью, целеустремленностью сумел осуществить настоящий прорыв в области науки и образования в России.  Гениальный ученый – практик, ученый – исследователь, ученый – энциклопедист – М. В. Ломоносов.

Пушкин сказал о нем « М. В. Ломоносов - … первый наш университет». Данное высказывание А. С. Пушкина будет являться темой для обсуждения на нашем уроке. Что имел в виду Пушкин, называя Ломоносова Первым Русским Университетом?

Зная тему урока, понимая смысл высказывания Пушкина, как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить сегодня, какие поставим перед собой задачи? (,,,)

  1. Наука и ее функции
  2. Образование и его роль в развитии личности и общества
  3. Нравственные принципы ученого

III.  Наука возникла на заре истории человечества, существует и развивается вместе с развитием общества и человека.  Итак, что мы называем наукой? (…)

Откройте рабочие тетради на стр.35.Сколько существует значений у данного понятия? (три)

Проанализируйте фрагмент документа ученого современника и определите эти три значения понятия наука.

Наукой принято называть систему знаний о мире, воспроизводящую его существенные стороны и основанную на данных исследований. <…>

Как сфера духовной культуры  наука включает в себя особую деятельность человека по обогащению существующего знания  и получению нового. Результатом данной деятельности как раз и становится  система научных знаний, которая образует научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. <…>

Термин «наука» употребляется также для обозначения системы организаций и учреждений (университеты, научные центры), которые создают рядом с собой целую инфраструктуру  научной мысли.  

В современном обществе наука оказывает глубокое влияние на все сферы общественной жизни. Современная наука выполняет важную функцию -  превращается в непосредственную производительную силу общества, становится фактором производственного процесса. Кроме того, наука формирует мировоззрение, ведь научные представления – часть общего образования и культуры.

                       (И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др., текст адаптирован)

 - Ответы детей (три значения понятия наука)

- Какую функции науки называет  автор текста?  (….. зачитать из текста)

- Как вы можете ее объяснить? (1. Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники, информационных технологий зависит от успехов научных исследований. Эта функция называется Познавательно-объяснительная. 2. Наука помогает объяснить известные знания о мире и выстроить их в целостную систему. Эта функция  называется культурно-мировоззренческая)

Существует еще одна функция науки – прогностическая. Как вы думаете, должна ли наука  прогнозировать последствия изменений окружающего мира или последствия какой-либо технологии?

Работа по группам – результатом нашей групповой работы  должна стать характеристика науки в каждом из трех значений этого понятия. На столах у каждой группы рабочие листы, необходимые справочные материалы, которые помогут вам ответить на вопросы. В итоге  общая характеристика должна появиться на ватмане группы.

Группа1. Наука -  как  система знаний.

  1. Прочитайте текст учебника на странице 87,  проанализируйте информацию, ответьте на вопросы и перенесите свои ответы в виде схем, графиков на ватман. В процессе работы используйте ранее полученные знания. Приготовьте защиту своего проекта.

- Что обозначает понятие система?

- Какие компоненты включает в себя система научных знаний?

- Какие существуют методы получения научных знаний?

- Составьте классификацию наук.

Группа 2. Наука  - как  сфера деятельности.

  1. Прочитайте текст учебника на странице 88 (с 3 абзаца),  проанализируйте информацию, ответьте на вопросы и перенесите свои ответы в виде схем, графиков на ватман. В процессе работы используйте ранее полученные знания Приготовьте защиту своего проекта.

- Что обозначает понятие деятельность?

- Перечислите, кто является субъектом научной деятельности?

- Перечислите все возможные ресурсы научной деятельности.

- Какую роль играет  СМИ в развитии современной науки?

- Какие существуют способы обмена знаниями в современном  научном мире?

-Ломоносов сказал «Один опыт я ставлю выше, чем  тысяча мнений, рожденных только воображением» Что он имел ввиду?

Группа 3. Наука как система организаций и учреждений.

  1. Прочитайте текст учебника на странице 89 (со 2 абзаца),  проанализируйте информацию, ответьте на вопросы и перенесите свои ответы в виде схем, графиков на ватман. В процессе работы используйте ранее полученные знания.  Приготовьте защиту своего проекта.

- Перечислите все возможные в современном мире научные учреждения.

- Что входит в инфраструктуру науки?

- Расскажите о Российской Академии Наук (используйте учебник и энциклопедию)

-  Что такое академия?

- Какие способы общения ученых существуют в современном мире? Какова главная награда за выдающиеся научные достижения?

Теперь мы хорошо себе представляем, что такое наука во всех трех ее значениях. Теперь постараемся проанализировать личный вклад  гениального ученого Ломоносова в науку (вешаю портрет Ломоносова на 2 определение)

- Какие достижения, в каких научных областях осуществил Ломоносов? (….)

(на первое определение вешаю табличку -

- Какое влияние оказал Ломоносов на развитие системы организаций и учреждений?  (Создал МГУ) – Сообщение учащегося о МГУ.

Сегодня МГУ им Ломоносова является ведущим классическим университетом РФ и правовой статус этого университета определяется ФЗ.

Вернемся к высказыванию Пушкина. Почему Пушкин называет Ломоносова «Первым русским университетом?» (..)  (В сферу деятельности Ломоносова входили все науки. Он является инициатором многих научных открытий, культурных мероприятий, направленных на развитие России и имеющих  важное государственное значение. Ломоносов – это первый русский академик. В его деятельности отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, он вывел на передовые рубежи  науку страны. Его достижения как и преобразования Петра 1,   значительно сократили  отставание в области науки от ведущих держав мира но и получили общемировое признание, подняв авторитет страны на  небывалую высоту. Все свои знания Ломоносов применил к продвижению и развитию науки в своем отечестве, он стал родоначальником русской научной школы.

  1. Особое значение Ломоносов придавал соблюдению нравственных принципов труда ученого. В чем они заключались?

Вспомним, что такое нравственность? (совокупность норм определяющих поведение человека)

Просмотрите видеофрагмент художественного фильма о Ломоносове и определите,  какие нравственные принципы отстаивал  Ломоносов?

- преданность науке

- недопустимость искажения фактов

- следование истине

- честность и справедливость (честное имя в науке ценится не меньше чем результат исследования)

- самопожертвование

- отказ  от плагиата (присвоение чужих идей)

- настоящий ученый всегда несет ответственность за последствия своих изобретений.

Т. О. Какого ученого можно назвать настоящим ученым? (…)  Это не просто образованные и талантливые люди, которые сумели добиться успехов в научной деятельности. Это люди с высокими моральными принципами.

  1. Но великими учеными просто так не становятся. Для того, чтобы заниматься научной деятельностью  необходимы надежные, прочные знания, которые человек получает в процессе образования. Наука и образование неразрывно связаны друг с другом. Без образования наука невозможна, а наука без образования не имеет смысла.

– Что такое образование ? (процесс приобретения знаний)

- Где получал образование Ломоносов?  (Три первых класса  образования  Ломоносов получил в Славяно-греко-латинской академии, которые прошел за 1 год. В начале 1736 г. Ломоносов стал студентом университета при Академии наук в Петербурге, но в конце того же года был направлен на учебу в Германию.  Заграницей М. В. Ломоносов учился в Марбургском университете, во Фрейберге изучал горное дело, химию, минералогию. На родину вернулся в 1741 г. с огромным багажом знаний и женой Елизаветой).

Ломоносова очень тревожила система образования в России.

- Как думаете какие проблемы существовали в образовании 18 века? Было ли оно общедоступным? Было ли оно полностью бесплатным? Кто обучал ?

 Вашему вниманию будет представлен видеофрагмент, на котором запечатлен разговор Ломоносова с президентом академии наук Кириллом Георгиевичем Разумовским. Вопрос: какую роль сыграл этот ученый в развитии Российского образования? Смотри видеофрагмент.

- Какую позицию занимал Ломоносов по вопросу развития Российского образования? (….) Деятельность Ломоносова, направленная на реформирование российского образования, его смелость и настойчивость в отстаивании своих позиций, создание Московского университета стало важнейшим и решающим шагом к развитию Российского образования и просвещения.

 В настоящее время в нашей стране существует четко отлаженная образовательная система. Вопрос получения образования в РФ прописан в основном законе государства.

- Как называется? (конституция)

Работаем со статье 43

- О чем гласит статья 43? (каждый имеет право на образование)

- Что гарантирует государство гражданам РФ (бесплатность и доступность)

- Какое образование является обязательным? (основное общее обрзование)

- Кто должен обеспечить получение детьми ООО ( родители).

 Определены основные принципы государственной политики в сфере образования. Существует ФЗ об образовании в РФ.

Работаем с правовым документом.  Объясните основные принципы государственной политики.

- Как понимаете приоритетность образования? (первостепенное, преобладающее значение. Государство определяет качественное образование как основную задачу)

- недопустимость дискриминации в сфере образования (намеренное ограничение или лишение права по признакам расы, национальности)

- единство образовательного пространства на территории РФ.

- светский характер образования  (отдельно от религии)

- обеспечение права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование, которое включает в себя самообразование)

- гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, патриотизма, ответственности ( гуманизм – человечность) Ломоносова Можно назвать патриотом?

В нашей стране  существует четкая система образования, которая состоит из двух уровней – Общего образования и профессионального образования

Работаем с иллюстрациями на стр 82.

-сколько ступеней включает в себя общее образование. Перечислите. На какой ступени находитесь вы?

- Что можете сказать о профессиональном образовании? (две ступени – среднее профессиональное и высшее профессиональное, которое в свою очередь включает в себя три уровня: бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации)

        Итак, подведем итог. Какую роль играет образование в современном мире? (..) Мы живем в информационном обществе. Современный мир идет по пути научно-технического прогресса. Перед нашей страной стоит задача – обеспечить конкурентноспособность , т. Е. способность выдержать конкуренцию.  Выполнение этой задачи непосредственно связано с образованием.

Существует три взаимосвязанных звена  конкурентноспособности

Страна – образование-личность

- Как взаимодействуют эти звенья? Верно ли я их расставила?

Конкурентноспособная страна – это важное условие усиления экономической и политической роли России на международной арене. Конкурентноспособность страны  определяется конкурентноспособностью образования.

« России нужна конкурентноспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований» послание Президента РФ Федеральному Собранию. Конкурентноспособное образование создает условие для повышения конкурентноспособности личности. Главной движущей силой  конкурентноспособности страны является ЧЕЛОВЕК. Об этом открыто заявлял еще в 18 веке М. В. Ломоносов. Ломоносов на своем жизненном примере показал, что учиться никогда не поздно. Человек способен получать и развивать знания на протяжении всей сознательной жизни. Высокой наградой Российской академии наук является медаль имени М. В. Ломоносова. Только людей исключительных научных способностей, самородков, новаторов, способных удивить мир, в России называют «Ломоносовыми». И это самый достойный памятник 19-летнему юноше, который  когда-то ушел пешком с рыбным обозом в Москву за знаниями. Он стал ученым с одной целью – быть полезным своей Родине, своему народу. Михаил Васильевич Ломоносов скончался 15 (4 по старому стилю) апреля 1765 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Ломоносов всегда стремился к одному, чтобы российская наука процветала и была уважаема во всем мире, чтобы русский народ сделался народом образованным . Больше всего он боялся, что вся его огромная работа пропадет даром. Всякий раз, когда звенит звонок, и школьники открывают учебники, исполняется заветная мечта великого российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова

VI. Главным богатством Ломоносова были знания, опыт, эрудиция, мудрость. Символом знаний и мудрости с древних времен является сова. Если сегодняшний урок был для вас полезен, вы приобрели новые знания возможно кто-то задумался о смысле и важности образования – возьмите этот символ в подарок на память о нашем уроке, если урок оказался для вас бесполезным – оставьте его на парте.

Дома: параграф 11, р. Т. Стр.36 № 3, № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"

Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР.    Цель  урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...

Презентация к уроку обществознания "Культура. Наука. Искусство"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе, цель - активизация познавательной деятельности учащихся....

Викторина по истории России 8 класс. Наука и образование первой половины 19 века. Русские путешественники.

Викторина для итогового повторения темы Наука и образование первой половины 19 века. Можно использовать для фронтальной работы или в качестве письменной работы....

Презентация к уроку по обществознанию по теме: "Наука и образование", 6 класс

Презентация рассчитана для проведение урока обществозннаия для 6 класса по теме "Наука и образование". Содержит достаточное колличество наглядного материала и заданийи позволяет провести урок в ...

Сценарий урока по теме «Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 8-м классе....

Технологическая карта урока 8 класс «Наука»

Технологическая карта урока 8 класс «Наука»...

Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"

Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...