конспект урока "счет лет в истории " 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Зубкина Ольга Анатольевна

Материал с заданиями по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass_schet_v_istorii.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 5 класса по курсу

«Всеобщая история. История Древнего мира»  

Тема урока: Счет лет в истории

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока: сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории. Ввести понятия: век, тысячелетие, эра. Подвести учащихся к выводу о том, что счет лет, которым мы пользуемся сейчас, является наиболее удобным. Развивать у учащихся умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий, умения пользоваться римскими цифрами, умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

Основные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, решение хронологических задач.

Ход урока

I.Проверка д/з по вопросам

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое производящее хозяйство?
  2. Что такое ремесло?
  3. Что такое соседская община?
  4. Задания из презентации слайд 2

II. Новая тема

В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи.

 И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории».

Мы с вами только начинаем наше путешествие по историческому времени.

Некоторые даты нам уже знакомы – слайд 3.

Сотни тысяч лет назад люди не представляли себе, какова продолжительность года, сколько в природе сезонов. Но когда возникло земледелие, они заинтересовались сменой времён года и их продолжительностью. Земледельцам важно было знать, когда кончится зима и начнётся весна, чтобы готовиться к севу. У древних земледельцев возникло представление о годе: они поняли, что от одной весны до другой проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители древнего Египта. Так люди стали считать время по годам.

Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории. Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово "хронология" в переводе с древнегреческого языка означает "наука о времени".

Вы знаете, что есть разные отрезки времени. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы определите о каком отрезке времени идет речь.

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Протянулся мост на семь верст,

А в конце моста золотая верста. (Неделя)

Двенадцать братьев друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

Лента времени. слайд 4

Но чтобы что-то посчитать, необходима точка отсчета. Вот как считали года в Древнем Египте. Каждый раз, когда начинал править новый царь, счёт лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй – вторым и так далее. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий.

Иным был счёт лет, применявшийся жителями одного из древнейших городов мира – Рима. Год основания своего города римляне считали первым, следующий – вторым и так далее. Как вы думаете, какой счет лет удобнее?

А вы знаете, откуда пошли названия месяцев, которыми мы пользуемся? Они появились в Древнем Риме. Например, январь получил свое название в честь бога Януса, март – в честь бога войны Марса, июль – в честь римского императора Юлия Цезаря. Сентябрь в переводе с латинского языка означает семь, т.к. это первоначально он был седьмым месяцем, а сейчас это какой по чету месяц? 

Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).

Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.

А от какого события мы ведём счёт лет? Счет лет, которым мы пользуемся, возник давно и связан с почитанием Иисуса Христа – основателя христианской религии. Сказания о жизни и мучительной казни Иисуса Христа создавались около двух тысяч лет назад. В те времена почитатели Иисуса уверовали, что он Сын Божий, вознесшийся после смерти на небо.

Через несколько столетий христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Иисуса. «Пусть год Его рождения будет первым годом, - рассуждал он, - следующий – вторым и так далее». Он сумел, как ему казалось, высчитать год рождения Иисуса Христа. Это был 753-й год от основания города Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчёта для всех исторических дат. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра (а пишем сокращённо н. э.). Продолжается наша эра две тысячи лет.  Слайд 5

1. Время от января до января- год

2. Сколько дней в году – 365 (366 в високосном)

3.Отрезок времени в 100 лет это- век или столетие

4.Десять раз по сто лет - тысячелетие

А теперь начертим «ленту времени» (начертить на доске). Условимся, что время движется слева направо. Поперечной разделительной чертой отмечено начало нашей эры. Отметим на ленте текущий год – 2020

Многие исторические события произошли до нашей эры. Например, знаменитое восстание рабов под предводительством Спартака началось за 73 года до нашей эры. Этот год мы называем 73-м годом до нашей эры и помещаем на «линии времени» слева от разделительной черты. А теперь подсчитайте, сколько лет назад началось восстание Спартака. Показать на ленте времени отрезок от восстания до нашей эры, скольким годам он равен? (73). Показать отрезок от начала нашей эры до наших дней, скольким годам он равен? (2012). Чтобы узнать, сколько лет назад началось восстание Спартака, нужно посчитать, какое число лет содержат оба отрезка вместе (73+2020 = 2093).

Рассмотрим рисунок «Счёт лет до нашей эры» (с. 31).

Представим себе, что какое-нибудь событие – война, основание города, наводнение – произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1-м году до нашей эры. Если другое событие произошло ещё на один год раньше, то есть за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2-м году до нашей эры». Наконец, если третье событие произошло ещё раньше, за три года до нашей эры, мы говорим, что оно произошло в 3-м году до нашей эры. На «линии времени» видно, что за 3-м годом до нашей эры шёл 2-й год до нашей эры. А за 2-м – 1-й. Точно также за 73-м годом до нашей эры шёл 72-й год до нашей эры.

1113 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 11, значит прошло 11 полных веков, а идет 12-й, значит 1113 г. - это 12век. Если сейчас 2020 год, то это   какой век?

Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими. (слайд 6)

I=1

X =10, его половина V=5

C = 100, его половина L=50

M =1000, его половина D=500

Например, 160 – римскими цифрами писалось бы, как CDL (100+50+10)

9 век, как IX (10-1)

1948 год – MCMXLVIII (1000+ (1000-100)+(50-10)+5+3). Эта запись очень громоздка и неудобна, поэтому ничего страшного, если вы не будете писать большие римские числа. Но небольшие числа, вы должны научиться обозначать.

Задание. Напишите римскими цифрами 7, 12, 28, 73. (VII, XII,XXVIII, LXXIII).(слайд 7)

III.  Рефлексия.

А теперь давайте попробуем составить дату из пропущенных в пословицах цифр.  Выполним эту совместно. (слайд 8)

….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У …..   нянек дитя без глазу.

- Какая получилась дата? .(1147)

 Правильно. Это год основания  города Москва.
- К какому веку она относится? (XII в.)

Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно  в парах с последующей проверкой (слайд 9)

Семеро с ложкой, ….  один с сошкой.
Пошел на все …..  стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.

- Какая получилась дата? (1495г.)
- Что эта дата означает?
- К какому веку она относится? (XVв.)

4.Домашнее задание

 Вот и подошел к концу наш урок, давайте запишем домашнее задание: прочитать стр. 28-30 (учебник: Вигасин А.А. История Древнего мира); ответить на вопросы самоконтроля (с. 32). Выполнить тест в интерактивной тетради. Ссылка на тест будет прикреплена в эл.дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока ОПК и истории Тема урока: «Александр Невский в истории и православной культуре"

На уроке раскрывается образ святого Александра Невского через литературное произведение - житие, изучается икона, как живописное произведение и сравнивается с картиной известного художника. О подвиге ...

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9  класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....