Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Рабочая программа. Всеобщая история. Предметная линия учебников под редакцией А.А. Искендерова, А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина  9 класс. : М Просвещение. 2019г.

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И. Е. Барыкина.-М.:Просвещение, 2017 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich_9_kl_istoriya.docx90.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение     « Называевская Гимназия»    

«Рассмотрено» на заседании ШМО

 учителей  гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

 ____________  

 /                                      /

Протокол №         от

«      »   _________________г.

            «Согласовано»

Заместитель директора

Гимназии по УВР

/                                     ./

«    »  ______________г.

            «Утверждаю»

Директор гимназии

______________________

Приказ   № 10от

«    »   _____________г.

По предмету (курсу ) История

Класс                   9

Учитель     Москвина Т.В.

Рабочая программа. Всеобщая история. Предметная линия учебников под редакцией А.А. Искендерова, А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина  9 класс. : М Просвещение. 2019г.

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И. Е. Барыкина.-М.:Просвещение, 2017 г.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»

 Личностные результаты изучения истории включают:

   Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

    Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

   Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

   Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

    Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

   Освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко–культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

  Уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  Уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

  Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период; устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

   Уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  Формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

 Готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты освоения

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения .
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • Раскрывать противоречия в русском обществе в конце XVII в Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIXв.;
  • знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
  • представление о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в ХIХ- начале  ХХ  вв.;
  • понимание процессов промышленной революции. Индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономики стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в ХIХ- начале  ХХ  вв;
  • целостные представления об историческом пути народов и государств мира во второй  период Нового времени как необходимой основы для миропонимании и познания современного общества;
  • представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
  • знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
  • установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
  • определение и использование основных исторических понятий периода;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа  для раскрытия сущности и значения  событий  и явлений второго периода Нового времени , их связи с современностью;
  • установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
  • анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
  • анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;
  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
  • приобретение опыта историко-культурного, историко–антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
  • представление о культурном пространстве России в XIX в., о достижениях в культуре европейских стран и США в  ХIХ- начале  ХХ  вв, понимание  многообразия и разнообразия культурных достижений причин формирования массовой культуры;

 Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; 
  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; 
  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
  • • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности;
  • • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

II. Содержание предмета.

Цели и задачи изучения учебного предмета  «История»:

1.Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

 3.Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

4. Формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

 5. Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов

        В результате изучения курса  учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни народов, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.

Учащиеся должны овладеть ключевыми умениями;

  1. определять и объяснять понятия;
  2. уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, в письменном тексте, документе;
  3. рассматривать общественные явления в развитии;
  4. анализировать исторические явления, процессы, факты по памятке; обобщать и систематизировать полученную информацию по алгоритму;
  5. обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос;

        Для практической направленности осуществления программы  предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, заполнение таблиц по образцу, работа по алгоритму и памяткам.

Место предмета в базисном учебном плане.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. 

Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. 

В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение Всеобщей истории и истории России в  9 классе отведено 2, 5 ч в неделю (всего 85 ч). Всеобщая история -  35часов , история России- 50 часов.

Содержание курса «Всеобщая история. История Нового времени» в 9 класс.

Начало индустриальной эпохи

Экономическое развитие  в ХIХ – начале ХХ вв.Промышленная революция в ХIХ в. Демографическая революция. Век демократизации. Либералы. Консерваторы. Социалисты. Анархисты. Марксизм. Образование и наука. Культура ХIХ.Повседневная жизнь.

Страны Европы и США в первой половине ХIХ.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш.М.Талейран. Священный союз .Развитие индустриального общества. Промышленный переворот. Политическое развитие европейских стран 1815-1849гг. Выступление рабочих. Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине ХIХв. Революции.США до середины ХIХв.

Азия, Африка и Латинская Америка в ХIХ-  начале ХХ  вв.

Индия к началу ХIХ.  Восстание сипаев. Восстание тайпинов. Китай в первой половине ХIХв.  Африка половине ХIХв. Покорение Африки.Эфиопия. Колониальное соперничество.  Латинская Америка к началу ХIХв.  

Страны Европы и США во второй половине ХIХ- начале ХХ вв.

Великобритания до первой мировой войны. Викторианская эпоха. Ирландский вопрос. Франция: Вторая империя и третья республика. Германия на пути к европейскому лидерству. Правление Вильгельма II.  Рост национализма. Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Виктор Эммануил.. Реконструкция Юга.  Монополии. Рабочее движение. Фермерское движение. Рассовая проблема после Гражданской войны в США. Международные отношения в  ХIХ- начале ХХ вв. Венская система. Крымская война 1853-1856 гг. Система союзов Бисмарка.

Содержание курса история России  9 класс

Российская  впервой четверти  XIX (10 ч).

Россия на пути к реформам (1801–1861)Александровская эпоха: государственный либерализм Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. 

Россия во второй четверти ХIХ в (9ч)

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм 

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании.Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. 

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г. 

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление. 

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры. Пространство империи: этнокультурный облик страны Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля. Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов. 

Россия в эпоху Великих реформ (8ч)

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Россия в 1880-1890 г.г (10ч).                                                                                                                                                                                                                                              «Народное самодержавие» Александра III .Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений. Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движенийОбщественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП. Кризис империи в начале ХХ векаНа пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. 

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры. 

Россия в начале  ХХ  в. (9ч)

Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения».  

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. 

Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг. 

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. 

Общество и власть после революции Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы. «Серебряный век» российской культуры Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. 

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. 

Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру. Региональный компонент.  Наш регион в XIX в.

 

Раздел: Тематическое планирование , в том числе с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

Тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием курса  «Всеобщая история. История Нового времени»  9 класс. М: Просвещение 2019г. (42ч)

№ урока

Раздел (главы), тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Д/З

Планиру

емая

Факти ческая

1.

Введение: «Долгий ХIХ век»  (1ч)

1

Стр3-6

           Глава I. Начало индустриальной эпохи.  (10ч)

2.

Экономическое развитие в ХIХ- начале ХХ века.

1

1

3.

Меняющееся общество

1

2

4.

Политическое развитие мира в ХIХ- начале ХХ  вв.

1

3

5

«Великие идеологии»

1

Стр 33-35

6

«Великие идеологии»

1

4

7

Образование и наука

1

5

8

ХIХ  век в зеркале художественных изысканий

1

Стр 48-53

9.

ХIХ  век в зеркале художественных изысканий

1

6

10.

Повседневная жизнь и мировосприятие человека ХIХ в

1

7

11.

Повторительно- обобщающий урок. Тест «Начало индустриальной эпохи».

1

          Глава II. Страны Европы и США в первой половине  ХI Х в  (9ч)    

12.

Консульство и империя Наполеона Бонапарта

1

Стр 70-75

13.

Консульство и империя Наполеона Бонапарта

1

8

14.

Франция в первой половине ХIХ в: от Реставрации к Империи

1

9

15.

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

1

10

16

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

1

10

17.

«От Альп до Сицилии» : объединение Италии

1

11

18.

Германия в первой половине ХIХ в.

1

12

19.

Монархия  Габсбургов и Балканы в первой половине ХIХ в

1

13

20.

США до середины ХIХ в.: рабовладение, демократия, экономический рост.

1

14

21

Повторительно- обобщающий урок. Тест «Страны Европы и США в первой половине  ХIХв

1

           Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в  ХIХ – начале ХХ в (3ч)

21.

Страны Азии в ХIХ- начале ХХ века

1

15

22

Страны Азии в ХIХ- начале ХХ века

1

15

23.

Африка в ХIХ- начале ХХ века

1

16

24

Африка в ХIХ- начале ХХ века

1

16

25.

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

1

17

26

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

1

17

      Глава IV. Страны Европы и США во второй половине ХIХ – начале ХХ в (12ч)

27.

Великобритания до Первой мировой войны

1

18

28

Великобритания до Первой мировой войны

1

18

29.

Франция: Вторая империя и Третья республика

1

19

30

Франция: Вторая империя и Третья республика

1

19

31.

Германия на пути к европейскому лидерству.

1

20

32

Германия на пути к европейскому лидерству.

1

20

33.

Австро-Венгрия и Балканы до первой мировой войны

1

21

34

Австро-Венгрия и Балканы до первой мировой войны

1

21

35.

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

22

36

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

22

37.

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»

1

Стр207-210

38.

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»

1

23

39.

Международные отношения в ХIХ-  начале ХХ вв.

1

Стр215-220

40.

Международные отношения в ХIХ-  начале ХХ вв.

1

24

41.

Итоговая контрольная работа

1

42.

Повторительно- обобщающий урок «» Основные итоги истории ХIХ-  начала ХХ вв

1

Тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием курса  «История России»  9 класс. М: Просвещение 2017г. (60ч)

№ урока

Раздел (главы), тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

   Д/З

Планир

Факти

            Глава I. Россия в первой четверти ХIХв. (11ч)

1.

Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв

1

1, сообщение

2.

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Стартовый контроль

1

2

3.

Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг

1

3, таблица

4.

Отечественная война 1812 года

1

4

5.

Отечественная война 1812 года

1

4, таблица, даты

6

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг.

1

5

7.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг.

1

5, даты

8.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 – 1825 гг.

1

6

9.

Национальная политика Александра I

1

Стр 44-49

10.

Социально–экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

1

7

11.

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

Стр55-59, понятия

12.

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

8-9, таблица, даты

13.

Повторительно- обобщающий урок. Тест «Россия в первой четверти XIX в

           Глава II. Россия во второй четверти ХIХ в ( 8ч)

 14.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1

10, с 69№3

15.

Социально–экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

1

11, с 75№ 2-3

16

Общественное движение при Николае I

1

12., с75-76

17

Общественное движение при Николае I

1

12,с80№5

18.

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

С75-80

19.

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

1

13-14

20

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

1

13-14,с 97№6

21.

 Крымская война1853-1856 гг.

1

13-14,с93-99

22.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.Наш край. Культура нашего края.

1

15-16,с103№3

23.

Повторительно–обобщающий урок по теме К/Р «Россия во второй четверти XIX в..»

1

          Глава III. Россия в эпоху Великих реформ ( 9ч)

24

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

17,с16№5

25

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

18

26

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

18,с123№6

27

Реформы 1860 – 1870х гг.: социальная и правовая модернизация.

1

19,таблица

28

Социально–экономическое развитие страны в пореформенный период

1

20

29

Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

21-22,137-139 сообщ

30

Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

21-22,сообщ

31.

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Наш край в эпоху великих реформ.

1

23,с152№2

32.

Внешняя политика Александра II. Русско–турецкая война 1877 – 1878 гг.

1

24

33

Повторительно- обобщающий урок «Россия в эпоху Великих реформ» . Тест                                                      

1

            Глава IV.   Россия в 1880 – 1890–е гг.  (9ч)

34.

Александр III: особенности внутренней политики

1

25

35.

Перемены в экономике и социальном строе

1

26

36

Общественное движение при Александре III

1

27, сообщение

37

Общественное движение при Александре III

1

27

38.

Национальная и религиозная политика Александра III

1

28

39.

Внешняя политика Александра III

1

29, сообщение, презентация

40.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

1

30-31таблица

41

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

1

32Записи в тетр

42.

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

1

Записи в тетр, с 54-61

43.

Повторительно- обобщающий урок. Тест «Россия в 1880 – 1890–е гг.»                                                                  

1

            Глава V. Россия в начале XX в. (13 ч)

44.

Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. 

1

33

45.

Социально–экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв.

1

34, презент, сообщение

46

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг.

1

35

47

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг.

1

35

48.

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

1

36

49

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

1

36,табл

50.

Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг.

1

37

51

Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг.

1

37, презента

52.

Социально–экономические реформы П. А. Столыпина

1

38

53.

Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг.

1

39

54.

Серебряный век русской культуры.

1

Записи в тетр, 40

55.

Повторительно- обобщающий урок.  Тест «Россия в начале XX в.»

1

56.

Повторительно- обобщающий урок «Россия на рубеже XIX – XX вв.»

1

57.

Итоговая  контрольная работа по теме «Россия на рубеже XIX – XX вв.»

1

58-60

Повторение

3

Контроль уровня подготовки учащихся  9 класса.

№ урока

Тема

Форма проведения работы

                 2

Стартовый контроль по предмету

                     Тест

           13

Повторительно- обобщающий урок. Тест «Россия в первой четверти XIX в

                       Тест

           23

Повторительно–обобщающий урок по теме  «Россия во второй четверти XIX в..»

Контрольная работа

           33

Повторительно- обобщающий урок «Россия в эпоху Великих реформ»                                                      

                        Тест

           43

Повторительно- обобщающий урок. Тест «Россия в 1880 – 1890–е гг.»                                                                  

                        Тест

           57

Итоговая контрольная работа  «Россия на рубеже XIX – XX вв.»

Итоговая контрольная работа

Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.

Используемый учебно-методический комплект:

 

  1. Арсеньтьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. / Под ред. академика РАН А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2019. 
  2. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. М.: Просвещение, 2017. 
  3. М.Н.Чернова. Рабочая тетрадь. История России. 9 класс к учебнику А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2018.
  4. С.В. Воробьёва. Тесты по истории России. К учебнику под редакцией А. В. Торкунова «История России» 9 класс. М. : «Экзамен»2019г 5.Контурные карты по истории России к учебнику А. В. Торкунова  « История России» 9 класс. М.: «Экзамен», 2018г                                                          6.И.А.Артасов, Данилов А.А.,. и др. Рабочая тетрадь. История России. 9 класс. М.: Просвещение, 2017.

7.А.А. Искендеров. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. М.: Просвещение, 2019 г.

8.М.Л. Несмелова Поурочные рекомендации. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017г

 

Ресурсы Интернет

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://www.ug.ru/ — Официальный сайт «Учительской газеты». На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения 
  4. http://pedsovet.org/ — Всероссийский интернет-педсовет
  5. http://www.1september.ru/ru/ — Газета «Первое Сентября» и ее приложения. Информация для педагогов
  6. http://www.it-n.ru/ — Сеть творческих учителей 
  7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом 
  8. http://his.1september.ru Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории»
  9. http://www.fipi.ru — ФИПИ
  10. http://www.uchportal.ru/ — учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
  11. http://rosolymp.ru/ — Всероссийская Олимпиада школьников 
  12. http://www.zavuch.info/ — Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
  13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp — Энциклопедия Кирилла и Мефодия
  14. http://www.hrono.info/biograf/index.php  — Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы,  статьи, карты.
  1. http://www.russianculture.ru/ — портал «Культура России»;
  1. http://www.historia.ru/ — «Мир истории». Электронный журнал
  2. http://historydoc.edu.ru/ — российский общеобразовательный портал. 
  3. http://www.tretyakovgallery.ru/ — интернет-сайт Государственной Третьяковской галереи (собрание русской живописи XII—XXI вв.). 
  4. http://www.kazan-kremlin.ru/ — интернет-сайт Казанского кремля (материалы по истории и культуре). 
  5. http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия. 
  6. http://ru.wikisource.org/ — Викитека: свободная библиотека. 
  7. http://kontur-map.ru/ — контурные карты по географии и истории. 
  8. http://www.lectures.edu.ru/ — лекции по истории для любознательных. 
  9. http://www.krugosvet.ru/ — онлайн-энциклопедия «Кругосвет». 
  10. http://www.hrono.ru/ — портал «Хронос» (дополнительные материалы, исторические источники и карты). 
  11. http://www.temples.ru/ — проект «Храмы России». 
  12. http://www.hist.msu.ru — интернет-сайт исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. 
  13. http://www.oldrus.by.ru/ — интернет-сайт, содержащий произведения русской литературы ХI—ХVII вв. 
  14. http://www.world-history.ru/thisday.phtml — интернет сайт, содержащий статьи по истории России и всемирной истории. 
  15. http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm — интернет сайт, содержащий материалы по истории России.
  16. http://www.world-history.ru/ — статьи по истории России и всемирной истории.
  17. http://istoriku.ru/ — Отечественная история — факты, события, даты.
  18. http: //www.eliseev.ru/istor/h020.htm — книги по истории России

Технические средства:

Проектор, ноутбук, экран.

Основные даты:

1801—1825 гг. — правление Александра I

1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах»

20 ноября 1805 г. — битва при Аустерлице

25 июня 1807 г. — заключение Тильзитского мира с Францией

1 января 1810 г. — учреждение Государственного совета

1811 г. — учреждение Царскосельского лицея

1812 г. — заключение Бухарестского мира с Османской империей

12 июня — 14 декабря 1812 г. — Отечественная война 1812 года

26 августа 1812 г. — Бородинская битва

1813—1814 гг. — Заграничные походы русской армии

4—7 октября 1813 г. — битва при Лейпциге

1814—1815 гг. — Венский конгресс

1815 г. — образование Священного союза

1817—1864 гг. — Кавказская война

1821 г. — образование Северного и Южного тайных обществ

1824 г. — открытие Малого театра в Москве; строительство здания Большого театра

14 декабря 1825 г. — восстание декабристов на Сенатской площади

1825—1855 гг. — правление Николая I

1826 г. — открытие Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии

1828 г. — заключение Туркманчайского мирного договора с Персией

1829 г. — заключение Адрианопольского мирного договора с Османской империей

1837 г. — строительство железной дороги Петербург —Царское Село

1837—1841 гг. — реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва

1853—1856 гг. — Крымская война

1856 г. — Парижский трактат

1855—1881 гг. — правление Александра II

1858—1861 гг. — присоединение к России Приамурья и Дальнего Востока

19 февраля 1861 г. — издание Манифеста об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

1862 г. — учреждение Санкт-Петербургской консерватории

1863—1864 гг. — восстание в Царстве Польском

1864 г. — Судебная реформа

1864 г. — Земская реформа

1866 г. — учреждение Московской консерватории

1867 г. — продажа Аляски Соединённым Штатам Америки

1869 г. — открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов

1870 г. — возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок»

1870 г. — реформа городского самоуправления

1874 г. — Военная реформа

1876 г. — издание Синодального перевода Библии

1877—1878 гг. — Русско-турецкая война

1878 г. — Берлинский конгресс

1878 г. — Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Турцией

1 марта 1881 г. — убийство народовольцами императора      Александра II

1881—1894 гг. — правление Александра III

1881 г. — издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»

1882 г. — оформление Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии

1884 г. — издание нового Университетского устава

1890 г. — издание нового Земского положения

1891—1892 гг. — голод в России

1892 г. — создание Третьяковской галереи

1893 г. — заключение союза с Францией

1894—1917 гг. — правление Николая II

1897 г. — введение золотого рубля

1898 г. — образование Московского художественного театра (МХТ)

1904—1905 гг. — Русско-японская война

1905—1907 гг. — Первая российская революция

9 января 1905 г. — Кровавое воскресенье

17 апреля 1905 г. — указ «Об укреплении начал веротерпимости»

14—15 мая 1905 г. — поражение русского флота в Цусимском сражении

6 августа 1905 г. — Манифест об учреждении законосовещательной Государственной думы

5 сентября 1905 г. — заключение Портсмутского мира с Японией

7—25 октября 1905 г. — Всероссийская политическая забастовка

17 октября 1905 г. — Высочайший Манифест о даровании свобод и учреждении Государственной думы

9—19 декабря 1905 г. — вооружённое восстание в Москве

11 декабря 1905 г. — закон о выборах в Государственную думу

23 апреля 1906 г. — издание новой редакции «Основных законов Российской империи»

27 апреля — 8 июля 1906 г. — деятельность I Государственной думы

9 ноября 1906 г. — начало аграрной реформы П. А. Столыпина

20 февраля — 3 июня 1907 г. — деятельность II Государственной думы и издание избирательного закона 3 июня 1907 г.

1907 г. — окончательное оформление Антанты

1907—1912 гг. — деятельность III Государственной думы

1912—1917 гг. — деятельность IV Государственной думы

 

Основные понятия и термины:

Самодержавие, бюрократия. Модернизация, индустриализация. Меценатство. Теория официальной народности. Славянофильство, западничество. Разночинцы, народничество, нигилизм. Рабочий класс, стачка, урбанизация. Либерализм, консерватизм, социализм, радикализм, анархизм, марксизм. РСДРП, большевики и меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры), кадеты (конституционные демократы), октябристы, многопартийность, Советы рабочих депутатов. Национализм, нация. Государственная дума. Конституционализм, парламентаризм. Монархизм. Революция. Классицизм, ампир, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, кубизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...