Личностно - ориентированный подход на уроках истории
статья по истории

Присяжникова Елена

Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, разрешать сложные жизненные ситуации

 

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.

А. Дистервег

Преподавание гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания, играет важную роль в формировании системы взглядов на общество и природу, в воспитании личности как субъекта национальной культуры, как гражданина и патриота. Задача педагога заключается в поиске новых путей повышения эффективности образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_-_orientirovannyy_podhod_na_urokah_istorii.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно - ориентированный подход на уроках истории

Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, разрешать сложные жизненные ситуации

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.

А. Дистервег

Преподавание гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания, играет важную роль в формировании системы взглядов на общество и природу, в воспитании личности как субъекта национальной культуры, как гражданина и патриота. Задача педагога заключается в поиске новых путей повышения эффективности образовательного процесса.

В связи с этим, образовательный процесс выстраиваю на личностно- ориентированном подходе(Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, О.В.Заславская, С.В. Кульневич, В.В. Шоган).Это образно можно представить формулой: «Индивидом рождаются.

Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». «Личностно- ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования»,- Якиманская И.С.

Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, разрешать сложные жизненные ситуации.

Данные изменения вносят значительные коррективы в профессиональную деятельность, основная моя задача – сформировать у студента учебную мотивацию, научить его учиться, добывать знания из различных источников, помочь ему овладеть универсальными учебными действиями. Моя работа сопряжена с творческим подходом: необходимо прежде всего пробудить в обучающемся желание познавать, искать и экспериментировать. А

для этого недостаточно пересказать параграф учебника или заставить вызубрить все имеющиеся в нём правила. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии студента. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.

Стараюсь на уроке быть другом, которому можно доверять даже сомнительную гипотезу. Ведь ученик не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность, самый главный

«враг» творчества – страх перед неудачей. Поэтому создаю ситуации успеха для каждого обучающегося, использую психологические приёмы позитивного эмоционального подхода:вселяю уверенность в обучающегося, искореняю боязнь быть непонятым, осмеянным. В своей работе исхожу из принципа, что не бывает неспособных детей, бывают нераскрытые таланты. А что бы их раскрыть, необходимо использовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся, выявлять в них определённые способности и умело их развивать, прибегая к помощи современных средств обучения. Это способствует повышению интереса к предметам, стимулирует самостоятельный поиск путей решения учебных задач

Таким образом, при создании условий для самоорганизуемой учебной деятельности обучающихся важную роль играет педагогическая поддержка. Мною она реализуется через специально организованную деятельность, помогающую ученику самостоятельно осознать содержание учебного материала. И здесь важную роль играет: работа с учебным материалом, историческим текстом, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Исторические понятия не должны усваиваться как готовые знания, необходимо, чтобы они возникали в сознании в результате логического выведения и построения. В этом случае достигаемые результаты усвоения являются продуктом собственной познавательной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.

Переосмысление учебного материала происходит и в результате творческой деятельности. Творчество – это размышление над известным, в результате которого появляется новый, личностный смысл знания, открывается его «значение для себя», личностная ценность.

Творческое начало при изучении истории может помочь развитию личности обучающегося, его способности к саморазвитию, что, по моему мнению, является основной задачей процесса обучения. Мне бы хотелось, чтобы история заставляла ребят думать, творить, мечтать, созидать, чувствовать.

Для того чтобы ученик мог почувствовать мой предмет, он должен пропустить полученные знания через себя, свои чувства и представления, создать свой образ видения исторического события. Для этого он должен погрузиться в изучаемое время, увидеть его со всех сторон. Решению этой задачи способствует использование творческих заданий, игровое моделирование, которые помогают наполнить знания детей эмоциональным, личностным содержанием. Учащийся становится как бы участником исторических событий.

В результате применения в образовательном процессе личностно- ориентированных технологий учащиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом формируется сознательная творческая позиция.

Развитию творчества также способствует разнообразие видов домашнего задания. Первоначально обучающимся предлагаются на выбор следующие формы работы:

  • устный ответ;
  • письменный ответ на вопросы после параграфа;
  • письменные сообщения;
  • составление кроссвордов, ребусов, текстов с ошибками;
  • поиск ключевых идей темы;
  • исторические сочинения;
  • рисунки, схемы.

Таким образом, уже первоначально мною были заложены задания, позволяющие обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую).

Итогом этой работы стала разработка силами учеников нового дидактического материала, который активно использовался ими на уроках. Затем этот список был расширен самими ребятами мини- сценками, конспектами, текстами и рисунками с «ловушками», самостоятельным составлением вопросов к тексту учебника и т.д. При этом мною максимально поощрялось использование дополнительной литературы самого разнообразного характера, самостоятельное решение и постановка проблем, в том числе выходящих за рамки учебной темы.

Непосредственно на уроке пытаюсь систематически создавать для ребят проблемные и поисковые ситуации, когда требуются интеллектуальные усилия и самостоятельная оценка того или иного исторического события, факта, деятельности исторического деятеля. Такая работа позволила выявить предпочтение каждого студента к способам и формам проработки учебного материала, активизировать познавательную деятельность.

Процесс проблемного обучения складывается из двух необходимых этапов:

  •         постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;
  •         поиска неизвестного в ней путём самостоятельного исследования студента, либо совместно с учителем.

В результате процесс усвоения начинается не с предъявления учащемуся известного образца, а с создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подлежащее усвоению. В этом случае поиск неизвестного в проблемной ситуации совпадает с процессом усвоения новых знаний. Учитель же, помогая ученику постигать общие способы ориентации в исторической действительности, тем самым способствует развитию его мышления, становлению его личности.

Причём обеспечить необходимое развитие может оптимальная последовательность проблемных ситуаций, служащих усвоению новых знаний, их определённая система. При этом между ближайшими проблемными ситуациями может стоять достаточно сложная система иных знаний, предполагающих проблемное усвоение необходимых учебных сведений, выполнение заданий, служащих для развития обучающихся и т.п. Последовательные проблемные ситуации в этом случае представляют собой основные звенья в становлении нового действия, в которых раскрываются новые отношения и условия, обеспечивающие более высокий уровень познавательной деятельности школьников.

Наиболее полно сущность проблемного обучения охарактеризовал В.П.Кудрявцев: «…это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимися в их совместной деятельности с педагогом и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

В процессе обучения стараюсь сделать каждый урок проблемным, так как в плане воздействия на развитие личности учащегося такой урок выигрывает по сравнению с традиционным. Прежде чем давать новый материал, я ставлю общую проблему для всего урока и по мере изучения нового материала предлагаю более мелкие проблемные вопросы, осмысление которых приведёт к решению главной проблемы. Это побуждает обучающихся не оставаться пассивными слушателями, а активно включаться в процесс обучения.

Своей задачей считаю необходимость бесконфликтного перехода незнания в знание, неумения в умения и навыки, перевод общественных ценностей в достояние личности. Стараюсь в процессе урока соблюдать демократический стиль общения, разумный компромисс, ситуацию успеха для каждого учащегося. Проблемные уроки, на мой взгляд, наиболее актуальны в системе начального профессионального образования, так как после окончания училища выпускники должны иметь навыки решения проблем, уметь найти выход из трудных жизненных ситуаций. Важнейшим показателем качества подготовки учащегося к жизни является его способность войти во взрослую жизнь и реализоваться как личность.

Чаще всего проблему урока формулирую сама, но в сильных классах предлагаю это сделать учащимся самостоятельно, использую индукцию (наведение на тему) при постановке темы урока и рефлексию (самовыражение учащихся) при завершении урока. Это позволяет определить самооценку каждого учащегося, помочь ему раскрыться.

Для активизации познавательного интереса использую элементы интеграции.

В современной педагогике проблема интеграции “звучала” в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?Дело в том, что сам предмет история «вынуждает» к интеграции, которая позволяет раскрыть новые возможности для социализации и самореализации личности современного учащегося. В результате применения данной педагогической технологии происходит систематизация знаний по всем предметам и развитие восприятия

мира в гармоничном единстве, что позволяет расширить содержание образования.

Немаловажную роль в моей работе играет внеклассная работа.Внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке.Мною используются различные формы внеклассных мероприятий:

  • тематические классные часы; тематические вечера к памятным и юбилейным датам;
  • экскурсии, встречи с замечательными людьми;

Среди проведённых мероприятий особый интерес у ребят вызвали темы присоединения Крыма и Севастополя, проведён открытый классный час «Мы вместе».

Особенно удачны для развития личности внеклассные формы работы в виде различных игр («Колесо истории», «Умники и умницы»). В практике преподавания широко использую игры-состязания по типу:

«Назови дату, событие», «Знаете ли вы?», «Кто сказал», «Что, где, когда?» и др. Организация игровой деятельности способствует изучению материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения студентов.

Большие возможности для обучения в процессе изучения истории открываются в организации и проведении Недель по предмету. При планировании Недель истории в мероприятия были включены: выставка рисунков, диаграмм, опорных конспектов, схем, планов –

«История глазами учеников», викторины, игры, конкурсы на лучшую стенгазету, конкур на лучшее сочинение, игры, театрализованные представления с историческими персонажами и др.

Одной из форм внеклассной работы является краеведение. Краеведение как народное знание о своих родных местах зародились

в далеком прошлом. У всех народов мира во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлую и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Результатом воспитательной деятельности считаю активную жизненную позицию наших учащихся. В 2018 году мои ученики стали призёрам городского конкурса среди учащихся школ города по истории Великой Отечественной воны.

Использование        различных педагогических технологий с годами сложилось в систему работы на уроках, благодаря которой обучающиеся активно участвуют в предметных олимпиадах на уровне образовательного учреждения, города, региона, прослеживается положительная динамика успеваемости и качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка

Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает  совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Личностно-ориентированный подход  на уроках русского языка и литературы...

Применение личностно-ориентированного подхода на уроке химии.

Обобщение опыта по теме: "Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии". Личностно-ориентированный урок, презентация выступления на городском семинаре учителей химии....

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированный подход на уроках истории.

Личностно    ориентированный подход  на уроках   истории....