Формы организации работы учителя гимназии в условиях ФГОС. Подготовка к введению третьего поколения. Из опыта работы.
статья по истории (9 класс)
В статье представлен опыт работы методической учителя по подготовке к введению ФГОС третьего поколения в гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_raboty_uchitelya.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы организации работы учителя гимназии в условиях ФГОС.
Подготовка к введению третьего поколения.
Из опыта работы.
Муль Лидия Владимировна, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназия № 524.
В соответствии с приоритетами образовательной политики России и Санкт-Петербурга в основу работы методического совета, методических объединений гимназии положены три концептуальных принципа развития образования, обеспечивающих единство образовательного пространства гимназии: системность, самоорганизация, саморазвитие.
Принцип системности означает единую стратегию развития образования в рамках гимназии, его скоординированный характер. Реализация этого принципа позволяет рассматривать создание единого образовательного пространства гимназии как целостного процесса, комплекса взаимообусловленных этапов исследовательской, практической деятельности, расположенных в определенной последовательности с учетом конкретных целей и задач, технологий.
Принцип самоорганизации определяет закономерности формирования и совершенствования образовательного пространства гимназии, педагогического и ученического коллектива как согласованно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих субъектов образовательного процесса.
Принцип самореализации способствует самоутверждению субъектов через самосозидание, т.е. закономерное изменение. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности.
Взаимосвязь указанных принципов и их выстраивание в предложенный логический ряд определяется тем, что каждый следующий принцип раскрывает действие предыдущего: целостная система образования развивается, используя внутренний потенциал, обеспечивая условия самореализации для всех участников образовательного процесса.
Основной целью работы методического совета гимназии № 524 является создание оптимальных организационно-педагогических, социально-педагогических и социокультурных условий для удовлетворения потребностей субъектов педагогического процесса. В гимназии выделяются следующие ценностные приоритеты развития. Это гуманистически-нравственные ценности: творчество, толерантность, ценности человеческого общения и социального взаимодействия, ценностное отношение к себе и другим. Эти ценностные приоритеты позволяют выделить ключевые ценности, которые определяют «лицо» гимназии, направления ее развития. Это ценности, лежащие в основе жизни гимназии, и с опорой на них проектируется ее дальнейшее развитие:
- культуросообразность (учет этой ценностной ориентации позволяет сохранять позитивные достижения гимназии в обеспечении повышенного уровня образования для учащихся с учетом неразрывной связи образования и культуры, формирования и развития позитивного социального и духовно-нравственного опыта личности);
- саморазвитие и самореализация (основная идея, реализуемая в гимназии – это идея о самостоятельности, независимости, свободе человека, в результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности, соответствующее процессу актуализации потенциала личности);
- педагогическое взаимодействие (создание комфортной, творческой атмосферы в образовательном учреждении, обеспечивающие актуализацию и сопровождение развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса с ориентацией на здоровьесберегающие технологии).
Реализация этих условий возможна при создании единого образовательного пространства ОУ, базирующегося на приоритетах гуманистически-нравственных ценностей, которая обладает такими характеристиками, как целостность, автономность и открытость.
Главными задачами методической работы в гимназии являются:
- создание условий для развития педагогического, профессионального мастерства педагогов;
- обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических работников, необходимого для успешного развития гимназии;
- внедрение инновационных технологий обучения и воспитания;
- обеспечение единства и преемственности всех ступеней образования.
Координатором методической деятельности педагогического коллектива является методический совет гимназии, который определяет проблемы и наиболее значимые направления в профессиональной деятельности коллектива. Работа методического совета осуществляется согласно плану, в основу которого положен анализ методической работы за предыдущий год, задачи на текущий уч. год. Значительная часть проблем и задач является частью обычной методической работы каждого учителя, предметных МО и всего педагогического коллектива в целом. Ежегодно на заседаниях методического совета гимназии обсуждаются итоги ГИА, результаты промежуточной аттестации учащихся, мониторинг учебного процесса, формы работы с одаренными детьми, организация и проведение обучающих семинаров, формирование УМК, второй год подробному анализу подвергается проектная деятельность учащихся. Качественно новой проблемой становится проблема введения ФГОС НОО, ООО третьего поколения .
МС гимназии провел серьезную работу по планированию и организации перехода на ФГОС ООО:
- разработана нормативная база, в частности, Образовательная программа основного общего образования ОУ;
- диагностированы образовательные потребности и профессиональные затруднения работников школы, реализована программа повышения квалификации работников гимназии на базе ОУ;
- продумано методическое обеспечение перехода на ФГОС ООО. Рабочие программы по предметам, внеурочной деятельности разработаны с учетом введения ФГОС ООО;
- спланировано и реализовано организационное обеспечение введения ФГОС;
- организовано изучение опыта внедрения ФГОС в других ОУ на заседаниях;
- в план работы ШМО включены вопросы содержания обучения, формирования УУД. В текущем учебном году педагогический коллектив гимназии продолжил работу над методической темой «Формирование УУД как фактор развития культуры учения». Диагностика состояния сформированности УУД по разным предметам – важнейшее направление в работе ШМО. В педагогическом коллективе формируются единые требования к соблюдению технологий и принципов работы с учащимися. Вопросы и задания по УУД включаются в промежуточный контроль, результативность работы – предмет обсуждения на заседаниях школьных МО. МС гимназии способствует развитию информационной среды учреждения через:
- создание ресурсов (методические разработки учителей, проектные, исследовательские работы учащихся);
- создание медиатеки электронных учебных пособий на базе школьной библиотеки;
-наполнение и своевременное обновление раздела «ФГОС. Инновационная деятельность» на сайте ОУ.
В гимназии создана система внутришкольного повышения квалификации:
педсоветы, семинары, индивидуальные консультации методистов, мастер-классы, обсуждение на методических объединениях вопросов внедрения ФГОС ООО в предметной области, система наставничества, взаимопосещение уроков, система открытых уроков, самообразование педагогов с предоставлением результатов профессиональной деятельности на заседаниях методических объединений, тематических педсоветах, круглых столах, научно-практических семинарах и конференциях разного уровня. Теоретическое изучение инновационных материалов на заседаниях ШМО дополнялись в течение года семинарскими занятиями. Педагогический коллектив гимназии активно участвовал в районных, городских мероприятиях: семинарах, консультациях, круглых столах по проблемам введения ФГОС ООО. Влияние повышения квалификации на рост эффективности инновационной деятельности учреждения в целом подтверждается следующим:
- развивается педагогический потенциал в части мотивации использования педагогами инновационных разработок и технологий в образовательной деятельности;
- эффективно расходуются бюджетные и внебюджетные средства на повышение квалификации педагогов ГБОУ;
- эффективно применяются современные средства обучения, что позволяет учащимся достигать более высоких образовательных результатов в учебной и внеурочной деятельности.
Технологии, используемые педагогами в работе: системно-деятельностный подход, развивающее обучение, проектное обучение, проблемное обучение, исследовательская деятельность, диалоговое обучение, информационно-коммуникационные технологии, др. МС гимназии реализовал на практике в соответствии с требованиями ФГОС, переход к проектной, исследовательской деятельности на всех ступенях ОО. В гимназии сформирована и реально функционирует система проектной, исследовательской деятельности.
Результативность работы МС (социальные эффекты):
- освоение учителями категориального аппарата и основных понятий в рамках «внутрифирменного» повышения квалификации;
- применение в урочной и внеурочной работе современных технологий (по итогам мониторинга в текущем учебном году доля педагогов, работающих по ФГОС ООО, применяющих в урочной и внеурочной работе современные технологии – 75 %);
- формирование позитивного отношения родителей к необходимости решения задач интегративного взаимодействия субъектов образовательного процесса (итоги мониторинга родителей учащихся 5-6 классов);
- рост мотивации обучения вследствие использования балльно-накопительной системы оценивания учебных достижений учащихся ступени ООО (по данным мониторинга учащихся и родителей основной школы 80% опрошенных положительно оценивают БНС, доля учащихся с адекватной самооценкой выросла на 15-20 %, уровень школьной тревожности упал на 14-26 %).
Работа методического совета гимназии направлена на реализацию ФГОС третьего поколения, создание условий для развития личности обучающихся, инновационной деятельности учителей, удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса.
Муль Лидия Владимировна, учитель истории и обществознания, ГБОУ гимназия № 524
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...
Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)
Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....
Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).
Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...
Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.
консультация...
Организация жизнедеятельности воспитанников в условиях проживания в группе школы-интерната. Из опыта работы.
Опыт работы по организации жизнедеятельности воспитанников в условиях проживания в группе школы-интерната....
Организация работы с родителями в образовательном учреждении среднего профессионального образования (из опыта работы)
В данной статье хотелось бы поделиться своим опытом работы с родителями студентов. В отличие от школы взаимодействие с родителями обучающихся техникума строится по другому. Об этом вы найдете ин...