Дидактические игры для уроков истории
методическая разработка по истории

Дидактические игры, направленные на развитие креативного мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_didakticheskih_igr.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Сборник дидактических игр, направленных на развитие креативного мышления на уроках истории

Автор: Дубовик Анна Александровна,

учитель истории и обществознания

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных(новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе - это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий  к появлению нового, новаторского продукта.

Вопрос о том, как воспитывать креативное отношение и способности, - трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности, - это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности.

Один из способов развития креативного мышления учащихся на уроках истории и обществознания – это включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. На своих уроках я часто предлагаю ребятам различные дидактические игры.

Дидактические игры

Игру в случайность

На бумажных самолетиках («хронолетах») учителем записываются даты, и места событий, которые рассматривались ранее. «Хронолеты» запускаются учителем, а отвечают учащиеся не по журналу (как обычно), а те, к кому «хронолет» «сядет» на парту. Главные условия ответа: «Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг».

Игра «Да- нет-ка»

Учитель загадывает какое- либо слово (термин, личность), а учащиеся должны задать как можно больше вопросов, причем, таких, чтобы учитель мог ответить «да», «нет» или «и да и нет». Например, на уроке истории «Я задумала историческую личность». Учащиеся задают такие вопросы, чтобы получив ответ «да или нет» они смогли разгадать кто был загадан учителем.

 На уроках обобщения я часто использую такой приём, когда ученику нужно попросить прощения или выразить слова благодарности предмету быта, пройденной теме, разделу, исторической личности. Например: «Выразить слова благодарности разделу «Становление средневековой Европы» (6-11 века) за то, что мы теперь знаем как расселились германские племена на территории ЗР империи, о завоеваниях Хлодвига, о возникновении и распаде империи Карла Великого и т.д. Или можно составить жалобу, например, «Жалоба со стороны Германии и Италии в 12-15 веках, государств, оставшихся раздробленными»

Аукцион имен

Эту игру целесообразно проводить на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «5». Каждый из учащихся может купить ее, т.е., подняв руку, назвать любое историческое лицо, жившее, скажем, в эпоху правления царя Ивана IV. Ребята наперебой называют известные им имена современников Ивана Грозного, которые записываются на доске (для этого назначается специальный ученик). При этом малоизвестные имена комментируются. В момент затухания активности участников аукциона учитель ударяет молотком медленно три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5» (или приз).

Второй вариант игры заключается в следующем. Учащимся предлагается записать в тетрадях максимальное количество исторических имен, касающихся определенной темы. На эту работу отводится время, предположим 5 минут. Через 5 минут объявляется аукцион. Предлагается начальная цена (допустим, 6 условных единиц). «Кто может предложить больше?»

Участники называют свои цифры (по количеству имен в списке). Победитель получает оценку «5» (или приз).

Таким же образом можно провести аукцион дат, событий.

Исторический снежный ком

Задается тема, например «Куликовская битва». Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к данной теме (например, Дмитрий Донской), следующий участник должен сначала произнести то, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятие, связанное по смыслу с темой (например, Дмитрий Донской, Куликово поле). Новый участник дополняет этот ряд: Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва. В конце концов получается длинный ряд имен и понятий, относящихся к определенной исторической теме.

Игра пройдет более организованно, если попросить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходит из игры и садится на свое место. Линейка быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске образовавшуюся цепочку и отмечает ошибки. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видны только учителю и выбывшим из игры. Игра завершается беседой, в которой определяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку.

Историческая азбука

Задается буква, допустим «П». Ребятам по одному, парами или по 4 человека (2 парты объединяются) предлагается за определенное время написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

Отгадай героя

Один из участников игры (водящий) выходит из класса. Ребята загадывают имена исторических деятелей. Вызывается водящий, он должен их отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более минуты, а также ограничить количество ответов до 10 (т.е. кто в ответах на 10 вопросов не отгадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукциона имен», когда на доске в наличии большой список имен, который дает возможность большего разнообразия и меньшей стереотипизации при выборе героя как для отгадывающего, так и для тех, кто загадывает. Выигрывает тот, кто за меньшее количество вопросов сумел отгадать героя. Игра приучает учащихся логично размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

Отгадай термин

Эта игра проводится так же, как и предыдущая, только вместо героя класс загадывает какое-либо понятие, относящееся к заданной теме.

Турнир

В этой игре два ученика соревнуются в своих знаниях. Определяется тема. Игра начинается со жребия, кому первому начинать. Далее первый участник должен задать вопрос по данной теме, второй участник отвечает. Если он ответил правильно, то сам задает вопрос, на который отвечает первый участник турнира. Беседа идет до тех пор, пока кто-либо из участников даст неверный ответ или не сможет задать вопрос. Победитель тот, кто последним дал правильный ответ и задал свой вопрос, оставшийся без ответа.

Продолжи рассказ

В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить.

В этой игре может участвовать и весь класс, при этом она теряет соревновательный элемент, но усиливается игровой азарт.

Игра имеет свою историю. Аналогичный вариант проводился в Царскосельском лицее. В декабре 1811 г. на квартире гувернера Чирикова начались так называемые литературные собрания.

Чириков жил тут же в лицее. Квартира помещалась на четвертом этаже, где находились комнаты лицеистов. Сюда-то по вечерам приходили Пушкин, Дельвиг и другие воспитанники на «литературные собрания». Участники собраний располагались в гостиной возле круглого стола, на стоявшем у стены широком диване. Удобно расположившись, участники «литературных собраний» затевали игру, которая всем очень нравилась. Игра заключалась в том, что кто-нибудь начинал рассказывать прочитанную или выдуманную историю, а остальные по очереди продолжали. Бывало, что только один рассказывал все от начала до конца.

В связи с этим А.С.Пушкин оставил в своих воспоминаниях следующие строки: «Однажды вздумалось (Дельвигу) рассказать нескольким из своих товарищей поход 1807 г., выдавая себя за очевидца тогдашних происшествий. Его повествование было так живо и правдоподобно и так сильно подействовало на воображение молодых слушателей, что несколько дней около него собирался кружок любопытных, требовавших новых подробностей о походе. Слух о том дошел до нашего директора В.Ф.Малиновского, который хотел услышать от самого Дельвига рассказ о его приключениях. Дельвиг постыдился признаться во лжи, столь же невинной, как и замысловатой, и решился ее поддержать, что и сделал с удивительным успехом, так что никто из нас не сомневался в истине его рассказов, покамест он сам не признавался в своем вымысле».

Герой, дата, событие

В игре участвует весь класс. Ведущий проходит мимо участников игры (которые сидят, как обычно, за партами) и просит одного из них назвать героя, другого - дату, а третьего - событие. Первый ученик называет имя героя, следующий участник - дату, связанную с этим героем, а третий - соответствующее событие.

Слово по вертикали

В этой игре потребуется знание названий городов Месопотамии. Слева написаны необычные слова. Это названия городов древней Месопотамии, в которых нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних городов, а лишнюю букву поместить в колонке справа. Правильно выполненное задание позволит по вертикали прочесть название еще одного прекраснейшего города древней страны.

КУВУР

* *

АШАГАЛ

* *

РЭВУДЕ

* *

ИРИАМ

* *

ТПРУШАЛ

* *

ИНЕЯВИНО

* *

НУР

* *

Ответ: Урук, Лагаш, Эреду, Мари, Ашшур, Ниневия, Ур; по вертикали - Вавилон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках истории

Презентация о дидактических играх на уроках истории...

Дидактическая игра на уроках истории и обществознания

Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...

Дидактические игры на уроках истории

Обобщение опыта на муниципальном уровне по теме "Дидактические игры на уроках истории"....

Статья Повышение мотивации обучения школьников с ОВЗ при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории

Одной из педагогических технологий современного процесса обучения, способных вызвать интерес к обучению. особенно детей с ОВЗ, является дидактическая игра. В статье показывется структура игры. структу...

Дидактическая игра на уроках истории

Дидактическая игра на уроках истории....

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке...

дидактические игры на уроках истории

в данном материале расположены игры, которые можно проводить на уроках истории, они помогаю прививать интерес к предмету, учат детей работать самостоятельно...