Древняя Русь
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (9 класс)

Голенкова Любовь Фоминична

тесты

работа с документами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Древняя Русь (середина IX)

Вариант № 1

  1. Заполните пропуск.

Крещение Руси произошло в ___________ г.

  1. Кто из древнерусских князей предупреждал своих врагов: «Иду на вы» (Хочу на вас идти)?
  2. Как называлось изображение, наносимое водяными красками на сырую штукатурку?
  3. Прочитайте отрывки из древнерусских былин и ответьте на вопросы.
  • Говорил им старый казак да Илья Муромец:

«… Как под нашим-то городом под Киевом

А стоит собака Калин-царь…

Разорить хочет он стольный Киев-град…

Вы постойте – тко за веру, за отечество,

Вы постойте - тко за славный стольный Киев-град,

Вы постойте – за церкви да за божие,

Вы поберегите – ко князя Владимира…»

  • Стал конем топтать да копьем колоть,

И он бьет силу, как траву косит, -

У Ильи – то сила меньше ведь не становиться.

А. Что прославляли былины?

Б. За что предлагает постоять Илья Муромец другим богатырям?

В. Покажите на примерах, какой фантастической силой обладали герои былин и их враги.

5. Объясните, кого на Руси называли закупами, а кого рядовичами. Что между ними общего?

Вариант № 2

  1. В каком веке появился письменный свод законов Древней Руси – «Русская Правда»?
  2. При каком князе произошло Крещение Руси?
  3. Выберите правильный ответ.

Итогом правления Владимира Мономаха было

А) создание «Русской Правды»

Б) приостановление распада Древнерусского государства.

4. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.

«…  И легко ходил в походах… и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник (кусок плотного войлока), с седлом в головах… И посылал в иные страны со словами: «Иду на вы» … (Хочу на вас идти.)

        И пошёл [он] на греков, и вышли те против русских… и сказал [князь]:

        - Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые срама не имам. Если же побежим, срам нам будет… я пойду впереди вас…»

А. О каком древнерусском князе идет речь в отрывке?

Б. Объясните на основании отрывка, почему его называли князем – воином.

В. По каким правилам и обычаям он вел военные действия?

5. Охарактеризуйте основные достижения культуры Древней Руси.

(Можно дать ответ в виде плана или таблицы.)

Вариант 3

  1. Выберите правильный ответ.

Что было раньше?

А) правление Владимира Мономаха в Киеве

Б) Крещение Руси

2. Заполните пропуск.

Соборы, построенные в XI в. ____________________________________ .

  1. Выберите правильный ответ.

Объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань, назывался:

А) оброк

Б) полюдье

В) вервь

Г) вече

5. Прочитайте отрывок из свода законов Древней Руси и ответьте на вопросы.

        «Если палец отрубит какой-то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду;

        За убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен;

        За убийство тиуна  (домоправитель) или конюшего платить 80 гривен;

        А за убитого смерда или холопа 5 гривен;

        За украденную кобылу платить 60 кун, за вола – гривну, за необъезженного жеребца – гривну;

        А. Как называется документ, с фрагментом из которого вы познакомились?

          Б. О чем свидетельствует появление такого документа на Руси?

          В. Чьи интересы он защищал?

6. Охарактеризуйте значение принятия христианства для Руси.

Ключи к тесту:

Вариант I

1)988.

2)Князь Святослав Игоревич.

3)Фреска.

4)А.Подвига русских богатырей. Б.За освобождение своей земли и ее защиты от врагов, «за веру, отечество, стольной город – Киев», за князя киевского. В.Илья Муромец «бьет силу (врагов), как траву косит». От свиста Соловья – разбойника леса «к земле приклоняются», а люди «все мертво лежат».

5)Примерное содержание ответа: Закупы – люди, получившие «купу» (ссуда, заем денег, семенами, орудиями труда и т.д.), которою они должны отработать у хозяина, предоставившего им купу. Рядовичи – люди, заключившие ряд (договор), согласившись жить и работать у господина на определенных условиях. Закупы и рядовичи – зависимое население Руси. Они попали (по различным причинам) в зависимости от богатых людей.

     

          Вариант II

1)XI в.

2)При Владимире Святославиче.

3)Б

4)А.О князе Святославе Игоревиче. Б.Много времени проводил князь в походах, много воевал; вел походную жизнь воина (не обременял себя удобствами, имуществом и едой). В.Предупреждал своих врагов о начале военных действий против них – «Иду на вы»; сражался вместе с рядовыми воинами и был впереди них; считал – лучше смерть в сражении, чем позорное бегство.

5)Примерное содержание ответа: Устное народное творчество – были – поэтические сказания о прошлом родной страны, в которых прославлялись подвиги русских богатырей, отражались надежды народа. Славянская письменность и распространение грамотности на Руси, книжного дела. Зарождение литературы: летописи, жития, поучения. Деревянное и каменное зодчество (Десятинная церковь в Киеве – появление икон, фресок, мозаик. Развитие ремесла – доспехи и оружие русских оружейников (кольчуги, копья, мечи, щиты), искусство русских ювелиров (техника скани и зерни при изготовлении браслетов, подвесок, колец и др.).

           Вариант III

1)Б

2)Софийские соборы

3)Б

4)А.»Русская Правда». Б.Об укреплении власти князя и установлении порядка в стране; о расслоении в обществе того времени. В.Свод законов защищал интересы имущих людей, т.е. обладающих собственностью, и их слуг. Вместе с тем статьи документа указывают и на то, что он защищает право на жизнь любого жителя Руси

5)Примерное содержание ответа: Укрепление государственной власти и усиление единства Руси, укрепление ее международных связей (с принятием христианства Русь входит в христианский мир). Изменения в быту и нравах наших предков (запрещение жертвоприношений, многоженства, кровной вражды и др.), распространение христианской морали и христианских норм поведения («не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя»;         помощь бедным, забота о детях и стариках и др.). Приобщение к византийской (греческой) культуре. Появление славянской письменности, развитие грамотности, книжного дела (при церквях и монастырях); церковного искусства (строительство деревянных и каменных храмов, украшение их иконами, фресками, мозаиками).

   

На пути к единому государству

(XIV – начало XVI в.)

Вариант № 1

  1. Выберите правильный ответ.

Какое из двух событий произошло в XV в.?

А) нашествие Батыя на Русь

Б) присоединение Новгорода к Москве

2.  Назовите имя церковного деятеля, который благословил великого князя на Куликовскую битву и предсказал ему победу.

3. Заполните пропуск.

Порядок, при котором в Московском государстве XV – XVI вв. должности в органах государственного управления, в армии занимались «по породе» (знатности боярского рода), в соответствии со служебным положением предков, назывался ___________________________________ .

  1. Прочитайте отрывок из «Сказания» о битве и ответьте на вопросы.

« И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от большой тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле…

Вот уже из знатных мужей многие перебиты, богатыри же русские и воеводы, и удалые люди, будто деревья дубравные, клонятся к земле под конские копыта… И самого великого князя ранили сильно и с коня его сбросили…

И Мамай, увидев новых воинов, что точно лютые звери скакали и разрывали будто овечье стадо, сказал своим: «Бежим, ибо ничего доброго нам не дождаться, так хотя бы головы свои унесем!»

А. Какое событие описывает автор произведения в приведенном отрывке?

Б. Когда оно произошло?

В. Чем закончилось?

Г. Приведите образные выражения из произведения, с помощью которых автор старался показать массовость и жестокость битвы.

5. Назовите основные причины, приведшие к объединению русских земель в единое государство

Вариант № 2

  1. Выберите правильный ответ.

Иван III правил Московской Русью

А) с 1325 по 1340 г.

Б) с 1462 по 1505 г.

2. Как называлась битва, итоги которой вызвали не только «радость великую», но и «печаль большую по убитым от Мамая на Дону»?

3. Как назывался в Московской Руси XV – начала XVI в. порядок содержания должностных лиц, при котором управители, посылаемые великим князем в уезды и волости, не только судили и управляли местным населением, но и содержались за счет населения в течении всего периода службы?

4. Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.

        «В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою… Князь же великий послал своего сына и брата и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они… заняли броды и перевозы…

Ахмат пришел… со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них… И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река…

Когда же река замерзла… наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться…»

А. Какое название в российской истории получило событие, описанное в летописи? В каком году оно произошло?

Б. Приведите примеры из летописи, показывающие, что великий князь хорошо организовал оборону на реке.

В. Каковы были последствия описанного события?

  1. Объясните, в чем состояло главное содержание внутренней и внешней политики Ивана III?

Вариант № 3

  1. В каком году произошло «стояние на реке Угре», положившее конец ордынскому владычеству над Русью?
  2. Выберите правильный ответ.

Автором знаменитой иконы «Троица» является:

А) Феофан Грек

Б) Андрей Рублев

3. Как называлась с конца XV в. форма земельного владения, даваемого служилому человеку за военную или государственную службу без права передачи её по наследству?

4. Прочитайте отрывок из свода законов XV в. и ответьте на вопросы.

        «А крестьянам уходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, в лесах полтина. А который крестьянин поживет за ним год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет… полдвора платит; а три года поживет,… платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит».

А. Как назывался документ, отрывок из которого вы прочли? В каком году он появился?

Б. На основании документа объясните, что такое «пожилое».

В. Определите на основании отрывка меры, которыми предусматривалось прикрепление крестьян к земле.

5.Охарактеризуйте причины и значение победы Руси в Куликовской битве.

Ключи к тесту:

               Вариант I

1)Б

2)Сергий Радонежский

3)Местничество

4)А.Куликовскую битву. Б.1380 г. В.Победой русских войск над войсками Мамая. Г.«…большой тесноты под конскими копытами испускали дух», «будто деревья дубравные, клонятся к земле под конские копыта», «точно лютые звери скакали и разрывали будто овечье стадо».

5)Примерное содержание ответа: Возрождение и развитие сельского хозяйства и ремесла; развитие вотчинного землевладения; восстановление и рост городов; оживление экономических связей внутри страны. Стремление крупных землевладельцев расширить свои владения, укрепить господство над крестьянами с помощью сильной центральной власти. Борьба за национальную независимость, для этого необходимо было освободить страну от ордынского владычества. Единые  религия, язык и культура.

       Вариант II

1)Б

2)Куликовская битва

3)Кормление

4)А. «Стояние на Угре», 1480г. Б.Русские воины «заняли броды и перевозы», «отбили татар от берега», «не могли перейти реку и стояли». В.Освобождение Руси от ордынского владычества.

5)Примерное содержание ответа: Подчинение Москве независимых русских земель – создание единого государства: а) присоединение к Москве Великого Новгорода, Тверского княжества; б) принятие единого для всей страны сборника законов – Судебника 1497 г. Свержение ордынского владычества над Русью – стояние на реке Угре.    

      ВариантIII

1)1480 г.

2)Б

3)Поместье

4)А. Судебник, 1497 г. Б. Плата крестьян землевладельцу при уходе от него в Юрьев день. В. Обязательная плата крестьянами «пожилого»; увеличение размеров «пожилого» от срока проживания у землевладельца. Чем дольше живет крестьянин у землевладельца, тем сложнее ему расплатиться и уйти к другому землевладельцу.

5)Примерное содержание ответа: Причины победы: а) начавшееся ослабление Орды; б) укрепление позиций московского княжества; в) большие силы русских – под руководством московского князя собрались дружины и ополчения (крестьяне и ремесленники) из многих княжеств; г)патриотический настрой войск и поддержка его Православной церковью; д)появление нового оружия – самострела (арбалета).Значение победы: а)первое сокрушительное поражение ордынцев – победа над главными силами Орды; б) укрепление веры в возможность избавления от ордынского владычества; в) Москва становится политическим лидером Руси, с ней связывают освобождение от владычества Орды  



Предварительный просмотр:

1. Работа с источниками

Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.

1.        «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь". И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено... И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2.        «...Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их...».

3.        «И послали со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?"»

4.        «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5.        «...Повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его... к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей ».

6.        «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, той все сделают то же"».

7.        «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись - и так оставшиеся возвратились домой. И придя в землю свою, поведали - каждый своим - о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, - говорили они, - имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их"».

8.        «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам...»

9.        «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни кот лов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...»

10.        «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне - киевлян, а на левом крыле - новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая... И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.



Предварительный просмотр:

                                        Контрольная работа № 2. Вариант № 2

Вопрос 1. Первым князем, подчинившим себе большинство восточнославянских племён, был:

 Ответ 1. Рюрик

 Ответ 2. Святослав

 Ответ 3. Игорь

Вопрос 2. Согласно летописным свидетельствам, восстание древлян в 945 г. было вызвано:

 Ответ 1.  Межплеменной рознью древлян и словен ильменских

 Ответ 2. Попыткой киевского князя вторично взять дань с древлян

 Ответ 3. Нежеланием древлян принимать христианство

 Ответ 4. Насильственным набором древлян в дружину князя Владимира

 Вопрос 3. В каком веке произошли все названные события – убийство Бориса и Глеба; окончательный разгром печенегов; начало вторжения половцев на русские земли?

 Ответ 1. IX век

 Ответ 2. X век

 Ответ 3. XI век

 Ответ 4. XII век

 Вопрос 4. Как называется древнейшая часть Русской правды?

 Ответ 1. «Закон русский»

 Ответ 2. «Правда Владимира Святого»

 Ответ 3. Правда Ярослава

 Ответ 4. Устав Владимира Мономаха

 Вопрос 5. Крещение Руси привело к:

 Ответ 1. Быстрому исчезновению всяких следов языческих верований

 Ответ 2. Подчинению княжеской власти Православной церкви

 Ответ 3. Превращению Руси в зависимое от Византии государство

 Ответ 4. Роту международного авторитета Древнерусского государства

 Вопрос 6. Князь Владимир Святой создал систему оборонительных укреплений от набегов:

 Ответ 1. Варягов

 Ответ 2. Печенегов

 Ответ 3. Половцев

 Ответ 4. Хазар

 Вопрос 7. Согласно летописи, князь Владимир принял крещение в городе:

 Ответ 1. Киев

 Ответ 2. Константинополе

 Ответ 3. Корсуни

 Ответ 4. Новгороде

 Вопрос 8. Первые русские святые – это:

 Ответ 1. Аскольд и Дир

 Ответ 2. Борис и Глеб

 Ответ 3. Владимир Святой и Анна

 Ответ 4. Кирилл и Мефодий

 Вопрос 9. Что из перечисленного является частью процесса становления феодального строя? А) Возникновение барщины и оброка; Б) Появление закупов и рядовичей4 В) Появление первых летописей; Г) Раздача великим князем земель и превращение их в вотчины; Д) Рост авторитета волхвов; Е) украшение храмов мозаиками и фресками. Укажите верный ответ.

 Ответ 1. А,Д,Е

 Ответ 2. Б,В,Г

 Ответ 3. А,В,Е

 Ответ 4. А,Б,Г

 Вопрос 10. Прочтите отрывок и укажите, при каком правителе (правителях) был составлен документ, из которого этот отрывок взят. «Убьеть мужъ мужа, мьстить брату брата, или сынови отца, либо отцу сына, либо сестрину сынови; аще не будет кто мьстя, то 40 гривен за голову».

 Ответ 1. При Владимире Святом

 Ответ 2. При Ярославе Мудром

 Ответ 3. При Ярославичах

 Ответ 4. При Владимире Мономахе

 Вопрос 11. К числу преобразований в управлении, проведанных Владимиром I, относится:

 Ответ 1. Использование своих сыновей как наместников

 Ответ 2. Предоставление варягам привилегий на русской службе

 Ответ 3. Создание старшей дружины как совета при князе

 Ответ 4. Усиление роли веча

 Вопрос 12. Категории зависимого населения по Русской Правде:

 Ответ 1. Закупы

 Ответ 2. Вотчинники

 Ответ 3. Волхвы

 Ответ 4. Все вышеназванные

 Вопрос 13. Для внешней политики Владимира I было характерно стремление:

 Ответ 1. Избавиться от выплаты дани варягам

 Ответ 2. Обезопасить русские земли от набега печенегов

 Ответ 3. Подчинить Древнерусскому государству Византию

 Ответ 4. Уничтожить Хазарский каганат

 Вопрос 14. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, что последовало за описанными событиями. «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём князь с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью…»

 Ответ 1. Древляне обратились за помощью к хазарам

 Ответ 2. Дружина Игоря перебила старейшин древлян

 Ответ 3. Земля древлян была присоединена к Древней Руси

 Ответ 4. Игорь был убит древлянами

 Вопрос 15. Софийские соборы были построены:

 Ответ 1. В Киеве

 Ответ 2. В Новгороде

 Ответ 3. В Полоцке

 Ответ 4. Во всех перечисленных выше городах

 Вопрос 16. В коком году произошло объединение Киева и Новгорода в рамках одного государства?

 Ответ 1. В 862 г.

 Ответ 2. В882 г.

 Ответ 3. В 907 г.

 Ответ 4. В 911 г.

 Вопрос 17. Понятия «зернь» и «скань» связаны с (о):

 Ответ 1. Становлением древнерусской государственности

 Ответ 2. Развитием ремесла в Древней Руси

 Ответ 3. Формированием феодального строя

 Ответ 4. Распространением христианства

 Вопрос 18. Результатом вступления Владимира Мономаха на киевский престол  стал (о):

 Ответ 1. Временное прекращение княжеских усобиц

 Ответ 2. Окончательный разгром половцев

 Ответ 3. Подчинение древлян власти киевского князя

 Ответ 4. Превращение Киева в столицу государства

 Вопрос 19. Прочтите отрывок из западноевропейской хронике и объясните, почему глава Древнерусского государства именуется в ней столь необычно. «Король Генрих послал … к некоему королю в греческих краях, чтобы тот дал ему в жены свою дочь. Назад во Францию тот отправил их с большими дарами и с дочерью».

 Ответ 1. Русь тогда находилась в зависимости от Византии

 Ответ 2. Русь приняла от Византии восточное христианство

 Ответ 3. Русь много торговала с Византией

 Ответ 4. На Руси жило много торговцев из Византии

 Вопрос 20. Одной из основных задач, решавшихся Ярославичами, была (о):

 Ответ 1 . Борьба с претензиями митрополитов на верхнюю  власть

 Ответ 2. Организация борьбы с половцами

 Ответ 3. Подготовка к вторжению в Византию

 Ответ 4. Подчинение всех восточнославянских племён

   

Ключи;

1)1

2)2

3)2

4)1

5)4

6)2

7)3

8)3

9)1

10)1

11)3

12)3

13)3

14)1

15)3

16)2

17)3

18)4

19)2

20)2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Древняя Русь", 6 класс

В тесте представлены задания разного типа, в том числе кроссворд, текст с ошибками, текст с пропусками.Уважаемые коллеги, не пугайтесь, тест не совсем правильно выглядит при предварительном просмотре ...

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно  использование для диффере...

История России. Проверочная работа по теме "Древняя Русь" (6 класс)

Материал для проверки знаний учащихся после изучения данной темы. Задания разделены на три варианта по три задания в каждом....

Демо-тест к темам: "Древняя Русь"

Демо-тест к темам: "Древняя Русь" составлен по материалам учебника А.А. Данилова, Д.Д, Данилова и др. "Российская история с древнейших времен до начала XVI века" для 6 класса. перед использованием дем...

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь"

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь" в форме тестовой работы для учащихся 10-х классов...

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...

Тема урока: Древняя Русь

1.     Работа создана для представления по гуманитарному направлению. 2.     Тема урока: Древняя Русь 3.      Цель занятия: О...