Игра "Колесо истории"
занимательные факты по истории (8 класс)

Топчий Наталья Владимировна

Игра «Колесо истории»

 

Составитель: Топчий Наталья Владимировна,

 учитель истории МАОУ «Гимназия № 25»  ГО Ревда

 

По теме: «Нижегородское ополчение и освобождения Москвы от польско-литовских интервентов».

 

 

Цель мероприятия:

Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно-патриотических чувств ценностных ориентаций.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать систематизации и закреплении знаний по истории России с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях.

 Развивающие:

     вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения,    предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;

способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  • совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;
  • вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.

 

Время реализации мероприятия – 60 минут.

Порядок проведения игры:

Игра проводится по принципу телевизионной игры «Колесо истории». В ней принимают участие из 5 учащихся от каждого класса. Приглашаются  болельщики по 5 человек от класса.

Подготовка к игре:

  1. Подготовить рассказ с иллюстративным материалом о памятниках  связанные с именами Минина и Пожарского (об одном из них).
  2. Подготовиться к словесной дуэли (термины, относящиеся к данной теме).
  3. Изучить биографию К. Минина и Д. Пожарского.

План проведения игры:

  1. Вступительное слово;
  2. Задание 1 тура. Разминка;
  3. Задание 2 тура. Собрать рукопись.
  4. Задание 3 тура. Словесная дуэль.
  5. Задание 4 тура. Работа с тестом.
  6. Задание 5 тура. Памятники, связанные с именами Минина и Пожарского.

Критерии оценивания выступления команд:

Команды-победительницы определяются по количеству баллов, получаемых в ходе игры, как устных турнирах, так и при выполнении других заданий.

Члены жюри работают, открыто объявляя результаты после каждого этапа игры. За каждый этап команда может получить от 1 версты до 10 верст.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра "Колесо истории"59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Колесо истории»

Составитель: Топчий Наталья Владимировна,

 учитель истории МАОУ «Гимназия № 25»  ГО Ревда

По теме: «Нижегородское ополчение и освобождения Москвы от польско-литовских интервентов».

Цель мероприятия:

Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно-патриотических чувств ценностных ориентаций.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать систематизации и закреплении знаний по истории России с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях.

 Развивающие:

     вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения,    предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;

способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  • совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;
  • вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.

Время реализации мероприятия – 60 минут.

Порядок проведения игры:

Игра проводится по принципу телевизионной игры «Колесо истории». В ней принимают участие из 5 учащихся от каждого класса. Приглашаются  болельщики по 5 человек от класса.

Подготовка к игре:

  1. Подготовить рассказ с иллюстративным материалом о памятниках  связанные с именами Минина и Пожарского (об одном из них).
  2. Подготовиться к словесной дуэли (термины, относящиеся к данной теме).
  3. Изучить биографию К. Минина и Д. Пожарского.

План проведения игры:

  1. Вступительное слово;
  2. Задание 1 тура. Разминка;
  3. Задание 2 тура. Собрать рукопись.
  4. Задание 3 тура. Словесная дуэль.
  5. Задание 4 тура. Работа с тестом.
  6. Задание 5 тура. Памятники, связанные с именами Минина и Пожарского.

Критерии оценивания выступления команд:

Команды-победительницы определяются по количеству баллов, получаемых в ходе игры, как устных турнирах, так и при выполнении других заданий.

Члены жюри работают, открыто объявляя результаты после каждого этапа игры. За каждый этап команда может получить от 1 версты до 10 верст.

Нижегородское ополчение и освобождения Москвы от польско-литовских интервентов.

Ведущий:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

 

Ведущий:

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

 

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на празднике ко Дню народного единства.

 

Ведущий:

22 октября  в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

 

Ведущий:

22 октября (по старому стилю) в 1649 году указом царя Алексея Михайловича, был объявлен государственный праздник день Казанской иконы Божией Матери, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

 

Ведущий:

Из-за увеличения за прошедшие века разницы между григорианским и юлианским календарем этот день сместился на 4 ноября.

 

Ведущий:

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

 

Ведущий:

Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру»

 

Ведущий:

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

 

Ведущий:

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

 

 Разминка

Первый тур. 

 1. После пресечения, какой царской династии начинается Смутное   время в России?

2.      Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)

3.      В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

4.      Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

5.      Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

6.      Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)

7.      Какие города удалось захватить врагам?

8.   Где происходила битва 24 августа? (в Москве)

9.   Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)

10.   Какому событию посвящена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»?

( Михаил не знал, что его избрали царем. Он проживал с матушкой под Костромой. Его пришлось разыскивать специальному посольству. Одновременно его искали и поляки, чтобы убить. Недалеко от села Домнино поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали показать им дорогу. Сусанин согласился, но завел их в болото. Поляки поняли хитрость крестьянина и жестоко расправились с ним. Этому подвигу  посвящена опера Глинки, а также стихи К.Ф.Рылеева)

Викторина ко дню народного единства.


       11. Какое государство помогало Григорию Отрепьеву (Лжедмитрию I) воцариться на Московском престоле?
       12. Кто и в каком городе организовал II ополчение, кто его возглавил? 
       13. Восшествие на престол этого царя положило конец Смутному времени. 

Второй тур.

Собрать рукопись.

 О чем повествуют рукопись? Всматриваемся, перебираем листы, читаем. На листах встречаются слова: ополчение, Смута, Москва; имена Минин, Пожарский. А в каком порядке подобрать листы рассказа о событиях, связанных с ополчением? С чего начать? К счастью, вот лист - оглавление. Воспользуемся  им.

   Ребята! Возьмите листы  с текстами  и начнем приводить рукопись в порядок. Пункты оглавления перед вами, вам нужно  определить, как содержание  стихов  соответствует  оглавлению.

Контрольный лист

1. Смутное время. Нашествие поляков.

2. Сход нижегородцев осенью 1611 года.

3.Обращение Кузьмы Минина к посадским людям.

4.Решение нижегородцев поддержать призыв Минина.

5.Сбор средств для создания ополчения.

6. Создание ополчения Мининым.

7.Приглашение Дмитрия Пожарского стать воеводой.

8.Выступление ополчения в поход на Москву.

9.Осада поляков в Кремле (август-ноябрь 1612 года).

10. Поражение поляков и избрание царем Михаила Романова.

11. Памятник Минину и Пожарскому.

Карточки с текстами

1. Смута дерзкая бродит по русской земле -

    Иноземное войско поляков в Кремле,

    Разоренье в Москве, под Смоленском погром,

    Хочет польский король стать российским царем.

Э. Шдемов

2. Как-то в Нижнем на Волге в тот памятный год

    В день погожий осенний собрался народ,

    Чтобы всем обсудить, как столице помочь,

     Вражью польскую силу  плотясь превозмочь.

Э. Шдемов

3. И к толпе горожан, верность Руси храня,

   Обратился их староста - Минин Кузьма:

   «Друзья и братья! Русь святая гибнет!...

    Поможем, братья, Родине святой!

    Что ж! разве в нас сердца окаменели?

     Не все ль мы дети матери одной?...

     А если воинам мы захотим помочь,

     И крепку рать создать против поляков,

     Не пожалеем наших достояний,

     Казны и животов не пощадим,

     Дворы свои, скотину продадим,

     А будет мало, жен, детей заложим…

     Что мешкать даром, время нас не ждет».

А. Островский

4. Храня молчанье, слушала толпа,

   Запали в душу жаркие слова,

   И чтобы из Москвы изгнать поляков рать,

   Решили - надо деньги собирать,

   Чтобы в оружии нужды не знать и в провианте,

   Нанять дворян, стрельцов и прочих ратных.

Э. Шдемов

5. Дружно грянула площадь:

    «Пожертвуем ради свободы!»

    И у паперти церкви

    К ступеням, сверкая, легли

    Драгоценные кубки

    Серебряной фряжской работы,

    Золотые оклады

    И жемчуг индийской земли.

Ю. Адрианов

6. Поволжье Минин призывал,

    Он ополченье собирал,

    Всех одевал, всех обувал

    И всех оружием снабжал.

Н. Кончаловская

7.  Нет  дела ратного без воеводы храброго.

    Пожарского Димитрия избрали,

    Чтоб войско вел и ведал земскими делами.

Э. Шдемов

     И вот пришел Пожарский - князь,

     За ним текла людей река;

     И, с Мининым объединяясь,

     Сплотились русские войска.

Н. Кончаловская

8.  К весне войска готовы были,

     И воеводу торопили.

     И эту рать в туманной мгле

     По нераспаханной земле,

     Где лишь подснежники цвели,

     Они на подвиг повели.

 Н. Кончаловская

9.  Как вышло ополчение к Москве,

     Поляки затворилися в Кремле.

     Ожесточенно войско польское сражалось,

     Два долгих месяца осада продолжалась,

     И наконец 7 ноября - враг сдался,

     И была Россия спасена.

Э. Шдемов

10. А чтоб в России государь законный был,

      На царство возведен был Михаил.

Э. Шдемов

11. Добрый памятник поставлен

      Двум героям всей страной

      В знак того, что был избавлен

      От бесчестья край родной.

Э. Шдемов.

 Третий тур.

Словесная дуэль.

Должны по очереди называть по одному термину, относящемуся к данной теме: «Нижегородское  ополчение и освобождение  Москвы от польско-литовских интервентов».

Примерный список персоналий и терминов для игры «Смутное время и Нижегородское ополчение»:

Архимандрит Феодосий, Борис Годунов, боярин, Василий  Шуйский, воевода, гетман Ходкевич, гражданин, Григорий Отрепьев, дворянин,  династия Романовых, Дмитрий Пожарский, думный дворянин, жолнер, земская изба, Земский собор, земский староста, Иван Заруцкий, казак, Китай-город, князь, Кострома, Кузьма Минин, Кремль,  лихолетье,  Лжедмитрий,  Марина Мнишек, Михаил Романов, Москва,  Нижний Новгород, ополчение, Патриарх Гермоген,    пищаль, польский король, польские войска, Прокопий Ляпунов, протопоп Савва Евфимьев, пушка, сабля, самозванец, семибоярщина, Сигизмунд III, Смутное время, Совет всея земли, стрелец, царь, шляхтич,  шестопер, Ярославль и др.

Четвертый тур.

Тесты по истории Смуты и Нижегородского ополчения

                                                           

1)    Вл. Даль определяет

           А) Смуту

Б) Перестройку

В) Структурные реформы

           Г) Революцию

« … - возмущение, восстание, мятеж, крамолу обще неповиновения, раздор между народом и властью» а также – недоброе дело; тревога, переполох, неурядица, непорядок, расстройство дел.                                                                                     

                                                (Смута)

2) Главной святыней Нижегородского ополчения являлась:

А) Мощи Св. Благоверного равноапостольского Александра Невского

Б) Икона Казанской Божией Матери

В) Хоругвь Нижегородского Спасского собора

Г) Меч (символический) архистратига Михаила

3)Копия памятника К. Минину и Д. Пожарскому И. П. Мартоса была поставлена:

А) В Балахне на родине К. Минина

Б) В Н. Новгороде

В) В Суздале в Спасо - Ефимьевском монастыре

Г) В Ярославле

4) Автором картины «Воззвание К. Минина к нижегородцам» является:

А) М. И. Скотти

Б) Константин Маковский

В) Владимир Маковский

Г) Галлий Надеждин

5)Исправь ошибку:

        Родиной К. Минина является Городец.                                                

(Балахна)

6) К. Минин за подвиг «московского очищения» удостоен звания __думного дворянина__

7) Д. М. Пожарский  за «московское очищение» получил чин ____боярина___________

8) Из каких ворот Нижегородского кремля уходило в поход ополчение Минина и Пожарского

                                        (Из Ивановских ворот Ивановской башни) 

9) Сподвижник К. Минина, один из организатора второго Земского  ополчения, глава Нижегородского духовенства Савва Евфимьев был в чине:

А) Митрополита

Б) Архиепископа

В) Епископа

Г) Протопопа

10) Дед этого героя Смутного времени именовался  «Немой», отец прозывался  «Глухим», сам же он получил в родословной прозвище «Хромой».

О ком идет речь?

                                                        (Д. М. Пожарский)

11 ) «Истинным освободителем и избавителем России» назвал К. Минина?

                                        (Петр I)

12) Кузьма Минин  родился:

А) В семье нижегородского посадского  Захария  сына Минина Сухорука

Б) Балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова

В) Кузьма Минин – этнический татарин (Кириша Минибаев)

Г) К.Минин – сын крепостного боярина Шереметева, получивший вольную за  «московское очищение» 1612 г.

13) На памятнике тысячелетию России  в Новгороде Великом ( проект М.О. Микешина):

А) Нет скульптурного изображения К. Минина и Д. Пожарского

Б) Скульптура К. Минина и Д. Пожарского есть на памятнике

В) Только изображение К. Минина

Г) Только скульптура Д. М. Пожарского

14) Погиб в заточении, не поддавшись на уговоры  бояр – изменников и польских интервентов патриарх:

А) Иов

Б) Гермоген

В) Киприан

Г) Адриан

15) Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев, Б. М. Лыков – Оболенский. Что объединяло этих людей начала XVII в.?

                                                                              ( Семибоярщина)

Пятый тур.

Д/З.

ПАМЯТНИКИ, СВЯЗАННЫЕ С ИМЕНАМИ МИНИНА И  ПОЖАРСКОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...