Технология проблемного диалога
методическая разработка по истории

Зубкина Ольга Анатольевна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Люди учатся обучаясь»

Сенека

В этом году многие  мои ученики – выпускники девятых и одиннадцатого класса выбрали сдавать экзамен по обществознанию. Почему этот предмет ежегодно выбирает большая часть учеников?

- ответы…..

У школьников вызывает интерес именно связь предмета с современным обществом, с его проблемами, задачами, осознанием того, как нужно в нём жить.

Что мы ставим на первое место в образовании, коллеги?

- …….качество образования, знания, результат…

Согласна со всеми вашими ответами,    и в первую очередь я считаю мы должны развивать у детей практические умения. Специфика предмета обществознание такова, что особенно на уровне среднего общего образования оно излишне теоретизированно. Как учитель может помочь ученикам  в полной мере понять право, социологию, экономику, политологию?

- используя  социальный опыт.

Примеры из худ. литературы, фильмов, СМИ – всё это даёт социальную базу которая развивает общую эрудицию ученика, даёт практические знания, которые мы можем использовать изучая теорию обществознания. Важно чтобы  обществознание было живым.

Вы наверно обратили внимание – у каждого на столе есть мандарин. У меня тоже есть мандарин (показывает). _____________, можно я Вам подарю свой мандарин

- ….да

А Вы мне взамен дадите свой. В результате нашего обмена, сколько у каждого получилось мандаринов?

- по одному

У меня есть идея, у каждого из вас есть идея, давайте обменяемся идеями. Если мы обменяемся идеями, сколько идей получите в результате?

- много, по крайней мере - две.

Точно!

У меня идея: давайте поясним смысл фразы  Сенеки «Уча других, мы учимся сами»

Эти слова эпиграф к нашему уроку, предлагаю тему сформулировать в конце нашей встречи.

А наш разговор я хочу продолжить вопросами:

_____________, Когда основан Пугачев? Спасибо.

_____________, Кто возглавлял партию большевиков?

_____________, Когда наступит весна?

_____________, Какого цвета справедливость?

____________, Кому на Руси жить хорошо? Спасибо

А зачем я задаю вам все эти вопросы?

-……

-………

Каждый из вас прав, я же начала с вопросов, чтобы вы заговорили, а я увидела ваши глаза, я увидела вашу эрудицию,  я увидела ваше удивление, ваш характер, ваш темперамент, вашу мобильность.

Одной из технологий, которые  способны уменьшить отрицательные  последствия клипового мышления современных школьников  является технология проблемного диалога. 

Диалог на уроке начинается с вопросов. Неожиданных или парадоксальных, традиционных или непредсказуемых с точки зрения получения ответа. Всё начинается с диалога. Давайте разберём данное понятие, расшифруем его. На листочках к каждой букве слова подпишите новое слово.

Д- добро, доверие

И – истина, информация

А – активность, азарт

Л – логика

О – оригинальность

Г – грамотность, гармония

Пишет на доске.

Предлагаю вам, поработать в парах. Используя эти слова сформулируйте правило диалога. У вас должно получиться развернутое предложение.

- ………

-………

Всегда ли удаётся общение выдержать в форме диалога?

Поднимите руку, кто когда -нибудь спорил?

Кто проигрывал в споре?

Кто, проиграв спор оставался убежденным в своей правоте? Просто ваши аргументы не убедили оппонента.

Итак, нас всех объединяет чувство горечи которое мы испытываем при поражении в  споре. Как доказать свою точку зрения в дискуссии?

Метод дискуссии – прочно вошёл в жизнь нашего общества и школьное образование в XX веке.  В дискуссии каждый стремится убедить оппонентов в своей правоте. Цель – достичь истину. Но часто возникает ситуация когда истины как будто и нету.  Есть несколько точек зрения. Например, вечная  проблема отцов и детей. Как же быть, когда одной правды на всех нет, а у каждого она своя.

(можно небольшой ролик,  когда депутаты в парламенте переходят в драку – такое поведение не является примером!)

Древние греки обратили внимание на то, что залогом победы является ораторское  искусство. Но, на своих уроках я стакиваюсь с тем, что школьники испытывают затруднения, когда аргументируют свой ответ.

Кто сталкивался с такой проблемой? Одно из заданий ЕГЭ по истории проверяет умение ученика составить аргумент для определённой точки зрения на события. Такое задание является сложным для ученика.

Как решить эту проблему?

Одним из способов является развитие тех компетенций, которые лежат в основе дискуссии.

Это умение построить аргумент,

построить контраргумент,  

защитить свои аргументы.

Для того, чтобы организовать дискуссию нам нужна какая ни будь проблемная ситуация.

Предлагаю вам посмотреть два коротких ролика: отрывок из мультфильма 1966 года и современный ролик из соц. сетей. Какая проблема их объединяет?

В современном обществе актуальна тема вакцинации.

Сформулируйте проблему!

-……..

Например: для того, чтобы остановить пандемию коронавируса, нужна вакцинация населения.

Представьте свою позицию. Согласны или нет?

Как убедить остальных в своей правоте?  Можно личным примером, как это сделала в 18 веке Екатерина 2,сделав себе и сыну прививку от оспы.

Другое умение – это выстроить аргумент. Для этого нужно знать его структуру. (На экране) -прочитать

  1. Тезис
  2. Объяснение
  3. Доказательство
  4. Вывод

Давайте попробуем.

  1. Тезис – это причина, почему вы считаете, что нужно вакцинироваться?

………..По моему мнению нужно вакцинироваться, что не заболеть или переболеть в лёгкой форме.

2.Далее нужно объяснить причину- почему те кто сделал прививку не болеют или болеют в лёгкой форме.

……у них вырабатываются антитела

  1. Доказательство- нужно привести факт из жизни, практики

……….

  1. Вывод: Таким образом я считаю, что ……..

Предлагаю вам все элементы аргумента объединить  и выступить с речью. На это вам, коллеги, 2 мин

Работа с залом

Дорогие друзья! Я озвучу еще раз проблему :  для  того чтобы остановить пандемию коронавируса, нужна вакцинация населения. Это единственное решение этой проблемы? Или вы можете назвать и  другие пути выхода из данной ситуации?

Спасибо.

Давайте послушаем, что получилось. Спасибо! Получилось отлично!

 Закрепим наш успех. На столах у вас мандарины. Одна группа попробует доказать, что мандарин  лучше яблока. А другая группа наоборот: яблоко лучше мандарина.

Спасибо!

Наш диалог был полезен?

Чему Вы обучились в нашем диалоге?

Диалог, дискуссия  может и не привести к истине, но отрабатывает навыки аргументации.

Рассуждения наши завершились.

Как же  можно сформулировать тему нашего урока?

Замечательно. Очень интересно, оригинально, а мой вариант вот такой!

« Не победить, а убедить, вот, что достойно славы.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога

Автор технологии  кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Технология проблемного диалога

тСовременные педагогические технологии...

Технология проблемного диалога на уроках английского языка

Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе

Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...