Рабочая программа "Память"
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Попов Денис Юрьевич

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Память» является программой туристско-краеведческой направленности. Занятия по данной программе способствуют воспитанию коммуникабельности, усердия, умения исследовать мир, формируют эмоциональную культуру общения у подрастающего поколения любви к природе родного края, к истории города и области, к культуре народов. Кроме того, развивают творческое мышление у школьников, прививают любовь к природе, истории и родному краю.

Регулярные занятия по данному направлению дают возможность обучающимся познакомится с родным краем, изучить его историю, природу и культуру. Программа помогает им лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_pamyat.doc452.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Память» является программой туристско-краеведческой направленности и разработана с учётом федеральных государственных требований к программам дополнительного образования детей.

Содержательная часть Программы соответствует основным положениям следующих нормативно-правовых актов:

- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 № 533);

- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09- 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

регионального уровня:

- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».

Актуальность программы обусловлена тем, что на современном этапе подготовкой будущих активистов школьного музея занимается учитель школы, он формирует у обучающихся гражданскую позицию и учит ценить родную культуру и гордиться своим Отечеством. Школьный музей выступает в качестве инструмента познания, воспитания, социального средства памяти, передающего духовный, нравственный, эстетический, исторический опыт, традиции поколений. Методической основой программы является методика музейной педагогики, использование музейных экспонатов для развития личности и методики школьного образования.

Школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания обучающихся. Специальные методики использования экскурсий, исследований, наблюдений для расширения кругозора обучающихся, освоения разносторонних практических навыков, воспитания патриотизма и нравственности, любви к Родине получили широкое распространение. Работа в учебной группе помогает школьникам лучше осваивать вопросы, связанные с работой школьного музея, расширяет возможность применения знаний по музееведению в межпредметных связях, развивает творческие способности, повышает интеллектуальный и эстетический уровень развития личности.

Новизна программы заключается в специфике организации занятий с  совмещением краеведческой и музееведческой деятельности, использовании материалов школьного музея в проектной деятельности обучающихся и при проведении экскурсий.

Педагогическая целесообразность программы «Память» заключается в воспитательном и образовательном потенциале за счет богатого историко-краеведческого материала школьного музея и архивного отдела. Программа формирует у обучающихся потребность сохранить исторический материал и культурные ценности родного края. Программа ориентируется на системный подход в изучении краеведческого материала на основе школьных музейных коллекций.

Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Любой член коллектива школьного музея должен знать в общих чертах музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учётно-хранительской и культурно-просветительской работ. Школьный музей предусматривает изучение этих вопросов как необходимого условия для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея. 

Большое внимание уделено в программе экскурсионной подготовке. Экскурсоводы составляют наиболее значительную основу в активе музея, в их деятельности находят выражение как общемузейных, так и чисто педагогических аспектов учебной сущности школьного музея.

Программа реализуется на базе школьного музея «Вехи»,  который выступает важным фактором формирования общественной активности школьников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

 Программа способствует реализации  компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у  обучающихся следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

- учебно-познавательных: владение способами анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

-  информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

 - коммуникативных:  владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

Адресат программы: Программа  рассчитана на обучающихся 11-13 лет и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Возрастные особенности детей 11-13 лет. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны педагога.

Срок реализации программы:

Срок реализации программы – 5 месяцев. Оптимальный состав группы - до 15 человек.

Уровень освоения программы: стартовый.

Режим занятий:

Режим занятий, предусмотренных программой, находится в соответствии с нормами СанПиН. Занятия проводятся по расписанию 1 раз в неделю. Продолжительность учебного часа занятия - 45 минут.

Формы обучения.

Формы организации деятельности:

‒ коллективные (занятия, экскурсии, игра);

‒ групповые (коллективно-творческая деятельность);

‒ индивидуальные (самостоятельная работа).

Формы организации образовательного процесса:

В процессе обучения по программе «Память» предлагается проведение разных видов занятий:

- учебное занятие;

- занятие-игра;

- занятие-путешествие;

- занятие-экскурсия.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для овладения обучающимися основ музейного дела, раскрытие их индивидуальных возможностей и творческих способностей, а также формирование познавательных способностей в освоении краеведческого материала.

 Задачи: 

Образовательные:

- научить обучающихся построению исследований и проектов по истории родного края;

- обучить основам музейного дела;

- сформировать у обучающихся навыки подготовки экскурсий, выставок и т.п.

Развивающие:

-развить в обучающихся практические навыки исследовательской и творческой деятельности;

- совершенствовать деятельность школьного музея и его роль в образовании и воспитании школьников.

Воспитательные:

- воспитать у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма к своему краю;

-формировать у обучающихся чувства гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

- воспитать у школьников бережное отношение к природному и культурному наследию родного края.


1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Урок-беседа. Инструктаж по технике безопасности

2

Организация школьного музея

3

1

2

Творческая работа

Презентации

Участие в школьном конкурсе на лучшую идею организации школьного музея

3

Моя семья и родной край

3

1

2

Участие в школьном конкурсе  «Мой родной край»

4

Наша школа в истории края

3

1

2

Беседа

Творческая работа

Стенд «Они работали в нашей школе»

5

Военная слава земляков

4

2

2

Презентации к 78-летию Победы в Великой Отечественной войне «Они погибли, чтобы жили мы»

6

Экскурсионная работа в школьном  музее

3

1

2

Экскурсии для гостей школы

7

Итоговое занятие

1

-

1

Творческий отчет

Всего

18

7

11

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Теория (1 час). Уточнение интересов и пожеланий обучающихся. Инструктаж по технике безопасности. Музейные профессии. Типы музеев. Специфика работы школьного музея.

Тема 2.  Организация школьного музея (3 часа) 

Теория (1 час). Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практика (2 час). Подготовка проектов, обсуждение и принятие концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, заместителей руководителя школьного музея.

Тема 3. Моя семья и родной край (3 часа)

 Теория (1 час). Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословного древа семьи.

Практика (2 часа). Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 4. Наша школа в истории края (3 часов)

Теория (1 час). История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Школьный музей и архив. Источники по истории школы.

Практика (2 часа). Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 5. Военная слава земляков (4 часа)

Теория (2 часа). Военные традиции земляков. Жители родного края – участники Великой Отечественной войны и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Награды Советского Союза. Служба в армии — почетная обязанность гражданина России.

Практика (2 часа). Составление презентаций про героев боевых действий в Афганистане и Чечне. Составление альбомов про ветеранов Великой Отечественной войны.

Тема 6. Экскурсии в школьном музее (3 часа)

Теория (1 час). Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Мастерство экскурсовода: речь,  внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практика (2 часа). Составление плана и текста экскурсий. Репетиции экскурсий.

Тема 7. Итоговое занятие (1 час)

Практика (1 час). Проведение экскурсии в школьном музее «Вехи».

  1. Планируемые результаты

По окончанию программы обучающиеся будут знать:

- основы теории и организации музейного дела; историю и культуру родного края;

- основы экскурсоводческой деятельности;

- типы и виды музеев;

- основы исследовательской деятельности;

- основные требования к художественному оформлению выставки.

По окончанию программы обучающиеся будут уметь:

-  определять профиль музея;

- выполнять учебно-исследовательские работы;

- участвовать в научно-практических конференциях;

- заполнять инвентарные книги;

- оформлять стенды, выставки, готовить экспонаты для выставки.

По окончанию программы обучающиеся будут владеть:

- навыками общения с аудиторией;

- навыками поисково-исследовательской деятельности;

- основами специалиста обучающегося по музейной работе;

- навыками формирования культур и традиций различных социальных групп в школе;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (архивы, музеи, библиотеки, сайты, образовательные порталы и т.д.)

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Занятия по программе «Память» проводятся 1 раз в неделю, что составляет 18 учебных недель.

2.2 Условия реализации программы

Кадровое обеспечение:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Память» реализуется руководителем школьного музея МБОУ БГО СОШ №13, имеющим высшее педагогическое образование.

Материально-техническое обеспечение программы:

Для реализации программы потребуется:

- помещение для аудиторных занятий: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами  (столы и стулья для педагога и школьников, шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий);

- фонды школьного музея «Вехи»;

- краеведческая литература и источники;

- изобразительные, картографические, фото- и видеоматериалы;

- разработки бесед, игр, конкурсов, викторин, презентаций, экскурсий и т.д.;

- ноутбук, мультимедийный проектор, экран, принтер, фотоаппарат.

2.3. Формы аттестации

Способами аттестации обучения и формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Текущая аттестация (в течение 2 полугодия):

- составление презентаций;

- участие в конкурсах;

- оформление тематических стендов.

Итоговая аттестация (в конце 2 полугодия):

- защита исследовательских работ;

-  проведение экскурсий в музее.

2.4. Методическое обеспечение программы

Основные используемые методы обучения:

1. Словесный - обращение к сознанию обучающегося, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения. Словесный метод состоит из приемов:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

- анализ и обсуждения;

- словесные комментарии педагога.

2. Наглядный - использование наглядных пособий, графических материалов, различных приспособлений при объяснении. Наглядный метод состоит из приемов

- наглядно-слуховой прием;

- дидактическая игра;

- познавательная викторина.

3. Практический - использование практических методов и средств в работе обучающихся. Практический метод состоит из приемов:

- игровой прием;

- соревновательный;

- творческий.

Технологии обучения: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, дискуссии.

2.5. Список литературы

  1. Белкина О.И. Школьный музей. / О.И. Белкина // Воспитание школьников. — 2002. — №3. — С. 53.
  2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов. — М.—2012.
  3. Воронеж. История края в его музеях. – Воронеж: Изд-во. ООО «Полярис». – 2007. 
  4. Голышева Л.Б. Музейная педагогика / Л.Б. Голышева // Преподавание  истории в школе, № 2, - М. 2016.
  5. Голева Н.Н. Школьные музеи Воронежской области: направления деятельности и перспективы развития. Сборник информационно – методических материалов. – Воронеж: «Фортуна», 2013. – 196 с.
  6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Емельянов Б.В. - М.,2017.
  7. Зайцева А.А. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли / А. А. Зайцева, Л. В. Кригер // Гос. инспекция по охране ист.-культур. наследия Воронеж. обл. – М.— 1995.
  8. Кудрина Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудриной // пособие для учителей. — М. 2015.
  9. Миронова Л.В. Изучаем родной край / Л.В. Миронова.—Борисоглебск, 2003.
  10.  Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам в школе. / Н.П. Майорова.— Спб. — 2002.
  11. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – М., 2010.
  12. Полевой Ю.Л. Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / Ю.Л.Полевой. - Воронеж: Кварта, 2007.
  13. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе / В.Г. Смирнов.- М., 2016.
  14. Сотникова С.И. Музеология / С.И. Сотникова.— М., 2004.
  15. Туманов В.Е. Школьный музей / В.Е. Туманов.— М., 2017.
  16. Юренева Т.Ю. Музееведение / Т.Ю. Юренева. — М., 2003.
  17. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей / М.Ю.Юхневич. — М., 2001.

Электронные ресурсы

  1. Каталог школьных музеев [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://orioncentr.ru 
  2. Воронежский областной краеведческий музей [Электронный ресурс].— Режим доступа:  https://museum-vrn.ru 
  3. Сайт по краеведению России [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.mycicerone.ru 
  4. Всероссийский исторический портал «Память народа» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru 
  5. Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.okrae.odbvrn.ru 
  6. Информационный сайт «Борисоглебский историко-художественный музей» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.bormus.ru 
  7. Портал ДОСААФ России Воронежской области [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.dosaaf.ru 
  8. Сайт МБОУ БГО СОШ №13 [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://school13.vrn.eduru.ru 
  9. Всероссийский портал школьных музеев «Школьный музей Победы» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://schoolvictorymuseum.ru 
  10. Региональный сайт проекта «Воронеж. Страницы истории»  [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.vrn-histpage.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...