Практическая работа : «Разработка заданий по читательской грамотности».
методическая разработка по истории (8, 9, 10 класс)

Чистякова Светлана Александровна

 Задания для формирования читательской грамотности у учащихся на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чистякова С.А.

Практическую  работу : «Разработка заданий по читательской грамотности».

Задание I. Находить и извлекать информацию:

1) Прочтите отрывок из документа.

«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок, — это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: "Не пойдём, умрём вместе с ними!" Видел, как понеслась на вас кавалерия... с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, — как ты скомандовал: "Оставь!"... Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке и отметьте верные суждения.

1. Описанные события происходили в 1825 г.

2. В документе описывается гибель Александра ІІ.

3. Руководители восстания были казнены.

4. Непосредственным руководителем восстания был П. Пестель.

5. Автор является одним из организаторов восстания.

6. Восстание было подавлено силовым путем.

2) Рассмотрите схему и выполните задания:

C:\Users\1\Desktop\1636050843.png

1) На карте показаны боевые действия Гражданской войны в России в 1919 г. Напишите фамилию военачальника, войска которого наступали с территории, обозначенной на схеме цифрой «3».

2) Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.  

    "Несмотря на то, что некоторая часть руководителей  белого движения в Эстонии и Финляндии считала необходимым форсированное выступление на ________  общий замысел А. П. Родзянко был другим. Планируя операцию, он намеревался вести наступление не по кратчайшему направлению на __________ ,  а действовать сначала в направлении Пскова, Новгородa  и далее — Ладожского озера. Наступление планировалось как локальная операция по расширению плацдарма на российской территории с целью вывода белой армии из зависимости от Эстонии и для расширения мобилизационных и продовольственных ресурсов, которыми могли бы воспользоваться в будущем увеличенные белые формирования".

3. Прочтите отрывок из документа:

« ... немцы замкнули кольцо блокады по суше. Снабжение стало возможным только по воздуху или через Ладожское озеро. Многократно начали снижать нормы выдачи продуктов, а выдача хлеба сократилась до 125 граммов. Это был блокадный хлеб — чёрный, тяжёлый, с суррогатами. Начались морозы. Холодно и голодно…»

1) Укажите название города, о котором идет речь в документе.
2) Как описанные события характеризуют  обстановку в городе?

 

Задание II. Интегрировать и интерпретировать информацию:

1. Рассмотрите изображение и выполните задания

C:\Users\1\Desktop\1636324294_8_marka.png

1) Чем прославилась изображенная на марке  личность?

2) Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

2. Прочитайте отрывок из исторического источника:

Из газетной публикации

«Между тем сам государь император с первым батальоном Преображенского полка пошёл навстречу бунтующим, дабы предупредить всякое покушение на дворец, в коем изволили находиться их императорские величества государыни императрицы и прочие члены императорской фамилии. Прибыв против дома княгини Лобановой, государь император услышал выстрелы, и тогда же донесено его императорскому величеству, что военный генерал-губернатор граф Милорадович ранен смертельно бунтовщиками; в то же время прибыл к государю императору Конно-гвардейский полк и вслед за ним три роты лейб-гвардии Павловского полка, вскоре потом его высочество Михаил Павлович привёл батальон лейб-гвардии Московского полка, который с большим усердием просил позволения смыть кровью бунтующих срам и бесчестье мундиру своему нанесённое, но государь император, не желая проливать крови, предпочёл меры кротости и увещевания, но ни уважение его величества, ни присутствие митрополита, ни угрозы не могли склонить их к сдаче. Напротив того буйство их приметно возрастало, и к шайке прибыли разные толпы лейб-гвардии Гренадерского полка солдат с тремя офицерами и знаменем оного и тогда же начали стрелять из среды шайки. Тогда его величество изволил решиться прибегнуть к мерам строгости, тем необходимейшим, что чернь, подкупаемая деньгами и подносимым вином, начинала более и более приставать к бунтующим».

1) Когда и где произошли события, упомянутые в публикации?                       2)  Чем они были вызваны?                                                                                        2) Какие меры предпринимали власти для того, чтобы восставшие разошлись? Назовите не менее трёх действий.

3. Рассмотрите изображение и выполните задание.

C:\Users\1\Desktop\1470834656.png

«Твой облик ублажает око.
Знаком и мил в нём каждый штрих,
Витиеватый стиль барокко
Апартаментов дорогих».

        Юрий Козлов.

Какие суждения, относящиеся к данному изображению, являются верными, а какие – нет? Поставьте значок «+» в соответствующем столбце таблицы.

Суждения

Верно

Неверно

 

1. Здание было построено при Петре І.

2. Данное сооружение является образцом стиля модерн.

3. При Екатерине ІІ в здании была размещена картинная галерея, открытая для общего просмотра.

4. В прошлом это был главный императорский дворец Российской империи.

5. Архитектором данного сооружения является Б. Растрелли.

 

 

Задание 3. Осмыслять и оценивать содержание и форму текста

1.Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Юности честное зерцало,

или показание к житейскому обхождению

18.Младый шляхтич, или дворянин, ежели в экерциции (в обучении) своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании,  шпажной битве, и может доброй разговор учинить, к томуж и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть.

27.Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать.

55. Когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прийми харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.

57.Рыгать, кашлять и подобный такие грубые действия в лицо другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснутца и тем сгадить.

   Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь свои ногти да не явится яко бы оныя бархатом обшиты, умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не жри как свинья, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан, избегай пьянства, в блюде будь последний, когда  тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому, не утирай  губ рукою, но полотенцем, и не  облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножем. Зубов ножем не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай.

                   Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших  дней     М.- Проспект 1999, стр.180-185

1. Насколько важен, по вашему мнению, был принимаемый документ?

2. Почему, на ваш взгляд, Петр I уделял столь значительное внимание воспитанию дворянства?

2.Прочитайте отрывки из исторических источников  и ответьте на вопросы.

По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать Таможенный тариф

      «Протокол соединенного   присутствия    коммерц-коллегии    и    47мануфактур-коллегии 11 ноября 1723 года,  по обсуждению вопроса о назначении таможенных пошлин на привозимые и отпускные товары.на вывозимые  товары, которые   делаются   на   российских   мануфактурах

    На бахрому  золотую  и серебряную по силе его императорского величества именного указа 1718 года,  а на  мишурную,  хотя  оной фабрики  в  России  нет,  однако  дабы  не вывозили под видом тех золотых и серебряных бахром;  а на шелковую  для  того,  что  она делается в России, положить 25 процентов.

   На всякую бумагу 12½ процента для того,  что она делается  в России,  но  только еще в совершенство не приходила,  к тому же и материалами недовольна.

   На  золото  и  серебро золоченое и пряденое  по  силе  указа 1718 года, 25 процентов.

   На иглы 37½ процента для того, что в России делаются.

       Мылу испанскому,  итальянскому быть в той же силе для  того, что в России не делается.

      На пуговицы шелковые,  и гарусные, и шерстяные, и волосяные, и медные всяких рук с оценки 5 процентов для того, что оных здесь фабрики не имеется.

      Портупеям кожаным  быть  в  той силе для того,  что в России фабрики нет, а делают партикулярно.

      Рукавицам всем  быть  в  той же силе для того,  что в России фабрики нет.

Отвозные

  На кожи,  лосиные,  и оленьи,  и сайгачьи неделанные 37½ для того,  что  потребные  на  российские  фабрики,   а  на  деланные 5 процентов.

    На кожи воловые и коневые, на лосиное дело 2 процента.

    Кожи козлиные не деланные 37½ для того, что оные потребны на фабрики и на мундир, а на деланные 3 процента.

    На пряжу всякую 37½  для  того,  что  оная  употребляется  в мануфактуры»

 

Иван Посошков «Книга о скудости и богатстве», 1724 гг.

« …А кои у нас в Руси обретаются вещи яко соль, железо, иглы, стеклянная посуда, зеркала, очки, шляпы, скипидар, робячьи игрушки, вохра…, то всем тем надобно управлятися нам своим, а у иноземцев отнюд бы никаковых тех вещей не покупать

     А и сукон солдатских, мнитца мне, у иноземцев покупать не надобно ж, потому что наши русские сукна, аще и дороже заморских станут, абаче тыи денги из царства вон не выдут. Того ради и сукнами нам потребно прониматися своими ж, чтоб те денги у нас в Руси были…

     А самого ради лучшего царственного пополнения надлежит и прочие заморские товары с разсмотрением покупать; ибо те токмо надлежит товары покупать, без которых нам пробыть не мочно…»

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года,М.- Просвещение 1987, стр.259-263

1.Возможно ли, на ваш взгляд, на основе этих документов сделать вывод о взятом курсе на проведение политики протекционизма в России?

2.Насколько эффективной, по вашему мнению, была эта политика? Какую роль она сыграла в экономическом развитии России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...

Разработка заданий по читательской грамотности.

Практическая разработка может быть использована учителями русского языка и литературы....

Разработка заданий по читательской грамотности

Примеры заданий на развитие читательской грамотности...

Практическая работа: «Разработка заданий по читательской грамотности».

Практическая         работа:          «Разработка заданий         по...

Разработка заданий по читательской грамотности

Разработка содержит несколько типов заданий для подготовки учащихся по развитию навыков читательской грамотности....

Разработка заданий по читательской грамотности

Представлены разработки заданий по читательской грамотности по истории...

Разработка заданий по читательской грамотности

Задания на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию. Практическая значимость: применение на уроках литературы, литературного чтения (в начальных классах) указанных приемов и фор...