Греческая школа
план-конспект урока по истории (5 класс)

Яркова Светлана Николаевна

Урок открывает возможности для развития творческих способностей детей, воспитывает интерес и любовь к истории, уважение к культуре и образованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grecheskaya_shkola.doc69.5 КБ
Файл grecheskaya_shkola.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Древнегреческая школа.

Ролевая театрализованная игра.

“Невежда – самое дикое из существ на земле!”

Цель: - познакомить школьников с греческим алфавитом, языком, литературой, искусством Эллады,

- дать представление о школах Древней Греции.

Задачи:

- воспитание интереса и уважения к истории народов мира, к образованию;

- развивать умение сравнивать и анализировать, творческие способности детей;

Оборудование: таблички с изображениями 24 букв греческого алфавита, элементы греческой одежды, картонные или деревянные таблички (на каждого ученика), палочки, схемы и плакаты, заготовки из цветной бумаги и картона для сосудов (по ходу урока), презентация по теме.

Подготовительный этап: ученики выбирают себе греческое имя и пишут его на визитке, прикрепляют к одежде. Изготавливают таблички и стили. Убрать парты, сдвинуть стулья, подобно скамьям.

Ход игры.

1. Вступительное слово учителя. Слайд 1

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и ваши старшие братья вернулись с каникул, я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть в «бронзовую муху», когда один тычется во все стороны с завязанными глазами, а остальные визжат и разбегаются; ни в «хитринду», когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в «эфедрисму», потому, что священные стены храма знаний – не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.

Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство.

А теперь дети сядьте прямо и начнем урок.

Стук в дверь Кто это пожаловал к нам?

Мать (тащит нерадивого ученика)

– Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходиться вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если возьмет в руки, то и тогда нечего дельного не напишет, а только воск зря соскоблит.

Учитель

– А попробуй-ка посильнее постращать его. Уж, пожалуйста, задай ему порку!

Мать

Если я пробую посильнее стращать его, так он взберется на крышу и сидит там словно обезьяна. И мне не столько его жаль, сколько черепицу, которая крошится, словно сладкое печенье. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе подспорье на черный день.

Учитель ученику

“Невежда – самое дикое из существ на земле!” Образумься! Пока не поздно! Учись читать, писать и приобщись к литературе! Послушай, как прекрасна может быть эллинская речь, составленная всего из 24 выученных нами букв. (читают дети)

В мире много сил великих,

Но сильнее человека

Нет в природе ничего

Мчится он непобедимый,

По волнам седого моря,

Сквозь ревущий ураган.

Горного зверя и дикого

Порабощает он хитростью,

И на коня густогривого,

И на быка непокорного

Он возлагает ярмо.

Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобной ветру,

И законы начертал.

Злой недуг он побеждает

И грядущее предвидит,

Многоумный человек.

Только не спасется,

Только не избегнет

Смерти никогда

И, гордясь умом и знаньем,

Не умеет он порою

Отличить добро от зла

Человеческую правду.

  • Из какого произведения взяты эти строчки? (Софокл «Антигона»)

2. Греческий алфавит. Грамматика. Слайд 2

Учитель открывает доску. Слайд 3 с греческим алфавитом.

Учитель:

- Сегодня мы познакомимся с вами с греческим алфавитом.

Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Ученик – помощник раздает учащимся карточки с буквами. Каждый, получив букву, опознает ее. Затем каждый ученик называет свою букву с карточки. Затем алфавит читается еще раз хором.

Возможны вопросы:

  • На основе какого алфавита создан греческий алфавит? (финикийского).
  • Чем он отличался? (в финикийском не было гласных букв).

Учитель: Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы – дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко сумеете усвоить эти слова потому, что мы, греки, научили своему языку всю Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду.

- Как звучит имя прекрасного бога, покровителя искусств? Правильно – Аполлон. А пишется оно так Ąπολλον (Слайд 4)

- А как называется наука о прошлом? История. Как надо записать? Іδτορια (Слайд 5)

- Теперь научимся называть тех родных и любимых, кого мы каждый день видим в своем доме. Мама – по гречески матэр - ματηρ; а как по гречески папа? – Патер(Слайды 6,7 )Продиктуйте, как мне записать это слово πατηρ.

У кого дома есть еще один член семьи, который встречает вас радостным лаем – кюне. Как перевести? Собачка. Запишем это слово –κονη (Слайд 8)

А теперь попробуйте обойтись без моей помощи. Возьмите таблички и стиль. -Работайте прилежно, не забывайте первое правило школьника – «Чаще переворачивай стиль!» Что это означает? Постоянно проверяй себя и вовремя исправляй ошибки. Сейчас я вам покажу несколько слов, а вы должны перевести их на варварское наречие нашей колонии и самостоятельно записать его на таблички.

 κοσμός – космос; πολις – полис; φιλοσοφια – философия. (Слайды9, 10, 11,12,13,14)

3. Литература. (Слайд 15)

- А сейчас мы познакомимся с вами с легендарным греческим баснописцем Эзопом, жившим в VI в. до н.э. По преданию Эзоп был некогда рабом. Легенды об Эзопе и его басни живут уже более 2500 лет. Посмотрев сценку, подумайте, что помогло Эзопу освободиться от рабства? Что означает крылатое выражение – Эзопов язык? (Слайд 16)

Сценка «Из жизни Эзопа». (Слайд 17,18,19,20)

Оборудование: табличка, «рынок рабов», палка для Ксанфа, бочонок с вином, накрытый стол, горшок с «языком», ковш.

Учащиеся отвечают на вопросы:

(Эзоп, будучи рабом, не мог говорить свободно и открыто. Поэтому вынужден был прибегать к иносказательной басенной форме выражения своих мыслей. Говорить, выражая свои мысли притчами и намеками, получило название «Эзопова языка».)

4. Искусство

- Бывали ли вы в районе Керамик нашего города? Да конечно район этот некрасив и даже грязен. Но изделия этого (Слайд 15) района известны далеко за пределами Эллады. Искусные мастера и живописцы создают там прекрасные вазы и сосуды. (Слайды 21,22)

- Как называется этот сосуд?

- Почему одни сосуды называли чернофигурными, а другие краснофигурными? (Еще до наших великих побед над персами вазы украшали чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже стали поступать на оборот: для фигуры сохраняли естественный красный цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называются краснофигурными. Черный лак блестел на солнце и не тускнел от времени. Помимо этого, делают мастера и обычную посуду. Дома она у вас есть – бочки для хранения зерна, сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши.

- Давайте и мы с вами попробуем сделать подобные. (Слайды 23,24) Учащиеся наклеивают на бумагу готовые шаблоны (или лепят из пластилина)

5. Риторика. Дополнение (если будет время). (Слайд 25)

 Состязание ораторов.

- Вы научились сегодня читать и писать на прекраснейшем эллинским наречии. Но преодолена лишь первая ступень длинной лестницы, на вершине которой стоят овладение самым ценным из искусств, искусством красноречия, которым прекрасно владеют наши знаменитые ораторы.

У нас каждый гражданин может предложить закон и защитить себя от ложных обвинений в суде, но для этого надо уметь говорить с обществом. О дар слова – великая сила! Знаете ли вы, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою положить его на лопатки, а потом ему дать слово, то уже через десять минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы сделаем первое упражнение. Учитель вызывает двух учеников и, говоря одновременно, ученики должны, не прерываясь хвалить своего соперника (или критиковать).

Вопрос:

- Какие качества нужны ораторам для победы в этом упражнении?

(Слайд 26) Д/з. – разработать проспект, рекламирующий школу. Требования к нему таковы:

  • Он должен быть убедительным настолько, чтобы, даже самому закоренелому скептику захотелось учиться в школе!
  • Вы должны проявить всю свою находчивость, смекалку, знания и фантазию.

- Вот наш урок подошел к концу. Я отпущу вас отдохнуть. Помните о злокозненных играх, от которых я предостерегал вас. Завтра день месяца, праздник основателя города, и вы пойдете на торжества. Так пусть же все видят, что вы стали образованнее и взрослее, что вы калой кай агатой! Положите на мой стол таблички со своими именами. Хайрете!

Литература:

Уколова И. «Древнегреческая школа» // Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. -М.: Издательство «Первое сентября»,1999


Приложение Сценки по басням Эзопа

Рынок рабов

Ведущая: Дело происходило в Древней Греции. Была это богатая и славная страна. Жили в ней земледельцы, купцы, ремесленники, ученые, воины. А самую трудную и грязную работу выполняли рабы.

На сцене рынок рабов. Идет Ксанф и рассматривает рабов.

Ведущая: Вот однажды на базар, где продавали рабов, пришел человек по имени Ксанф. Велела ему жена нового раба прикупить, да поздоровее.

Ксанф подходит к работорговцу и рассматривает рабов, ощупывая их, спрашивая о стоимости. Среди рабов видит невысокого, курносого и некрасивого раба.

Ксанф: Продаешь, что ли это чучело?

Работорговец: Продаю.

Ксанф: Да неужели ты думаешь, что его кто-то купит? Уж я то точно не куплю.

Эзоп: Зелен значит виноград?

Ксанф: Что это значит?

Эзоп: А вот что! Голодная лисица увидела виноградную кисть. Прыгала она, прыгала, а допрыгнуть не могла. Поняла лисица, что кисть ей не достанется, отвернулась и говорит: «Да ну его этот виноград, ведь он еще зеленый!» Так и ты. Делаешь вид, что не хочешь купить меня, а на самом деле не можешь, боишься, что жена заругает»

Ксанф: О да ты умен! Я, пожалуй, куплю тебя.

Ксанф расплачивается и уходит. Эзоп идет за ним.

В доме Ксанфа

Дома Ксанфа встречает жена.

Жена: Ты что купил? Откуда ты взял это чудище?

Эзоп: подожди кричать хозяйка. Видишь ли, ты эти бочки? Красивы ли они?

Жена: Да ты не только урод, но и дурень? Чего в них красивого?

Эзоп: Верно. Бочки эти некрасивы, но только снаружи. Внутри же прекрасное вино. Не надо судить о человек только по его виду.

(Жена Ксанфа уходит)

Ксанф: И зачем я только купил этого раба? И жена недовольна. Ну и раб! Внушил себе, что он самый умный. Ну ничего палкой я из него это выбью!

Ксанф принимается бить Эзопа и приговаривает

- Делай только то, что я тебе говорю и не больше и не меньше. Эзоп убегает.

Ксанф: Эй Эзоп! Жена ушла, обед не приготовлен. Эзоп приготовь, что нибудь, свари, хоть одну чечевицу. Эзоп появляется с глиняным горшком.

Ксанф: берет горшок. -Что это? Только горячая вода и одно чечевичное зернышко?! Ты что шутить вздумал?

Эзоп: Вовсе нет, ты же сам сказал, чтобы я сделал как ты прикажешь и не больше и не меньше.

Ксанф: Ну нет, уж лучше ты думай (Отвернувшись) Уже многие горожане знают какой умный у меня раб, за советом ходят не ко мне, а к нему. Ну ничего я ему отомщу.

У Ксанфа гости

Ксанф: Эзоп! Приготовь нам самое лучшее что есть на свете! (Отвернувшись) Сейчас я его опозорю!

Эзоп приносит блюдо.

Ксанф: Что это такое ведь я просил самое лучшее, а ты принес свиные языки!

Эзоп: А разве язык не самое прекрасное на свете? С помощью языка мы понимаем друг друга, управляем государством, объясняемся в любви.

Гости: Какой умный раб!

Как он находчив!

Ксанф: А теперь Эзоп! Приготовь нам самое худшее, что есть на свете!

Эзоп приносит блюдо.

Ксанф: Как ты опять принес языки? Ведь язык по-твоему самое прекрасное?

Эзоп: А разве есть, что ни будь хуже языка? Язык лжет, оскорбляет, из-за языка случаются несчастья. войны, предательства.

(Гости уходят. Ксанф бьет Эзопа и приговаривает - Все равно ты не будешь умнее меня!)

На прогулке. Спор Ксанфа с приятелем.

Ксанф: Я самый умный, меня весь город знает, я все могу!

Приятель: Ты, наверное, и море можешь выпить?

Ксанф: А что? Давай на спор. Если выпью море. ты мне отдаешь все свое имущество, а если нет я тебе отдаю все добро!

Эзоп: Стоило, хозяин людям тебя похвалить, ты уже готов глупость сделать. Все добросвлое потеряешь.

Ксанф: Молчать глупый раб! Спорим что выпью море!

Ведущая: Дома Ксанф начинает понимать, что взялся за невыполнимое дело.

Ксанф: Дурень я, дурень! Что я наделал? Теперь я останусь совсем нищим. Пропал я, пропал! Эзоп миленький забудь про все обиды, помоги мне! А за это я отпущу тебя на волю.

(Эзоп что-то шепчет Ксанфу, объясняя, как поступить)

Ведущая: на следующий день на городской площади собрались любопытные, которые хотели узнать, чем закончится спор Ксанфа с приятелем.

(Эзоп стоит с большим ковшом, чинно идет Ксанф)

Ксанф: (приятелю): Мы поспорили с тобой, что я выпью море. Так? Только море и больше ничего?

Приятель: Да только море. (кивает в знак согласия)

Ксанф: Но в море впадает много рек. Речную воду я пить не договаривался. Поэтому, отдели сначала от морской воды речную. А то что останется я, пожалуй, выпью.

Приятель: О Ксанф! Да ты мудрый! Как ты умён! Ты выиграл спор!

Эзоп: Ксанф ты обещал мне волю.

Ксанф: (обращаясь к присутствующим) Хоть и жаль мне, но я дал слово и должен его сдержать. Слушайте все! Я Ксанф отпускаю Эзопа на свободу. Все присутствующие да будут этому свидетели!

Голоса: Ксанф ты не только мудр, но и справедлив!

Ведущая: Эзоп стал свободным человеком. Много странствовал. И всюду где бывал учил людей мудрости и оставил в их памяти свои истории, которые дошли до нас.


  1. В мире много сил великих,

Но сильнее человека

Нет в природе ничего

  1. Мчится он непобедимый,

По волнам седого моря,

Сквозь ревущий ураган.

  1. Горного зверя и дикого

Порабощает он хитростью,

И на коня густогривого,

И на быка непокорного

Он возлагает ярмо.

  1. Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобной ветру,

И законы начертал.

  1. Злой недуг он побеждает

И грядущее предвидит,

Многоумный человек.

  1. Только не спасется,

Только не избегнет

Смерти никогда

  1. И, гордясь умом и знаньем,

Не умеет он порою

Отличить добро от зла

Человеческую правду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнегреческая школа Учитель С.Н. Яркова МБОУ «СШ №30 с УИОП» г. Нижневартовск

Слайд 2

Грамматика.

Слайд 4

Ąπολλον Аполлон

Слайд 5

История. Іδτορια

Слайд 6

ματηρ Мама

Слайд 7

π ατηρ Папа

Слайд 8

κονη Собачка

Слайд 9

κοσμός

Слайд 10

космос

Слайд 11

πολις

Слайд 12

полис

Слайд 13

φιλοσοφια

Слайд 14

философия

Слайд 15

Литература.

Слайд 16

Что помогло Эзопу освободиться от рабства? Что означает крылатое выражение – Эзопов язык?

Слайд 17

Рынок рабов

Слайд 18

В доме Ксанфа

Слайд 19

У Ксанфа гости

Слайд 20

На прогулке. Спор Ксанфа с приятелем

Слайд 21

Искусство

Слайд 22

Чернофигурный сосуд Краснофигурный сосуд

Слайд 25

Риторика

Слайд 26

Домашнее задание Разработать проспект, рекламирующий школу Требования: Вы должны проявить всю свою находчивость, смекалку, знания и фантазию Он должен быть убедительным настолько, чтобы, даже самому закоренелому скептику захотелось учиться в школе !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Греческие полисы"

Этот тест поможет проверить узловые вопросы раздела "Греческие полисы"...

Урок в 5 классе "Греческая вазопись"

Урок "Греческая вазопись" по программе Б.М.Неменского для 5 класса....

Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме "Греческая вазопись"

Конспект урока ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Истоки греческой культуры

Презентация к уроку по истории Древнего мира на тему: "Истоки греческой культуры"....

мастер класс - греческие колонии

мастер - класс по использованию ИКТ на уроках истории...