Персидская держава царя царей
методическая разработка по истории (5 класс)

Молокшонова Светлана Сыреторовна

Персидская держава просуществовало долго. В чем противоречие? Почему персам удалось создать мировую державу и оставить о себе хорошую память? Какие возникают предположения? В чем величие и слабость персидской державы?   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persidskaya_derzhava._5_klass.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Персидская держава «царя царей»

Класс: 5

Цель урока: познакомить с историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством; раскрыть сущность таланта царя Кира как полководца и государственного деятеля.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценить действия персов с разных позиций; осмысливать собственные впечатления о памятниках мировой культуры.

Метапредметный: уметь получать информацию из разных источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте, соотнесения года с веком, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Предметные: ознакомить с процессом государственного объединения Древнего Востока в рамках Персидской державы, использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлял Персидской державой Дарий Ⅰ, уяснить значение терминов «государство», «держава», «сатрапии».

Оборудование: учебник «История Древнего мира»/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая – М.: Просвещение, 2015,   карта «Персидская держава в ⅤⅠ в. до н.э.», презентация к уроку, проектор.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: комбинированный.

Ход урока

Ⅰ. Организационный момент

 Проверка домашнего задания: Исторический диктант по теме «Ассирийская держава»

А) Металл, освоенный ассирийцами (железо)

Б) Назовите век, в котором произошло освоение этого металла (Ⅹ)

В) Государство, расположенное в верхнем течении реки Тигр (Ассирия)

Г) Какое новшество в войске стали ассирийцы широко использовать (конницу)

Д) Ассирийский царь, прославившийся огромной библиотекой (Ашшурбанапал)

Е) Назовите материал, из которого были созданы книги в этой библиотеке (глина)

Ж) Какой город стал столицей Ассирийской державы  (Ниневия)

ⅠⅠ. Изучение новой темы

       Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие и познакомимся с одним из самых интересных государств Древнего мира, с очень красивым названием – Персия. Мы с вами поговорим об истории создания Персидской державы.

     Беседа о слове держава. – Что такое держава? (учащиеся поясняют).

Запись в тетрадь: Держава – страна или государство

Учитель: Ассирийская держава распалась. Персидская существовала долго. Почему? – первая проблема. Как она развивалась? – вторая проблема.

Постановка проблемы: Персидская держава просуществовало долго. В чем противоречие? Почему персам удалось создать мировую державу и оставить о себе хорошую память? Какие возникают предположения? В чем величие и слабость персидской державы?                          Предположите. Для решения этой проблемы нам предстоит поработать над новой темой, вспомнить изученный материал.                                                                                                              

- Ребята, к концу урока нам необходимо будет дать ответ на вопрос: Почему Персидскую державу называют державой «царя царей».

Тема урока: «Персидская держава царя царей»

(показ презентации)

План урока:

  1. Три великих царства в Западной Азии.
  2. Завоевание персов.
  3. Персидская держава «царя царей».

ⅠⅠⅠ. Работа по теме урока.

- После падения сильной Ассирийской державы, обстановка в стране изменилась. Работая  с картой на стр…. учебника, определите, какие государства располагались между Черным, Каспийским, Средиземными морями и Персидским заливом? (Ответы учащихся, работают с картой).

- Каждое их этих государств было по-своему знаменито.

Запись в тетрадь 3-х государст: Лидийское – Вавилонское - Мидийское.

  (Ученики делятся на три группы)

Задание: - Первая группа отправляется в путешествие в Лидийское царство. Работая с текстом учебника п.1 §19, картой и дополнительным материалом, выполните задания и ответьте на вопросы.

  1. Покажите на карте и опишите местоположение Лидийского царства.
  2. Чем знаменито это царство?
  3. Какова его судьба?
  4. Как вы думаете, что обозначает поговорка: «Богат, как Крёз»?

- Вторая группа отправляется в Вавилонию. Работая с текстом учебника п.1. § 19, картой и дополнительным материалом, выполните задания и ответьте на вопросы.

  1. Покажите на карте и опишите местоположение Вавилонского царства.
  2. Чем знаменито это царство?
  3. Какова его судьба?

- Третья группа отправляется в Мидию. Работая с текстом учебника п.1 §19, картой и дополнительным материалом, выполните задания и ответьте на вопросы.

1. Покажите на карте и опишите местоположение Мидийского царства.

2. Чем знаменито это царство?

3. Что вы узнали о личности Кира?

(выполняют задание)

2. Завоевание персов

Учитель: В середине ⅤⅠ века персидские племена восстали  против Мидийского царя.

- Ребята, рассмотрите на портрет Кира. Как вы думаете,  какие черты характера хотел отобразить художник? (ответы: мужество, отвагу, целеустремленность, мужество, уверенность).

- Откуда же взялся Кир  Великий?

Вот что, рассказывается в легенде о первом персидском царе Кире записанном Геродотом. (Чтение учениками отрывка из документа на странице 92 учебника «Легенда о происхождении царя Кира»)

Задание с текстом учебника п.2, § 19 и дополнительным материалом учебника, составьте хронологическую таблицу «Завоевание персов».

Дата

События

Итоги

547 г. до н.э.

538 г. до н.э.

525 год до  н.э.

ⅤⅠ - Ⅴвв.

до н.э.

3.Персидская держава при Дарии Ⅰ.

Учитель: После смерти Кира царем стал Дарий Первый. Ему досталась огромная держава, в которой было не спокойно.

- Давайте  с вами разберемся, что же было дальше? (ответы: продолжил он завоевания). Но теперь его интересы простирались намного дальше: в Европу и Индию. Но походы в Скифию и Грецию закончились его поражением, и он, вынужден был вернуться. На востоке он дошел до Индии. При Дарии Ⅰ Персия ещё раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Управлять такой страной было трудно, и Дарий Ⅰ разделил страну на несколько областей – Сатрапий, во главе которых назначил правителя сатрапа, который имел определённый круг обязанностей.

Запись в тетрадь: Сатрап – наместник царя, возглавлявший от его имени область сатрапию.

Сатрапия – название областей Персидской державы.

Задание: Работая в парах с текстом п.3 § 19 дайте характеристику Персидской державы при Дарии Ⅰ . При ходе выполнения задания составьте схему:

- Каковы обязанности сатрапа?

Царь - бог

20 областей – сатрапий – во главе с сатрапами

Главные задачи сатрапов:

- сбор налогов;

- набор юношей в царское войско

     Войска в каждой сатрапии подчинялись царю

Сатрапы и военачальники тесно связаны с центральным управлением и находились под

постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции.

ⅠⅤ. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Отметьте на «ленте времени» год, в котором Кир Великий захватил Вавилон. Посчитайте, сколько времени прошло с тех пор?

Ответ:

Дата

 События

396 г. до н.э.

448 г. до н.э.

538 г. до н.э.

Кир Великий захватил Вавилон

583 г. до н.э.

Пояснение: На ленте времени необходимо обозначить 538 год, так как в этом году Кир Великий захватил Вавилон. Для взятия Вавилона Кир пошел на хитрость: выкопал канал, по которому увёл реку Ефрат в другое русло. По пересохшему руслу войны персидского царя вошли в Вавилон.

- Какие страны вошли в состав Персидской державы? Покажите эти страны на карте?

- Почему Персию называют державой «царя царей»?

Домашнее задание

  1. § 19 прочитать
  2. Выполнить задание в Р/тетради, задание № 78, стр.59-61.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...

Конспект урока "Персидская держава царя царей"

Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...

"Персидская держава «царя царей»"

Методическая разработка с презентацией урока "Персидская держава «царя царей»". История, 5й класс....

Разработка урока истории в 5 классе на тему: Персидская держава "царя царей"

На данном уроке у детей сформируются представления о Персидской державе, характерных особенностях ее устройства. Формируются умения работать с картой....

Разработка урока «Персидская держава «царя царей» 5 класс

Цель урока: углубление знаний по теме «Древний Восток»Обучающие: изучение восточной персидской державыРазвивающие: совершенствование умений и навыков работы с картой у доски...

Разработка урока по истории Древнего мира по теме: "Персидская держава "Царя царей".

Изучить географическое положение Персии. Установить взаимосвязь природы и климата, их влияние на характер хозяйственной деятельности персов....