«Из опыта работы: моя методика реализации здоровьесберегающих технологий»
методическая разработка по истории (10 класс)

Клевцов Сергей Александрович

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший  показатель благополучия общества и государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Из опыта работы: моя методика реализации здоровьесберегающих технологий».

Актуальность данной проблемы является, в первую очередь, сохранение и укрепление здоровья студентов. Это объясняется тем, что к студентам предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно - психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший  показатель благополучия общества и государства. От преподавателя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в колледже, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутриколледжная среда.

На уроках и во внеурочной работе преподаватель истории решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.

Цель: сохранение и укрепление здоровья студентов с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, формирование культуры здоровья путем внедрения здоровьесберегающих технологий.

Исходя из цели, выделил задачи:

  • расширить и закрепить знания студентов о здоровом образе жизни;
  • совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности студентов;
  • совместными усилиями воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.

Важной составляющей учебной и воспитательной работы в колледже является сохранение и укрепление здоровья студентов как членов общества, будущих учителей и родителей. Теоретической основой преподавания, с учетом данной проблемы, выступает правильное понимание сущности здоровья, которое включает совокупность психических, физических качеств и свойств организма, а также возможность творческой реализации личности, создание полноценной семьи, рождение и воспитание здоровых детей, т.е. социальный аспект.

Я считаю, что здоровьесбережения нужно применять так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса (студентов и педагогов). Поэтому применение в своей педагогической деятельности здоровьесберегающих технологий считаю важным.

В своей педагогической деятельности я использую следующие методы здоровьесберегающих технологий:

1. Методы, направленные на сохранение, укрепление и поддержание здоровья студентов (физкультминутки, смена действий на уроке, благоприятный психологический климат)

2. Методы, нацеленные на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки.

Работа со студентами 1 курса, которым, как правило, не более 16 лет, требует особой организации образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии при этом позволяют не только решать задачи здоровьесбережения, но и служат мотивационным звеном, позволяют активизировать студентов. 

В своей профессиональной деятельности применяю следующие методы здоровьесбережения, продемонстрированные в ходе урока:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий в аудитории.

На каждой перемене обязательно проветривается кабинет. Свежий воздух необходим для улучшения самочувствия студентов и повышения их работоспособности.

  • Отбор содержания материала

Современное общество волнует как физическое, так и моральное здоровье наших детей, в частности такие негативные тенденции как потери нравственных идеалов, потребительское настроение, нежелание трудиться, распространение наркомании, курения, употребления спиртных напитков, преступности. Необходимо организовать передачу знаний по предотвращению отдельных болезней, формированию здорового образа жизни как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например: при изучении темы «Древняя Греции» обращается внимание на физическое и нравственное здоровье человека.

  • Смена/чередование  видов учебной деятельности в ходе занятия;

Использовал методы фронтальный, групповой, практический, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, индивидуальные задания. Происходило чередование заданий разной степени сложности. Объем домашнего задания вполне оптимален. Домашнее задание дифференцировано по уровню сложности. Темп урока был оптимальным с учетом особенностей студенческой группы.

  • Физкультминутки и двигательные паузы;

Одним из важных составляющих моей работы является применение режима двигательной активности на уроках.  Провожу физические паузы с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание студентов, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно во время контрольной работы).

Другими формами двигательной активности являются ролевые игры: «инсценирование» исторических сюжетов и поиск решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, студенты садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.

  • Благоприятный психологический климат на уроке, при котором реализуются субъект-субъектные  отношения, студенты смело высказывают свое мнение, дают оценку друг другу.

Заключение

Эффективность  здоровьесберегающих технологий будет достигнута при условии консолидации усилий  всего образовательного учреждения, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья студентов.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима студенческой молодежи, способствовать нормальному физкультурному развитию и двигательной подготовленности студентов всех направлений подготовки, позволит повысить адаптивные способности организма, и в следствии станет средством сохранения и укрепления здоровья студентов.

Литература:

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1990 – 127с.
  2. Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982г. – 480 с.
  3. Кириллов Д.В. « Здоровье учащихся на уроках истории», статьи Интернет сайтов 2010г. «Использование здоровьесберегающих технологий
  4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Монография.-Орел:Орлик.2001.200с.
  5. М. А. Поварова «Использование здоровьесберегающих технологий в рамках учебного предмета «История», © 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября»
  6. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...

Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ...

Представление опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции на уроках биологии»

Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность».  Компетентность мож...

Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...

Из опыта работы«Внедрение личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий в развитие творческого потенциала детей с ОВЗ»

              «Главное для педагога - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочк...

Методика реализации здоровьесберегающей технологии

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры - это основа основ....