Из опыта работы«Внедрение личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий в развитие творческого потенциала детей с ОВЗ»
материал

Светлана Степановна Городниченко

                «Главное для педагога - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять». (Из опыта работы «Внедрение личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий в развитие творческого потенциала детей с ОВЗ ». Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное  казенное учреждение

Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата №20»

 г. Иркутска

«Внедрение личностно-ориентированных,

здоровьесберегающих технологий в развитие творческого потенциала

детей с ОВЗ»

СЛ.1

                «Главное для педагога - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять».

         Когда дети приходят в 1 класс в школу, работа педагога начинается с диагностики каждого ребенка.      На основании диагностического обследования, наблюдений, тесного взаимодействия с психологом, логопедом, учителем были намечены цели, задачи воспитательной работы, составлена характеристика класса.

СЛ.2  Создание комфортных условий для оптимального развития личности детей  в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию.

    СЛ.3           В первые недели обучения  в школе были выявлены  дети, которые  более внимательны и активны, понимают и выполняют словесную инструкцию. В классе есть ребята, которые с трудом адаптировались к школьной жизни, требованиям учителя, воспитателя и других педагогов.

        Всю воспитательную работу, занятия строю  опираясь на методическую тему школы «Совершенствование комплексного сопровождения детей с ОВЗ через создание оптимальной социально-психологической и здоровье сберегающей среды». Здоровье сберегающая среда – это не только проветривание и чистота класса. Это:

1.        Рациональная организация  занятия:

  • количество, разнообразие, продолжительность видов  деятельности, частота чередования;
  • наличие эмоциональных разрядок;
  • длительность применение ТСО;
  • проведение развивающих упражнений для развития мелкой моторики, релаксационных пауз, растяжки позвоночника. физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастики для глаз,
  • психологический климат;
  • применение методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
  • формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, ролевая игра, ученик –консультант, тьютер;
  • отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся;

2.        Структурные элементы здоровье  сбережения

приветствие, опрос самочувствия, рефлексия; прощание.  

        Первая четверть в 1 классе  –адаптационный период, цель которого  - смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе.

      Работа   по социально-бытовой ориентировке начинается сразу, как ребенок пришел в школу. Это – воспитание  у детей аккуратности, умение следить за своим внешним видом, соблюдение личной гигиены, содержание в порядке своих вещей, своего рабочего места, учебных принадлежностей,   Сл. 4. Самообслуживание — это начальная стадия трудового воспитания. Это- кропотливый и длительный процесс, который растягивается на все годы обучения..

     В формировании навыков самообслуживания   важны следующие моменты:

  • Игровая деятельность
  • Поощрение или порицание ребенка (Посмотрите, как красиво и аккуратно Данил  сложил свои вещи в кабинке, хорошо вытер стол в столовой.  Он уже научился, а мы  каждый день будем учиться  это делать, и я уверена, что все будут делать хорошо).
  • На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Пример: дети пришли  после прогулки в школу и один из воспитанников не может найти сменную обувь. Педагог говорит: Саша забыл убрать на свое место сменную обувь. Поэтому  он будет долго ее искать.

СЛ.5         Предлагаю  некоторые занятия по адаптации для   учащихся 1-х классов

“Подари прикосновение”.

– Ребята в вашем классе хорошо друг к другу относятся?

Тогда я предлагаю поиграть вам в игру. Приятно получать подарки, но не обязательно дарить куклу, мяч или машину. Можно подарить добрый взгляд, улыбку или прикосновение. Вам нужно будет дотрагиваться друг друга по моей команде, но делать это так, чтобы вашему соседу было приятно. Итак, дотроньтесь до:

– локтя;

– плеча, щечки;

– затылка;

– уха.

Поблагодарите друг друга за игру.

Придумываем правила

Сегодня  мы будем придумывать правила.

– Что Вам приходится делать по правилам? (играть в прятки)

Давайте пофантазируем и представим, что было бы, если играть в прятки без правил?

– А что бы было, если бы не было правил дорожного движения?

– Сейчас я попрошу вас по моей команде, назвать свое?! Мы друг друга не услышали. Давайте придумаем что-нибудь, чтоб мы могли услышать каждого. (Рассматриваются предложения детей). Есть правило, которое вы должны запомнить:

– Если хочешь – отвечай,

Руку молча поднимай.

Дальше по очереди назвать имя своей мамы.

  • «Знакомство». Дети, передавая мяч или любую мягкую игрушку, по очереди называют свое имя и рассказывают, чем им нравится заниматься больше всего. Или  ребенок встает, называет свое имя, остальные хором произносят его ласково. Например, Саша– остальные хором Сашенька.
  • “Запомни движение” на развитие моторно-слуховой памяти.

Я  показываю детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, а затем в обратном порядке.

СЛ.6  На занятиях по внеклассному чтению у использовала  приемы: инсценирование (сказки «Колобок», «Репка» )

          Методика "Незаконченный рассказ"

Детям предлагается закончить предложенные  ситуации:

1. Матвей и Илья убирали игрушки. Матвей быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ему сказал: «Матвей, ты сделал свою часть работы. Если хочешь, иди играй, или помоги Илье закончить уборку». Матвей ответил… Что ответила Матвей? Почему?

2. Петя принес  новую игрушку . Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

3. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

4. Знакомство с произведением Э. Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка». Перед чтением всегда ставился целевой вопрос. Это учит  детей  умению внимательно слушать ,  отвечать на вопросы. Заключительным занятием была выставка рисунков.

СЛ. 6-9. Тексты с заданием.

    СЛ.10-14  Коррекция нарушений развития мыслительных процессов,  работа по координации движений мелких мышц кисти рук проводится через такие задания, как обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур, рисование предметов. (Примеры в презентации)

          Для развития представлений ребенка о величине можно использовать различные игры-упражнения со строительными материалами — построение башен, домиков и т. п.  Важным разделом работы по развитию пространственного восприятия является обучение ребенка ориентировке на листе бумаги.

Это достигается в ходе игр-упражнений по размещению на листе геометрических фигур изображений предметов в соответствии с инструкцией («Положи посередине», «Положи над. . . , под. . . и т. д. »)

     Хороший результат дает сотворчество между воспитателем и ребенком: так, в ходе  рисования я изображаю тучу, а ребенок — дождь; я — машину, а ребенок — след от нее. Ребенку предоставляется та часть задания, которую он может выполнить. Это дает возможность развить малейший успех ребенка, создать мотивацию для дальнейших самостоятельных действий.

       Целесообразно также использовать коллективное творчество. Например, я на большом листе бумаги рисовала дерево, а дети дорисовывают и раскрашивают яблоки на нем. Очень хорошо применять этот прием в лепке. Например, дети совместно лепят избу из бревен. Это позволяет подобрать детям задания в соответствии с возможностями каждого: одни разминают пластилин, изготовляют детали (бревна), другие их соединяют. Важно, чтобы выполнение задания было доступно ребенку, успех вселяет в него уверенность.

      Очень важно применять различные формы поощрения детей: устраивать выставки лучших работ, обсуждать работы, похвалить детей.

СЛ.16. Каждое воспитательское занятие начинается с проведения гимнастики для глаз, артикуляционной , дыхательной гимнастики.      

Предлагаю вам некоторые примеры  дыхательной гимнастики, которую использую в работе:

  • Звук «А»-насыщает весь организм кислородом, помогает организму настроиться на работу.
  • Звук «Е»- удаляет избыток отрицательной энергии.
  • Упражнения «Окно и дверь». Положение стоя: спина прямая и ровная. Втягиваем воздух через левую ноздрю (дверь), а выдыхать — через правую (окно). Затем нужно поменять «окно» и «дверь» местами, втягивая воздух правой ноздрёй и выдыхая левой.
  • Упражнение «Снег и ветер». (Работа в группах. 1 группа -

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Детям предлагается дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола. 2 группа – дует листок бумаги. Кто быстрее.)

  • УПРАЖНЕНИЕ «ШУМ МОРЯ». (Учащиеся слушают звуки моря, а затем предложить им «подышать», как море. Делать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать долго-долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть).

СЛ.17-21      Ребятам очень  нравятся физминутка « Минута шалости» (по сигналу  предлагаю детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям), видео физминутки, которые хороши тем, что дети могут повторять движения, видя их на экране, «Светофор», «Ух-ты, ах-ты, все мы космонавты», ритмическая физминутка .

  СЛ. 22-27 Хочется отметить, что воспитанники класса принимали активное участие в конкурсах школьного, городского и регионального уровня. За прошедший год дети награждены 26 грамотами. Перечислю конкурсы городского и регионального уровня: «Новогодний вернисаж»( за изготовление новогодней игрушки), победители конкурса «Душа моя, Масленица» в младшей возрастной группе, конкурс «Пасхальная радость», 1 место  в областном конкурсе поэтических инсценировок «Театр и книга».

СЛ.28-34 Наша классная жизнь

            Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши дети шли по лестнице успеха, а не провала.  И мои дети из 1  класса поднялись на ступеньку вверх.       Я хочу сказать, что   опыт моей работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, что не только дети приходят учиться в школу, но и я у них учусь быть более открытой, быть по детски непосредственной и искренней. Ну а они получают от нас новые знания, учатся быть ответственными, в последствии самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.  Чтобы человек чему-то  научился в жизни, необходимо трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала детей в процессе проектирования.

В статье освещены следующие вопросы: возможности предмета "Технология" в развитии у учащихся мотивации к творческому проектированию, система работы по развитию творческого потенциала детей в процессе ...

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

"Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства"

Развитие творческих способностей детей в процессе разных форм и видов музыкальной деятельности....

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии

Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива...

Доклад «Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потр...

«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков,  воплощая идеи в готовый продукт.Признаки и критерии творч...