«Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ: личностно – ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии»
материал на тему

Выступление на методическом объединении воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikarpova.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

«Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ: личностно – ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии»

Подготовила: Поликарпова Е.И.

Р.п. Благовещенка

2018

Инновационные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ.

В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания. В настоящее время предъявляются высокие требования к организации процесса образования, производятся поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в  практике эффективных педагогических технологий:

Личностно - ориентированный подход

в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

   Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.               Таким образом, личностно-ориентированное обучение  должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.  Главное в личностно-ориентированном обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

Цель личностно ориентированного обучения - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;
  • умение оценивать свою жизнь;
  • поиск смысла жизни, творчество;
  • формирование образа “Я”;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

В личностно-ориентированном обучении воспитанник —главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося.    

     Методы

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

           Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного занятия, позволяющих добиться выполнения целей и задач занятия, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного занятия является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего им тот или иной материал. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач занятия. Так, например, после определения  темы спрашиваю:

  • О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем занятии?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?

             На своих занятиях я применяю технологии уровневой дифференциации обучения, все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя трехуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся.  

           С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на занятии  использую  информационно-коммуникативные технологии. На таких уроках учащиеся с ОВЗ ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным.

              Здоровьесбережение является одним  из подходов в  личностно- ориентированном обучении. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

             Применение игровых  технологий на уроках позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

         

              Технология сотрудничества. Групповая работа, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное воспитателем, учащиеся закрепляют план работы, распределяют обязанности, при помощи воспитателя, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда.

             Задания при групповой, бригадной работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой, бригадной работы использую чаще на занятиях технологии. Сначала ребята выполняют  эту работу самостоятельно, затем консультанты или учитель проверяют качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждаются в группе.

Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования и воспитания.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями младшего школьного возраста.    

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В здоровьесберегающих технологиях обучения и воспитания применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения [6].

 В своей практике применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включаю:

  1. Физкультминутки. Проводится во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики. Традиционные и необычные физминутки, динамические паузы проводятся в игровой форме в середине урока, но ещё практикую возможность ребёнку самостоятельно сделать несколько упражнений, когда ребёнок чувствует, что устал. При изучении отдельных тем, правил синхронизация движения руки, речи и визуальной картинки облегчает запоминание правил, понятий [3].
  2. Артикуляционная гимнастика. Она важна не только для детей-логопатов, использование артикуляционной гимнастики на уроках помогает выработке правильных движений и положению органов речевого аппарата, помогают развитию фонематического слуха, способствуют формированию качественного произношения, чтения, кроме того привлекают детей игровой формой.
  3. Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Учеными давно доказана связь между развитием мелкой моторики и общим развитием, соответственно при работе с ребёнком, особенно с ОВЗ, необходимо больше внимания уделять занятиям, направленным на развитие мелкой моторики.
  4. Дыхательная гимнастика. Способствует развитию и укреплению всего организма в целом. В программе В. Т. Кудрявцева «Развитие двигательной активности и оздоровительной работы со школьниками» дыхательные и звуковые упражнения объединены в рамках одного раздела.
  5. Зрительная гимнастика. Предупреждает утомление глазных мышц, регулирует работоспоспособность зрительных анализаторов, является профилактикой развития близорукости или дальнозоркости. Гимнастика включается и как этап урока и как режимный момент. Сейчас масса вариантов таких комплексов, которые можно найти и в литературе, и в интернете.
  6. Релаксация. Детям, особенно ослабленным, релаксация помогает снять мышечное и нервное напряжение. Хорошо, работают такие приёмы релаксации, как «минутка тишины», «музыкальная пауза», «движения души». Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).
  7. Арттерапия, игротерапия. С древних времён человек, чтобы расслабиться или выразить свои чувства и эмоции рисует, лепит, пишет. Арт-терапия ставит своей целью изменение эмоционального состояния, снятие психического напряжения с помощью искусства.

Применение здоровьесберегающих технологий системно, не одномоментно, при работе с детьми с ограниченными возможностями позволяют скорректировать проблемы физического и психического здоровья детей, помогают адаптироваться в классе.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку [4].

Использование в работе здоровьесберегающих технологий   повышает результативность коррекционно-развивающей работы. Способствуют пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию речи, внимания, памяти, усидчивости. Формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

В данном материале рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий, методик в урочной и внеурочной деятельности. Теоретические сведения сопровождаются примерами из практической дея...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена внедрению здоровьесберегающих компонентов на уроках иностранного языка. Одними из компонентов являются: подвижные игры, физкультмиинутки, музыка и песни....

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...