Развитие парламентаризма в России
план-конспект урока по истории (10 класс)

Кишуева Амина Валерьевна

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России;

-проследить за порядком и принципом деятельности Государственной Думы и Парламента КБР.

- воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны.

Оборудование: Конституция РФ, презентация Microsoft Power Point

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_parlamentarizma_v_rossii.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Министерство образования  науки КБР

Управление образования Чегемского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Инала Пшибиева» с. Нартан

        Учитель:

        Кишуева А. В.

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России;

-проследить за порядком и принципом деятельности Государственной Думы и Парламента КБР.

- воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны.

Оборудование: Конституция РФ, презентация Microsoft Power Point

    Вводная беседа учителя: 

Слайд № 1 «Там, где нет законов, там нет и свободы»

(Джон Локк)

 

   Слайд № 2 Сегодня мы с вами проводим необычный урок, он  посвящен 105- летию российского парламентаризма.

Слайд № 3 17 октября 1905 года- конечно, судьбоносная дата для России. В этот день император Николай 2 подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Надо ясно представить себе, какую ответственность он принимал на себя и перед каким выбором стояла в этот момент Россия.

    Государь решился на этот шаг в самый разгар всерроссийской политической стачки, когда от Вислы до Тихого океана бастовали до 2-х млн. человек, когда встала вся страна- банки, железные дороги, заводы, учебные заведения. Очень многие склоняли Николая к прямо противоположному решению-введению неограниченной военной диктатуры, но он выбрал- путь коренного переустройства страны.

  О чем же говорилось в этом манифесте?

 

Ученик:

  Манифест объявлял о «непреклонной воле» монарха даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на основах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифест провозглашал, что «ни один закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы. На Думу возлагался, кроме того, «надзор за  закономерностью действий исполнительной власти.

 

Учитель:

  Т. е манифест, который сегодня невозможно читать без волнения, завершился призывом «ко всем верным сынам России помочь прекращению неслыханной смуты напрячь все силы, к восстановлению тишины и мира на родной земле».

   Эти слова обновили жизнь огромной империи. В ближайщие же дни была объявлена амнистия политическим заключенным, преобразовано правительство и создан Совет министров под председательством Сергея Юльевича Витте. Вскоре была отменена цензура, утвержден новый избирательный закон, одна за другой создавались политические партии. Уже через четыре месяца после знаменитого октябрьского манифеста стало возможным проведение первых всероссийских  выборов в 1-ую Государственную Думу.  И вот настал апрель 1906 года. Что же тогда случилось?

  Ученик:

Слайд № 4  23 апреля публикуется «Свод основных государственных законов», а 27 апреля в уникальном зале Таврического дворца Санкт- Петербурга состоялось первое заседение российской Государственной Думы первого созыва. За пять апрельских дней самодержавная страна превратилась в конституционную монархию с двухпалатным  представительным органом. Верхней палатой стал Государственный Совет, который к тому времени существовал почти сто лет.

  Учитель:

 Слайд № 5  Первая Государственная, как, впрочем, и все европейские парламенты, зарождалась в условиях общественных потрясений и ожесточенной политической борьбы. 

   В правящих кругах шла острая дискуссия о том, насколько велики могут быть полномочия Думы и до какой степени можно уступать давлению снизу. Государственная Дума просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва. (видеоролик)

Кто нам расскажет о первой Думе?

Ученик: На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государственную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу. Слайд № 6

Слайд №7 Ученик: В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев. Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев. 

Слайд №8 Ученик: Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.

Слайд №9 Ученик: 15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко. (видеоролик)

Учитель: У кого- то есть дополнения?

 Ученик: Я хотела бы подчеркнуть, что депутаты 1-ой, 2-ой, 3-ой, 4-ой дореволюционной Гос. Думы успели сделать многое для развития российского законодательства нач 20 века, так и для становления парламенсткой практики в нашей стране.  Нередко можно слышать: Гос. Дума образца 1906-17 гг не смогла предотвратить гибель исторической России, спасти страну от революции и Гражданской войны, а значит, опыт первого русского парламента оказался провальным.

  Учитель:  Вы с этим согласны?

 Ученик: Нет. Это неверно. Как раз у Думы был очень хороший шанс спасти Россию от революции, но вмешалась мировая война.

 Слайд №10 Учитель.    В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члены Политбюро. После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе.Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.                                                                                                           Как мы все знаем сейчас РФ провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.                                                                          Слайд №11 При этом главой государства и высшим должностым лицом является, как и в ряде других демократических стран, Президент, наделенный большими полномочиями. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища, возглавляет Совет Безопасности, является Верховным Главнокомандующим российскими Вооруженными силами. Новым высшим представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание (парламент). Кто даст определение парламенту?

 Ученик: 

Слайд №12  Парламент- высший, выборный, законодательный орган власти, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения.

 Учитель:

 Слайд № 13 Парламент состоит из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Гос. Думе. Ее основное назначение- разрабытывать  законы и осуществлять финансовый контроль за деятельностью правительства.

 Кто мне скажет о задачах Совета Федерации?

 Ученик:

 Слайд № 14 Задача Совета Федерации гарантировать, чтобы принятые законы не противоречили интересам российских  республик и регионов, исполнялись на всех российских территориях. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной и автономных округов).

  Учитель: А кто расскажет о Гос. Думе?

 Ученик:

  Слайд №15 Государственная Дума состоит из 450 человек. Половина из них избираются по так называемой мажоритарной системе. Избранным считается тот кандидат, который получает в округе больше голосов, чем любой другой его соперник.

  Вторая половина членов Гос. Думы избираются по ситеме пропорционального представительства. При этом избиратель голосует за списки кандидатов, представленные участвующими в выборах избирательными объединениями, т. е не за личность, а за то или иное избирательное объединение.

Учитель: Кто дополнит?

Ученик: Новый порядок выборов стимулирует создание в стране многопартийной политической системы, ибо в итоге выборов формируется парламент с политическими фракциями, тесно связанными со своими партиями или партийно- политическими блоками.  Парламентские фракции активно участвуют в выдвижении кандидатур на руководящие посты Думы.

  Учитель:

 Давайте теперь поговорим о конституционном статусе депутата. Основной функцией и содержанием депутатского мандата является представительство. В Гос. Думе депутат представляет народ. Что они осуществляют?

  Ученик:

 Слайд №16  Депутаты Гос. Думы осуществляют законодательную власть, их деятельность носит политический характер. В статье 97 конституции РФ закреплен статус депутата:

- депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

-одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Гос. Думы.

- депутат Гос. Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Учитель: Каковы формы депутатской деятельности депутата?

Ученик: Участие в заседаниях Госуд. Думы, в совместных собраниях палат  Федерального Собрания РФ, проводимых в случаях предусмотренных в 3 статье конституции РФ, участие в работе комитетов и комиссий палаты, участие в выполнении поручений Гос. Думой и ее огранов, участие в парламентских слушаниях, участие в работе депутатских объединений- фракции депутатских групп, работа с избирателями.

  Ученик:Слайд № 17 В ст. 8 закона указано, что депутат Гос. Думы поддерживает связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим депутатским объединением.  Также имеют право законодательной инициативы, право решающего голоса по всем вопросам рассматриваемым палатой, а также комитетом  данной палаты. Он имеет право на получение и распространение информации.

 Учитель:

 Вы знаете, что 8 сентября 1991 г. в нашей республике был учрежден пост Президента и принят закон о его выборах. Еще 30 января 1991 года сессия Верховного Совета республики провозгласила Декларацию о государственном суверенитете К- Б.

  Слайд №18 -21 Провозглашение суверенитета означало независимость власти. КБР располагает всеми атрибутами суверенного государства- имеет свой флаг, герб, гимн, Президента, кабинет Министров, двухпалатный парламент, Конституционный и Верховный суды.

 Кто мне скажет, когда были выборы в парламент КБР?

 Ученик: 

   Слайд № 22 12 декабря 1993 г. были выборы, там избраны 72 депутата двухпалатного парламента республики- Совета Республики, который работает на профессиональной основе, и Совета представителей, который работает на общественных началах и состоит из депутатов, представляющих административно- территориториальные районы республики. Второй раз парламент избран на пятилетний срок в 1997 г.

 Учитель:  Кто теперь расскажет о нынешнем парламенте КБР?

 Ученик:

    Парламент КБР является постоянно действующим представительным и законодательным органом государственной власти Кабардино- Балкарской Республики и состоит из 110 депутатов, из которых 22 депутата работают на постоянной профессиональной основе.  В парламенте работают 9 постоянных комитетов, в том числе комитет по межнациональным отношениям. В соответствии с конституцией КБР и Законом «О Парламенте КБР» основными задачами Парламента КБР являются представление и защита интересов избирателей различных социальных групп, обеспечение общественного согласия в КБР, создание законодательной базы  республики.

  Учитель:

 А что вы можете рассказать о депутатах КБР?

 Ученик: 

   Депутатом Парламента КБР может  быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. По статье 96 депутат парламента КБР  обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной отвественности, задержан, подвергнут обыску или доросу без согласия Парламента КБР. Депутаты Совета Республики работают на профессиоанльной постоянной основе и не могут находиться на государтсвенной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

 Учитель:

  Как мы знаем  Совет Республики и Совет Представителей заседают раздельно. Заседания их являются открытыми. Но по статье 98 предусмотренных регламентами палаты, они вправе проводить закрытые заседания. Что относится к совместному ведению палат Парламента КБР?

 Ученик:

- принятие Конституции КБР, внесение в нее изменений и дополнений;

-принятие законов по вопросам совместного ведения, контроль за их исполненением;

-назначение выборов в представительные органы местного самоуправления;

-назначение  референдума КБР;

-выражение недоверия Президенту КБР;

- дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства КБР;

Учитель:

 Конечно есть даты, празднование которых невозможно обойти, забыть или проигнорировать. К ним, безусловно, относится и 105 - летие со дня начала деятельности 1-ой  Гос. Думы России. Исторический опыт показала, что без органа государственной власти, в котором представлены выборные представители от всех социальных групп населения страны, невозможны подлинное участие граждан в управлении страной, развитие гражданского общества, подлинная демократия и народовластие.

 Чему учит опыт Гос. Думы. Анализ свидетельствует: до сих пор весьма актуальны по крайней мере 2 урока ее существования.

Ученик:

Урок первый. Парламентаризм в России был «нежеланным ребенком для правящих кругов. Его постановление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.

 Ученик:

 Урок второй. В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по- хозяйки забывать и сегодня. Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти.

Учитель: Давайте  сейчас подведем итоги. Каково же  значение Государственной Думы? (видеоролик)

Учитель: Для закрепления пройденного материала, давайте с вами  разделимся на группы. 1 группа решит - тестовое задание , 2 группа  заполнит таблицу.

 Учитель: Т. е 105- летие  с начала I Гос. Думы- это 105- летие начала процесса становления российского парламентаризма,  годовщина демократизации, законности, прогресса и реформ.

   Надежды на дальнейшее улучшение жизни наше государство связывает, прежде всего, с молодыми, энергичными, умными, честными и порядочными людьми. Вы все через год закончите школу, впереди у вас ваше будущее, которое зависит и от вас. Верьте в себя, верьте в справедливость и добро, верьте в Россию. Россия великое государство, с великой историей. Будьте достойными гражданами своего государства. (Гимн)

  Молодцы, все очень плодотворно сегодня поработали, но я особо хочу отметить………..  В будущем, надеемся, что из этих ребят вырастут настоящие депутаты…

Домашнее задание:

I группы:  Написать  эссе на тему: «Если бы депутатом выбрали меня ».

II группы: Работа с документами и Конституцией РФ.

III группы: Составить таблицу «Развитие парламентаризма ».                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему «Развитие парламентаризма в России» для учащихся 9-10-х классов.

Цели мероприятия:1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознако...

Развитие парламентаризма в России

Цель: Показать учащимся развитие парламентаризма в России. Задачи:1.    Познакомить с историей парламента в России2.    Показать эволюцию паламентаризма от гос...

развитие парламентаризма в России

презентация по обществознанию 11 класс...

Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"

Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....

Открытый урок по обществознанию. Тема: «Развитие парламентаризма в России».

Форма урока:  урок – лекция, с элементами беседы.  (ученические сообщения , презентация докладовЦели и задачи урока:формировать представление об исторических этапах развития отечественного п...

Методическая разработка "Развитие парламентаризма в России"

 Открытый тематический классный час с приглашением гостей.Учитель истории Ромахова А. Г.Тема: «Развитие парламентаризма в России».(К 105-летию начала работы Первой Государственной Думы в Ро...

Развитие парламентаризма в России

В презентации представлен практикум к уроку по теме "История развития парламентаризма в России". Задания по выбору правильного ответа....