Статья "Мусульманская система образования в Кабарде"
статья по истории

Кишуева Амина Валерьевна

          В 18 в ислам утвердился во всех феодальных владениях Кабарды, сельских общинах, являясь официальной религией. Он длительное время сосуществовал  с пережитками доисламских религиозных верований, особенно язычества. Распространение ислама сопровождалось созданием очагов мусульманского образования. В них кабардинские дети и молодежь обучались догматам мусульманской религии. В конце ХIХ в. мусульманская система образования получает в Кабарде широкое распространение, а медресе становится важнейшим очагом воспитания и обучения подрастающего поколения. Медресе создавались во всех селениях.  Ученики, обучавшиеся в медресе, именовались сохстами (сохъустэ). Обучение в медресе велось сельским эфендием или муллой и заключалось в ознакомлении с азами ислама, а также в механическом заучивании текстов из Корана. Попечителем их был сельский мулла. Кадии и эфенди, хотя составлявшие немногочисленное сообщество, обладали безусловным авторитетом. В значительной степени этот авторитет был основан на их образованности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kishuevoy_a.v.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Учитель:

                                                                                             Кишуева А. В.

          В 18 в ислам утвердился во всех феодальных владениях Кабарды, сельских общинах, являясь официальной религией. Он длительное время сосуществовал  с пережитками доисламских религиозных верований, особенно язычества. Распространение ислама сопровождалось созданием очагов мусульманского образования. В них кабардинские дети и молодежь обучались догматам мусульманской религии. В конце ХIХ в. мусульманская система образования получает в Кабарде широкое распространение, а медресе становится важнейшим очагом воспитания и обучения подрастающего поколения. Медресе создавались во всех селениях.  Ученики, обучавшиеся в медресе, именовались сохстами (сохъустэ). Обучение в медресе велось сельским эфендием или муллой и заключалось в ознакомлении с азами ислама, а также в механическом заучивании текстов из Корана. Попечителем их был сельский мулла. Кадии и эфенди, хотя составлявшие немногочисленное сообщество, обладали безусловным авторитетом. В значительной степени этот авторитет был основан на их образованности. Мусульманская образованность основной части эфендиев, как правило, ограничивалось элементарными знаниями шариата,  мусульманской экзегетики, арабской письменности, необходимыми для выполнения их обязанностей.  В 1789 г. газета «Терские ведомости» писала: «Пока, что будет, а в настоящее время Кабарда пробавляется сельскими учителями из мулл, занимающимися  долблением наизусть арабской грамоты и представляющими единственных просветителей народа».(1) Однако примерно десятая часть религиозных деятелей (более 20 человек) составляла группа, прошедшая через престижные исламские университеты – Османский университет в Стамбуле, Каирский аль-Азхар и образовательные центры Дагестана, Казани, Уфы. Именно они оказали наиболее существенное влияние на все слои адыгского общества. Обучались ученики и письму. Однако объем знаний по этому предмету у окончивших медресе был даже скуднее, чем по чтению. Они, по мнению некоторых   исследователей, с трудом умели писать и списывать текст с оригинала. Еще в 1870 г. кабардинский просветитель  Кази Атажукин заметил, что «сохсты  не могут после десятилетнего обучения научиться писать и читать свободно, не говоря уже о переводе».(2) Обычно же горский  мальчик уходил из школы, научившись только механическому чтению  или «унося смутные воспоминания о существовании  каких-то замысловатых крючков, точного смысла и значения которых постигнуть ему так и не удалось».(3)                                    Эффективность обучения и уровень знаний учащихся медресе полностью зависели от образовательной и методической подготовки преподавателей. Число учащихся медресе было незначительно, от 3 до 5 сохст, а иногда достигало 20- 25 человек. Критикуя состояние обучения в «медресе», К. Атажукин в записке «Мнение о введении письменности в Кабарде» еще в 1864 г. писал: «Религия предписывает родителям строго обучать детей своих на столько, чтобы они могли по крайней мере прочесть Коран, и каждый кабардинец поставляет в обязанность себе отдать сына своего в медресе на учение, почему аульный мулла никогда не имеет недостатка в учениках. Но редкий из учеников выучивается читать, хотя на это они убивают много лет».(4) Возражая против такой постановки обучения, Атажукин считал более целесообразным вначале обучить детей кабардинскому языку. По его мнению, это «облегчило бы изучение письма арабского».(5)  Для этого он составил азбуку и учебник. В 1864 году он даже издал первую книгу на кабардинском языке, а через два года по его инициативе в Нальчике были открыты курсы, ставившие целью подготовить учителей для кабардинских начальных школ. Основная задача школы состояла « в обучении правильно, внятно и отчетливо читать и писать по-кабардински и в сообщении понятия о легком и безошибочном счислении».(6) А цель школы, по определению Атажукина, состояла в том, чтобы обучить слушателей чтению и письму по-кабардински и четырем правилам арифметики. Окончившим курс и выдержавшим экзамен присваивали звание сельского учителя и выдавали свидетельство.  Обобщая опыт работы педкурсов Атажукин писал: « В продолжение этих курсов учения бывшие воспитанники учебных заведений, как и следовало ожидать, выучивались в очень короткое время употребляли на упражнения в чтении и письме под диктовку и на изучение арифметики, в чем они также очень хорошо успевали: сохсты   также довольно скоро выучивались читать, но письмо им давалось особенно трудно, вследствие привычки их писать от правой руки к левой». (7) Но муллы и местные феодалы выступили против этого благородного начинания Кази Атажукина. Особенно усердствовало мусульманское духовенство. Оно всеми средствами стремилось дискредитировать деятельность Атажукина. Служители исламского культа осыпали учащихся организованных курсов упреками в том, что те учились русской грамоте, живя в Нальчике  среди русских,   превращаются в гяуров. Им все же удалось сорвать курсы.  «Из 12 человек, начавших обучение, окончили только шесть. А из второго набора никто полностью не закончил обучение, и благородная инициатива Кази Атажукина,  была погребена.» (8) Наряду с медресе в Кабарде получило распространение домашнее обучение детей чтению Корана. В мусульманских школах обучались и девочки. К сожалению, ни материалы отчетов начальников округов, ни другие данные официальной дореволюционной статистики не уточняют, сколько было  мусульманских  школ,  и  какова была их численность. Об этом можно лишь составить представление по другим, косвенным данным и свидетельствам, к которым и приходится обращаться исследователям. Мы не располагаем достоверными данными о численности мусульманских школ в кабардинских селениях. В Балкарии же 1890 г. зарегистрировано 20 школ – медресе, в которых обучался 151 человек.(9) Уже в 1912 г. в Кабарде и Балкарии насчитывалось 66 мусульманских школ,  а к 1914 г. их количество увеличилось до 97 с контингентом учащихся около 1,5тыс. человек.(10) В1915 г. в 4 участках Нальчикского округа имелось 4 мечетских школ, 92 медресе, 1 мектебе, в которых обучалось 1354 человек. (11)  Но и эти данные следует рассматривать как весьма приблизительные, дело в том, что количество примечетских школ было непостоянным. Главными источниками содержания кабардинских мусульманских школ служили доходы с земель, закят, а также плата за обучение, вносимая родителями учащихся зерном, деньгами или мелким скотом. Единых размеров платы за обучение в Кабарде не существовало.

  Так как учителями в мусульманских школах, как правило, бывали муллы, эфендии и кадии, они часто отлучались, участвуя в похоронных, свадебных процедурах, а также судебных  разбирательствах, поручая следить за ходом занятий и порядком старшим ученикам. Материальная база медресе была скудной. В своем большинстве они не имели собственных, построенных специально для школы зданий и размещались, как правило, в доме учителя или в мечети. Новые социально – экономические, общественно – политические и духовные реалии начала ХХ в. сказались на кабардинской мусульманской школе. Реформаторское течение, возникшее во многих мусульманских окраинах  Российской империи, затронуло и Кабарду. Суть этой реформы сводилась к тому, чтобы, сохранив в основе традиционное мусульманское содержание образования, ввести в школах преподавание светских дисциплин.  Эта была своеобразная  попытка приспособить мусульманскую школу  к потребностям новых, нарождающихся  производственных отношений, меняющихся реалий. В отличие от обычных примечетских школ  новые школы стали называться «новометодными».  Курс обучения в таких школах составлял 2-4 года. Здесь подростки помимо арабского языка  стали изучать русский язык, историю, арифметику, географию, астрономию. Однако в Кабарде новометодные школы не получили широкого распространения. Мусульманское школьное образование обладало перспективами дальнейшего развития. Увеличение количества  предметов по всем отраслям знания, повышение образовательного уровня преподавателей  при интенсификации культурного обмена с адыгскими диаспорами в дальнейшем могло бы способствовать превращению начальной религиозной школы в один из каналов  распространения исламского знания. Однако сложности российской истории открыли подобные возможности только в последнее время.                                                                                                  

1..Кумыков Т.Х Экономическое и культурное развитие Кабарды и           Балкарии в ХIХ в. Нальчик, 1965. с 347.

2.История  Кабардино- Балкарской АССР.  М., 1967. Т.1 с. 416.

3. Там же с. 218.

4. Кумыков Т.Х Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в ХIХ в. Нальчик 1965. с 347.

5.Там же с. 347.

6.Там же с. 341.

7.Там же с. 342.

8.Тхагапсов А. Т. Нравоучения ислама и отношения между народами. Нальчик, 1967. с. 17-18.

9.Кумыков Т.Х. Общественная мысль  и просвещение адыгов и балкаро- карачаевцев в ХIХ - нач ХХ в. Нальчик, 389.

10.История Кабардино- Балкарской АССР . М., 1967. Т.1 с. 423.

11.ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 933. л. 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Дополнительное образование – уникальное явление в системе образования.

Статья про специфику работы в дополнительном образовании...