Главные вкладки

    Преемственность логопедического сотрудничества в системе образования (дошкольное образования- начальная школа) как одно из условий реализации ФГОС
    методическая разработка на тему

    Подымахина Людмила Владимировна

     Логопедическое сотрудничество с воспитателями детского сада

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл d_s_pravilno.docx21.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управлением образованием УКМО

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа п. Верхнемарково

    Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

    (МОУ СОШ п. Верхнемарково УКМО)

    Тема : «Преемственность логопедического сотрудничества  в системе образования (дошкольное образование - начальная школа) как одно из условий реализации ФГОС»

                                                                         Подготовила: учитель-логопед

                                                                               Подымахина Л.В                                                                                        

                                                 п. Верхнемарково, 2016

       В условиях реализации федеральных государственных стандартов поколения организация деятельности логопедического пункта школы приобретает определенную специфику, подразумевающую расширение целевого, операционно-деятельностного и контрольно-регулирующего компонента в работе учителя-логопеда.

    Согласно требованиям ФГОС начальное общее и дополнительное (коррекционное) образование взаимообусловлены и непрерывны. Это связано с объективными причинами: обучение в школе строится на сформированных у ребенка к началу школьной жизни психических функциях, важнейшей из которых является речь. К концу первого года обучения в общеобразовательном учреждении устная и письменная речь ребенка становится не только целью обучения, но и средством получения новых знаний.

     Основными задачами логопедического пункта школы являются:

    -коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

    -своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

    -разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

    В условиях реализации ФГОС для достижения планируемых результатов обучения можно говорить о расширении основных задач деятельности учителя-логопеда, заключающихся в формировании универсальных учебных действий, позволяющих ребенку с нарушениями речи сознательно, грамотно, адекватно использовать ресурсы родного языка в различных коммуникативных ситуациях. Известно, что у ребенка с нарушениями речи снижена речевая активность и стремление к коммуникации, поэтому данная задача ориентирует учителя-логопеда на формирование мотивации общения за счет представлений о ценности и значимости коммуникации в обществе. Наряду с коррекцией речевого дефекта у детей возникает необходимость научить адекватно воспринимать и воспроизводить чужую речь, а также создавать собственную в устной и письменной форме. Кроме того, данная задача предусматривает необходимость учить применять данные знания в практике речевого общения: в учебной, игровой, бытовой ситуации.

    Учителя - логопеда  беспокоит период адаптации детей - логопатов.  Без специально организованной систематической помощи логопеда в дошкольном, а затем и начальном школьном периоде обучения дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения. Что в свою очередь сделает невозможными для них дальнейшее полноценное обучение и социокультурную адаптацию.

    Речевое развитие – это показатель уровня интеллекта, уровня культуры, и от того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

    Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима  помощь учителя-логопеда. Уровень профессиональной компетентности учителя-логопеда, является ведущим условием в реализации нового содержания образовательного процесса и достижения планируемых результатов. Поэтому процесс профессиональной подготовки учителя-логопеда должен быть непрерывным, включающим самые современные формы и методы обучения.

            Новые условия предъявляют высокие требования к интеллектуальному развитию детей, к их личностным особенностям. Возникает проблема адаптации ребенка процессу обучения, но уже имеющаяся информация о его развитии на протяжении предыдущего времени позволяет не только прогнозировать трудности, но и заблаговременно их устранить.

    Определяя ряд вопросов о проблемах  в работе дошкольных образовательных учреждений и школы, следует особо подчеркнуть необходимость и возможность более тщательной и глубокой подготовки к обучению чтению и письму в дошкольном и младшем школьном возрасте детей  в речевом развитии.

    Прежде всего, это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению грамоте (чтению),  чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся дефектов и возникающих на их основе патологических особенностей развития личности.

    Следует отметить фактор времени. В силу психофизиологических особенностей данной группы детей для них характерен более длительный период формирования и, следовательно, успешность обучения будет определяться его протяженностью. Увеличить же время возможно за счет более раннего начала профилактической работы.

    На занятиях в дошкольном возрасте  воспитателями нужно обязательно использовать большое количество игр, игровых упражнений на развитие речи, на этом этапе отсутствует система оценок, достижений ребенка. Это позволяет гораздо эффективнее развивать интерес к чтению и не допускать формирование негативных отклонений в развитии личности ребенка.

    Акцентируя внимание на предпосылках успешного овладения письменной речью, без сомнения, можно включить в «группу риска», в отношении возникновения трудностей чтения и письма детей с на рушениями речи.  У детей  в первую очередь страдает речевая готовность к овладению письменной речью, в связи с несформированностью устной.

     Письменная речь, являясь вторичной по отношению к устной, формируется на ее основе, что и определяет детерминированность уровня владения письменным языком, глубиной речевого развития.

    В свою очередь, логопед и учителя начальной школы должны осуществлять более раннее знакомство со своим будущим контингентом, знать индивидуальные особенности детей. Все это будет также способствовать решению проблемы  учителя-логопеда  школы  с воспитателями детского сада в обучении детей.

     В 1 класс,  большинство детей приходят   с речевыми нарушениями. Происходит это в силу присутствия определенных факторов. Прежде всего, это безразличное отношение к состоянию речи в семье.

    Педагоги и логопед  младшего школьного возраста и учителя начальных классов должны уделять серьезное внимание развитию у детей с нарушением речевого развития всех четырех видов речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письма. Взаимосвязь, их взаимопроникновение способствует обогащению, совершенствованию каждого в отдельности.

    В условиях реализации ФГОС повышается роль информационно-просветительского направления в работе  логопеда.  Ведь повышение требований к результатам обучения и усложнение образовательной программы не отменяет обязательного ее усвоения для всех учеников, независимо от стартового уровня развития ребенка, определяемого на начало школьного обучения.

    Информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда включает в себя

    • индивидуальные беседы с родителями с целью выяснения особенностей раннего психомоторного и речевого развития ребенка (проводятся практически со всеми родителями);
    • консультации по результатам диагностики для учителей и родителей обучающихся;
    • индивидуальные консультации родителям и педагогам о ходе коррекционной работы с детьми, организации речевого режима в семье и в классе;
    • консультации учителям начальных классов, с вовоспитателями детского сада, выступления на МО, сообщения по вопросам педагогического подхода к детям с речевыми нарушениями.
    • групповые консультации для родителей на классных родительских собраниях.

    На сегодняшний день актуальность и своевременность решения проблемы сотрудничества дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений. В заключение, хотелось бы напомнить о том, что по определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель детского сада, учитель начальных классов, учитель - логопед  школы так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

    Литература:

    1.  Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.

    2. Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей - логопедов в системе детский сад-школа. Теория и практика.

    3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    Статья содержит рекомендаци по работе с информацией на уроках английского языка в начальной школе  по УМК Кузовлева В. П....

    Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС

    Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС...

    «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

    Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса»  через вокальное исполнение выявляю музыкальные с...

    Образовательная программа "Управление качеством образования", Модуль "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)

    Рабочая программа модуля "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" предназначена для методистов системы дополнительного профессионального педагогического образован...

    “Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”

    В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист....