Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории

СветланаГеоргиевнаГребенщикова .............................

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_chitatelskoy_gramotnosti_isto._obshch.docx114.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Гребенщикова С.Г.

Практическая работа «Разработка заданий по читательской грамотности»

Прочитайте текст и выполните задания.

Текст. Глобальная проблема продовольствия.

Продовольственная проблема состоит в неспособности человечества обеспечить себя продуктами питания, которые соответствуют принятым физиологическим нормам. К факторам, которые влияют на проблему продовольствия, относятся следующие: быстрый рост населения, специфика размещения населения, влияние экономики развивающихся государств, политическая обстановка в мире, повсеместная индустриализация, массовая урбанизация. За последние 50 лет в производстве продуктов продовольствия намечается явный прогресс – численность голодающих сократилась практически в два раза. Однако значительная часть населения Земли все еще испытывает нехватку продуктов питания. Особенно остро вопрос стоит в Азии. Количество нуждающихся сегодня составляет цифру свыше 850 млн. человек. Недостаток продовольствия ощущает каждый седьмой житель планеты. Свыше 5 млн. детей умирают каждый год из-за вынужденного голодания.

Задание 1. Какие факторы влияют на нехватку продовольствия на планете?  ( задание  - находить и излекать информацию)

 Задание 2. Какие шаги, по вашему мнению, может предпринять человечество для предотвращения возможной продовольственной катастрофы в будущем? (Задание выявление контекстного знания)

Задание 3. ( Задание связанные с осмыслением и оценкой текста)

Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме.

  1) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2) Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

 3) Острота проблемы определяется только природно-климатическими различиями регионов Земли.

4) Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5) Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.

Прочитайте текст и выполните задания.

Точную дату появления исторического жанра  живописи определить невозможно. Первые композиции появились в глубокой древности — тогда воспоминания о реальных исторических событиях соединялись с мифами. В Древнем Египте и Месопотамии история представлялась главным образом подвигами правителя и его войска. Но уже в Древней Греции известны изображения исторических сцен. В Средние века сюжеты реальной истории в живописи появляются редко, преимущество отдаётся религиозным мотивам. Активное развитие исторического жанра живописи начинается в эпоху Возрождения (повсеместно в Европе XV-XVI вв.), когда люди стали активно изучать культуру прошлого - Древней Греции и Древнего Рима.

Особое место в исторических картинах занимает батальный жанр. В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены сухопутных и морских сражений, военных походов, а также изображение военного быта.  На таких картинах художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны. 

Исторический жанр не обязан быть строго документальным, правдивым, ведь картина — не исторический документ. Она живет по своим особым законам красоты и гармонии. К тому же художник всегда невольно оценивает событие, вносит в него своё понимание происходящего. Одни и те же события у разных мастеров могут передаваться и выглядеть по-разному.

Задание 1. Определите к какому типу относится текст  - повествование, описание, рассуждение. (Задание  - Осмыслять и оценивать содержание и формы текста)

Задание 2. Какое из приведенных названий может быть заглавием к тексту? Подчеркни правильный ответ. (Задание - Осмыслять и оценивать содержание и формы текста)

1. История в картинах

2. Исторический жанр живописи

3. Картина - исторический источник

Задание 3. Составьте план по тексту (Задание – Интегрировать и интерпретировать информация)

Задание 4. Опираясь на  текст, напиши, что изображают художники на исторических картинах. (Задание – находить и извлекать информацию)

Венчание на царствоВенчание на царство Ивана IV

Задание 5. Рассмотри картину, ответь на вопрос: можно  ли ее назвать исторической? (Задание - Интегрировать и интерпретировать информация)

Выбери правильный ответ и обоснуй его.      

А) Да    Б) Нет                                

Потому что _________________________ ________________________________________

________________________________________

Работа с множественным текстом:

- Используя текст учебника ( стр. 224, 8 класс ) и текст интернет – сайта, выделите основные причины безработицы

 - составьте схему.

- Прочитав статью последствия безработицы, сформулируйте аргументы за и против мнения автора.

  1. Сопоставьте виды экономической деятельности и примеры

(Задание  - находить и извлекать информацию)

Виды деятельности

 Примеры

  1. Производство

А) приобретение холодильника        в кредит

  1. Потребление

Б) пошив спортивной одежды

  1. Обмен

В) использование газа в быту

  1.  Распределение

Г) продажа акций предприятия

Д) доставка продуктов в больницу

  1. Найдите в списке термины не относящийся к факторам производства: доход, земля, труд, капитал, экономика, предпринимательские способности.

 (задание находить и извлекать информацию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

"Формирование читательской грамотности на уроках истории "

quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Практикум

В материале представлены практические задания для развития читательской грамотности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности...

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Педагогический проект "Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания"

В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизн...