Адаптированная программа среднего общего образования по истории Отечества в Колонии-поселения РС/Я/
рабочая программа по истории (10, 11 класс)

Саввинова Елена Дмитриевна

Адаптированная программа среднего общего образования по истории Отечества в Колонии-поселения РС/Я/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная программа среднего общего образования по истории Отечества в Колонии-поселения РС/Я/

Автор: Борисов Дмитрий Дмитриевич, учитель истории МОБУ «Центр образования» ГО  «город Якутск» Республики Саха (Я).

Соавтор: Саввинова Елена Дмитриевна, учитель основ права, истории МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Республики Саха (Я).

        В ГО «город Якутск»  наряду с дневными школами существует и МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» (вечерняя-сменная  общеобразовательная школа), при которой действуют  два Учебно Консультативных Пункта (УКП) в Колонии Поселении №2 и в Исправительной колонии №1.         

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций индивидуальной программы воспитания и реабилитации осужденных  и включает следующие направления деятельности:

  • анализ и подбор содержания,
  • изменение структуры ,
  • использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности

Нормативной основой АОП ООО являются документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

История в  УКП ИК-1 рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями,  воздействие изучаемого материала на личность осужденного, формирование личностных качеств гражданина, подготовка обучающегося к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для осужденных с нарушениями правового деяния целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

Преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала осужденных с нарушениями законопослушного права. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации  путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей осужденных.

          Получение образования осужденными в нашем обществе оценивается неоднозначно. Одни считают, что не надо «повышать квалификацию» преступника.

Другие   считают, что   осужденные должны получать  образование. Школа , по их мнению,  это учреждение, где осуществляется коррекция нравственных ориентиров, ресоциализация  оступившейся молодежи и  осуществляется подготовка их к жизни на свободе. Ресоциализация – это повторная социализация, в ходе которой меняются установки, цели, нормы и ценности индивида. Отсутствие  образования  очень часто является одной из причин совершения человеком преступлений. В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года» ставится задача усиления психолого-педагогической работы с осужденными «в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения».

К окончанию 12 класса обучающиеся в УКП должны знать:

  • основные исторические события революционные движения, гражданская война;
  • становление Советской власти;
  • стройки первых пятилеток;
  • вторая Мировая война;
  • Великая Отечественная война;
  • основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
  • исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

           Как бы работа не велась в УКП, но  педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей.

УКП при исправительных колониях всегда  составляли особенное звено системы вечернего образования. УФСИН РФ устанавливает обязательное получение  основного общего образования осужденными, не достигших возраста 30 лет. Поэтому в УКП  в соответствии с законодательством, обучаются лица в возрасте от 18 до 30 лет.

          Получение образования осужденными в нашем обществе оценивается неоднозначно. Одни считают, что не надо «повышать квалификацию» преступника. Другие   считают, что   осужденные должны получать  образование. Школа, по их мнению,  это учреждение, где осуществляется коррекция нравственных ориентиров, ресоциализация  оступившейся молодежи и  осуществляется подготовка их к жизни на свободе. Ресоциализация – это повторная социализация, в ходе которой меняются установки, цели, нормы и ценности индивида. Отсутствие  образования  очень часто является одной из причин совершения человеком преступлений. В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года» ставится задача усиления психолого-педагогической работы с осужденными «в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения».

           Как бы работа не велась в УКП, но  педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей.

         К числу таких трудностей относится отрицательная среда, возникающая из-за сосредоточенности  криминогенной части населения в одном месте, где формируется специфическая система межличностных отношений, основанных  на традициях уголовного мира, разрушающих личность. Сложившийся криминальный порядок разделяется всеми осужденными,  который является в колонии единственной гарантией физического существования. Посещение школы не всегда положительно расценивается в криминальном мире, из-за чего  некоторые обучающиеся отказываются учиться или, начав учиться, прекращают посещать занятия  в школе.

           Примитивный  уровень знаний, элементарных  правил и норм поведения, ненормативная лексика, - усложняют образовательный и воспитательный процесс в школе.  Дефицит знаний таков, что многие  обучающиеся не могут понять смысл написанного.

        Учителя, работающие в исправительной колонии,  ограничены в  возможностях стимулирования учащихся. Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена  на  поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной          мотивации к обучению. В  условиях колонии-поселения, при работе с обучающимися-осужденными учитель должен добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Любое несоответствие, непрофессионализм оттолкнут  ученика от учителя. Слово учителя – самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление обучающихся к познанию. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес ученика к предмету. История как предмет для этого обладает богатым событийным материалом.

          Доброжелательное отношение, словесное поощрение, положительные оценки,-  вызывают потребность в познании. Положительная мотивация к процессу обучения появится только путем выявления и развития положительного  в каждом  человеке. Принцип опоры на положительные качества характера обучающегося – является для меня главным. Только благодаря такому подходу удается привлечь учащихся к работе на уроках и внеклассных мероприятиях.

Общественные дисциплины, такие как история и обществознания, вызывают неодинаковый интерес у осужденных. Обществознание, в большинстве случаев, тяжело воспринимается обучающимися, из-за непонимания смысла  терминов и их значения. История, как школьный предмет, воспринимается положительно. Восприятие истории осужденными специфическое,  которое  основывается   на  когда-то просмотренных художественных фильмах, тюремном анекдоте, услышанной   песне. Восприятие  это буквальное, не подвергаемое сомнению. Например : обучающиеся-заключенные уверены в том, что Екатерина II продала     Аляску ; Столыпин  виноват в том, что появились  вагоны для перевозки  заключенных ; Ленин – немецкий шпион и т.д. Таким образом, работа учителя истории направлена  на достижение обучающимися объективного  восприятия истории, развитие навыков мыслительной деятельности, раскрытие и исправление логических ошибок.

Достижение результата возможно только при следовании определенным педагогическим и предметным принципам: принципа природосообразности (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения);  принципа  гуманизации  (педагогический процесс стоится на полном признании прав воспитанника и уважения к нему); принципа толерантности (принятие ученика таким, каков он есть.) Следование этим педагогическим принципам позволяет создать условия  для развития межличностных отношений учитель-ученик на основе доверия, сотрудничества.

         Для  получения  положительного результата в процессе познания  истории и обществознания в исправительной колонии   используются различные методы осуществления учебно-познавательной учебной деятельности  :  словесный метод    (рассказ, лекция, беседа); наглядный метод (  метод иллюстраций - показ ученикам иллюстративных пособий – плакатов, карт, картин, портретов; проблемно-поисковый метод ( создание проблемной ситуации , высказывание учениками предположений о путях разрешения проблемной ситуации, выбор рационального варианта разрешения  проблемной ситуации.); метод самостоятельной работы (работа со школьным учебником , справочной и другой литературой).

         Для успешного решения  общеобразовательных и воспитательных задач  используются   направления педагогической работы,такие как :  коррекция имеющихся знаний, практическая работа по развитию образного мышления, работа по реабилитации на возврат к утраченным нормам морали и права.

         При работе с осужденными использую различные педагогические технологии. Использую те технологии, которые не подавляют личность учащегося-осужденного, а утверждают ценность и достоинство человека.

-Технология дифференцированного обучения  в условиях исправительной колонии   успешно применяется в работе с осужденными.  Критериями для дифференциации в работе с осужденными являются: умственное развитие ( способные, учащиеся с ЗПР) ; личностно-психологический тип ( тип мышления ,темперамент). Дифференцированный подход – необходимо условия в работе с осужденными. Индивидуальная работа как система имеет своей целью разрушению ошибочных взглядов обучающихся-осужденных, укрепить в них веру в себя. Стараюсь убедить учеников, что человек –  сам кузнец своего счастья и возможности его в этом безграничны. Дифференцированный подход  затрагивает  и различные звенья учебного процесса : это и планирование урока, и сам урок, и  групповая и индивидуальная работа, и проверка знаний.

         -Нашла своё применение и технология проблемного обучения. Ученики участвуют в решении различных проблемных задач.  Для привлечения решения выдвигаемых на уроке проблем  используется подготовленные заранее система вопросов. Ученики нередко  проявляют самостоятельность и оригинальность.

 Некоторые методологические приёмы технологии критического мышления также успешно применяю в работе с осужденными. Данная технология, её использование, позволяет с учетом как своей точки зрения, так и других мнений , позволяет отказаться от собственных предубеждений

          Некоторые инновационные процессы в школе приживаются, вызывают интерес обучающихся-осужденных, но, учитывая указанные выше специфический контингент обучающихся, положительные результаты  в обучении, возможно проявятся в будущем. Средний бал по предмету едва превышает «тройку». Отношение обучающихся к обучению изменяется в лучшую сторону медленно.

Первоочередной и наиболее важной целью исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы является исправление осужденных, которое подразумевает формирование у них уважительного отношения к людям, готовность и способность вести правопослушный образ жизни ( ст. 9 УИК РФ). По данным МВД, из выпускников школ при ИК вновь попадают в места лишения свободы лишь одна треть отбывших срок наказания в  исправительной колонии.

Изучение истории и обществознания осужденными позволяет им получать или видоизменять уже имеющиеся представления об устройстве общества, роли правовых традиций и норм,  ценностях общества.  Формирование нравственного человека – главное содержание и смысл преподавания истории и обществознания в условиях исправительной колонии. Наряду с образовательными задачами важное место занимают воспитательные задачи, поэтому педагогический процесс рассматривается как  одно из средств  исправления и перевоспитания осужденных.Работа учителя направлена  на то, чтобы осужденный  вернулся к бесконфликтному восприятию действительности, научился приёмам самосовершенствования и сформировал у себя потребность к построению новой жизненной позиции.

  Процесс реадаптации обучающихся к учебной деятельности

 Реадаптация – процесс повторного приспособления к чему-либо или восстановления адаптационных возможностей человека во вновь созданных условиях. Поскольку учащиеся попадают в вечерние школы из дневных школ, где у них проходил процесс адаптации к школе, можно говорить о их реадаптации к вечерней школе.

Реадаптация в школе ИК-1 – процесс перестройки познавательной (учебной) и мотивационной сфер учащихся к систематической учебной деятельности и восстановление адаптационных возможностей учащихся под воздействием направленной самоактивности на основе мотивации в условиях вечерней школы. Этот процесс сопровождается направленным воздействием педагогического коллектива на преодоление стереотипа и предвзятого отношения к  школе и её учащимся. Процесс реадаптации к  школе невозможен без организационных мероприятий, направленных на повышение имиджа  школы и её учеников. Успешный процесс реадаптации учащихся к  школе обусловливает успешность процесса реадаптации их к учебной деятельности. Реадаптация учащихся школы к учебной деятельности – процесс повторного поэтапного (ступенчатого) восстановления учебных мотивов и навыков.

К процессу реадаптации мы относим несколько групп обучающихся:

1. Группа обучающихся, оптимально приспособленных к условиям обучения в  школе: учебная мотивация высокая и внутреннего характера; полностью сохранены учебные способности; дидактическая запущенность вызвана в основном перерывом в учёбе; в системе социальных отношений «ученик – учитель» и «ученик – ученик» коммуникабельность удовлетворительная, проявляется тенденция и способность к взаимодействиям на уровне делового и творческого общения. К этой группе, как правило, относятся работающие учащиеся, мотивация которых подкрепляется стремлением к повышению квалификации. Учащиеся этой группы быстро адаптируются к учебному процессу в любых его формах.

2. Группа нормы: мотивация к учебной деятельности преимущественно внешнего характера (внешние требования, необходимость);познавательные способности угасшие, но поддаются постепенному восстановлению в процессе возобновления учебной работы;

дидактическая запущенность накоплена ещё до перерыва в учёбе, нормальная коммуникабельность в системе «ученик – группа», пониженная в системе «ученик – учитель». При чётком педагогическом управлении учащиеся могут быть адаптированы к любым формам учебного процесса  школы.

3. Основная группа: негативное отношение к школьной учебной деятельности и устойчивое сопротивление внешним требованиям, познавательные способности весьма избирательны, мало связаны  с непосредственной учебной работой, с трудом поддаются

восстановлению; дидактическая запущенность длительного накопления; недостаточные или специфические коммуникативные навыки. Именно эта группа и составляет основу контингента нашей школы. Группа работоспособна только в условиях повышенного педагогического внимания, постоянного контроля и авторитарного руководства на начальном этапе обучения. Наиболее эффективна работа в организационных формах учебного процесса, приспособленных к постоянно контролируемой пошаговой учебной

деятельности.

4. Группа социально-педагогической реабилитации и дидактической коррекции: демонстративно негативное отношение к учебной деятельности; негативная реакция на внешние требования; пониженные общие познавательные способности и неразвитые познавательные умения; коммуникативные навыки на уровне предметных отношений и

примитивной манипуляции; длительный опыт асоциального и противоправного поведения. Учащиеся группы могут работать, как правило, в рамках простейших форм учебной деятельности и при условии чёткой координации взаимодействий учителей, школьного психолога, классного руководителя, семей учащихся (там, где это целесообразно по возрасту учащихся и социальному портрету родителей).  Особенность данной классификации  заключается в том, что процесс отнесения учащегося к той или иной группе происходит в течение первых двух месяцев с момента начала учебного процесса.

         

Работа с обучающимися, имеющими выраженные

интеллектуальные способности.

Работа строится  на основе индивидуальных программ работы с осужденными обучающимися по предметам история, и обществознание. Основной задачей является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:

  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
  • развитие духовно-нравственных основ личности обучающегося;
  • развитие индивидуальности;

Мониторинг, проводимый среди учащихся, дает мне возможность постоянно корректировать свою деятельность, обращать внимание на трудности, испытываемые учащимися в учебном процессе, учитывать возрастные и личностные особенности. Хочу подчеркнуть, что индивидуальные программы (индивидуальные образовательные планы) не тормозят познавательное и личностное развитие одних и не создают физических, психологических перегрузок у других. Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам).

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на учебный год.

Мероприятия

Срок

Проведение контрольного среза знаний обучающихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а)        Определение фактического уровня знаний детей.

б)        Выявление в знаниях учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих обучащихся через беседы с воспитателем, психологом, обязательно, в ходе беседы с самим обучающимся.

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года.

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

7. Введение учетной карточки на обучающегося

В течение учебного года.

Ожидаемый результат

-  Освоение слабоуспевающими обучающимися базового уровня программы .

-  Пробуждение интереса к учению, любознательности.

-  Формирование учебной мотивации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего общего образования по истории России

Рабочая программа по истории России профильный уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА среднего общего образования по истории для 10-11классов

Рабочая  программа составлена на основе:Закон РФ « Об образовании» п.2.7.ст 32 - Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования утверждённого приказ...

Рабочая программа среднего общего образования по истории (профильный уровень)

Рабочая программа по истории и ктп ( профильный уровень )...

Рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «История» 10-11 кл

Рабочая программа  среднего общего образования  по учебному предмету «История» 10-11 кл ФГОС...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по истории

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по истории...

Рабочая программа среднего общего образования по истории для 11Б класса

Рабочая образовательная программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» на...

Адаптированная программа среднего общего образования по истории.

Адаптированная программа среднего общего образования по истории....