Социальное устройство Древней Руси в XI и начале XII вв. (6 класс)
план-конспект урока по истории (6 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Урок разработан в системе Способа диалектического обучения на основе ДМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_sdo_sotsialnoe_uchtroystvo_drevney_rusi.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Кайнова Оксана Анатольевна,

учитель истории и обществознания

 МБОУ «Танзыбейская СОШ»

Учимся понимать текст

Тема: Социальное устройство Древней Руси в XI и начале XII вв. (6 класс)

Цели:

  1. Образовательно-развивающие:
  1. Усвоение новых понятий: социальное устройство, «Русская Правда».
  2. Применение опорных понятий: общественные отношения, Древняя Русь, ябетник, огнищанин, гридин, тиун, смерд, холоп.
  3. Развитие познавательных УУД — общеучебных: умение осуществлять смысловое чтение, поиск и извлечение необходимой информации из читаемых текстов; логических — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей;
  4.  Развитие специальных (предметных) умений: сравнивать содержание исторических документов, делать выводы на основе их изучения, выявлять изменения в характере общественных отношений.
  1. Воспитательная:
  1. Формирование мировоззрения учащихся на основе философских категорий: общее — особенное — единичное; причина — следствие.
  2. Развитие коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог, определение цели и функции участников группы, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;  
  3. Развитие  регулятивных УУД:  составление плана выступления и последовательности действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности (учебных достижений)

Ход урока:

  1. Оргмомент (2 мин.)

Заявка на оценку:

«5» - 23 б. и более

«4» - 18-22 б.

«3» - 11-17 б.

Проговорить критерии оценивания.

Мы сегодня выступаем в роли юных историков-исследователей

  1. Актуализация знаний учащихся (4 мин.)

- Сначала мы применим свои знания на деле, вспомним, из каких социальных слоев состояло общество в Древней Руси в11 – нач. 12 веков?

а) Исторический диктант

  • Княжеский воин, дружинник в Древней Руси (Гридин);
  • Особый судебный чиновник (ябетник);
  • Средний и мелкий землевладелец в Древней Руси (огнищанин);
  • Назначался для сборов налогов (княжеский подъезной);
  • Управляющий хозяйством князя (княжеский тиун);
  • Зависимый сельский крестьянин в Древней Руси (смерд);
  • Лично несвободный крестьянин, форма рабства (холоп);
  • Лицо, служившее феодалу по договору (близки к смердам) (рядович).

б) Самопроверка

в) Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие:

смерды, закупы,  рядовичи – зависимое население Древней Руси

2. Изучение новой темы

- Сообщество историков поручило нам исследовать исторические документы и сделать вывод об изменениях в характере общественных отношений Древней Руси на протяжении XI-нач.XII вв.

Проблема: используя исторические документы, сделать вывод об изменениях в характере общественных отношений Древней Руси на протяжении XI-нач.XII вв.

- Перед вами тексты и задания к ним (зачитать задания)

Тексты для чтения учащимися и выполнения заданий: (22 мин.)

- Прочитать внимательно тексты и выполнить задания к ним.

«Правда Ярослава»

«Статья 1. Если убьет муж мужа, то (имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает и не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый русин, или гридин, или купчина, или ябетник, или мечник, если он изгой будет или словенин, то уплатить за него 40 гривен».

«Статья 2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю».

«Правда Ярославичей»

«Статья 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.»

«Статья 19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый».

«Статья 21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха».

«Статья 22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен».

«Статья 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен».

«Статья 24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен».

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ http://www.hrono.info

Задания для развития УУД

I этап: индивидуальный труд (10 мин.)

  1. Прочитать выдержки из редакций исторического источника «Русская Правда» и выявить общие и особенные признаки несения наказания социальных слоев Древней Руси XI –XII вв., сформулировав письменно по 2 суждения на общие и 2 суждения на особенные признаки по карточке № 3 (сравнение).

Ответы учащихся:

- Как в источнике «Правда Ярослава», так и в источнике «Правда Ярославичей»,  наказание за тиуна больше чем за холопа или смерда (сходство);

- Сравнивая исторические источники различных редакций «Русской Правды»,  можно сказать, что эти документы защищают собственность феодала (вотчину, имущество) (сходство);

- В отличие от «Правды Ярослава», в «Правде Ярославичей» появляются новые социальные слои: огнищанин, сельский тиун, рядович (отличия).

- В отличие от «Правды Ярослава» в «Правде Ярославичей» кровная месть заменена денежной выплатой. (отличия) (12 баллов максимум)

  1. Каким образом изменилось социальное устройство Древней Руси по разным редакциям «Русской Правды»?  (Какие появились новые социальные слои населения)(1-3 баллов)

- в правде Ярославичей появляются зависимые крестьяне: холопы и смерды, которые ценились очень дешево, были практически рабами.

  1. Сформулировать к каждому тексту редакции «Русской Правды» по 1 вопросу-суждения.(2 вопроса-суждения)

Ответы детей:

- По «Правде Ярослава»

Каким образом несли наказание в Древней Руси за смерть независимого человека по Правде Ярослава? (кровная месть, око за око, зуб за зуб)

По «Правде Ярославичей»

- Вследствие чего за убийство холопа во времена правления Ярославичей платили 5 гривен?

- Каким образом в Древней Руси появлялся социальный слой -  холопы?

II этап: простая кооперация (3 мин.).

Задание: обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме:

1 группа — общие признаки социального устройства Древней Руси во времена «Русской Правды»;

2 группа — особенные признаки социального устройства Древней Руси во времена «Русской Правды»;

3 группа — Каким образом социальное устройство Древней Руси изменилось по разным редакциям «Русской Правды»? сделать вывод об изменениях в характере общественных отношений Древней Руси на протяжении XI-нач.XII вв.

Дополнительное задание всем 3 группам – выбрать, какие  вопросы-суждения они зададут другим группам по теме их выступления (2 мин.).

III этап: сложная кооперация. (5 мин)

Выступление групп по своей теме (по 2 мин.).

Возражения, дополнения других групп (1 мин.).

Каждая группа может задать выступающей группе по 1 вопросу-суждения. (1 мин.)

Анализ и оценка выступления групп представителями других групп. (1 мин.)

Вывод по решению проблемы: В процессе укрепления Древнерусского государства происходит складывание древнерусской народности. Древнерусское общество подразделялось на определенные категории или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

IV этап: самооценка инд.труда: (3 мин.)

Прокомментировать, каким образом уч-ся должны провести самооценку, это зависит от того, сколько в задании на инд. труд. 

При помощи кругов Эйлера изобразите древнерусское общество, если А – древнерусское общество, В – свободные земледельцы, С – зависимое население Древней Руси

Задания, этапы работы

Какое УУД развивается

Вид УУД

Решение проблемы

Прочитать текст и выявить общие и особенные признаки несения наказания социальных слоев Древней Руси XI –XII вв., сформулировав суждения по карточке № 3 (сравнение).

Умение самостоятельно решать поставленную проблему

Смысловое чтение как осмысление цели чтения

Поиск и извлечение необходимой информации

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

Выбор оснований и критериев для сравнения

Решение проблемы ПУУД

ОУ ПУУД

ОУ ПУУД

ОУ ПУУД

ЛогПУУД

ЛогПУУД

Сформулировать к тексту каждой редакции «Русской Правды» по 1 вопросу-суждения.

Установление причинно-следственных связей

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

ЛогПУУД

ОУ ПУУД

простая кооперация

Составление плана выступления и последовательности действий

Умение слушать и вступать в диалог

Определение цели и функции участников группы

РегУУД

КомУУД

КомУУД

сложная кооперация

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Умение слушать и вступать в диалог

Постановка вопросов

Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера

ОУ ПУУД

КомУУД

КомУУД

ЛогПУУД

КомУУД

самооценка инд.труда

Контроль и оценка процесса и результата деятельности (учебных достижений)

РегУУД

Приложение 1.

Тексты для чтения учащимися и выполнения заданий:

«Правда Ярослава»

«Статья 1. Если убьет муж мужа, то (имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает и не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый русин, или гридин, или купчина, или ябетник, или мечник, если он изгой будет или словенин, то уплатить за него 40 гривен».

«Статья 2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю».

«Правда Ярославичей»

«Статья 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.»

«Статья 19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый».

«Статья 21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха».

«Статья 22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен».

«Статья 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен».

«Статья 24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен».

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ http://www.hrono.info

Задания:

I этап: индивидуальный труд (10 мин.)

  1. Прочитать выдержки из редакций исторического источника «Русская Правда» и выявить общие и особенные признаки несения наказания социальных слоев Древней Руси XI –XII вв., сформулировав письменно по 2 суждения на общие и 2 суждения на особенные признаки по карточке № 3 (сравнение).
  2. Каким образом социальное устройство Древней Руси изменилось по разным редакциям «Русской Правды»?  (1-3 баллов)
  3. Сформулировать к тексту каждой редакции «Русской Правды» по 1 вопросу-суждения.(3 вопроса-суждения)

II этап: простая кооперация (3 мин.).

Задание: обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме:

1 группа — общие признаки социального устройства Древней Руси во времена «Русской Правды»;

2 группа — особенные признаки социального устройства Древней Руси во времена «Русской Правды»;

3 группа — Каким образом социальное устройство Древней Руси изменилось по разным редакциям «Русской Правды»?

Дополнительное задание всем 3 группам – выбрать, какие  вопросы-суждения они зададут другим группам по теме их выступления.

III этап: сложная кооперация (6 мин.).

Выступление групп по своей теме (по 2 мин.).

Возражения, дополнения других групп (1 мин.).

Каждая группа может задать выступающей группе по 1 вопросу-суждения (2 мин.).

Анализ и оценка выступления групп представителями других групп (1 мин.).

IV этап: самооценка инд.труда (1 мин.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Тесты по истории Древней Руси. 6 класс.

Проверочная работа по теме "Русь Древняя" для учащихся 6 класса. 1, 2 варианты....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Культура Древней Руси. Технологическая карта урока истории России в 6 классе по ФГОС.

Описание проекта урока1.     Предмет: история России2.     Класс: 63.     Используемый УМК: учебник Арсентьева Н. М., Данилова А. А., Стефан...

«Культура Древней Руси в Х – начале ХIII » 6 класс

Урок по теме: «Культура Древней Руси  в Х – начале ХIII ».Для обучающихся 6 класса.Возможно использование на уроках истории в старшей школе(10-11 кл.)...

«Культура Древней Руси в Х – начале ХIII » 6 класс _кроссворд

laquo;Культура Древней Руси  в Х – начале ХIII » 6 класс _кроссворд...