Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках истории
статья по истории

Сегодня к выпускнику образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
 Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

Специфика работы в колледже заставила  меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в какой бы группе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как преподавателя,  сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.

Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и обучающегося. Под самостоятельной работой понимается один из видов деятельности обучающихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы амостоятельной подготовки вне аудиторных  занятий. Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет:  вести  обучение с учетом индивидуальных особенностей и   уровня подготовки обучающихся; осуществлять переход от простых знаний к  более сложным;  развивать мышление  и творческие способности каждого обучающегося ; овладеть определенными познавательными умениями и  навыками.

     При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов: по форме задания (на узнавание, на  воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);по оформлению   ответов   (устные и   письменные,   схематические   и практические);по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);по месту выполнения (на уроке, вне урока);по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся).       Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, обучающиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной преподавателем. Можно предложить обучающимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению»

К. Д. Ушинский

Сегодня к выпускнику образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен уметь  самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

Специфика работы в колледже заставила  меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в какой бы группе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как преподавателя,  сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.

Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и обучающегося.

Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем  изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?

К тому же, не секрет, что в колледж приходят разные студенты: кому-то трудно выступить перед группой, кто-то чересчур разговорчив и всем мешает, отвлекая внимание на себя. Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.

И, наконец, стало очевидно, что: у большинства детей потерян интерес к учебе; наблюдается познавательная пассивность; дети плохо читают, запоминают; их внимание не устойчиво; низок уровень самостоятельности мышления; не достаточно  развиты творческие способности; снижается грамотность и культура речи обучающихся.

Мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения.

Одним из основных способов реализации поставленных задач является организация самостоятельной работы обучающихся.

Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.  

Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке  остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, т наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия учеников с учебным материалом дают 90%.  Из этого следует, что роль  преподавателя сегодня сводится к следующему:

- не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;

- создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;

- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности обучающихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;

- направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

Под самостоятельной работой понимается один из видов деятельности обучающихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы амостоятельной подготовки вне аудиторных  занятий. Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет:  вести  обучение с учетом индивидуальных особенностей и   уровня подготовки обучающихся; осуществлять переход от простых знаний к  более сложным;  развивать мышление  и творческие способности каждого обучающегося ; овладеть определенными познавательными умениями и  навыками.

     При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов: по форме задания (на узнавание, на  воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);по оформлению   ответов   (устные и   письменные,   схематические   и практические);по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);по месту выполнения (на уроке, вне урока);по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся).       Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, обучающиеся  могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной преподавателем. Можно предложить обучающимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

        Организация  самостоятельной  работы обучающихся   на  уроке  требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме;
  2. наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных);
  3. посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие;
  4. соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения;
  5. осознание учеником цели и появление желания к её достижению;
  6. использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
  7. Осознание обучающимися результатов своих достижений.

Организация самостоятельной  работы обучающихся  проводится с целью:

систематизации  и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

углубления и расширения теоретических знаний;

формирования общих компетенций.

  В учебном процессе учреждения начального профессионального образования выделяют два вида самостоятельной работы:

аудиторная;

внеаудиторная.

Аудитоная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на  учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторной работы: посещение лекций, семинаров; выполнение лабораторных работ и практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций; сдача зачетов и  экзаменов и др.

 Внеаудиторная  самостоятельная  работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы могут быть:

для овладения знаниями-чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение  структуры  текста;  конспектирование  текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно- исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.; для  закрепления  и систематизации знаний:  работа с конспектом (обработка текста);  составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для    систематизации   учебного   материала;   изучение   нормативных материалов;  ответы на контрольные  вопросы;  аналитическая  обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.);  подготовка сообщений к выступлению на семинаре,  конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

   Виды  заданий  для внеаудиторной самостоятельной работы,  их содержание и характер могут  иметь  вариативный  и  дифференцированный характер,  учитывать  специфику  специальности,  изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы  и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Мной был составлен перечень самостоятельной работы для обучающихся  по  теме  «История России с древнейших времен до конца XVII века:

  1. «Повесть Временных лет» (работа с источником) – расселение славян, показать на контурной карте.
  2.  Составить кроссворд  «Образование Древнерусского государства»;
  3. Составить кроссворд  «Религия восточных славян».
  4. Составить сравнительную таблицу – причины раздробленности  на Руси и в Европе.
  5. Подготовить устное сообщение  по теме  «Империя Чингисхана».
  6. Подготовить доклад «Дмитрий Донской»,
  7. Составить словарь к теме  « Реформы Ивана IV».
  8. Составить таблицу: Внешняя политика Ивана Грозного.
  9. Составить тест:  «Смутное время в России».
  10.  Подготовить доклад «Первые Романовы».
  11. Подготовить сообщение, презентация «Великие русские полководцы и флотоводцы».
  12.  Создать презентацию по теме «Русская культура в XIII-XVII вв».

  Контроль  результатов  внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся может осуществляться  в  пределах  времени,  отведенного  на обязательные   учебные   занятия   по   дисциплине   и   внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся  по  дисциплине или модулю,  может  проходить  в письменной,  устной или смешанной форме,  с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.  В   качестве   форм   и   методов   контроля   внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося могут быть  использованы  семинарские занятия,  зачеты,  тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.  Например, урок истории по теме «Традиционные общества Востока» планируется мною в форме конференции, в силу объёмности изучаемого материала, который обучающиеся готовят заранее (групповая работа с выполнением теоретической и практической части - иллюстративно-доказательный материал). Или урок- семинар  по теме «Россия в первой четверти 20 века» проводится на основе сообщений из дополнительной литературы по заранее установленным вопросам.

 Критериями  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

уровень освоения обучающимся учебного материала;

умение   обучающегося  использовать   теоретические   знания   при выполнении практических задач;

сформированность общих компетенций;

обоснованность и четкость изложения ответа;

оформление материала в соответствии с требованиями.

Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности обучающихся.

Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует

необходимые учебные  умения, такие как:

 конспектировать;  

 составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;

 писать доклады, рефераты;

 решать творческие задачи;

 анализировать,  сопоставлять, делать выводы;

 давать собственную оценку фактам;

 стройно излагать свои мысли.

К тому же,  самостоятельная работа  является основой большинства современных  педагогических технологий и способствует процессу активизации  обучения.  Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка

В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках химии в 9 классе

Самостоятельная работа позволяет формировать универсальные учебные действия. В процессе  самостоятельной работы учащиеся  определяют пути решения, способы выполнения поставленной задачи. Так...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках математики

В статье рассматриваются различные аспекты самостоятельной работы обучающихся на уроках математики: цели, задачи, функции, виды самостоятельных работ, технологии организации; а также значение самостоя...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии в 7 классе.

В данной статье описаны виды и примеры самостотельной работы учащихся, которые я применяю на разных этапах урока биологии в 7 классе, как средство активизации позновательной деятельности учащихся....

Основы организации самостоятельной работы обучающихся на уроке английского языка

В современном образовании одной из важнейших составляющих является организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа на уроке английского языка – это ключевой момент в форми...