«ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»
статья по истории (6 класс)

Куковякин Александр Юрьевич
  1. Школьное историческое образование на современном этапе .
  2. Теоретическое обоснование игр на уроках истории:
           а) деловые игры;
           б) ретроспективные игры:
                    - виды игр;
                    - достоинства и недостатки ретроспективной игры;
                    - роль ученика в игре.
           в) применение дискуссии на уроках истории;
            г) роль учителя при проведении игр на уроках истории; д) применение компьютерных технологий на уроках истории.
    3. Практическое применение некоторых из видов игр на уроках:
    а)игры тренингового типа; б)применение ролевой игры .                                                       4.Роль игры в современном образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_i_mesto_igry_na_urokah_istorii.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

КУКОВЯКИНА АЛЕКСАНДРА ЮРЬВИЧА

Учителя истории и обществознания

ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга

По теме:
«ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

Санкт-Петербург

2022


«ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнил:  учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга Куковякин А.Ю.

План:

  1. Школьное историческое образование на современном этапе .
  2. Теоретическое обоснование игр на уроках истории:
          а) деловые игры;
          б) ретроспективные игры:
                   - виды игр;
                   - достоинства и недостатки ретроспективной игры;
                   - роль ученика в игре.
          в) применение дискуссии на уроках истории;
           г) роль учителя при проведении игр на уроках истории; д) применение компьютерных технологий на уроках истории.
    3. Практическое применение некоторых из видов игр на уроках:
    а)игры тренингового типа; б)применение ролевой игры .                                                       4.Роль игры в современном образовательном процессе.


В настоящее время правительство РФ уделяет огромное значение системе образования ,как важнейшему фактору развития и совершенствования общества .На рубеже 20 -21 веков наибольшие изменения произошли в системе историко- обществоведческого образования мира . Не обошло это и нашу историю. Вот несколько факторов , обусловивших изменения в историко - обществоведческом образовании России :

1) Процесс глобализации и курс на интеграцию нашей страны в мировое образовательное пространство .

2)Радикальное преобразование всех сторон общественной жизни . 3)Новый этап развития исторической науки .

4)Новый этап развития теории и методологии педагогической науки ,
являющейся основой для создания современной системы школьного
исторического образования .

По мнению некоторых видных современных методистов «школьное историческое образование как педагогическая система является комплексной многофакторной и многоуровневой открытой гуманитарной системой , включающей ценности , традиции , нормы , принципы , механизмы воспроизводства и реализации , критерии эффективности и другое .» Вот те компоненты , на которых основано содержание школьного исторического образования :
-комплекс социально обусловленных целей - образовательных ,
воспитательных и развивающих , основанных на возрастных особенностях
ребенка ;

-содержание обучения истории ,как основа для усвоения общегражданских и общечеловеческих идей ;

-формы , методы , приемы и средства преподавания и изучения истории ; -результаты обучения , критерии их диагностики .
В современных исторических условиях значимость школьного исторического образования многократно усиливается .Общество сегодня ощущает потребность в обеспечении культурной преемственности между поколениями ;в воспитании патриотических качеств в молодом поколении россиян способных к социализации в условиях гражданского общества , уважающих права и свободы личности .Именно эти качества призвано воспитывать современное российское образование и в частное™ школьное историческое образование .Базовыми параметрами школьного исторического образования являются ценности , цели , функции ,структура и содержание образования .Особенно дискуссионным является вопрос о целях и задачах исторического образования .Причина в том , что от понимания целей зависит определение и проектирование всех последующих компонентов ее системы. Выделяют две точки зрения по этому вопросу :

1)Цель изучения истории -знание фактов , т .е . событий , дат , персоналий и т . д . На этом принципе основана экзаменационная традиция , в том числе и 1 часть ЕГЭ , направленная на выявление уровня знаний .

2)История в школе изучается за тем , чтобы помочь учащимся понять свои корни , освоиться и найти свое место в современном гражданском обществе , научиться понимать язык культуры .

Исходя из этих целей учитель на уроках применяет ту или иную форму обучения .Основная подготовка учащихся закладывается в школе .Для этого процесс обучения и организационная методика урока должны быть построены так , чтобы постараться вовлечь учащихся в самостоятельную деятельность по усвоению новых знаний и успешному их практическому применению . Сегодня применяются различные формы организации учебно -воспитательного процесса : практические и семинарские занятия , экскурсии , самоподготовка , факультативные занятия , консультации , зачеты и т . д . Но основной формой обучения в школе является урок . Формы уроков современного учителя истории не просто обновляются под влиянием усиливающейся роли личности ученика в процессе обучения , но и видоизменяются в сторону необычных игровых форм преподнесения материала . Перед учителем сегодня стоят задачи , связанные спересмотром содержания предмета : альтернативные подходы к оценке прошлого , прогнозирование событий , неоднозначные оценки личностей и их роли в истории . Обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога , дискуссии и приобщения к творческой деятельности . И поэтому я считаю актуальной проблему нетрадиционных форм обучения .

Нетрадиционные формы обучения можно условно поделить на несколько
направлений :
1) игра ;
2) дискуссия ;
3) урок с привлечением компьютерных технологий .

Игра - это активная форма учебного занятия , моделирующая определенную ситуацию прошлого или настоящего . Дети становятся как бы участниками тех или иных исторических событий . Специфическое эмоциональное отношение к
исторической действительности - вот немаловажный фактор на подобном
уроке . Игра помогает учащимся не просто приобрести новые знания , но и
глубже понять изучаемую эпоху .Она требует от ребенка мобилизовать все
умения , побуждает осваивать и углублять новые знания , расширяет его
кругозор . Существует множество классификаций игр по различным
признакам . Так , одни методисты , опираясь на цели , количество участников
и характер отражения действительности выделяют следующие типы :
а) имитационные , т . е . игры , основанные на игровом моделировании
реальности ;
б) символические , т . е . имеющие четкие правила и игровые символы ;
в) исследовательские , рассчитанные на получение новых знаний и способов
деятельности .(данная классификация приведена в книге Ахметова .Н .К . ,
Хайдарова Ж . С . Игра как процесс обучения .)
Другие методисты выделяют следующие типы игр :
а) интерактирные игры с опосредованным воздействием ( ребусы ,кроссворды );
б) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика ( сюжетно - ролевые игры ) ;
в) не интерактивные игры (индивидуальные игровые занятия ) ( Семенов В. Г. Динамическая классификационная модель игры .)
Деловые игры - это как бы взгляд из современности на события прошлого . В данной игре учащиеся выступают в качестве наших современников , исследующих историческое событие . Деловые игры можно условно разделить на игры - обсуждения и игры - исследования . В процессе игры - обсуждения создается ситуация спора с современностью . Подобная игра строится на диалоге - обсуждении заданной проблемы . Игра - исследование так же строится на ситуации взгляда из современности , но основано на индивидуальных действиях одного , исследующего историческое событие .
Ретроспективные игры заставляют учащихся переживать событие как бы «изнутри» . Дети становятся « участниками « событий прошлого» , либо реальными историческими персонажами , либо сами придумывают имя , биографию , социальное положение своему герою , исходя из исторической эпохи . Ретроспективные игры можно условно поделить на ролевые и не ролевые . Ролевые игры - это игры , во время которых учащиеся изображают участников исторических событий в воображаемой ситуации прошлого

Ролевая игра помещает ученика в ситуацию , которая включает те же ограничения , мотивацию и принуждение , какие существуют в реальном мире ; ее можно использовать во многих учебных ситуациях . Исторический материал , социология , экономика , политика - все это можно осветить с помощью моделирующих упражнений , которые вовлекают ученика в события , делающие акцент на условия , в которых оказываются люди , что и позволяет лучше понять их поведение .

Ролевые игры состоят из:

а) театрализованных представлений (подобные игры имеют четкий сценарий , по которому и разыгрывается действие ; имеют место все атрибуты театральной постановки (костюмы , декорации ),смысл такой игры для школьников заключается не только в «оживлении картин «прошлых эпох , но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом ;

б)театрализованной игры ( разыгрываются по четкому сценарию ,которого придерживаются все участники , они же пишут тексты (в такой игре присутствует большая доля импровизации ) ; имеется возможность к привлечению большого количества участников );

в) проблемно - дискуссионные игры (они не имеют четкого сценария - все строится вокруг обсуждения какой - либо проблемы ; дети изображают персонажей прошлого и от их лица решают заданную проблему ; результат такой игры заранее предугадать нельзя , здесь важна личная активность каждого участника ) .

Но ролевые игры имеют и ряд недостатков Тот факт , что многим учащимся нравятся ролевые игры , может расцениваться некоторыми как угроза степенной и серьезной атмосфере учебного процесса . Опять же , если в ролевой игре представляется историческое событие , где кто-то из участников играет роль бунтовщиков , или разыгрывается борьба между представителями различных политических направлений ,то в этих случаях ученики могут увлечься , разгорячиться , и нормальные отношения между учителем и учениками сменяются естественным нарушением дисциплины . Второй момент связан с точностью и уместностью содержания изучаемого урока и степенью , в которой преподаватель должен контролировать это .


Если игры в основном применяются в среднем звене , то в старших классах
учитель практически на каждом уроке старается использовать элементы дискуссии . Именно она позволяет выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости - инициировать всесторонний анализ каждого из них , а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную проблему . В последнее время заметное влияние получили дискуссии на основе групповой
работы . На дискуссионных уроках каждый из участников ищет свою истину свое решение . При этом учащиеся овладевают ораторским искусством и умением вести полемику , что само по себе является важным приобретением для взрослой жизни . Все дискуссии на исторические темы , проводимые на уроках можно условно разделить на несколько групп :  Структурированная или регламентированная дискуссия .На подобном занятии ученики получают четкий план , структуру и регламент обсуждения .Смысл такой дискуссии в том , что небольшие группы , на которые заранее разделен класс , изучают какой-либо вопрос , как часть общей проблемы , которую предстоит решить всем учащимся . Роль учителя на таком уроке велика : он формулирует общую проблему ; может выдвигать по ходу урока возможные гипотизы по ее решению ; регламентирует структуру небольших групп ; структуру знаний , которую каждая группа должна «добыть» на занятии .

2)Дискуссия с элементами игрового моделирования . Смысл этого урока в том , чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека , а от лица представителей определенного социального лагеря . Проблема на таком уроке решается и обсуждается с позиции «очевидцев» событий . Часть класса представляют экспертов -наших современников и выражают точку зрения современных историков. Сочетание оценок прошлого времени и современных создает своеобразие таких занятий .

3)Проектная дискуссия . Подобный урок основан на методе подготовки и защиты проекта .Это занятие требует длительной подготовки . В ходе нее учащийся и преподаватель анализируют проблему , выявляют ее трудности, делят проблему на отдельные вопросы , выдвигают гипотизы , предлагают варианты решения проблемы в определенных исторических условиях . Учащиеся или группы учащихся готовят свои варианты решения проблемы и обсуждают их в ходе дискуссии . Существует классификация дискуссий по формам проведения:

а) дебаты , суть которых в том что соперничающие команды ведут спор
вокруг четко сформулированного тезиса , который опровергает одна
команда, а защищает другая . Каждая команда должна выставить трех
игроков .Первый из них утверждает тезис , представляет аргументы . Второй
игрок усиливает утверждающую сторону , представляя доказательства , а
третий - представляет финальный ответ соперникам , опровергая их доводы .

б) «вертушка» , целью которой является вовлечение всего класса в
обсуждение проблемы . Дискуссия направлена на одновременное включение
всех учеников в активный спор с разными противниками . Ребята вынуждены
вести дискуссию в парах ,постоянно меняясь партнерами .В ходе подобного
урока ученики слышат новые доводы , аргументы , а значит учатся подбирать
и новые контраргументы .Немаловажно и то ,что в результате они
приобретают опыт общения со многими партнерами .

в) « круглый стол» - это вид дискуссии , где небольшая группа участников
обсуждает проблему , а весь класс участвует в обмене мнениями . По-
подобному принципу можно провести урок - заседание «экспертной
группы», где ученики выступают с сообщениями по проблеме , а затем класс обменивается мнениями по поводу прослушанных выступлений. Можно
провести урок - «симпозиум» ,где группы учеников готовят серьезные
исследования с противоположными мнениями на какую-либо проблему , а
весь класс следит за ходом выступления и участвует в его обсуждении .


Вот как может пройти в 6 классе урок по теме

                                 «Гуситское движение в Чехии.»

Цель: познакомить учащихся с причинами , ходом , итогами и историческим значением гуситских войн , создать у учащихся яркое и образное представление об одном из важнейших событий а средневековой Европе - Констанцком соборе , показав острые противоречия между обществом Чехии и католической церковью , помочь учащимся осознать важнейшие понятия: еретик, ересь, католическое духовенство, отлучение, церковный собор. Ход занятия:

Вступительное слово учителя: В14 веке Чехия входила в состав Священной Римской империи. Чешский король Карл 1 был избран императором этого государства под именем Карла 4. Чехия переживала хозяйственный подъем.

Король покровительствовал культуре , ремеслам .Два раза в год в Праге-столице Чехии проходили ярмарки ,съезжались купцы со всей Европы. Изделия чешских ремесленников пользовались особой популярностью. Королевская власть была ярым сторонником католической церкви, которой принадлежало в Чехии до трети всех плодородных земель. Кроме того церковь собирала многочисленные поборы с населения в виде платы за обряды, продажи индульгенций .В стране зрело недовольство. Одним из ярых противников церкви был профессор Пражского университета Ян Гус.

Входит ребенок, исполняющий эту роль. «Мое имя -Ян Гус. Я родился в деревне Гусинец в 1371 году . Всю свою жизнь я посвятил Богу . Проповедовал в Вифлеемской церкви в Праге , одновременно был профессором , а затем и ректором Пражского университета . Я считаю , что «преемники Христа должны быть бедны , как апостолы . А они, наоборот, только о том и думают , как бы увеличить свои богатства , для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов , которые ...устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ ...» Церковь нужно переустроить: отобрать у нее богатства, нажитые нечестным путем; отменить плату за обряды; богослужение вести на родном ,понятном всем языке . «Настает , братья, ныне время войны и меча .»

Учитель: Римский папа отлучил Яна Гуса от церкви ,но запугать его не удалось. Тогда его вызвали на церковный собор - высший орган католической церкви , в городок Констанцу , что на юге Германии. Сюда съехалось духовенство со всей Европы- кардиналы, епископы, архиепископы, профессора богословия . Прибыл даже сам император Сигизмунд. В соборе участвовали посольства из Испании, Франции, Англии. Защиту Гусу император гарантировал охранной грамотой, но по приезду в Констанцу Гус сразу был арестован. Спустя несколько месяцев он предстал перед судом. Сейчас мы представим , как мог пройти этот суд.

«На председательском месте сидел кардинал Иоанн де Бронье . Сигизмунд в расшитой , подбитой горностаем мантии и в императорской короне, сидел на троне , стараясь подчеркнуть все величие императорского сана . На скамьях вокруг сидели кардиналы, архиепископы .

В строгом порядке по старшинству , в зависимости от сана голосовали ответами «да» и «нет» по пунктам:
1)Еретик ли Иоанн Гус из Гусинца в своих учениях и новшествах ?
2) Име1бт ли право ,собравшиеся во имя папы и короля отцы церкви присудить Гусу наказание?
3) Какого именно наказания заслуживает Гус?»
(Пока учитель зачитывает порядок проведения суда ,возле стоящего Гуса садятся ученики , изображающие кардинала де Бронье и императора Сигизмунда).
Учитель: ребята, давайте обратимся к учебнику и зачитаем ответы некоторых участников собора (стр. 197 ) Гус: Я не могу отречься ни от одного положения , написанного мною .
Председатель (кардинал де Бронье) : Подведем итоги .Итак , за смерть Гуса
подано 45 голосов из 88. Ваше императорское величество, каково ваше
окончательное решение? Признаете ли вы Гуса еретиком ^заслуживающим смерти .
Император: Гус- еретик и заслуживает смерти , если будет упорствовать в ереси . Я не могу освободить его от наказания .
Председатель: приговор- 1) книги магистра Гуса подлежат сожжению; 2) сам
Ян Гус приговаривается к казни .
( Все участники представления встают. )
Ян Гус: Участь моя была решена : 6 июля 1415 года я погиб на костре в Констанце.
(Все участники- садятся).

Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

  1. Правильно ли поступил Гус отказавшись отречься от своих идей?
  2. Почему выступления Гуса вызывали страх и озлобление церкви?
  3. Если бы Ян Гус не был казнен , что бы могло произойти ?
    (Выслушиваются ответы учащихся).
    Учитель: Как ответ на казнь Гуса в 1419 году в Чехии началось восстание. Восставшие называли себя- гуситами.

    (Сейчас ,ребята, мы в тетради будем составлять схему по ходу моего рассказа).В тетради по середине строки записываем « гуситы». Учитель: Гуситы делились на два течения, (дети от слова «гуситы» ставят две стрелки), -.умеренные и табориты (записываем в тетрадь).К умеренным принадлежали: богатые бюргеры и дворяне. К таборитам: крестьяне, бедные горожане и рыцари, (дети записывают в тетради). В чем же различались их требования? Ребята , найдите ,пожалуйста, в учебнике на странице 199 и запишите их в схему . (Дети работают с учебником и записывают в схему: требования умеренных: упразднить привилегии и землевладение церкви, упростить обряды, ввести богослужение на родном языке ; требования таборитов: уничтожить частную собственность , повинности и налоги ). Учитель: Против восставших были объявлены Крестовые походы. Отряды гуситов во главе с Яном Жижкой , вооруженные цепами, косами , пиками (рассмотрите рисунки на странице 199) отражали все нападения. Как вы думаете, ребята, почему ? ( т.к. они сражались за свою землю ). «Страшным слепцом» называли Жижку враги, (в одном из боев он был ранен в голову и ослеп).В 1434 году в бою у местечка Липаны умеренные предали таборитов и перешли на сторону врагов . Табориты потерпели поражение . Но восстание не прошло даром : (читаем пункт 5 и выписываем )
  1. На части чешской территории утвердилась гуситская церковь.
  2. Католическая церковь утратила свои прежние позиции, крестьяне
    перестали платить десятину.
    3) В стране утвердилась сословная монархия .
    Вопросы для повторения:
  1. За что Ян Гус критиковал католическую церковь?
  2. В каких годах проходило восстание гуситов?
  3. В чем разница во взглядах таборитов и умеренных?
        4) В чем значение гуситского движения?

    Домашнее задание: Творческое задание : а)написать речь-исповедь Яна Гуса с критикой католической церкви ; б) текст оправдательного или обвинительного приговора Яну Гусу .

    Подобные уроки с успехом проходят в среднем звене , а в старших классах на занятиях я применяю дискуссии , которые позволяют учащимся развить логику мышления , научиться не бояться высказывать свое мнение. К сожалению, мною еще не совсем освоен компьютер и на уроках я его использую не особенно часто, но одной из своих целей на ближайшее будущее я ставлю применение компьютерных технологий на уроках истории.

    Заключение

Практика показала, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, театрализованных форм и опорных конспектов, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». [1; 24] Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.

Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока - специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Ученики заполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами же и изображают в исторических играх разного типа.

Историческая игра побуждает ученика перевоплотится в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далёкий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков героев, которых учащиеся изображают в игре, школьники моделируют историческую реальность.

При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую историческую эпоху.

Естественно, такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать новые и углублять полученные знания, расширять кругозор, а самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных, «взрослых» умений, в первую очередь - коммуникативных. Так же исторические игры развивают способности школьников к критическому восприятию окружающей действительности и сопереживанию.

«Исторические игры полнофункциональны. Они очень гармонично объединяют фактический и теоретический материал, обычное восприятие информации и творческую работу, эмоциональный и логический способы восприятия - словом, заставляют активно функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся».

Игра на уроке истории создаёт условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном жизненном опыте не было; она вооружает ученика доступными для него способами воссоздания исторической действительности. Проигрывание какой либо роли внутренне раскрепощает ребёнка, что создаёт условия для развития творческой личности.

Историческая игра эмоциональна по своей природе и потому делает самую сухую информацию яркой и запоминающейся.

«Игра вовлекает в активную работу на уроке каждого ученика. Игра - форма работы, противостоящая пассивному слушанию. В процессе игры интеллектуально пассивные дети обычно выполняют такой объём учебной работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации»


Литература:

Калексушин Г.В. Компьютерные программы преподавании истории.

//Преподавание истории в школе №5,1994 г. 2.Артемов В.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества (Россия в 17-18 вв)

Москва . Просвещение 2003 г.

3. Ахметов Н.К. Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985г. 4.Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Государственная политика в области школьного исторического образования в РФ. // Первое сентября. История. №17, 2006г.

5.Вяземский Е.Е . Стрелова О.Ю. Основные этапы и ведущие тенденции развития школьного исторического образования в России. // Первое сентября. История. № 19,2006г.

б. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира (выпуск 1). Москва. Просвещение, 2002г.

7. Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках. // Преподавание
истории в школе №5 ,1994г.

8. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника

Введение     В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...

Урок истории по теме "Роль Петра I в истории"

Урок истории разработан для 10 класса гуманитарного профиля....

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Статья Повышение мотивации обучения школьников с ОВЗ при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории

Одной из педагогических технологий современного процесса обучения, способных вызвать интерес к обучению. особенно детей с ОВЗ, является дидактическая игра. В статье показывется структура игры. структу...

Методическая разработка: Роль игры на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Методическая разработкаРоль игры на уроках английского языка на начальном этапе обучения...

Дидактическая игра на уроках химии, и её роль в развитии познавательной активности школьника

Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение  окружающей жизни, активное проникновение научно-технического пргресса во все ...