Урок - тренинг "Великая Отечественная война"
материал по истории (10, 11 класс)

Урок - тренинг по теме "Великая Отечественная война" дает возможность отработать типы заданий, используемые в ЕГЭ. Прилагается технологинческая карта урока и раздаточныей материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobavochka.docx13.91 КБ
Файл konspekt_uroka_-_treninga_vov2.docx26.43 КБ
Файл tehkarta_uroka_vov.docx29.2 КБ
Файл razdatka.docx120.61 КБ
Microsoft Office document icon razdatka_2.doc496 КБ

Предварительный просмотр:

1 .Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Приказ № 227 («Ни шагу назад!») был издан во время _______ битвы.

B) Одним из участников водружения Знамени Победы над Рейхстагом был _______ .

В) Частичный прорыв блокады Ленинграда произошёл в январе _______ .

Пропущенные элементы:

1) 1943 г.                                                                         2) М. В. Кантария

3) Московской                                                                4) Сталинградской

5) 1942 г.                                                                          6) И. В. Панфилов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 

         2. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Впервые «Большая тройка» (Сталин-Рузвельт-Черчилль) встретилась в городе ____________________.

Б) Конструктором боевых самолётов в годы Великой Отечественной войны был ______________.

В) Город Минск был освобождён советскими войсками в ходе военной операции _____________________.

Пропущенные элементы:

1) «Уран»                                                                      2) С.А. Лавочкин

3) Гаага                                                                          4) В.А. Дегтярёв

5) «Багратион»                                                               6) Тегеран

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 

3. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) В _____________ 1942 г. началось контрнаступление советских войск под Сталинградом.

Б) Первая встреча руководителей СССР, США и Великобритании состоялась в Тегеране в ___________ г.

В) В годы войны сводки Совинформбюро, из которых советские люди узнавали об обстановке на фронте, зачитывал диктор советского радио ___________.

Пропущенные элементы:

1) Ю. Б. Левитан                                                            2) ноябрь

3) А. Т. Твардовский                                                     4) 1943

5) апрель                                                                         6) 1942

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 



Предварительный просмотр:

УРОК - ТРЕНИНГ

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА

Тип урока: урок – тренинг, повтортельно – обобщающий

Цели урока:

1) Систематизация и закрепление знаний обучающихся по теме: «Великая Отечественная война»,

2) применение теоретических знаний при выполнении практических заданий

3) Воспитание личности обучающихся, уважительного отношения к истории своей страны и ветеранам.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Материалы для учащихся:

Раздаточный материал с заданиями по ВОВ

Учебное пособие «Я сдам ЕГЭ» Ч.2. Россия в 1914-2015 г. События из истории зарубежных стран.

Атласы по истории России ХХ век

Технологии, методы и приемы

Технологии

Методы и приемы

Технология критического мышления, информационные компьютерные технологии,

Восстановление хронологической цепочки, когнитивные методы, анализ, синтез

Ожидаемый результат (на уровне обучающихся)

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для

хронологические рамки и периодизацию Великой Отечественной войны

Использовать знания на практике

формирования ключевых компетенций современного общества

основные битвы войны

формулировать собственную позицию

осознания себя патриотом России

итоги войны для СССР

активно участвовать в разных формах работы

выработки собственной жизненной позиции, развития ценностных ориентаций личности

Учебное оборудование

1) Презентация «Великая Отечественная война»

2) Учебное пособие «Я сдам ЕГЭ» Ч.2. Россия в 1914-2015 г. События из истории зарубежных стран.

3) Раздаточный материал с заданиями по ВОВ

4) Слайдроектор

5) Указка


План урока

  1. Организационный момент.
  2. Этап вызова (актуализация знаний обучающихся)
  3. Этап итогового осмысления и закрепления ранее изученного материала
  4. Рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент (2-3 минуты).

Слайд 1 (см. Презентацию)

Учитель : Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Надеюсь, что мы плодотворно поработаем и достигнем того результата, который нас удовлетворит. Я прошу вас быть активными, отвечать.

        Итак, сегодня мы с вами проведем урок – тренинг, благодаря которому мы увидим, насколько вы усвоили тему «Великая Отечественная война», выполним задания, которые представлены в логике экзаменационной работе по истории.

        Учитель : Давайте вспомним этапы Великой Отечественной войны. (спросить кого – то одного)

Предполагаемый ответ обучающихся:  ЭТАПЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 

Слайд 2

1 ЭТАП – 22 ИЮНЯ 1941 г. – 18 НОЯБРЯ 1942 г.

2 ЭТАП – 19 НОЯБРЯ 1942  г. -  ДЕКАБРЬ 1943 г.

3 ЭТАП – ЯНАРЬ 1944 г. – 9 МАЯ 1945 г.

Учитель  Итак, проверим. (вывести на экран слайд 2) – реагировать – молодец

Учитель: А сейчас давайте вспомним, какие типы заданий есть в КИМах по истории, при выполнении которых нам необходимы знания по Великой Отечественной войне?

Предполагаемый ответ обучающихся: задание №8, работа с картой, работа с иллюстративным материалом

Учитель: Поэтому сегодня на уроке мы и используем весь потенциал наших знаний.

У нас на партах находятся листы с заданиями. Возьмите лист №1.   И выполните первые три задания.  Ответы записываем в предназначенных для этого клетках. Время на выполнение 5-6 минут.

Учитель: Напоминаю, что вы должны внимательно записывать цифры в отведенные для этого места

Слайд 3

Предполагаемый ответ обучающихся: задание №1

5- Карбышев, (т.к. Петр Леонидович Капица, Нобелевский лауреат 1978 г. По физике)

6- Ровно Украина

3-1943

Слайд 4

Предполагаемый ответ обучающихся: задание №2

6 – Киев, в первые дни войны

2-  Матросов, т.к. И. Туркенич – один руководителей «Молодой гвардии» в Краснодоне

4 --1945

Слайд 5

Предполагаемый ответ обучающихся: задание №3

6- 1943, август – сентябрь, на территории РСФСР, УССР, БССР

1-Конев, т.к. Ватутин скончался от ран после освобождения Киева в 1944 г.

5- Сталинград

Время на ответы – 3-4 минуты!!!!!!!

Учитель: Какие выводы мы с вами можем сделать по работе с данным типом задания? Как мы «хитринки» «лайфхаки» можно здесь применить? Работаем с 3 заданием

Разбить для себя предложения  и цифры.

Например, предложение А – в ответе должны быть цифры – или 3 или 6, т.к. речь идет о годах

Предложение Б – только или 1, или 4 (фамилии)

Предложение В – 2 или 5, т.к. города.

И перепроверяем правильность написания ответа.

(по времени должно быть 10-12 минут)!!!!!!

Учитель: переходим к работе с картой.

Какие главные города вы можете назвать, которые помогут вам  при работе с картой?

Предполагаемый ответ обучающихся:

Киев – на Днепре – столица Древнерусского государства

Новгород – северо – запад, призвание варягов,

Смоленск – «ворота к Москве», стоит на Днепре

Нижний Новгород – соединение Оки и Волги, 2 ополчение

Санкт – Петербург, - Балтийское море, столица, блокада Ленинграда

Москва – столица

Слайд 6

Страницы задания

Слайд 7

Учитель: В справочных пособиях открываем карту на странице 79 и считываем легенду карты.  Экзаменационная работа содержит 4 задания по работе с исторической картой (схемой), которые стоят на позициях 13,14,15 и 16. Задание 13 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты (схемы). Атрибуция предполагает определение времени и событий, к которым относится данная схема. Для выполнения заданий 14,15,16 необходимо использовать знания конкретных исторических фактов с умением читать карту, обращая внимание на условные обозначения и привлекая географический знания. В заданиях 13,14,15 ответ дается в виде словосочетания, а в задании 16 необходимо выбрать верные суждения и дать ответ в виде сочетания цифр,

Обратите внимание, какие города находятся рядом с линией фронта, обозначенной цифрой 4.

Слайды 8-11

Предполагаемый ответ обучающихся: Ленинград, город с цифрой 2 (ОРЕЛ), Воронеж, город с цифрой 1 (Сталинград), значит, это конец 1942 года, начало коренного перелома

Учитель: И город под цифрой 3 - ?? Киев

Учитель: Значит, правильные ответы: 

Предполагаемый ответ обучающихся: Первое задание – 42 год

Второе – Сталинград (на Волге!!!)

Третье - август, т.к. в честь освобождение Орла и Белгорода в Москве прогремел первый салют

Учитель: И последнее задание выберите три верных суждения

134, т.к.

1-Киев, освобожден осень 1943 г.,

3- внимательно!! Эту информацию можно считать с карты

4 – Уран – контрнаступление советских войск под Сталинградом

Учитель: Почему нет? 256?

Предполагаемый ответ обучающихся: 2- Панфилов – погиб под Москвой в 1941 (Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва, 28 – героев – пафиловцев)

5- операция «Багратион» - 1944 г.

6 – Севастополь освобожден в ходе освобождения Крыма в апреле - мае 1944 (10 Сталинских ударов),

Слайд 12 (все правильные ответы)

Учитель: Продолжаем работу с раздаточным материалом. Прочитаем легенду карты. Что вы видите?

Слайд 13

Предполагаемый ответ обучающихся:

Военные действия за пределами СССР, географические названия – Лейпциг, Одер, союзные войска

Берлинская операция  - 16 апреля – 8 мая 1945 г.

13 – апрель

14 – Берлин

15-Эльба (встреча на Эльбе!)

16 – 24 6

4 (будет еще советско – японская война в августе – сентябре 1945 г)

6(встреча в Крыму Рузвельта, Сталина, Черчилля – в феврале 1945 г)

Слайд 14-17

Учитель: Какие выводы мы с вами можем сделать по работе с картой? Как мы «хитринки» «лайфхаки» можно здесь применить?

Если мы видим названия 1,2,3 – Белорусский, 1,2 Прибалтийский, 1,2,3 Украинский фронт, значит, это уже конец 1943 г. - начало 1944 г., т.к. в это время прошло переименование фронтов.

Ответы в заданиях 13-15 – пишем только словами!

В 16 задании три!!! Ответа и записываем в порядке возрастания

И перепроверяем правильность написания ответа.

Учитель. Сейчас мы с вами приступим к выполнению заданий на проверку умения работать с изобразительной наглядностью, (иллюстративным материалом) Единого государственного экзамена по истории. Именно эти задания ежегодно становятся одними из самых трудных для выпускников, с ними справляются всего 20-25%  школьников

Экзаменационная работа содержит два задания по работе с изобразительной наглядностью, которые стоят на позициях 18 и 19. Задание 18 нацелено на проверку умения работать со «сложным» изображение, содержащим несколько различных элементов, как изобразительных, так и текстовых. При составлении задания 18 используются карикатуры, изображения почтовых марок, денежных купюр, юбилейных монет, медалей, плакатов. Это задание нацелено не просто на «узнавание»  изображения, которое вы видели когда - то, а на «чтение» нетекстового материла: нужно проанализировать отдельные элементы изображения, которые связаны с определенными историческими событиями,  явлениями, процессами, и на этой основе сделать выводы.

В задании 19 от вас требуется провести только атрибуцию четырех изображений, выяснив, на каких из них, например, показаны здания (скульптуры), созданные в определенном веке, находящиеся в определенном городе, или картины, созданные в определенном стиле, или марки, выпущенные в одном десятилетии. При составлении этого задания используются памятники архитектуры, скульптуры, картин, изображения почтовых марок, юбилейных монет, медалей и т.д.

Слайд 18

Чтобы успешно справится с 18 и 19 заданиями, необходимо следующее:

1. Знание исторических фактов

2. Умение работать с иллюстративной наглядностью

3. Работать с изобразительной наглядностью в процессе изучения истории

4. Тренироваться в выполнении заданий на проверку умений работать с изобразительной наглядностью.

Слайд 19

Перед вами карикатура

Учитель. Что вы можете сказать о ней?

Предполагаемый ответ обучающихся: Начало коренного перелома, 1942 г., Гитлер, Сталинград, и другие города

Слайд 20

Правильный ответ: 25

1 – т.к. Гитлер пришел к власти в 1933

2- Коренной перелом

3 – удары были нанесены и осенью

4- Второй фронт открыт в 1944 году

5- Великобритания и США действовали на территории Северной Африки в 1940-1943 гг.

Учитель. Переходим к выполнению 19 задания

Слайд 21

Перед вами 4 изображения архитектурных памятников. Вы должны выбрать два, возведенных в период руководства СССР политического деятеля, при котором произошли события, изображенные на карикатуре. О ком идет речь? (Сталин)

Слайд 22

Правильный ответ: 14

1 – главное здание МГУ, возведенное в 1949-1953 гг.

2- здание Большого театра в Москве, архитектор Бове, первая четверть ХIXв.

3- Грановитая палата, Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

4- Здание Центра́льного академи́ческого теа́тра Росси́йской а́рмии, строительство с 1934 по 1940 год на Суворовской площади, архитекторами здания выступили Каро Алабян и Василий Симбирцев при участии Бориса Бархина

И в завершение урока, мне хотелось познакомить вас с методикой, как лучше, качественне запоминать даты.

Слайд

Чтобы запомнить даты, надо

  1. Выписать даты на листы А4
  2. Наклеить везде стикеры
  3. Находить ассоциации
  4. Использовать интерактивные карты
  5. Учить даты с интервалами
  6. Использовать хронологические таблицы
  7. Наговаривать даты на диктофон
  8. Искать параллели
  9. Использовать карточки

И на последок, хитринки, или как говорят сейчас «лайфхаки»

ТЯП –

Тегеранская, Ялтинская, Подсдамская конференции антигитлеровский коалиции в хронологической последовательности

Берлин 45 РЖК –

Берлинская операция, 1945 г., командующие – Рокоссовский, Жуков, Конев

Погоны

– если на воротничке – изображение относится до 1943 г,

если погоны на плечах – после 1943

Наименования фронтов

 – Степной, Донской, Волховский, Юго – Западный, Западный  – до осени 1943,

Если 1-й, 2-й, 3-й - Белорусский, Украинский, Прибалтийский – после 1943 г. В основном переименование фронтов прошло в начале 1944 г.

Операции

«Уран», «Сатурн», «Малый Сатурн», «Кольцо» - это Сталинградское сражение

Ассоциация – планеты, астрономия

«Кутузов», «Полководец Румянцев» - Курск – 1943,

«Багратион» - освобождение Белоруссии - 1944

Ассоциация полководцы

Учитель: подведем итоги урока .Спасибо за урок.

Сегодня мы с вами выполняли задания

Оценки


1белорусский – Рокоссовский

Командующие: генерал-полковник, с июня 1944 г. генерал армии Черняховский И.Д. (апрель 1944 г. — февраль 1945 г.); Маршал Советского Союза Василевский А.М. (февраль-апрель 1945 г.); генерал армии Баграмян И.Х. (апрель — до конца войны). – 3Белорусский

1украинский Конев Командующие: генерал армии Ватутин Н.Ф. (октябрь 1943 г. — март 1944 г.); Маршал Советского Союза Жуков Г.К. (март-май 1944 г.); Маршал Советского Союза Конев И.С. (май 1944 г. — до конца войны).

2украинский

Командующие: генерал армии, с февраля 1944 г. Маршал Советского Союза Конев И.С. (октябрь 1943 г. — май 1944 г.); генерал армии, с сентября 1944 г. Маршал Советского Союза Малиновский Р.Я. (май 1944 г. — до конца войны).



Предварительный просмотр:

Название предмета

История

Класс

11

УМК

История Отечества. XX век. Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров. Москва, «Русское слово», 2006

Уровень обучения

повышенный

Тема урока

«Великая Отечественная война».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы

1

Место урока в системе уроков по теме

Глава 4. Великая отечественная война. 1941-1945 гг.

Параграф 28. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

Тип урока

Урок – тренинг, систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока, планируемые результаты

Достичь образовательных результатов на уровне личностных, метапредметных и предметных результатов:

- личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; формировать целостное восприятие всего спектра исторических реалий; российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свою страну, прошлое многонационального народа России; вырабатывать систему ценностно-смысловых установок, отражающих активную гражданскую позицию.

- метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения и задачи в учебе и познавательной деятельности; анализировать текст, выделять в нем главную мысль; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, позицию, ясно и точно излагать суждение; обобщать факты, делать выводы, строить логическое рассуждение; работать индивидуально и в паре; критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников; овладевать навыками сравнительного анализа; систематизировать информацию в таблице.

- предметные: использовать карту как источник информации об итогах войны; устанавливать причинно-следственные связи; проводить сравнительный анализ; раскрывать особенности завершающего этапа Великой Отечественной войны; давать свою оценку итогам войны; работать с иллюстративным материалом; определять роль СССР в победе во Второй мировой войне.

Задачи урока

Выяснить, какой вклад внес СССР в победу во Второй мировой войне; определить значение создания ООН и итоги Нюрнбергского процесса.

Техническое обеспечение урока

Компьютер, проектор, экран.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

С.В. Шевченко. Тесты по истории России XX века. К учебнику Н.В. Загладина, С.Т. Минакова, С.И. Козленко, Ю.А. Петрова «История Отечества. XX век. 9 класс».

Р.Р. Хисамутдинова. Советский Союз накануне и в период Великой Отечественной войны. Оренбург. Издательство ОГПУ, 2009

Этапы урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный этап

1 мин.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

II.Актуализация изученного материала. Цель:

 -устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

6 мин.

Работа с источниками (слайд 1,2). Что объединяет эти фрагменты?  Предложите свои варианты общего названия. Когда произошли события, о которых идет речь в документах? Какой вклад внес СССР в разгром милитаристской Японии? Работа с картой и таблицей и «Основные битвы Великой Отечественной войны».

Отвечают на вопросы, работают с картой и таблицей.

III.Мотивацион-

ный этап.

Цель:

-подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока;

 -организация составления совместного плана действий;

2 мин.

Звучит песня «День победы».

О чем мы будем говорить на уроке?

Знакомит с планом урока:

1)Вклад СССР в победу во Второй мировой войне.

2)СССР и страны Запада после победы над Германией.

3)Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН.

Формулируют цель и задачи урока.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Цель:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

15 мин.

Работа в группах по плану урока, выступление групп (приложение 1).

1 группа: Вклад СССР в победу во Второй мировой войне.

Ключевые моменты пункта: людские потери СССР в войне.

СССР и страны Запада после победы над Германией. Объяснение учителя.

Ключевые моменты пункта:июль-август 1945 г. – конференция в Потсдаме и ее итоги; экономический ущерб СССР.

2 группа: Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН.

Ключевые моменты пункта: Международный трибунал в Нюрнберге; задачи и принципы ООН.

Учитель осуществляет необходимую помощь  и консультирование учащихся.

Сравнивают участие России в Первой и Второй мировых войнах; анализируют вклад СССР в победу во Второй мировой войне.

Дают оценку Потсдамской конференции; делают вывод об укреплении авторитета СССР; анализируют общий ущерб, нанесенный экономике СССР.

Определяют роль Нюрнбергского процесса в послевоенной истории; оценивают значимость создания ООН.

IV.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель:

-обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

13 мин.

Учитель выступает в роли координатора.

Работают члены групп по заявленным вопросам, делают выводы, анализируют.

V.Рефлексия

Цель:

- выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;

-обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

2 мин.

О чем бы вы хотели узнать более подробно, уходя с урока?

Что вас эмоционально задело на уроке?

Выставление оценок обучающимся.

Отвечают.

Делают самоанализ и анализ работы групп, оценивают свою работу и работу группы.

VI.Домашнее задание.

1 мин.

Подготовиться к итоговой контрольной работе; оформить и сдать материал для выставки «Днепровцы в Великой Отечественной войне».

Записывают задание в дневник.

Приложение 1.

Рабочий лист № 1.

Задание № 1.

Таблица «Сравнительные масштабы Первой и Второй мировых войн».

Первая мировая война: 28 июля 1914 г. – 11 ноября 1918 г.

Вторая мировая война: 1 сентября 1939 г. – 2 сентября 1945 г.

Показатели

Первая мировая война

Вторая мировая война

Государства, объявившие войну

33

72

Мобилизовано в армии (млн. человек)

74

110

Убито (млн. человек)

10

ок. 50

Искалечено (млн. человек)

20

ок. 28

Прямые военные расходы (млрд. долл.)

208

1384

Источник: Советская энциклопедия. – М., 1963. – Т. 3. – С.872

Изучите таблицу «Сравнительные масштабы Первой и Второй мировых войн» и выполните задания:

  1. Математически рассчитайте динамику показателей имеющихся в таблице данных Первой мировой войны к данным Второй мировой войны в разовом соотношении.
  2. Сформулируйте определение понятия «мировая война». В чем вы видите причины мировых войн?
  3. Проанализируйте данные таблицы, сделайте не менее трех выводов, используя знания по истории.  

Задание № 2.

27 октября 1944 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль в послании к И.В. Сталину писал: «Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить завтра в палате общин то, что я сказал ранее: именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины».

«С точки зрения большой стратегии, – подчеркивал президент США

Ф. Рузвельт, – ясен простой факт: русские убивают больше солдат противника, уничтожают больше его вооружения и снаряжения, чем остальные двадцать пять государств Объединенных Наций вместе взятых».

Английский писатель Пирс Пол Рид отмечал: «Поражение Гитлера –

исход борьбы, означавший поражение фашистской армии, было предрешено не боями в пустынях Северной Африки или на берегах Нормандии,

а в Сталинграде, Ленинграде и Курске».

Сделайте вывод о вкладе СССР в победу над агрессорами во Второй мировой войне. Подтвердите свой вывод, опираясь на данные статистики.

Таблица «Численность немецких войск на фронтах Второй мировой войны»

          Дата

Советско-германский фронт %

Другие фронты %

На оккупированной территории и в самой Германии %

На 22.06.1941 г.

70,3

0,9

28,5

На 01.05.1942 г.

76,5

1,2

22,3

На 01.07.1943 г.

66

2,7

31,3

На 01.01.1944 г.

63,6

6,2

30,6

На 01.06.1944 г.

55,6

25

19,4

На 01.01.1945 г.

57

38

5

Таблица «Сравнительная характеристика фронтов Второй мировой войны»

Восточный

Западный

Итальянский

Северо-Африканский

Протяженность

Более 6 тыс. км

800 км

300 км

350 км

Продолжительность боевых действий

существование фронта / активные боевые действия, суток 

1418/1320

338/293

663/492

973/309

Наступательные операции

37

6

3

3

Источник: Сайт Минобороны России

Задание № 3.

Таблица «Потери Красной Армии при освобождении народов Европы в 1944-1945 гг.»

Государства, на территории которых Красная Армия понесла потери при выполнении освободительной миссии

Безвозвратные потери (чел.)

Санитарные потери (чел.)

Общие потери (чел.)

Австрия

26 066

68 179

94 185

Болгария

997

11 773

12 750

Венгрия

140 004

344  296

484 360

Германия

101 961

262 861

364 822

Норвегия

3 436

14 726

18 162

Польша

600 212

1 416 032

2 016 244

Румыния

68 993

217 349

286 342

Чехословакия

139 918

411 514

551 432

Югославия

7 995

21 589

29 584

Всего

1 089 522

2 768 319

3 857 881

Рабочий лист № 2.

Задание № 1. На завершающем этапе Второй мировой войны была создана международная Организация Объединенных наций. 26 июня 1945 г. представителями 50 государств был подписан устав ООН. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединенных Наций.

Прочтите документ и ответьте на вопросы.

Из Устава Организации Объединенных Наций

(Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в Основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятие принципов и установление методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и

социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей.  Согласно этому наши соответственные правительства... согласились

принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием “Объединенные Нации”».

1.Дайте оценку намерениям государств, образовавших ООН, с позиции

прошлого и настоящего.

2.Актуальна ли деятельность Организации Объединённых Наций в настоящее

время?

Задание № 2.

8 августа 1945 года по Лондонскому соглашению между правительствами СССР,

США, Великобритании и Франции был создан Международный воен-ный

трибунал. После Второй мировой войны было проведено два крупных процесса:

Нюрнбергский (Германия) и Токийский (для Дальнего Востока)

Познакомьтесь с документом и ответьте на вопросы.

8 августа 1945 г.

УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА (извлечение)

II Юрисдикция и общие принципы

Статья 6. Трибунал, учрежденный Соглашением, упомянутым в статье 1настоящего Устава для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, имеет право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили любое из следующих преступлений. Следующие действия или любые из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции

 Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность:

  1. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ МИРА, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;

b) ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, а именно: нарушения законов или обычаев войны.

К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или  истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение  городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления;

c) ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет. Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана.

  1. С какой целью был создан Международный военный трибунал? Кто и за какие

преступления мог быть привлечен в качестве обвиняемых?

  1. Суды на нацистскими преступниками продолжались до настоящего времени. Последний громкий процесс состоялся в апреле 2015 года. Перед судом в немецком городе Люнебург предстал 93-летний Оскар Гренинг, которого называли «бухгалтером Освенцима». Почему, как вы думаете, в течение 70 лет после окончания Второй мировой войны продолжался поиск военных преступников?

Задание № 3.

После окончания Второй мировой войны был принят ряд международных документов, направленных на развитие сотрудничества стран мира в области прав человека, на признание прав человека одной из общечеловеческих ценностей.

Прочитайте преамбулу к Всеобщей декларации прав человека и ответьте на

вопросы.

Всеобщая декларация прав человека

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от

10 декабря 1948 г.

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут

свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью

 закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в

качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой

личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному

прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все пароды и государства

с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в

виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования

содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем

национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и

эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

  1. Начало современной теории прав человека было положено принятием Всеобщей Декларации прав человека. Как вы думаете, связано ли принятие Декларации с событиями Второй мировой войны? Поясните свой ответ.
  2. Опираясь на знания по истории о причинах военных конфликтов, поясните положение Декларации о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Задание № 4.

Знаменитый французский писатель Виктор Гюго (1802–1885) писал:

«В человеческом сознании мир может быть установлен торжеством справедливости, в сфере материальных интересов – торжеством прогресса, между народами – торжеством братства».

  1. Какой смысл знаменитый французский писатель вложил в этой фразе в идею

 мира?

2. Обсудите это высказывание в контексте итогов Второй мировой войны.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ №1

ЗАДАНИЕ №8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

1.

А) Генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, зверски замученный фашистами в концлагере Маутхаузен____________.

Б) Легендарный разведчик Н. Кузнецов действовал в районе г. ____________.

В) Тегеранская конференция «Большой тройки» проходила в ____________.

Пропущенные элементы:

1) 1944

2) П. Капица

3) 1943

4) Краснодон

5) Д. Карбышев

6) Ровно

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 

2.

А) Известный советский писатель А Гайдар погиб при обороне г. ____________ в 1941 г.

Б) ____________ 27 февраля 1943 в бою за деревню Чернушки прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В) Великая Отечественная война завершилась в ____________ г.

 

Пропущенные элементы:

1) 1944 г.

2) А. Матросов

3) И. Туркенич

4) 1945 г.

5) Харьков

6) Киев

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 

3. 

А) Военная операция советских партизан «Рельсовая война» была проведена в ____________году.

Б) Одним из фронтов, войска которого штурмовали Берлин, командовал маршал __________________.

В) Бои за Мамаев курган происходили в городе __________________.

 

Пропущенные элементы:

1) И.С. Конев

2) Смоленске

3) 1942

4) Н.Ф. Ватутин

5) Сталинграде

6) 1943

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 


ЛИСТ 2, с.1

http://ege.fipi.ru/os11/docs/068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89/docs/E13.HC_01.15/xs3docsrcBB373E65AE8BA5AC49E48A78E5CCD789_1_1359360287.jpg


ЛИСТ 2, С.2.

13.  Назовите месяц 1945 г., когда начались боевые действия, обозначенные на карте стрелками.

14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

15. Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрами «2».

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны 1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

2) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г.К. Жуков

3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион»

4) С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена

5) События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода

6) События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму



Предварительный просмотр:

C:\Users\Школа\Desktop\обьект 2020-02-07_114230.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок : Великая Отечественная война. 1941- м1945 гг.

Цель : повторить и закрепить учебный материал по истории...

Интегрированный урок "Великая Отечественная война: различные аспекты"

План-конспект интегрированного урока по истории России, обществознанию, географии, экономике, информатике в 9 классеТема урока «Великая Отечественная война: различные аспекты»Тип урока: урок пов...

Урок "Великая Отечественная война на уроках математики".

Урок "Великая Отечественная война на уроках математики"....

Урок "Великая Отечественная война на уроках математики".

Урок "Великая Отечественная война на уроках математики"....

Урок "Великая Отечественная война на уроках математики".

Урок "Великая Отечественная война на уроках математики"....

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...