Конспект внеурочной деятельности по истории на тему "Древняя Греция. Аргонавты"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Носырева Анастасия Олеговна

Конспект урока, где учитель более углубленно рассказывает про мифологию Древней Греции. Урок проходит в форме киновечера, дети смотрят мультфильм "Аргонавты", связывают новые полученные знания с уже имевшимися, обсуждают увиденное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx93.73 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельностей в основной школе

«Древняя Греция»

  1. Класс 5
  2. Форма – киновечер
  3. Цели:

(Предметные)

  • Повторить материал параграфов 26-28 учебника о мифах Древней Греции.
  • Углубить знания о мифологии древних греков и о ее значении для истории.
  • Расширить представления о содержании и структуре греческой мифологии и о связи мифов между собой

(Метапредметные)

  • Дать представление о мифе как историческом источнике.
  • Дать понимание связи древнегреческой мифологии с современностью.

(Личностные) 

  • Выработать личное эмоциональное отношение к древнегреческим мифам: не как к сказкам, а как памятникам человеческой мысли;
  • Формирование навыков самостоятельного анализа любой получаемой информации и вычленения из нее рациональных зерен –  в т. ч. из легендарно-нарративных источников, с изначальной высокой степенью недостоверности.
  1. Оборудование: мультфильм «Аргонавты» 1971 года, мультимедийная доска, карточки «светофор».

Сценарий

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие на корабле, познакомимся с новыми героями древнегреческих мифов, а также нас ждут увлекательные задания. Ну что, вы готовы отправиться в путь?

Дети: да.

Учитель: Но для начала нам необходимо вспомнить, а каких богов древней Греции вы помните?

Дети: (отвечают).

Учитель: Молодцы! А какие мифы вы заполнили? Можете кратко пересказать сюжет?

Дети: (отвечают)

Учитель: Какие вы молодцы! А сегодня мы познакомимся с мифом об Аргонавтах. Совершим поход в Колхиду на корабле «Арго». Познакомимся с Ясоном и другими героями. Послушайте, пожалуйста, о чем говориться в этом мифе.

В Греции было много мифов о подвигах отдельных героев, но только четыре — о таких подвигах, на которые дружно сходились герои из разных концов страны. Последним была Троянская война – вы помните, что один легендарный древнегреческий поэт написал об этой войне целую поэму.

Вопросы: Как звали этого поэта? Как называется эта поэма?

Дети: (отвечают) 1) Гомер. 2) «Иллиада»

Учитель: Молодцы. И у Гомера есть еще одна знаменитая поэма, в которой подвиги совершает уже один герой, но она прямо связана с «Иллиадой», т. к., во-первых, об этом герое в «Иллиаде» тоже много говорится, а во-вторых, действия этой, второй поэмы проходят после победы греков в Троянской войне, когда они возвращались домой.

Вопрос: Как называется эта поэма?

Дети: «Одиссея»

Учитель: Прекрасно! Итак, последним мифом, о подвигах, в которых участвовало много героев была Троянская война. Еще два мифа менее знамениты: перед Троянской войной был поход Семерых против Фив, а до этого — Калидонская охота на исполинского вепря во главе с героем Мелеагром. На этих 2-х мифах мы не будем останавливаться – кому интересно, могут почитать о них сами. А вот самый первый — плавание за золотым руном в далёкую кавказскую Колхиду на корабле «Арго» во главе с героем Ясоном. «Аргонавты» — значит «плывущие на «Арго».

Золотое руно — это шкура священного золотого барана, ниспосланного богами с небес. У одного греческого царя были сын и дочь по имени Фрикс и Гелла, злая мачеха задумала их погубить и подговорила народ принести их в жертву богам; но возмущённые боги ниспослали им золотого барана, и он унёс брата и сестру далеко за три моря. Сестра утонула в пути, по ее имени стал называться пролив, нынешние Дарданеллы. А брат достиг Колхиды на восточном краю земли, где правил могучий царь Эет, сын Солнца. Золотого барана принесли в жертву Солнцу, а шкуру его повесили на дерево в священной роще под охраной страшного дракона.

Об этом золотом руне вспомнили вот по какому случаю. В Северной Греции был город Иолк, за власть над ним спорили двое царей, злой и добрый. Злой царь сверг доброго. Добрый царь поселился в тиши и безвестности, а сына своего Ясона отдал в обучение мудрому кентавру Хирону – получеловеку-полуконю, воспитателю целой череды великих героев вплоть до Ахилла. Но боги правду видели, и Ясона взяли под своё покровительство богиня-царица Гера и богиня-мастерица Афина. Злому царю было предсказано: его погубит человек, обутый на одну ногу. И такой человек пришёл – это был Ясон, Говорили, будто в пути ему встретилась старуха и попросила перенести ее через реку; он перенёс ее, но одна его сандалия осталась в реке. А старуха эта была сама богиня Гера.

Ясон потребовал, чтобы царь-захватчик вернул царство законному царю и ему, Ясону-наследнику. «Хорошо, – сказал царь, – но докажи, что ты этого достоин. Фрикс, бежавший в Колхиду на златорунном баране, – наш дальний родич. Добудь из Колхиды золотое руно и доставь в наш город –тогда и царствуй!» Ясон принял вызов. Мастер Аргос под руководством самой Афиною стал строить корабль о пятидесяти вёслах, который был назван его именем – «Арго». А Ясон кинул клич, и со всей Греции к нему стали собираться герои, готовые к плавание.

Чтобы вернуть власть предков Ясон собрал команду отважных воинов и на корабле «Арго» отправился в Колхиду. Пелей поведал ему, что тень Фрикса велит вернуть золотое руно на родину, желая тем самым смерти сопернику в опасном путешествии.

Много приключений пришлось пережить Ясону и аргонавтам в долгом пути, пока они не попали в Колхиду, где правил Эет. Покровителями аргонавтов в этом походе стали богини Гера и Афина.

Учитель: А какие приключения пережили аргонавты, мы узнаем с вами в мультфильме «Аргонавты», который сейчас посмотрим. После просмотра, вы должны будете ответить на вопросы, поэтому смотрим внимательно.

(Просмотр мультфильма «Аргонавты» 1971 г.)

Учитель: как вам мультфильм? Что запомнили, что понравилось?

Дети: отвечают.

Учитель задает вопросы и задания по мультфильму:

  1. Какую цель преследовали аргонавты? Почему все самые прославленные герои Др. Греции откликнулись на зов никому тогда еще не известного Ясона и даже позволи ему собой командовать?

Ответ: Золотое руно нужно было только Ясону. Остальных влекла тяга к неизведанному – также, как потом Колумба, Магеллана, а в нашей стране – Дежнева

  1. Почему Фрикс послал Ясона за золотым руном?

Ответ: Это был лукавый и коварный царь. Он рассчитывал на то, что если Ясон и не погибнет в пути (что должно было скорее всего случиться), то принеся золотое руно, сделает его еще могущественнее, т.к. по легенде это руно давало его обладателю не только счастье, но и власть.

  1. Кто и каким образом спас аргонавтов от Сирен?

Ответ: Это сделал Орфей. Сирены завлекали мореплавателей своим сладкозвучным пением, при звуках которого люди забывали обо всем на свете. Однако Орфей сам был музыкантом, причем настолько искусным, что в другом мифе смог покорить даже бесчувственных призраков Аида – царства мертвых. Поэтому на Орфея как на музыканта-профессионала пение Сирен не оказало чарующего воздействия. Напротив, он смог противопоставить им свое искусство, которое пробудило команду от сна (Пояснение: представьте что звучит очень нежная успокаивающая мелодия, под которую можно уснуть – она звучит негромко и где-то вдали. И вдруг рядом кто-то включает рок. Сможет в этой ситуации спокойная мелодия оказать на вас то же воздействие?).

Доп. вопрос: Помните, как от Сирен спасся хитроумный Одиссей?

Ответ: Он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте. Т. е. технологии защиты схожи.

  1. Кому принадлежит главная заслуга в выполнении миссии? Как вы можете это объяснить?

Ответ: Сначала дети предлагают свои версии. Правильный ответ – Медея. это говорит об отношении древних греков к женщине – понимании ее высокой значимости в обществе (Можно сравнить с русскими сказками, где женщины также помогают героям решить трудные задачи, однако в борьбе с драконом, Кащеем и пр. выполняют пассивную роль).

  1. Героями этого мифа являются не только люди, но и корабль. Во-первых, посмотрите, как он примерно выглядел (показывается фото – рис. 1). Правда, весел там было меньше. В мифе (в изложении Н.А. Куна) говорится, что это был десятивесельный корабль, но скорее всего имеется ввиду количество весел на один борт. Команды насчитывало около 50 человек, но в легенде ясно говорится: «Взошли аргонавты на корабль и сели за весла, по двое на каждую лавку». А поскольку кроме гребцов в экипаже обязательно должны быть кормчий, впередсмотрящий и матросы, работающие с парусом и снастями, кок и, наконец, капитан, который координирует работу людей, значит все сходится.

Тем не менее это фотография дает яркое представление о том, что это был особенный корабль. И вот сейчас мы с вами выясним, что же в нем было такого особенного, что позволило ему войти в миф и обрести бессмертие вместе с построившим его мастером.

Задание: Я буду перечислять его возможные достоинства, а у вас есть карточки «светофор» – кто согласен с предложенной версией, поднимает зеленую карточку, кто нет – красную. Но при этом я буду спрашивать на выбор «почему?», и вы должны будете обосновать свое мнение. Итак:

  1.  На тот момент это был самый быстроходный корабль. (Ответ: да). Какой эпизод об этом говорит?

Ответ: Именно скорость спасла аргонавтов при прохождении между сдвигающимися скалами – Симплегадами. И об этой сколрости прямо говорится в легенде: «Прекрасен был десятивесельный корабль „Арго“. Он был легок и быстр, словно чайка, несся он по волнам моря». Существует версия, что само слова «Арго?» означает «быстрая» (греч. слово женского рода).

  1.  Корабль был исключительно легендарным, являясь воплощением некоего идела. (Ответ: нет, т.к. из мультфильма следует, что корабль был реален и долго хранился греками уже после того как пришел в негодность. И мы знаем, что мифы – это не фантазии и как правило основаны на каких-то реальных событиях. Трою тоже считали раньше мифичесим городом).
  2.  Корабль обладал выдающимися боевыми качествами. (Ответ: да, хотя в мифе говорится, что от боя с целым флотом Колхиды его уберегла Медея, в реальности для его спасения должны были быть более естественные основания. Зато миф нам говорит о том, что этот корабль выдержал некую воздушную атаку со стороны птиц-стимфалид).
  3.  Это был первый известный корабль в истории. (Ответ: да, т.к. история начинается только с того момента, о котором есть свидетельства исторических источников, все, что до того – относится к ДОисторической эпохе).
  4.  Он стал первым кораблем-памятником. (Ответ: да, и об этом тоже рассказывается в мультфильме. Легенда гласит, что после благополучного завершения похода «Арго» вытащили на берег и поставили на Корнфском перешейке, посвятив богу морей Посейдону. Однако следить за состоянием памятника оказалось некому, и однажды Ясон на склоне лет шел мимо корабля своей молодости и решил отдохнуть под кормой «Арго». Но пока герой спал, корма обрушилась и Ясон погиб.)
  1. В настоящее время существует довольно много фирм, в названии которых используется слово «арго». Кроме того есть еще одно значение этого слова – оно происходит от фр. слова «argot – жаргон», и означает язык какой-либо социально замкнутой группы лиц. У нас с вами есть 2 группы. Поэтому сейчас мы разделимся на них и выполним следующее задание.

Задание: Каждая группа составляет свое объяснение приведенным фактам. Т.е. пытается ответить на вопрос: почему слово «арго» имеет сейчас столь широкое употребление. Задача состоит в том, чтобы составить небольшую речь, которую затем представляет выбранный вами оратор. (Примечание: на это задание отводится 10 минут. Команды должны быть определены заранее – предпочтительнее устоявшиеся команды, которые работают вместе на протяжении многих внеклассных занятиях).

  1. Что означают последние слова в мультфильме («Новый наш путь освяти, светлоокая дева Паллада»)? Вспомогательный вопрос: Кто такая Паллада?

Ответ: Герой обращается к Афине, которую греки считали одной из главных богинь. Авторы мультфильма тем самым показали, что миф об аргонавтах, во-первых, относится к раннему периоду легендарной истории, а во-вторых, имел важное значение в их мифологии.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомились с еще одним мифом, познакомились с новыми героями. Скажите, пожалуйста, было ли вам интересно сегодня на уроке?

Дети: отвечают.

Учитель: Если вы сегодня на уроке узнали что-то новое, вам было интересно, поднимите зеленую карточку вверх. Если какие-то моменты показались неинтересными или что-то вы уже знали, покажите мне желтую карточку. А если урок вам показался скучным, вы ничего не узнали, покажите красную карточку.

Дети: (показывают)

Учитель: Ваше домашнее задание будет на выбор:

  1. Нарисовать наиболее интересный с вашей точки зрения эпизод мифа.
  2. Составить словесный портрет (т.е. описать характер, личные качества, и т. п.): мальчикам – Ясона, девочкам – Медеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности по истории"

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать...

Методическое пособие по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности учителя истории

Методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания, краеведения. Содержит полный комплект материалов для проведения историко-краеведческой игры по станциям к 200-летию Отечественн...

Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника....

Конспект внеурочной деятельности «Чемпион» во 2 классе по физкультурно – оздоровительной деятельности Тема : «Красивая осанка»

Дети любят подвижные игры, но с нежеланием занимаются  специальными упражнениями   расчитанными на укрепление мышечного корсета и поэтому на помощь приходят мячи- фитболы  и игра....

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории "История рыцарства" 6 класс

Курс внеурочной деятельности «История рыцарства» предназначен для учащихся 6-го класса.Актуальность данного курса внеурочной деятельности объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам Сред...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Конспект внеурочной деятельности по математике в 6 классе на тему: «История дробей»

Конспект внеурочной деятельности по математике в 6 классе по теме: "История дробей"...