Работа по обновленным ФГОС
презентация к уроку по истории (11 класс)

Власюк Ольга Манаевна

Методические материалы по обновленному ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обновленные ФГОС как основа формирования системы метапредметных результатов в обучении Кара А.П., к.и.н, доцент кафедры общественных дисциплин и регионоведения ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края

Слайд 2

Необходимость обновления ФГОС Динамизм, ускорение, изменений во всех сферах жизни Глобализация во всех сферах жизни Необходимость модернизации содержания образования Специфика социально- экономического развития современного общества Баланс между предметным и метапредметным в содержании образования (на уровне знаний и умений) Особое внимание к вопросам воспитания

Слайд 3

Источники содержания исторического образования: Социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре Педагогически адаптированная система элементов культуры, усвоение которой обеспечивает формирование личности Система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру

Слайд 4

Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам освоения образовательной программы 1 о своение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике 2 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории 3 овладение навыками работы с информацией

Слайд 5

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере универсальных учебных познавательных действий: — владение базовыми логическими действиями : систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

Слайд 6

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ владение базовыми исследовательскими действиями : определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

Слайд 7

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ работа с информацией : — осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет- ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

Слайд 8

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение : представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

Слайд 9

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в сфере универсальных учебных коммуникативных действий: осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

Слайд 10

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); — регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

Слайд 11

Проблемы учеников, связанные с достижением метапредметных результатов обучения Неосознанное запоминание научного термина или понятия Не сформированность смыслового чтения текстов разного вида и жанра Неумение работать с графически представленной информацией Низкий уровень анализа, сравнения, классификации, обобщения–выполнение операций по случайному признаку Низкий уровень самоконтроля и самостоятельности Недостаточный уровень общей культуры Н.Ф. Виноградова, член-корр. РАО, д.п.н., проф., заслуженный деятель науки РФ

Слайд 12

ПРАКТИКУМ владение базовыми логическими действиями : систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем) Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс) Нижний Новгород А Б В Строительство Транссибирской магистрали Г Архангелогородская губерния Д 1710-е Е Противостояние Красной армии и Добровольческой армии генерала А. И. Деникина 1910-е Пропущенные элементы:1) Псков 2) первые годы жизни М. В. Ломоносова 3) 1890-е гг. 4) 1610-е гг. 5) Омск 6) Медный бунт 7) Екатеринодар (Краснодар) 8) формирование Второго народного (земского) ополчения 9) 1650-е гг.

Слайд 13

владение базовыми логическими действиями : систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем) Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс Нижний Новгород 8) формирование Второго народного (земского) ополчения 4) 1610-е гг 5) Омск Строительство Транссибирской магистрали 3) 1890-е гг. Архангелогородская губерния 2) первые годы жизни М. В. Ломоносова 1710-е 7) Екатеринодар (Краснодар Противостояние Красной армии и Добровольческой армии генерала А. И. Деникина 1910-е

Слайд 14

выявлять характерные признаки исторических явлений, раскрывать причинно-следственные связи событий Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.? – неудачное завершение русско-японской войны – покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II – неудачи России в Крымской войне – создание организации «Народная воля» Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: правильный ответ – неудачи России в Крымской войне; объяснение, например: поражение в Крымской войне продемонстрировало экономическое отставание России от сильнейших европейских держав. Причиной этого отставания было существование крепостного права, которое создавало нехватку рабочей силы, препятствовало повышению эффективности труда и тем самым сдерживало развитие промышленности. В результате поражения правящая верхушка осознала необходимость отмены крепостного права, что, в свою очередь, привело к необходимости проведения других реформ.

Слайд 15

сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, народные восстания под предводительством С.Т. Разина и под предводительством Е.И. Пугачёва имели различия. Приведите не менее двух различий. Могут быть приведены различия: Е.И. Пугачёв, в отличие от С.Т. Разина, выдавал себя за царя (императора Петра III); Е.И. Пугачёв, в отличие от С.Т. Разина, заимствовал государственные атрибуты, существовавшие в Российской империи (Военная коллегия, графские титулы для приближённых и т.д.); в восстании под предводительством Е.И. Пугачёва приняли участие горнозаводские рабочие, а в восстании под предводительством С.Т. Разина нет; восстание под предводительством Е.И. Пугачёва было более масштабным по численности участников и охвату территории.

Слайд 16

работа с информацией Чтение ответы учебного на текста, вопросы, выполнение различных заданий понимание того, какие положения /позиции/ идеи/понятия используются при раскрытии той или иной темы

Слайд 17

представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире Желательно изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировать фактами общественной жизни современного общества, примерами из личного социального опыта обучающихся, из истории. При этом особое внимание следует уделять фактам из истории своего родного края, произведений национальной литературы.

Слайд 18

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ чтение с маркировкой, ответы на вопросы к тексту (в том числе и практические), перевод текстовой или табличной информации в графические схемы, составление плана и аннотации, написание рефератов и составление докладов по одному и нескольким источникам. Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». Китайская мудрость «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский, русский философ

Слайд 19

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ПИСАТЬ СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ сопоставить и сравнить примерно одинаковые тексты на общую тему (2 – 3 текста) проанализировать тексты друг друга и под руководством учителя выявить логические и смысловые ошибки, выделить ключевые смысловые элементы в текстах друг друга; сделать общие выводы на основе двух и более текстов при групповой работе, выделить в каждом из них общее и особенное, если они касаются одной сферы или социального процесса, деятельности политика, публичного персонажа; интерпретировать информацию, при соотнесении текста с данным учителем высказыванием, темой, суждением; выделить главную информацию в текстах обучающихся (выделение важных деталей, создание нового (общего) варианта текста без малозначимых подробностей);

Слайд 20

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ПИСАТЬ СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ сжать или развернуть информацию, дополняя текст подробностями (формулирование смысла текста, его идеи, основных проблемы в двух-трех предложениях, развертывание короткого исторического текста, дополнение его подробностями); выделить хронологическую или причинно-следственную последовательность событий в тексте, который написал обучающийся; взаимно резюмировать главную идею текста (статьи, новостного сообщения), созданного обучающимся, написать альтернативное название или очень короткую аннотацию; предложить в мини-сочинении альтернативные (негативные) варианты развития ситуации, процесса, явления в обществе, выявить критерии выбора и реализации этих инициатив; рецензировать создаваемые друг другом тексты по исторической тематике под руководством учителя, находить и устранять логические и смысловые ошибки, корректировать фактические ошибки и обосновывать причинно-следственную связь описываемых процессов или явлений.

Слайд 21

выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования Составление биографических справок характеристик исторических личностей знакомит учеников с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку

Слайд 22

выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования История России. Тема «Отечественная война 1812 года» Дается одинаковое для всех учащихся задание - личная оценка события. Для этого задается вопрос: « Ранее изученные факты дают вам полную картину хода Бородинской битвы, но историки разделились во мнении о том, кто в этой битве победил. Мне, учителю, это тоже кажется резонным, а вам?»

Слайд 23

Бородино: победа или поражение? Б) «Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, седьмого сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской». (Е-В.Тарле) Б) «Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, седьмого сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской». (Е-В.Тарле) Проанализируйте позиции историков. К какому выводу о том, кто победил в Бородинской битве, приходит каждый ученый? Какие три позиции в этом вопросе можно выделить? Какие доводы приводят сторонники противоположных позиций? С учетом мнений историков выскажите собственное мнение об исходе Бородинского сражения. Свою позицию и аргументы представьте в виде небольшого эссе.

Слайд 24

Содействие социализации личности, т.е. интеграции индивида в общество, в различные типы социальных отношений. Результат этого процесса - формирование личности, ответственной за свою судьбу и за судьбу своего Отечества, разделяющей цели и ценности современного российского общества, способной на самоопределение и эффективное участие в различных видах деятельности в разных сферах жизни общества. Освоение культурных кодов(нормы, ценности, смыслы и т.д.) Усвоение знаний в различных областях и способах их приобретения Освоение социальных ролей, используя исторический опыт предшественников Роль общественно-научных предметов (истории, обществознания и т.д.) в реализации ФГОС

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ alla_kara@mail.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум по решению методических кейсов Кузьмина Эльвира Александровна , учитель истории и обществознания МБОУ-СОШ №17 г. Армавира, Председатель регионального профессионального Сообщества учителей истории и обществознания Краснодарского края 16.08. 2022 г.

Слайд 2

Практикум по решению методических кейсов https://edsoo.ru/Issledovaniya.htm 2

Слайд 3

Практикум по решению методических кейсов Тема «Афинская демократия» является сложной и интересной. Она раскрывается на нескольких уроках. Начинаем с темы «Зарождение демократии в Афинах», дополняется в ходе нескольких уроков, в том числе при изучении темы «Афинская демократия при Перикле». § 29. «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» . § 30. «Зарождение демократии в Афинах» . § 31. «Древняя Спарта» . § 40 . «Афинская демократия при Перикле». (В главе 9 «Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии». 3

Слайд 4

Практикум по решению методических кейсов Актуальные планируемые результаты Личностные Метапредметные Предметные Формирование гражданских качеств личности на примере отношения граждан Древних Афин к своему полису, Воспитание эмоционально-ценностного отношения к своей стране, родному краю, Воспитание патриотов Отечества, уважающих права и свободы других людей, Формирование активной жизненной позиции в служении Отечеству Работа с информацией, представленной в разных знаковых системах, Формирование базовых логических операций : сравнение, обобщение, систематизация , Формирование коммуникативных умений (сотрудничество в классе, группе и др.) Рассказывать об особенностях афинской демократии, рассказывать о Солоне, Клисфене , Перикле как исторических личностях (оценка деятельности), Сравнивать государственное устройство Древних Афин и восточных держав (деспотий), Сравнивать политическое устройство Афин и Спарты, Объяснять и применять межпредметные и предметные понятия 4

Слайд 5

Практикум по решению методических кейсов акрополь, Агора, архонт, ареопаг, аристократия, демос, демократия, гражданин, реформа, стратег, тиран, народное собрание, остракизм, полис 5

Слайд 6

Практикум по решению методических кейсов Задача темы - объяснить учащимся, что фундамент современной европейской цивилизации и современная политическая система заложены в государственном устройстве древнегреческих государств . Именно тогда в глубокой древности возникли различия в исторических путях народов Азии и Европы. Донести эту мысль до учащихся – значит помочь формированию исторического мышления школьников, задача, которую и решает преподавание истории и школе. 6

Слайд 7

Практикум по решению методических кейсов Изучении темы в основном строится линейно . Мало учитывается принцип сравнения с формами государственного устройства других государств древности . Введение в изложение принципа синхронности повысит эффективность изучения темы. 7

Слайд 8

Практикум по решению методических кейсов Задание 1. Отметьте на « ленте времени » темы, при изучении которых наиболее целесообразно заполнить таблицу. Борьба знати и демоса в Афинском полисе – избрание архонтом Солона – Законы Солона - Перемены в управлении Афинским полисом – Преобразования Клисфена – Греко-персидские войны – Расцвет афинской демократии при Перикле 8

Слайд 9

Практикум по решению методических кейсов «Управление в Персидской державе и Афинском полисе» Линии сравнения Персидская держава Афинский полис Кто обладал верховной властью. Неограниченная власть единоличного владыки. Народное собрание, в котором принимали участие граждане. Форма государства. Восточная держава (деспотия). Демократия – власть народа. Как именовались жители государства. Их права. Подданные царя, не имевшие никаких прав и полностью зависевшие от прихоти владыки. Афинские граждане свободные жители Афин (мужчины, достигшие определённого возраста). Афиняне обладали правами и обязанностями. Важнейшее право – участвовать в управлении полисом, избирать и быть избранным. Как управлялось государство. При помощи чиновников, выполнявших волю царя. Главный орган управления – Народное собрание. Афиняне избирали Совет пятисот для решения повседневных дел, различных должностных лиц судей. Принципы комплектования войска. Во время походов набиралось из воинов покорённых стран. Афинское войско состояло из граждан. защищать родину считалось важнейшей обязанностью каждого гражданина. 9

Слайд 10

Практикум по решению методических кейсов Наглядность в обучении 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 11

Практикум по решению методических кейсов Наглядность в обучении Различные формы общественной и политической жизни отразились в принципах градостроительства, типах зданий, художественных приёмах изобразительного искусства 11

Слайд 12

Практикум по решению методических кейсов Если для Древнего Египта основными постройками являлись храмы, пирамиды, обелиски, то в Древних Афинах потребовалось строительство общественных зданий Вопросы для учащихся: 1.Какие принципы градостроительства типичны для Древнего Египта, а какие для Древней Греции? Сравните по иллюстрациям и объясните . 12

Слайд 13

Практикум по решению методических кейсов Личность 13 1 1 2 3 4

Слайд 14

Практикум по решению методических кейсов Вопросы для учащихся: 2.Кого и как изображали скульпторы в Древнем Египте и в Древней Греции? Объясните различия. 14 1 2

Слайд 15

Практикум по решению методических кейсов Органы управления До Солона При Солоне При Перикле Главный орган управления. Права населения в управлении. Другие органы управления. Должностные лица: процедура назначения, права и обязанности. Суд. Становление и развитие афинского полиса Объясните почему правление в афинском полисе называется демократией? Вспомните с какой сферой жизни общества связаны понятия гражданин, демократия и объясните их смысл. 15

Слайд 16

Практикум по решению методических кейсов Работа с понятиями (акрополь, агора, архонт, ареопаг, аристократия, демос, демократия, гражданин, реформа, стратег, тиран, народное собрание, остракизм, полис) . Задание: разделите их на три группы Межпредметные понятия ( с обществознанием): Слова, вошедшие в современный русский язык: Предметные понятия : 16

Слайд 17

Практикум по решению методических кейсов Межпредметные понятия (с обществознанием): Слова, вошедшие в современный русский язык: Предметные понятия : -аристократия -демократия -тиран/тирания -реформа -остракизм -гражданин -аристократия -демократия -тиран/тирания -реформа -остракизм -стратег -полис -демос -акрополь -агора -ареопаг -архонт -народное собрание -стратег 17

Слайд 18

Практикум по решению методических кейсов Задание: подобрать понятия, противоположные в историческом смысле, и прокомментировать , какие события в древнегреческой истории связаны с ними : аристократия – демос , демократия – тирания . 18

Слайд 19

Практикум по решению методических кейсов г р а д т ж е и а п д м р а р е о п а г о а р и л н с о б р а н и е с и и ф с т с н а р х о н т о р р к о с т р а к и з м а к р о п о л ь г а т а о е т д е м о к р а т и я г и а я Задание к кроссворду По вертикали: 1 ) Рыночная площадь в Древних Афинах. 3 ) Знатные люди. 4 ) В переводе с древнегреческого « народ » . 6 ) Древнегреческий законодатель, который заложил основы демократии в Афинах. 10 ) Холм в Афинах, где расположены храмы. 13 ) Так называется проводимое кем-либо преобразование. По горизонтали: 2 ) Совет знати. 5 ) В Древних Афинах изгнание сроком на 10 лет. 7 ) Правитель в Древних Афинах, выбираемый Советом знати. 8 ) Город-государство. 9 ) Единовластный правитель в Древней Греции. 11 ) Древнегреческий законодатель, введший « суд черепков » . 12 ) Вождь Афинской демократии в V в. до н.э. 14 ) В переводе с древнегреческого « власть народа » . 15 ) Полноправный член Афинского полиса. 19

Слайд 20

Практикум по решению методических кейсов Сравнить две судебные процедуры , представленные в учебниках федерального перечня: стр.84 и стр.194 20

Слайд 21

Практикум по решению методических кейсов Сравнить две ситуации, известные из источников и, как правило, представленные в учебниках из федерального перечня: суд царя Соломона и суд над Сократом 21 1 2

Слайд 22

Практикум по решению методических кейсов Задание 2. Работа с понятиями многопланова. Для достижения образовательных результатов и успешной проработки темы рекомендуется показывать учащимся различные основания по систематизации изучаемых понятий и терминов в зависимости от этапа урока и его задач . Ознакомьтесь с предлагаемой ниже группировкой понятий и терминов темы. На каких этапах изучения темы и для чего ее целесообразно использовать? 22

Слайд 23

Практикум по решению методических кейсов Форма государства; кто управлял Полис Гражданин Формы государственной власти, типы политической системы Демократия Тирания Олигархия (в Спарте) Названия органов управления, должностных лиц Народное собрание Ареопаг Архонт Стратег Принципы управления Реформа Остракизм Группы населения Аристократия Демос Места, где протекала общественная жизнь Агора Акрополь А) Для сравнения политической системы Древних Афин и Спарты Б) На итоговом уроке-обобщении по данной теме В) На итоговых уроках по теме «Древняя Греция» 23

Слайд 24

Практикум по решению методических кейсов Задание 3. Сравнение государственного управления в Афинах и Спарте - представлено в Примерной рабочей программе по истории (5 – 9 классы) как основной вид деятельности. Для развития творческих способностей учащихся рекомендуется находить разнообразные основания для операции сравнения. Приведенные в качестве примера линии (принципы) сравнения можно использовать для индивидуальной или групповой работы . 1) Составление традиционной сравнительной таблицы по управлению в Спарте и Афинах с указанием органов власти и должностных лиц 2) Через состав групп населения Афинского и Спартанского полисов, их отношения к власти (кто управлял) 3) Через понятия и термины, характеризующие управление в Афинах и Спарте Выполнению каких методических задач соответствует применение каждого из типов сравнений? Соотнесите. А) Формирование умения сравнения информации по любому заданному признаку, который не является основным для данного ряда фактов, явлений, процессов. Б) Развитие умения сравнения на уровне общих, существенных свойств предметов, явлений, процессов. В) Формирование умения сравнивать информацию по главным признакам и основаниям, характеризующим историческое явление. 24

Слайд 25

Практикум по решению методических кейсов https://instrao.ru – ФБНУ «Институт стратегии развития образования» https://edsoo.ru - «Единое содержание общего образования» А.А. Вигасин , Г.И. Годер , И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Под редакацией А.А. Искендерова /. М., «Просвещение», 2020 25


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательный потенциал современного урока истории Т.А. Халилов

Слайд 2

Нормативно - правовая база Стратегия национальной безопасности РФ; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года; ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712; ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287; ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712.

Слайд 3

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Слайд 4

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года На государственном уровне патриотизм определен как одна из приоритетных ценностей в структуре ценностей российского общества и государственной политики. Это актуализирует поиск эффективных форм и механизмов его развития в системе патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Слайд 5

Форматы, механизмы, инструменты Воспитание гражданско-патриотических качеств реализуется через: урочную и внеурочную деятельность; соблюдение и проведение традиционных мероприятий; сохранение музея как центра военно- патриотического воспитания учащихся; продолжение исследовательской и поисковой работы в муниципальном образовании; поступление выпускников образовательной организации в военные учебные заведения; проведение праздников и соревнований, посвященных военно-патриотической работе.

Слайд 6

Воспитательная составляющая по предмету «История» отражена в «Примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций» (протокол ФУМО по общему образованию от 22 июня 2022 г. № 3/22), призванной обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС и направленных на формирование патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания, ценности научного познания и культуры здоровья. В разделе 2. Содержательный «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности» (п. 2.2.) приведён примерный перечень видов и форм деятельности педагогических работников с целью реализации воспитательного потенциала в урочной и внеурочной деятельности.

Слайд 7

ФГОС ООО – 2021 ФГОС ООО-2021 фиксирует принцип единства учебной и воспитательной деятельности и предполагает взаимосвязь и взаимодополнение обучения, воспитания и развития. Концептуально ФГОС «третьего» поколения и ФГОС «второго» поколения строятся на одной целевой платформе, поэтому предлагают называть ФГОС 2021 не «новыми», а «обновленными».

Слайд 8

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества: в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

Слайд 9

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно- нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе - на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

Слайд 10

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально- ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

Слайд 11

Воспитательный потенциал предмета «История» в основной школе раскрывается путем включения соответствующих форм деятельности в процесс преподавания. В основе конструирования воспитательного процесса лежит интеграция учебной и внеучебной работы.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные формы и методы в воспитании патриотизма и гражданственности на уроках истории: федеральные тренды и региональный опыт С.В. Исаченко

Слайд 2

п атриотизм и гражданственность Патриотизм (от греч. p atris – родина) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; любовь к родине Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества, в котором живет

Слайд 3

Гражданское и патриотическое воспитание на материалах истории процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбы, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, развития чувства уважения к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу России

Слайд 4

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ»: 1. направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; 2. обеспечивает развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведение мероприятий патриотической направленности; 3. предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей: обучающимся прививаются базовые ценности на уроках, на занятиях по интересам и на массовых мероприятиях.

Слайд 5

Особенности гражданско-патриотического воспитания На уровне НОО формируют основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, народ и историю России . На уровне ООО школьники приобщаются к общечеловеческим ценностям в рамках формирования российской гражданской идентичности. Формируют отношение к базовым национальным ценностям российского общества, которые учитывают историко-культурную и этническую специфику региона . На уровне СОО формируют готовность школьников к защите интересов Отечества, к патриотическому служению. Углубляются и расширяются знания о процессах различных сфер общества, о правах людей. Развиваются волевые процессы, усиливаются и становятся осознанными чувства и переживания, которые вызывают события в общественно-политической жизни, формируются нравственные взгляды и убеждения.

Слайд 6

Д ля учеников 1-11 классов «Разговоры о важном » ( письмо Минпросвещения от 17.06.2022 №03-871 )

Слайд 7

М ногофункциональные гражданско-патриотические порталы

Слайд 8

М ногофункциональные гражданско-патриотические порталы

Слайд 9

Группы интерактивных методов обучения

Слайд 10

Направления воспитательной работы в школе 2021/22 учебный год 2022/23 учебный год 1. Духовно-нравственное развитие 1. Духовно-нравственное воспитание 2. Воспитание и социализация 2. Гражданское воспитание 3. Профессиональная ориентация 3. Трудовое воспитание 4. Здоровьесберегающая деятельность 4. Физическое воспитание 5. Экологическая культура 5. Экологическое воспитание 6. Эстетическое воспитание 7. Патриотическое воспитание 8. Ценность научного познания

Слайд 11

Непрерывная система казачьего образования

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ 224 Об утверждении плана графика методической работы по обновлению ФГОС

Приказ 224 Об утверждении плана графика методической работы по обновлению ФГОС...

Итоговый тест . Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя

итоговый тест по прохождению курса"Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя."...

Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (русский язык)

Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (русский язык)Промежуточная аттестация...

Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"

Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя". Разработка технологической карты урока по литературе....

В рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя».Практическая работа №2 Ненашкина С.И.

Данный учебно-методический материал содержит технологическую карту урока  по теме: "Экспериментальная проверка закона ДЖоуля-Ленца",  8 класс...