Психологический анализ урока
материал по истории (7 класс)

Терентьев Александр Сергеевич

Тема урока «Изменения в социальной структуре российского общества в XVII веке». Целью данного урока является формирование у обучающихся представления об изменениях в социальной структуре российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_analiz_uroka.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический анализ урока

Выполнил: учитель истории,

обществознания и права

Терентьев Александр Сергеевич

 


I. Психологическое обоснование цели и структуры:

Цели урока соответствуют программному материалу, поставлены в соответствии с учетом программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений обучающихся, места урока в системе уроков по данной теме, подготовленности учеников.

1.1. Тема урока «Изменения в социальной структуре российского общества в XVII веке». Целью данного урока является формирование у обучающихся представления об изменениях в социальной структуре российского общества.

Обучащиеся знакомятся с такими понятиями: владельческие крестьяне, черносошные крестьяне, поземельная подать, подворная подать, посад, слобода, белые слободы, черные слободы.

1.2. Предметом работы учителя являются такие качественные характеристики интеллекта детей, как знание - учащиеся запоминают основные понятия с помощью таблицы (использование на разных этапах урока понятий владельческие крестьяне, черносошные крестьяне, поземельная подать, подворная подать и др.) а так же с помощью иллюстраций и установок на осмысление («выделите», «чем отличается»); понимание - учащиеся понимают основные факты урока; применение - учащиеся используют понятия полученные в ходе работы с документом, а также в ходе работы с картиной.

На примере работы с таблицей можно сделать этот вывод о том, что на уроке созданы условия для: развития мышления (умения анализировать, выделять главное, сравнивать); развития элементов творческой деятельности (пространственное воображение - работа с картой, а так же сообщение ученика, путешествие по городу (работа с картиной)); развитию критического мышления способствовал анализ документа, умения вести диалог; развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей в ходе работы с различными источниками информации). Однако работа с документом была не слишком продуктивна, так как документом являлось Соборное уложение 1649 года и язык его написания сложен для восприятия семиклассников.

Учитель помогает учащимся в выработке положительной самооценки: речь учителя соответствует педагогическим качествам (уважение к ученикам, обращение по имени), обращение к учащимся в теплой, дружеской манере («ребята»), конкретные учащиеся иногда поощряются за корректную работу («все правильно, молодец»), обращение по имени, поддерживал внимание сменой вида деятельности и фразами «обратите внимание» и «о чем идёт речь», сталкивающихся с такими трудностями на уроке, как низкая речевая активность учеников на уроке (дети долго отвечали на наводящие вопросы учителя), отвлечение внимания детей от урока.

1.3.  В воспитательной цели урока формируются такие качества личности, как воспитание активной жизненной позиции, человеческой порядочности, гуманизм и любовь к прекрасному (учитель для описания быта казаков зачитывает отрывок из художественной литературы: Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»);

Развитие у школьников коммуникативной культуры на уроке проходило слабо. В основном учитель сам пояснял материал. Не всегда ученики отвечали на вопросы учителя. На открытый вопрос дети высказывали точку зрения, но не все это сделали. Дискуссии по проблемному вопросу не случилось. Однако некоторые дети хорошо высказывают точку зрения. Однако большинство класса молчали.

1.4. Структура и задачи урока не в полной мере соответствовали возрастным особенностям учеников. Это прослеживается в утомляемости класса во время урока. Однако многие задачи были успешно реализованы на уроке. Например формирование интереса к изучению истории. Также была сформирована выработка умений работать с учебной информацией (составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы). Ученики выделяли в речи учителя главную мысль, что тоже являлось задачей урока, которая была реализована. Ученики научились определять и объяснять понятия и работать с понятийным аппаратом. Структура урока была построена так, чтобы привлекать внимание учеников с помощью разнообразных методов и приёмов обучения.  

Говоря о физиологических особенностях возраста, стоит отметить, что отмечается небольшая утомляемость в связи с тем, что материал был подан без учёта возрастных особенностей. Однако на уроке использовались разнообразные методы работы с классом (заполнение таблицы, работа с документом, с картой, с иллюстрациями, с учебником). Это способствовало быстрому темпу урока.

На уроке учитывались  психологические особенности возраста: не переносит состояния ожидаемости - урок прошел в быстром темпе и нескучно (несмотря на небольшую утомляемость учеников во время урока). В этом возрасте формируется собственная точка зрения. На уроке был задан проблемный вопрос, что позволило каждому сформировать личное мнение об изучаемом периоде, у каждого была возможность высказать свою точку зрения, но не все её высказали (скорее всего из-за застенчивости учеников). В этом возрасте происходит развитие логического абстрактного мышления и для его развития были использованы различные приёмы работы такие как: заполнение таблицы и составление схемы, мало было уделено развитию интимно-личностного общения.

На уроке была неполная дисциплина, дети иногда шумели, но не вставали с мест, внимательно слушали учителя, хоть и иногда отвечали не по руке (не по требованию учителя). Урок был интересным, насыщенным разнообразными методами, что повышало интерес к предмету - истории.

1.5. Стиль общения с классом - демократический. Общение учителя с учениками как с равным по положению. Ученик не является объектом обучения. Разъяснение при непонимании материала учащимися: пояснение с помощью примеров и аналогий; предоставление учащимся дополнительной информации. Оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним. Пояснения, вопросы и примеры по содержанию урока запрашиваются у учащихся. Тактично отмечается наличие ошибок у учащихся.

II. Мотивация учебной деятельности школьников на уроке.

2.1. Для учеников характерны следующие мотивы: интерес к истории, понимание трудности и важности темы урока, общественная и личная значимость истории, самообразование.

2.2. Учащиеся пришли на урок в хорошем настроении, но их активность была низкой. Они были настроены на урок, но при этом отвлекались от урока и из-за этого не всегда отвечали на вопросы учителя

2.3. В течение всего урока обучающиеся не активно работали, они были несговорчивы. Ослабление сосредоточенности и появление рассеянности присутствовало на разных этапах урока у некоторых учеников, но учитель пытался активизировать детей на работу с помощью наводящих вопросов для детей, которые не понимали материал

2.4 Положительную мотивацию школьников к учению учитель воспитывает путем варьирования форм учебной деятельности и применение различных приёмов обучения (заполнение таблицы, работа с документом, с картой, с иллюстрациями, с учебником, отрывок из художественного произведения). Здесь можно было бы использовать такой приём, как беседа с учениками для формирования положительной мотивации к изучению темы путём общения с учителем. Также для формирования положительной мотивации учитель использовал методы поощрения учеников («Молодец», «Правильный ответ»).  

III. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.

3.1. Учитель приветствует учащихся. Говорит спокойным уверенным тоном, настроен на работу. В своей речи учитель выделяет основные идеи урока, постепенно с помощью опоры на материал предыдущего урока ввел учеников в тему урока и определил задачи, которые требуется разрешить;

При изучении темы, учитель продолжает давать ученикам новый материал, который был начат на прошлом уроке. Учитель готовит учеников к прослушиванию докладов своего одноклассника (ученик рассказывает доклад про положение духовенства в XVII веке). Также учитель акцентирует внимание на таблице, которую ученики должны заполнить на уроке.

Учитель активно использует наглядность. При рассказе о городском населении, учитель направляет внимание учеников на слайд и предлагает путешествие по городу. На слайдах присутствуют изображения города и его частей и населения (посад, белые и чёрные слободы).  Так же для систематизации знаний у обучающихся использовались схемы, которые были простыми для восприятия и достаточно краткими для того, чтобы передать саму суть явления. Это способствовало формированию у учеников прослеживания причинно-следственных связей.

         Учитель пояснял отдельные части материала, которые могут вызывать затруднение при самостоятельном изучении.

3.2. Какими приемами поддерживает внимание учитель?

Учитель активно и динамично ведёт урок, меняя разные формы деятельности (Работа с документом, работа с картой, работа с таблицей) Учитель поддерживает внимание учеников. Например, в момент, когда один из учеников отвлёкся, учитель обратился к нему по имени.

Присутствует яркость изложения (использовалась для наглядности презентация).

Также учитель привлекал внимание фразой: «обратите внимание на слайд», «посмотрите пожалуйста в ваши записи».

Учитель использует акцентирование внимания учеников на различные виды источников. (документ, карта, картины, отрывок из художественного произведения, учебник)

Учитель перед началом работы ставил исследовательские вопросы, которые позволяли поддерживать внимание.

Использование мнения отдельных учеников для определения тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает другим. Кто отвлекал класс от работы получал плохую оценку от учителя («Плохо, нужно было слушать материал»).

3.3. Какие приемы запоминания и воспроизведения использовались на уроке?

На уроке использовались такие приемы запоминания и воспроизведения как:

-понимание (например, ученики на основе своих знаний пытались объяснить причины изменений произошедших в социальных группах, выявить закономерную, логическую цепочку)

-Сравнение (ученики сравнивали в таблице сословия российского общества, а также как менялось их положение до смутного времени и при первых Романовых)

-Классификация - весь материал урока был систематизирован в таблице. В каждом сословии рассматривались группы внутри сословий, их права и обязанности. Ученики создавали иерархию сословий, что сформировало у них представления о положении сословии в российском общества XVII века.

-разнообразие повторений (после каждой дискуссии учитель просит сделать вывод по ней)

-опора на наглядный, образный материал(при изучении городского населения использовались картины)

-запись в таблице с фиксацией положения; учитель разбил весь материал на смысловые блоки; учитель использовал классификацию всех социальных групп данного периода,  что обеспечивает специализацию связей при запоминании.

3.4. Как соотносится произвольное и непроизвольное внимание, произвольно и непроизвольное запоминание?

Урок строится на актуализации произвольного внимания - учитель устно дает указания ученикам сосредоточиться на том или ином задании, контролирует и направляет их деятельность. Но ученики быстро утомляются. Поэтому используются различные способы актуализации непроизвольного внимания на уроке: показ яркого наглядного материала – использование картин, отрывка из художественного произведения.

Для формирования непроизводного внимания учитель использовал такие средства, которые вызывали активную умственную работу над ним (заполнение таблицы, анализ исторического источника), для формирования производного внимания использовались такие приемы как четко поставленные задачи и были даны дифференцированные задания.

3.5. Оцените качество восприятия и запоминания учащимися учебного материала.

Информация воспроизводилась недостаточно полно. Ученики не в полной мере высказывали свою точку зрения слабо, отвечали на вопросы учителя. Но с помощью разнообразных методов и приёмов обучения учитель поднимает уровень качество восприятия и запоминания учащимися учебного материала. Иногда учитель разъясняет сложные моменты в материале.

3.6. Организация мыслительной деятельности на уроке.

Учитель на прошлом уроке привёл высказывание историка и поставил проблемный вопрос перед учениками: «Л.В.Черепнин: "Структура общества в России 17 века была феодальной. Сословный строй принял достаточно четкие очертания". Как вы думаете, ребята, справедливо ли высказывание историка». Ученики должны были ответить на вопрос в конце урока. Учитель в начале урока напомнил учащимся об этом вопросе.

Учитель применяет исследовательский метод. Например, ученик самостоятельно читают параграф учебника, а также текст документа. С помощью учителя дети читают документ. Учитель поясняет сложные моменты в документе. Учитель, перед тем, как зачитывать отрывок из художественного произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», задаёт вопросы, на которые дети должны ответить после прочтения учителем отрывка: «Казаки были лично свободными?», «Какие были основные занятия казака?»

3.7. Какие логические задачи ставит учитель перед учащимися?

Учитель даёт готовый алгоритм для выполнения учениками самостоятельной работы.

3.8. Какими приемами учитель водит и формирует понятия?

Учитель водит и формирует понятия такими приемами как выделение в предметах свойств – прием сопоставления одного объекта с другим (Таким приёмом формируются понятия черносошные и владельческие крестьяне);

дифференциация признаков на общие и отличительные – прием выделения сущностных признаков, приведение примеров, поиск общего признака, сравнение и др. (посад, слобода).

3.9. Какие приемы использовались учителем для развития мышления?

1.Развитие пытливости школьников, формирование у них потребности самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них (Дети работают с разными источниками, обсуждают заданную путеводителем проблему, отвечают на поставленные вопросы ).

2.Учитель использует такие приемы как:

сравнение (дети работают с таблицей, которая позволяет сравнить положение сословий)

обобщение (дети, работая с разными источниками делают общий вывод по критерию)

конкретизация (во время разбора пункта «городское население», дети конкретизировали население, проживающего в городе (город – общее, население – единичное))

3.10. Какие качества мышления были проявлены школьниками?

1.самостоятельность- умение делать выводы, после проведенной работы.

2.широта-деятельность, которая охватывает различные области, так как данная тема предполагает взаимодействие со знаниями из политической и экономической жизни.

3. гибкость - свобода мысли. Некоторые ученики применяли знания, выходящие за рамки учебной программы.

3.11. Как развита речь учащихся?

Речевая активность была недостаточно проявлена, работало всего несколько учащихся, так как учитель сам отвечал на вопрос, то есть слабая установка контакта с классом. Речь учеников была выразительна и обладала правильностью произношения слов и ясностью основных предложений. Техника речи: медленный темп произношения у учеников из-за неуверенности правильного ответа на вопрос, однако при произношении прослеживается чёткая дикция. То есть ученики обладают хорошей техникой речи, но из-за неуверенности наблюдается её небольшое ухудшение.

3.12. Какие приемы использует учитель для развития воображения учащихся?

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.

Во время урока учитель предложил ученикам «Отправиться в путешествие по древнерусскому городу». Был использован иллюстративный материал для большего развития воображения учащихся. Также во время прочтения учителем отрывка из художественного произведения «Тарас Бульба» у детей развивалось воображение.

IV. Воспитывающее влияние урока.

4.1 Духовные потребности.

Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании и развитии самосознания, способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Эстетическое воспитание – расширение художественного кругозора. Достигается путём использование на уроке фрагмента из художественного произведения Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».  Также с помощью слова учителя и использования наглядности (иллюстративный материал). осмысление человеком своей сущности, самоидентификация путём сравнения у обучающихся образов населения Российского государства XVII века с настоящим временем и своим положением в обществе.

4.2 Эмоции, полученные обучающимися на уроке.

Положительные эмоции: радость, удивление, удовлетворение, конструктивное сомнение

Отрицательные эмоции: неуверенность (когда учитель спрашивает, многие стесняются отвечать), непонимание (в моменте с прочтением документа)

4.3 Стимулирование интереса обучающихся достигается следующим образом:

-Интерес к теме стимулируется с помощью наводящих вопросов

-Используются необычные и интересные аспекты темы (путешествие по городу при разборе пункта «Городское население»)

Помощь учащимся в выработке положительной самооценки достигается следующими способами:

-Обращение к обучающимся в дружеской манере (ребята, обращение по имени)

-Поощрение учеников за работу на уроке (Молодец, садись)

-Поддержка учеников, одобрение путём мотивирования к следующим ответам («вы начали правильно, давайте я вам помогу»)

Поддержка рабочей включенности достигается следующими способами:

-Варьирование форм учебной деятельности (Комментированное чтение документа, заполнение таблицы, доклад ученика про духовенство, работа с картой)

-Использование активных методов обучения (доклад, дискуссия по проблемному вопросу)

-Использование наглядности (иллюстративный материал, карта)

Побуждение к активности и самостоятельности достигается следующими способами:

-Постановка проблемного вопроса

-Делегирование полномочий

4.4 Черты личности:

-Когнитивная сфера личности: наблюдательность, устойчивость и распределение внимания, критичность ума, аналитические способности.

-Эмоциональная сфера личности: эмпатия, уравновешенность, чувство юмора

-Регулятивная сфера личности: воля, целеустремлённость, самоконтроль, трудолюбие, самодисциплина

V. Учет возрастных, типологических, индивидуальных особенностей школьников.

5.1 Говоря о физиологических особенностях возраста, стоит отметить, что отмечается небольшая утомляемость в связи с тем, что материал был подан без учёта возрастных особенностей. Однако на уроке использовались разнообразные методы работы с классом (заполнение таблицы, работа с документом, с картой, с иллюстрациями, с учебником). Это способствовало быстрому темпу урока.

На уроке учитывались  психологические особенности возраста: не переносит состояния ожидаемости - урок прошел в быстром темпе и нескучно (несмотря на небольшую утомляемость учеников во время урока). В этом возрасте формируется собственная точка зрения. На уроке был задан проблемный вопрос, что позволило каждому сформировать личное мнение об изучаемом периоде, у каждого была возможность высказать свою точку зрения, но не все её высказали (скорее всего из-за застенчивости учеников). В этом возрасте происходит развитие логического абстрактного мышления и для его развития были использованы различные приёмы работы такие как: заполнение таблицы и составление схемы, мало было уделено развитию интимно-личностного общения.

На уроке была неполная дисциплина, дети иногда шумели, но не вставали с мест, внимательно слушали учителя, хоть и иногда отвечали не по руке (не по требованию учителя). Урок был интересным, насыщенным разнообразными методами, что повышало интерес к предмету - истории.

Обращается по имени, либо «ребята».  Информацию, которую проговаривает учитель, присутствует и на слайде - учитывается восприятие каждого ребенка.

5.2. Групповой подход проявляется во фронтальной беседе с учениками. Учитель обращается к ученикам: «Ребята, вспомните», «Давайте ответим на вопрос». Индивидуальный подход был применён в самостоятельной работе ученика (доклад на тему «Положение духовенства в XVII веке»)

VI. Деятельность учителя:

6.1. Конструктивная деятельность учителя

- выбор содержания учебного материала. Учитель грамотно подбирает содержание материала, полно в соответствии с предметом истории и психологическими особенностями детей. Информация подробная, полная.

- выбор методов обучения. Каждый использованный метод (устный, наглядный) был органично  и обоснованно применён  на уроке и оправдал себя.  Посредством использованных методов обучения учитель чётко определяет цели и задачи урока и успешно их выполняет (использование наглядного метода и акцентирование на нём внимания учеников: «Обратите внимание на изображение на слайде»)

Организаторская деятельность учителя

- установление дисциплины, рабочей обстановки (Учитель ждёт, когда класс успокоится, «Здравствуйте, ребята! Садитесь! Все готовы к уроку? Давайте начнём!)

- стимулирование деятельности учеников («Молодец», «Ответ верный», «Хорошо поработал на уроке»)

- организация своей деятельности по изложению материала;

- организация своего поведения в реальных условиях;

- организация деятельности учеников (все приготовили к уроку: тетрадь, ручка, учебник)

- организация контроля (во время групповой работы контролирует работу групп, направляет )

- учебная работа организуется последовательно:

- ключевые моменты урока получают отражение в опорных конспектах  (основные понятия);

- осуществляет объединение, обобщение и закрепление учебных результатов

- отсутствуют задержки и отступления во время урока;

Коммуникативная

-осуществляет контроль и коррекцию деятельности учащихся;

- объяснение содержания ясно и дается с помощью подходящих слов и терминов;

-произношение и построение устной речи правильные;

-учитель разъясняет при непонимании, заменяет непонятные слова или фразы общедоступными выражениями; поясняет с помощью примеров, предоставляет дополнительную информацию;

6.2.Оценка проявления следующих способностей педагога:

 - авторитарных способностей учителя: решительность, выдержку, настойчивость, требовательность,  чувство ответственности за обучение, убежденности в своей правоте и умение передавать ее учащимся

- дидактических способностей: передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, преподносить ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, умение реконструировать и адаптировать материал, доходчиво излагать его, адаптировать материал, организовывать самостоятельную работу учащихся

6.3. Особенности общения с учениками:

Стиль общения: демократический.

Вид общения: диалогический

Коммуникативные умения: умения слушать, эмпатийность, умение получать обратную связь, умение управлять голосом,  понимание психического состояния класса.

6.4. Владение собой - во время урока учитель вёл себя спокойно и устойчиво; не было случаев срыва или провокацией учениками; в сложных ситуациях проявлял терпение и спокойствие.

Доброжелательность – учитель проявлял доброжелательность по отношению к ученикам. Это наблюдается в спокойной и дружелюбной речи и спокойном поведении. Когда ученики отвечали на наводящие вопросы, учитель помогал ученикам найти правильный ответ («Давай я тебе помогу»).

Уважение к учащимся - учитель уважительно относился к каждому ученику; хоть и диалога между учеником и учителем не было, учитель проявлял дружеское отношение к ученикам («Ребята»)

VII. Выводы и предложения

7.1. Урок был проведён на хорошем уровне. Цели и задачи в основном были достигнуты, но активность учеников на уроке была низкой. Не было активной работы с учениками. В основном преобладало слово учителя. Но некоторые дети показали себя с наилучшей стороны, проявили высокий интерес к уроку. Однако не все ученики его проявляли. Для этого нужно было дать ученикам больше самостоятельной работы и акцентирование внимания учителя на молчавших учеников (задавать наводящие вопросы, спрашивать у них мнение по проблемному вопросу). Также не хватало только установки на восприятие учениками информации «Обратите внимание слайд», «прочитайте здесь» и т.д. Ученики слушали учителя и не отвлекались на посторонние дела. Также редко разговаривали без разрешения учителя. Дисциплина на уроке была полной. Ученики не мешали учителю и были сосредоточены на уроке.

7.2. Урок соответствует требованиям психологии. На уроке учитывались  психологические особенности возраста: урок прошел в быстром темпе и нескучно. В этом возрасте формируется собственная точка зрения. На уроке был задан проблемный вопрос, что позволило каждому сформировать личное мнение об изучаемом периоде, каждый получил возможность высказать свою точку зрения. Происходит формирование логического мышления. На уроке это достигается путем выявления причинно - следственных связей.

Одной из проблем в этом возрасте является  потеря интереса к учебной деятельности. Урок был живым, интересным, насыщенным разнообразными методами, что повышало интерес к предмету - истории.

7.3. Учителю следуют в дальнейшем усилить целенаправленность деятельности учителя и учащихся на уроке. Нужно осуществление организационной четкости  урока от первой до последней минуты. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Совершенствование типологии и структуры урока. Также нужно акцентировать внимание на системно-деятельностном подходе. Слово учителя не должно быть затянутым. Внимание учеников должно быть всегда акцентировано на учителя. Для этого нужна установка на восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический анализ урока

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опы...

психологический анализ урока

Презентация   "Психологический анализ урока"...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Психологический анализ урока Объединение «Художественная фотография»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Художественная фотография»Тема урока: «Разбор творческих работ. Обработка и печать фотографий.»Педагог дополнительного образования: Зайцев...

Психологический анализ урока объединения "Ступеньки"

ГБОУ ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Ступеньки»Тема урока: «Графический диктант»Педагог дополнительного образования: Новикова О.В.На уроке присутствовали:педагог-психолог Кузнец...

психологический анализ урока

Данный материал использую при подготовке и анализе урока...