Экономическое развитие России в XVII в.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Урок истории в 7 классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomicheskoe_razvitie_rossii_v_xvii_v.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Экономическое развитие России в XVII в.».

Цели и задачи: познакомить с последствиями польско-шведской интервенции и Смутного времени; характеризовать изменения в сфере экономического развития России в XVII в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник; описывать новые черты, появившиеся в сфере экономического развития России в XVII в.; овладевать целостными представлениями об историческом пути русского народа при помощи исследования документов, свидетельствующих об экономическом развитии России (исторической карты, схем, источников), сопоставлять и обобщать имеющиеся в них сведения; оценивать роль всероссийского рынка для экономики страны; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознавать важность трудовой деятельности предков.

Оборудование: учебник, тетради,  ноутбуки, проектор, учебный диск «1С: Школа. История России ч.2» (С середины XVI до конца XVIII века).

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал. 5 человек садятся за ноутбуки и выполняют онлайн-тест по теме: «Смутное время в России».

III. Мотивационно-целевой этап

Вам предстоит разгадать небольшой кроссворд. Слово, которое должно у вас получиться по вертикали, имеет прямое отношение к теме нашего урока. Внимание на экран.

По горизонтали:

1. Продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями в общественной жизни, науке, искусстве (эпоха).

2. Один из символов царской власти (скипетр). 

3. Группа бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским, захватившая власть после низложения В. Шуйского (Семибоярщина). 

4. Воинское формирование, созданное во время войны из невоеннообязанных слоев населения (ополчение). 

5. Первый русский патриарх  (Иов). 

6. Нижегородский земский староста, инициатор создания Второго ополчения (Минин). 

7. Открытое военное вторжение в пределы другого государства (интервенция).

8. Форма платежа зависимого крестьянина феодалу, при котором расчет производится деньгами или продуктами труда (оброк).

9. Человек, занимающийся рискованным делом в расчете на случайный успех (авантюрист).     

По вертикали: 1. Экономика.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Тема урока: «Экономическое развитие России в XVII в.».

План урока

1. Последствия Смуты.

2. Сельское хозяйство и землевладение.

3. Развитие ремесла. Первые мануфактуры.

4. Торговля.

Проблемный вопрос

— Почему в XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы?

IV. Введение в новый материал

Сегодня мы исследуем экономическую жизнь страны в XVII в. Узнаем, что появилось нового  экономике? Что тормозило развитие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Вспомним некоторые экономические термины.

—  Обязательные платежи жителей страны в казну государства (налоги).

— Люди, занимавшиеся изготовлением на продажу или на заказ различных изделий ручной работы (ремесленники).

— Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями (ярмарка).

— Земельный участок крестьянина (надел).

— Форма зависимости крестьян, предполагающая их прикрепление к земле и подчинение судебной власти землевладельца (крепостное право).

 V. Работа по теме урока

1. Последствия Смуты

Смутное время оставило глубокий след в истории Российского государства. Оно сопровождалось гражданской войной и иностранной интервенцией. Последствия Смуты еще долго ощущались жителями страны.

— Работая с п. 1 § 17 учебника, проанализируйте последствия Смутного времени в области экономики и определите главные хозяйственные проблемы.

(Проверка выполнения задания.)

Последствия Смутного времени:

1) разорение западных и центральных районов страны;

2) сокращение посевных площадей почти в 30 раз;

3) сокращение числа рабочих рук;

4) разорение крестьянских хозяйств;

5) запустение поместий и разорение мелкого дворянства;

6) упадок промыслов, ремесленного производства, торговли;

7) оскудение казны.

— Предположите, какие задачи в области экономики стояли перед страной в данный период.

(Ученики высказывают свои предположения.)

Главная задача — найти источники экономического возрождения страны.

2. Сельское хозяйство и землевладение

  Одним из главных занятий жителей страны оставалось сельское хозяйство.  Во время Смуты обрабатываемые земли  в стране сократились наполовину. Восстановление численности населения и прежнего уровня развития производства произошло только к середине XVII в. С крестьян значительно были сокращены налоги, главным налогоплательщиком стало выступать посадское население. Чтобы восстановить дворянское войско, правительство раздавало земли в поместья. Раздача земель должна была укрепить не только дворянское, но и крестьянское хозяйство. Однако земля без закрепленных на ней крестьян не имела большой цены. Поэтому дворяне на протяжении всей первой половины века обращались с просьбой исправить положение. Чтобы поддержать дворян — главную опору трона, правительство было вынуждено издать указы, которые ограничивали право ухода крестьян с господской земли.

Давайте вспомним, как происходил процесс закрепощения крестьян начиная с XV века?

Заполнение таблицы.

Год

Документ

Содержание

1497

Судебник Ивана III

В общегосударственном масштабе введен Юрьев день (осенний). Уплата «пожилого».

1550

Судебник Ивана IV

Право Юрьева дня подтверждается, но увеличивается размер «пожилого».

1581

Указ Ивана IV «О заповедных летах»

Введен запрет на переход крестьян в Юрьев день.

1597

Указ Федора Ивановича «Об урочных летах»

Установлен 5-летний срок сыска беглых крестьян

1649

Соборное уложение Алексея Михайловича

Крестьяне навечно, наследственно прикрепляются к земле и землевладельцам.

В стране установилось крепостное право. Что такое крепостное право?

Какие повинности выполняли крестьяне в пользу землевладельца? Что такое барщина и оброк? Вспомните, какие виды оброка существовали.

Труд крепостных крестьян на барщине позволял наиболее оборотистым землевладельцам производить хлеб на продажу. Излишками продуктов торговали и крестьяне. Поэтому некоторые землевладельцы стали брать с них денежный оброк.

Благодаря принятым мерам крестьянские и дворянские хозяйства довольно быстро восстановились.

Во второй половине XVII в. новым явлением в развитии сельского хозяйства стала наметившаяся специализация отдельных районов страны.

Задание: Внимание на экран. Перед вами анимированная карта «Экономическое развитие России в XVII в.». Работая с п. 2 § 17 учебника и послушав диктора, назовите районы товарного производства основных сельскохозяйственных культур.

3. Развитие ремесла. Первые мануфактуры

В XVII в. ремесло превращалось в мелкотоварное производство. Другой особенностью ремесла в это время становится его укрупнение, создание ремесленных мастерских. Ещё одним новшеством стала специализация ремесленного производства в различных районах России.

Подъём ремесленного производства создавал предпосылки для развития предприятий нового типа — мануфактур. Они были основаны на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники. Первая из русских мануфактур (Пушечный двор в Москве) возникла ещё в конце XV в. В XVII в. число мануфактур значительно возросло.

На экран выводится иллюстрация «Мануфактура»

Из курса всеобщей истории вы узнали о развитии мануфактур в Европе. Давайте вспомним основные отличия мануфактурного производства от ремесленного труда.

Вопросы для сравнения

Мастерская ремесленника

Мануфактура

Кто работал?

 Мастер, члены его семьи, подмастерья, ученики

Наемные рабочие, численность которых могла достигать нескольких сотен человек

Присутствовало ли разделение труда?

Разделение труда практически отсутствовало. Наиболее простые работы выполняли ученики

Разделение груда на несколько простых операций

Кому принадлежали орудия труда?

Мастеру

Владельцу мануфактуры

Для кого производился товар?

В основном товар производился по индивидуальному заказу. Часть товара поступала на рынок

Произведенный товар полностью продавался на рынке

Вывод. В отличие от ремесленной мастерской на мануфактуре трудились десятки, а то и сотни наемных работников, среди которых существовало четкое разделение труда на простые операции, что позволяло значительно повысить производительность труда.

Каковы особенности российских мануфактур? (Особенностью российских мануфактур было то, что они работали прежде всего на государство. Производимую мануфактурами продукцию государство покупало по заранее им же и установленным ценам. И лишь излишки мануфактурного производства разрешалось продавать на рынке. Основную массу работных людей на мануфактурах составляли государственные крестьяне, трудившиеся на предприятиях вместо уплаты казённых податей. На мануфактурах, создававшихся боярами, использовался труд крепостных крестьян.)

В отличие от европейских стран в России до середины XVII в. мануфактуры в основном принадлежали государству. А работали на них не свободные граждане, получавшие за свой труд вознаграждение в виде зарплаты, а государственные крестьяне, т. е. использовался труд крепостных.

Вопросы для дискуссии

— Какой труд более производителен: свободных людей или крепостных?

— Как это сказывалось на экономике страны?

— Как отсутствие свободных рабочих рук влияло на развитие частных иностранных мануфактур в России?

Всего за XVII в. было создано около 60 различных мануфактур. Однако в условиях отсутствия большого количества свободной рабочей силы далеко не все из них оказались жизнеспособны.

К концу XVII в. в России действовало около 30 мануфактур. Однако отечественное мануфактурное производство не могло удовлетворить потребности государства в полном объёме. В Россию приходилось завозить железо из Швеции, а мушкеты для армии из Голландии.

Тем не менее именно в XVII в. в России началось мануфактурное производство, а из крупных купцов формировались первые династии промышленников-предпринимателей — Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы и др.

4. Торговля

Главной особенностью торговли в XVII в. стало начало формирования всероссийского рынка. Усилились хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны, в которых шёл процесс специализации по производству сельскохозяйственной и иной продукции. Развитию торговли способствовало также увеличение оброка с крестьян. Росли не только городские рынки, но и сельские торжки.

Что такое ярмарка? Ответы учеников. На экран выводится  словарная статья с диска.

Внимание на экран. Перед вами анимированная карта «Экономическое развитие России в XVII в.». Задание. Слушая диктора, запишите в тетрадь названия российских ярмарок в XVII в. и определите основные продукты и товары, которые  можно было на них приобрести.

Просмотр анимационного фильма «Ярмарка на Руси» (https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20ярмарка%20на%20руси%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1615909136421376-203993877480689460300110-production-app-host-vla-web-yp-60&wiz_type=v4thumbs&filmId=9287571835522387317).

В XVII в. возникли крупные всероссийские торговые ярмарки — Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская. Сюда в дни религиозных праздников со всей страны съезжались продавцы и покупатели. Специализация имела место в области не только производства товаров, но и их продажи. Так, центрами торговли хлебом стали Вологда, Вятка, Орёл, Воронеж, Нижний Новгород. Главными рынками соли были Вологда и Соль Камская. Пушниной торговали в Соли-Вычегодской.

Активно развивалась и внешняя торговля России. С государствами Европы она шла через Архангельск (на этот город в то время приходилось 75% всей внешней российской торговли), со странами Востока — через Астрахань, где существовали индийские и персидские торговые дворы.

До середины XVII в. иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рынке. Это вело к многочисленным протестам со стороны русских купцов. В 1649 г. царь Алексей Михайлович запретил англичанам вести внутреннюю торговлю и выслал их из России.

Развитие российской торговли тормозили внутренние таможенные барьеры, остававшиеся ещё со времён раздробленности. В 1653 г. был принят Торговый устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. ещё более ограничил права иностранных купцов: они должны были теперь продавать свои товары оптом в пограничных городах. На иностранные товары были введены высокие пошлины.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Что нового в экономике России появилось в XVII веке?

Почему в XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы?

Во многом из-за тяжелейших последствий Смуты в XVII в. Россия в своём экономическом развитии отставала от большинства европейских государств. Тем не менее именно в это время формировался всероссийский рынок, а в экономике и хозяйстве страны появились зачатки рыночных отношений. Однако рыночные отношения тормозились крепостным правом и контролем со стороны государства. В XVII в. подъём экономики сопровождался оформлением крепостного права в России.

VI. Закрепление полученных на уроке знаний.

Выполнение заданий 1,3,4,5 разного уровня сложности с учебного диска.

VII.  Домашнее задание

1. Прочитать § 17.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 36 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое развитие России в XVII веке (10 класс)

В презентации к уроку по истории России ( 10 класс) представлен материал по  экономическому развитию России в XVII веке, показаны новые явления в развитии сельского хозяйства, ремесла, появление ...

Экономическое развитие России в XVII веке

Презентация, посвящённая экономическому развитию России на примере с. Борисово и г. Можайска (нашей малой родины)...

Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"

Урок разработан по технологии деятельностного метода....

Экономическое развитие России в XVII веке

презентация история 7 класс...

Экономическое развитие России в XVII веке

Конспект урока по истории России 7класс...

Социально-экономическое развитие России в XVII веке

Цели урока:выявить, какие новые черты появились в социально- экономическом развитии России в XVII веке;показать противоречивость этих черт, поскольку в экономике России XVII века тесно переплеталось с...

Методическая разработка занятия по теме "Экономическое развитие России в XVII веке".

Методическая разработка предназначен для изучения темы экономического развития России в 17 веке: новых явлениях в эконмике, причинах отставания от стран Европы, усилении крепостной зависимости....