Олимпиада по истории
олимпиадные задания по истории (11 класс)

Егорова Лейсан Зифировна

Задания школьного этапа ВсОШ по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_.docx660.68 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ. ИСТОРИЯ.

2022-2023 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

11 КЛАСС

Всего 100 баллов

Задание I.  Выбрать правильный ответ из числа предложенных. Ответ дайте в таблице (10 баллов).

  1. Советская летчица, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны:

А) Наталья Ковшова

Б) Людмила Павличенко

В) Екатерина Зеленко

Г) Валентина Гризодубова

  1. Знаменитый полководец М.И. Кутузов участвовал в русско-турецкой войне как:

А) командующий гарнизоном крепости Кинбурн

Б) командир одной из колонн при штурме Измаила

В) руководитель штурма Очакова

Г) герой сражения на реке Рымник

  1. Автор памятника А.В. Суворову:

А) В.И. Демут-Малиновский

Б) Б.И. Орловский

В) И.П. Мартос

Г) М.И. Козловский

  1. Какое событие произошло позже всех:

А) официальное прекращение опричнины

Б) роспуск Избранной рады

В) основание Уфы

Г) бегство А. Курбского в Литву

  1. Первый губернатор Уфимской губернии, образованной при разделении Оренбургской губернии:

А) Г.С. Аксаков

Б) И.С. Аксаков

В) К.С. Аксаков

Г) С.Т. Аксаков

  1. Россия на момент вторжения Наполеона имела единственного государство-союзника:

А) Англию

Б) Пруссию

В) Сербию

Г) Швецию

  1. Командовал парадом Победы в Москве 24 июня 1945 г.:

А) Г.К. Жуков

Б) К.К. Рокоссовский

В) И.С. Конев

Г) А.М. Василевский

  1. Великая русская актриса второй половины XIX-начала XX в., актриса Малого театра, названная Жанной д’Арк русского театра, первая народная артистка Советской республики 1920г.:

А) М.Г. Савина

Б) Г.Н. Федотова

В) М.Н. Ермолова

Г) В.Ф. Комиссаржевская

  1. Совокупность секретных соглашений 1873г. и 1881г. между Россией, Германией, Австро-Венгрией получила название:

А) Священного союза

Б) Союза трех императоров

В) Тройственного союза

Г) Тройственного согласия

  1. Для III Государственной Думы характерно:

А) она потребовала частичного отчуждения земель помещиков

Б) она находилась в остром противоречии с правительством

В) она проработала весь отведенный ей срок

Г) её председателем был кадет Муромцев

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ (10 баллов).

  1. Ф.И. Мстиславский, И.М. Воротынский, А.В. Трубецкой, А.В. Голицын, Б.М. Лыков-Оболенский, И.Н. Романов, Ф.И. Шереметев.
  2. А.И. Рыков, В.М. Молотов, И.С. Сталин, Г.М. Маленков.
  3. Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев.
  4. Манифест о ликвидации Тайной канцелярии, Указ о защите раскольников от обид и притеснений, Указ об уравнении в правах всех религий.
  5. Приказал убить полоцкого князя Рогволода, способствовал убийству своего брата князя Ярополка, изгнал варягов из Киева, осуществил поход на Корсунь.

Ответ:

1.______________________________________________

2.______________________________________________

3.______________________________________________

4.______________________________________________

5.______________________________________________

Задание III. «Да» или «Нет». Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Ответ дайте в таблице (6 баллов).

  1. В основу декрета о земле, принятого 26 октября 1917г. на II Всероссийском съезде Советов, была положена эсеровская программа социализации земли.
  2. Для руководства духовной жизнью мусульман России в 1788г. в Оренбурге было учреждено Духовное собрание магометанского закона.
  3. Первым князем, получившим в Монголии ярлык на Великое Владимирское княжение, был Андрей Ярославич.
  4. В XVII в. дворян относили к служилым людям по прибору.
  5. Романтическое название столицы Российской империи как «Северной Пальмиры» появилось при Елизавете Петровне.
  6. Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней, с 8 октября 1941г. по 27 января 1944г.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

Задание IV. Перед вами три списка – даты, события всемирной истории, события российской истории. Установите соответствие между ними. Ответ впишите в таблицу, проставив соответствующие цифры и буквы в нужные графы (8 баллов).

Год

Событие всемирной истории

Событие российской истории

1

1649г.

I. Начало гражданской войны в США

А. Издание «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»

2

1775г.

II. Компьенское перемирие

Б. Обнародование «Конституции Царства Польского»

3

1815г.

III. Начало мирового экономического кризиса

В. Образование первой организации «Земля и воля»

4

1861г.

IV. Начало Второй мировой войны

Г. Создание в Уфе Временного всероссийского правительства – Директории

5

1917г.

V. Начало войны за независимость северо-американских колоний

Д. Отставка наркома иностранных дел М.М. Литвинова

6

1918г.

VI. «Сто дней Наполеона»

Е. «Великий перелом», разгром правого уклона в ВКП(б)

7

1929г.

VII. «Акт об объявлении Англии республикой»

Ж. Законодательная ликвидация белых слобод на посадах.

8

1939г.

VIII. Вступление США в I мировую войну

З. Избрание Поместным Собором митрополита Московского Тихона патриархом.

Ответ:

Год

События всемирной истории

События российской истории

1

1649г.

2

1775г.

3

1815г.

4

1861г.

5

1917г.

6

1918г.

7

1929г.

8

1939г.

Задание V. О ком идет речь? Дайте краткий ответ (10 баллов).

  1. Эсер-террорист, активный член «Боевой организации партии социалистов-революционеров», убивший министра внутренних дел Вячеслава Плеве. В свое время он окончил Уфимскую мужскую гимназию (ныне Аксаковская гимназия №11). Одна из улиц в Уфе носит его имя.
  2. «Корпус генерала … при селении Долиновка атаковал неприятеля. Однако силы неприятеля умножались, а силы …, напротив, ослабевали. В таком положении, взяв знамя, … пошел во главе колонны, ведя с собой двух сыновей своих, из них одному было не более одиннадцати лет. Пример сей ободрил подчиненных и неприятель отступил» (А.П. Ермолов об этом генерале).
  3. Совершил три кругосветных плавания и вместе с Ф.Ф. Белинсгаузеном открыл Антарктиду. В 1827г. отличился в Наваринском сражении. Воспитал плеяду замечательных флотоводцев, среди которых были П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин. Его именем названы море, антарктическая станция, остров, поселок, бухта и два мыса.
  4. В 1917г. – член Политбюро ЦК РСДРП(б) и Военно-революционного центра. В 1917-1922гг. – нарком по делам национальностей. С 1922г. – генеральный секретарь ЦК партии.
  5. «Её победы утвердили внешнюю безопасность государства. Пусть иноземцы осуждают раздел Польши: мы взяли свое» (Н.М. Карамзин)

Ответ:

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

Задание VI. Кто или что является лишним в ряду? (4 балла).

  1. а) В.М. Чернов, б) Е.К. Брешко-Брешковская, в) А.И. Дубровин, г) М.А. Спиридонова
  2. а) «Перевал», б) «Вехи», в) РАПП, г) «Серапионовы братья», д) ЛЕФ
  3. а) холоп, б) тысяцкий, в) закуп, г) рядович
  4. а) 1654-1667, б) 1676-1681, в) 1735-1739, г) 1768-1774

Ответ:

1._______

2._______

3._______

4._______ 

Задание VII.  Перед вами текст, в котором характеризуется один из проектов реформирования государственной власти. Назовите автора проекта. Определите какие слова пропущены. (12  баллов).

Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов - дум, начиная с …(1)… и до …(2), без согласия которой самодержец не должен иметь право создавать законы, за исключением тех случаев, когда речь идет о спасении Отечества. … (2) …осуществляет контроль за исполнительной властью… (3) …, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Отсутствие такой ответственности – главный недостаток министерской реформы … (4) … года. Члены губернских дум избирают высший судебный орган страны … (5) …. Вершиной государственной системы является …(6)…, где «все действия законодательной, судебной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются».

Все население страны наделяется гражданскими правами. Однако политическими правами, т.е. правом участия в выборах, предполагалось наделить лишь два первых сословия государства - …(7)… и купечество. Право быть избранным в представительные органы ограничивалось …(8)… цензом.

Отменить …(9)… единовременным законодательным актом невозможно, но следует создавать условия, при которых помещикам самим станет выгодно …(10)… крестьян на …(11)… .

Ответ:

I. Автор__________

II. Пропуски

1.___________

2.___________

3. ___________

4. ___________

5. ___________

6. ___________

7. ___________

8. ___________

9. ___________

10. ___________

11.  ___________

Задание VIII. Назовите произведение о которых идет речь, и авторов этих произведений (8 баллов).

  1. «В его «Истории» изящность, простота.

Доказывает нам без всякого пристрастья

Необходимость самовластья

И прелести кнута» (А.С. Пушкин)

  1. «И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день» (Е. Баратынский)

  1. «О том, как люди на свете живут,

Как иные на чужой счет жуют.

Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся» (П.А. Федотов)

  1. «Это кучерская опера, Это хорошо и

Даже верно, ибо кучера, по-моему,

Дельнее господ» (М.И. Глинка)

Ответ:

Название произведения

Автор

1

2

3

4

Задание IX. Перед Вами представлены имена живописцев второй половины XVIII века, их картины и высказывания о них. Вам нужно соотнести их между собой. Ответ оформить в таблице. В одном случае две картины относятся к одному художнику (10 баллов).

Имена художников:

  1. А.П. Лосенко
  2. Д.Г. Левицкий
  3. Ф.С. Рокотов
  4. В.Л. Боровиковский

Картины:

А) Струйская.jpg                          Б)владимир и рогнеда.jpg

В) екатерина 2.jpg                                 Г) Державин.jpg 

Д) Волков.jpg

Высказывания:

  1. «У … встречаются мысли столь глубокие, что приходишь в искушение спросить: понял ли сам он вполне то, что сказал» (В.К. Кюхельбекер).
  2. «Ни обстановка картины, ни одежды действующих лиц, ни трактовка сюжета – ничто не говорит о киевских временах. Из тех времен только имена героев да внешняя канва сюжета» (историк Б.И. Краснобаев).
  3. «Ты помнишь, как из тьмы былого

Едва закутана в атлас,

С портрета … снова

Смотрела … на нас.

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач» (Николай Заболоцкий)

  1. «Первый актер российского театра»

«Все увидели в нем великого актера» (Б.И. Краснобаев)

  1. «Фелицы слава – слава бога,

Который брани усмирил,

Который сира и убога

Покрыл, одел и накормил» (Г.Р. Державин)

Ответ:

Имена

Буква, обозначающая картину

№ высказывания

1. А.П. Лосенко

2. Д.Г. Левицкий

3. Ф.С. Рокотов

4. В.Л. Боровиковский

Задание X. Выполните задания по предложенной карте (7 баллов).

  1. Назовите бухту под номером 1, в которой произошло морское сражение.
  2. В каком году произошло это морское сражение?
  3. В каком море произошло это морское сражение?
  4. Какой русский флотский начальник, формально, согласно званию, был командующим всеми силами русской объединенной эскадры?
  5. Каким миром закончилась война, во время которой произошло это морское сражение?
  6. Какая надпись на медали в честь этого сражения была сделана относительно флота противника?
  7. Были ли некоторые флотские начальники со стороны России иностранцами по своему происхождению?

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20221012_213440.jpg

Ответ:

  1. _________________________________________
  2. _________________________________________
  3. _________________________________________
  4. _________________________________________
  5. _________________________________________
  6. _________________________________________
  7. _________________________________________

Задание XI. Построить рассказ-рассуждение по проблеме «Мог ли самодержавный правитель в России XVIII столетия отменить или хотя бы ограничить крепостное право? Почему?»

Рассказ вы строите на основе представленных материалов, имеющихся у вас знаний, используя предложенные вопросы. (15 баллов)

1. «Предположение к деспотизму… прививается с самого раннего возраста к детям, которые видят. С какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей, и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления. Если посмеешь сказать, что они такие же люди, как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями; чего я только не выстрадала от такого безрассудного и жестокого общества, когда в комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и когда невежественные дворяне, число которых было неизмеримо больше, чем я когда-либо могла предполагать, ибо слишком высоко оценивала тех, которые меня ежедневно окружали, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к некоторому улучшению в настоящем положении земледельцев» (Екатерина II).

2. «Великий двигатель земледелия – свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это…Земледельцы могут располагаться как им удобно, лишь бы они имели свободу и собственность» (Екатерина II).

3. «Просвещение ведет к свободе, свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы, так как они тогда только сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядок и отношений, неизбежных при всяком образе правления» (Е. Дашкова)

4. Талантливый публицист князь М.М. Щербатов говорил в Уложенной комиссии: «Мы – люди, и подвластные нам крестьяне суть, подобные нам. Разность случаев возвела нас на степень властителей над ними. Какое сердце не тронется, глядя на истекающие слезы проданного, оставляющего и место своего жилища, и тех, кем рожден, и кем воспитан, и с кем всегда жил». Тирада увенчалась предложением «Я, конечно, не сомневаюсь, что почтенная комиссия узаконит запрещение продавать людей поодиночке, без земли». Но тут послышались возражения: бывают дворяне столь оскудевшие, что им, беднягам, и расплатиться за долги можно только одним рабом.

5. Министр иностранных дел Н. Панин из пожалованных ему 9 тыс. душ, 4 тыс. подарил помощникам, включая Фонвизина, и тот лестно отзывался об этом поступке.

6. Размеры оброка в Кинешемском уезде Костромской губернии:

1778г. – 2 руб. с души мужского пола

Вторая половина 1780-х годов – 3 руб.

Размеры оброка в Нерехотском уезде Костромской губернии:

1778г. – 3 руб.

Вторая половина 1780-х годов – 5 руб.

Задания (вопросы)

1. Как Екатерина II относилась к крепостному праву? Приведите в обоснование ответа не менее двух аргументов.

2. Почему же Екатерина II не пошла на отмену крепостного права? Для ответа внимательно проанализируйте все представленные материалы. Ответ должен быть аргументированным.

3. Почему, наоборот, во второй половине 18 века в России усиливается крепостнический режим? Постарайтесь выявить новые черты в экономическом развитии страны и их влияние на положение крестьян.

4. В чем выразилось усиление крепостнического режима во второй половине 18 века?

5. Не наблюдалась ли в России противоположная  усилению крепостнического гнета тенденция? Если да, то в чем оно выражалась?

6. Сделайте вывод по проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по истории г. Владивостока

Задания олимпиады для учащихся 8-х классов  разработаны к 150-летию г. Владивостока. ...

Олимпиада по истории

Дидактический материал для проведения внутри училищной (школьной) олимпиады....

Материалы к школьной олимпиаде по истории 7-8класс.

тестовые олимпиадные задания по истории Росии для 7-8классов...

олимпиады по истории

школьный тур олимпиады по истории для 9 - 11 классов, составлены на основе Методических рекомендаций по проведению Всероссийской олимпиады школьников...

Школьная олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы....

лицейская олимпиада по истории 19 века

Олимпиада состоит из 5 блоков: Кто? Где? Когда? Что? Почему? и позволяет учащимся проверить все основные знания по истории 19 века. Работа может быть использована и после прохождения курса в...

Задания олимпиады по истории России

Задания для подготовки или проведения внутриклассной олимпиады по истории....