Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе.
статья по истории (7 класс)

Беспалов Павел Владимирович

Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области «Школа № 1»

структурное подразделение (филиал № 4)

на территории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области

структурное подразделение (филиал № 5)

на территории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Воронежской области

Педагогический совет на тему:

«Особенности реализации модуля «Школьный урок»

в КОУ ВО «Школа №1» на территории ИУ УФСИН

по Воронежской области»

Тема выступления

«Особенности реализации модуля «Школьный урок»

на примере уроков истории России в 7 классе»

Подготовил:

учитель истории и обществознания

Беспалов Павел Владимирович, IКК

Воронеж, 2022 г.

Особенности реализации модуля «Школьный урок»

на примере уроков истории России в 7 классе

В школьной жизни в условиях пенитенциарной системы центральное место занимает урок. Именно здесь вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей.

Необходимо отметить, что воспитательный потенциал урока как такового, независимо от его предметного содержания, весьма высок. Единое учебно-воспитательное пространство на уроках истории обладает рядом преимуществ в воспитании подлинного патриота своей страны, личности, осознающего большое значение накопленного человечеством культурно-исторического опыта. Уроки истории позволяют решить одну из основных задач, поставленных современной системой образования: формирование духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Для решения этих задач при реализации модуля рабочей программы воспитания «Школьный урок» на уроках истории я применяю следующие приемы:

1. Создание ситуации духовно-нравственного и патриотического выбора на основе рассмотрения исторических ситуаций.

2. Приемы развития эмпатийных качеств обучающихся.

3. Организация взаимодействия на уроке.

4. Воспитание через пример.

5. Формирование умения высказывать нравственно-оценочные суждения.

6. Приемы работы с художественной литературой для эмоционального воздействия на аудиторию.

7. Использование исторических источников.

С учетом воспитательных задач подбираются и формы уроков, способствующие привитию чувства ответственности, коллективизма (например, парная, групповая работа, различные виды дискуссий, семинар), толерантности (ролевые игры, дебаты, круглые столы и т.п). Уроки истории развивают способность к компромиссу, умение договариваться, умение задавать вопросы, уважительно относиться к оппонентам, умение делать выбор.

Ещё одним инструментом, позволяющим реализовать модуль «Школьный урок» в обучении истории – это «Историко-культурный стандарт», предполагающий культурно-антропологический подход (личность в истории, освещение проблем духовной и культурной жизни России) и этнокультурный компонент (история страны через историю регионов).

Период Истории России, изучаемый в 7 классе, многогранный и разносторонний. Это время правления Ивана Грозного, династический кризис, Смутное время, начало правления династии Романовых, присоединение левобережной Украины, церковные реформы,  российские бунты в XVII веке. Этот период истории имеет большое значение для воспитания у обучающихся гражданско-патриотических чувств.

При реализации модуля «Школьный урок» в 7 классе на уроке история России по теме «Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»» предусматривается как использование содержания учебного материала, так и оптимальный выбор технологии обучения, и продуманность форм организации познавательной деятельности.

С точки зрения содержания урока обучающиеся получили возможность познакомиться с такими новыми для них понятиями как: «служилое» и «тяглое» население, Жалованные грамоты, община (мир), Заповедные лета, крепостное право, Урочные лета, холопы, слободы, посады. Для того чтобы эти понятия стали понятны для обучающихся была применена работа со словарем, что способствовало формированию  целеустремленности и трудолюбия. Далее, работая с материалом учебника и с историческими  источниками, была применена инсерт (insert)-технология, способствующая развитию любознательности, активности, выдержанности и дисциплине.

На основе анализа полученной из различных источников информации, давая оценку социально-нравственному опыту и деятельности предшествующих поколений, обучающиеся учились применять исторические знания в нестандартных ситуациях. С помощью учителя обучающиеся пришли к выводу о том, что рассматриваемая на уроке социальная ситуация являлась развитием закрепощения в России. В эту эпоху появились новые социальные слои общества, которые на протяжении последующих веков стали антогонистами.

Сравнивая явления и процессы, обучающиеся выразили ценностные суждения о проблеме крепостничества. Крепостному праву была дана негативная оценка. Но был сделан вывод о том, что крепостное право – это закономерное явление в ходе развития государства.

Урок учебного предмета «История России» в 7 классе по теме «Опричнина» достаточно важен в образовательном и воспитательном плане. Урок целиком посвящается изучению нового материала методом эвристической беседы. Взятый сам по себе исторический материал этого урока не так уж и сложен для обучающихся, но основная его задача — через решение проблемного вопроса подвести обучающихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях; научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, дать моральную оценку действиям Ивана IV для достижения целей.

На данном уроке организованы наглядные, словесные и практические методы, в частности, работа с материалом учебника, историческими текстами, словарная работа, рассказ учителя, ознакомление обучающихся с работой по источникам, беседа по вопросам домашнего задания.

Материал урока «Опричнина» содержит большой нравственный и воспитательный потенциал, направленный на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся, формирование патриотизма и гражданской ответственности, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление понимания общечеловеческих ценностей, умения общаться в условиях межэтнического государства. Урок способствует созданию условий для воспитания активной жизненной позиции обучающихся, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений.

В ходе урока я подвожу обучающихся к выявлению противоречий между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, и стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластию, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность, и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями. Это способствовало формированию и развитию у обучающихся мотивации к изучению предмета за счет различных способов активизации познавательной деятельности.

На уроке может быть задан ряд дискуссионных вопросов, таких как: «К чему же привела политика опричнины Ивана Грозного?», «Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?» и другие. В результате обучающиеся учатся слушать и слышать не только учителя, но и друг друга, учатся налаживать диалог, посредством которого не только общаются, но и обучаются. Важными элементами этой работы является формирование готовности к сотрудничеству, терпимости, умения преодолеть разногласия и личную неприязнь. Эти качества, воспитанные в школе, способствуют в дальнейшем толерантному восприятию мира и человека, признанию инакомыслия, осознанию границ своей свободы и прав другого человека, готовности договариваться.

Урок «Смута в Российском государстве» в 7 классе по​священ трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси — эти проблемы являются приоритетными на данном уроке.

В чем же заключается воспитательный потенциал данного урока? В необходимости показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троице-Сергеевой лавры, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков.

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» (ария Сусанина, хор «Славься» и звон колоколов), обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», использование иллюстраций.

Таким образом, можно отметить, что реализация воспитательных задач модуля «Школьный урок» на уроках истории – это длительный, кропотливый и многозначный процесс, включающий в себя как ознакомление обучающихся с материалом урока, так и проведение параллелей с другими предметами: краеведение, география, литература, музыка. Также большое значение имеет оптимальный выбор технологии обучения и продуманность форм организации познавательной деятельности. Всё это во взаимодействии способствует формированию и развитию патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности обучающихся, что в свою очередь направлено на решение тех задач, которые перед нами выдвигает современная образовательная стратегия государства.

Список использованной литературы

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика обучения истории.- М., 2003.

3. Гончарова Т.И. Уроки истории – уроки жизни. М.: Педагогика, 1986.

4. Данилов А.А. Книга для чтения. История России. 6-9 классы. М.: Просвещение, 2015.

5. Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /. — М.: Просвещение, 2018.

7. Иванов И.П. Сущность современного воспитания. М.: Наука, 2007.

6. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Преподавание истории в школе, №8, 1999.

8. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Арсентьев Н. М., Данилов А. А. и др. под редакцией Торкунова А. В.. М.: «Просвещение», 2016.

9. Капранова М.Н. Интерактивная стратегия обучения // История. Все для учителя. М., 2016. - № 10. – с.2-7.

10. Селиванова Н. Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания человека / Н.Л. Селиванова: сб.: Воспитать человека. М., 2002.

11. Степанищев А.Т. История Отечества – преподавание в школе. М., 2001.

12. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАДОС, 2001.

13. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.- М., 2002.

14. Стрелова О.Ю. Современный урок истории./Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. №1.

15. Харламов И. Ф. Формирование личностных качеств / И.Ф.Харламов // Педагогика. 2003. № 3.

16. Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. — М.: Просвещение, 2015.

17. Энциклопедия педагогических технологий. / С.-П.: КАРО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Северная война" по истории России. 7 класс.

Урок по истории России для учащихся 7 класса с использованием ЦОР....

Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)

Статья, посвященная реализации здоровьесозидающего потенциала на любом уроке в средней школе, на примере урока географии...

Реализация межпредметных связей на примере интегрированного урока русского языка и истории в 10 классе

Рассмотрение осуществления межпредметных связей на интегрированном уроке русского языка и истории...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

конспект урока "Смутное время" ФГОС история России 7 класс

Разработка открытого урока по истории России  "Смутное время" ФГОС 7 класс, к учебниску история России под. ред. А.В. Торкунова...

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе".

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе"....