ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (9, 11 класс)

Газахова Сабина Бахрузовна

В современной образовательной системе очень остро стоит вопрос о создании качественной системы подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ) в рамках образовательных учреждений. Экзамен по истории тоже не является исключением.  Результат ЕГЭ - становится для ученика наиважнейшим, он показывает уровень подготовленности по предмету и обеспечивает возможность дальнейшего образования и построения карьеры выпускника. Проблемы подготовки к экзамену по истории становятся более острыми и требуют быстрого решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_podgotovki_uchashchihsya_k_ege_po_istorii.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.Б. Газахова

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ.

В современной образовательной системе очень остро стоит вопрос о создании качественной системы подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ) в рамках образовательных учреждений. Экзамен по истории тоже не является исключением.  Результат ЕГЭ - становится для ученика наиважнейшим, он показывает уровень подготовленности по предмету и обеспечивает возможность дальнейшего образования и построения карьеры выпускника. Проблемы подготовки к экзамену по истории становятся более острыми и требуют быстрого решения.

ЕГЭ по истории состоит из двух частей. Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом (выбор правильного варианта(ов), установление соответствия событий, запись слова или слов, например, век, год, фамилию и т.д.)Вторая часть содержит 6 заданий с развёрнутым ответом (работа с историческим текстом: 21, 22 задания, анализ исторической проблемы или ситуации: 23 задание, умение приводить аргументы «за» и «против»: 24 задание, историческое сочинение по определённому периоду на выбор из 3 предложенных: 25 задание. Формат ЕГЭ по истории совершенно не подходит для творчества, здесь нужно чётко следовать критериям заданий.

Для того, чтобы наиболее эффективно готовить учащихся к ЕГЭ по истории, необходимо определить трудности, с которыми сталкиваются ученики в процессе подготовки. Проанализировав задания в контрольно-измерительных материалах (КИМ), можно прийти к выводу, что от выпускника требуется: знание хронологии (даты и последовательность); знание исторических личностей, событий, явлений, процессов; умение анализировать исторический источник; умение соотносить информацию; умение выделять причинно-следственные связи; давать оценку исторической личности или событию. При этом границы исторических знаний определены Историко-культурным стандартом.

Итоги ЕГЭ предшествующих лет свидетельствуют о значительных недостатках в самой организации школьного образования в части изучения истории.[1] Выпускники неплохо справляются с тестовой формой. Попытки её усложнения приводят к затруднениям и неверным ответам. Далее, выпускники достаточно уверенно ориентируются в политической истории, но проблемы и события внутриполитического, социально-экономического, культурного развития страны известны им гораздо меньше. Следует активизировать процесс формирования навыков аналитической и исследовательской деятельности, а также других комплексных умений, характеризующих качество исторического образования. Основной проблемой, при написании сочинения является характеристика роли личности. Чтобы учащиеся набрали максимальное количество баллов по частям, учителю необходимо придерживаться ряда приемов и методов.

Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий,  тем больше у них будет опыта.Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.[2]В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет- ресурсами. Это, прежде всего, веб- сайты для подготовки к ЕГЭ (http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru); а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы ( http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие).

В основе успешного выполнения учащимися тестовых заданий по истории лежат прочные знания о принадлежности отдельных событий к определенным периодам и эпохам, о хронологической последовательности отдельных, наиболее значимых событий в рамках одного периода, одной эпохи. Формированию таких знаний способствует составление специальных таблиц. В них устанавливается соответствие между периодом (например, правление императора Николая II) и конкретными историческими событиями, произошедшими в рамках данного периода. Единожды составленная, такая таблица может послужить для повторения учеником изученного материала в течение длительного времени. При подготовке к ЕГЭ упор следует сделать, на изучение правителей. Через правителя определенного периода легче вспомнить других государственных деятелей, военачальников, деятелей культуры, а так же внешнюю и внутреннюю политику.

Среди огромного разнообразия опубликованных учебно- методических материалов отметим такие полезные при подготовке к экзамену по истории учебные пособия И.А. Артасова, О.Н. Мельниковой, Н.И. Крамарова, Е.А. Гевуркова и др. В этих пособиях представлена пошаговая система подготовки к сдаче ЕГЭ по истории. В ее основе лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Кроме того, в них содержатся методические рекомендации по подготовке к экзамену, набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами, что позволяет учащимся закрепить полученные знания и качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Основная подготовка  учеников к  ЕГЭ должна идти  не только в 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным  этапом  такой подготовки является работа по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно  учесть особенности  мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Этому соответствует системно-деятельностный подход.

В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.  В 6-9  классах – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий типа ЕГЭ при осуществлении контроля знаний учащихся).В 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий развивающего и контролирующего характера, при этом формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.

В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса.

  1. Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.
  2. Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей 1 и 2. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности- написание исторического сочинения.Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.
  3. СеминарыНа семинарах происходит закрепление знаний. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки.

4.Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в форматеЕГЭ[3].Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.

Основная цель занятий с обучающимися 10-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена, то есть обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По подготовке обучающихся также можно использовать проектную деятельность.  Проектная деятельность соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций. Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки по истории: систематизировать  исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса; анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей; выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах; анализировать  исторические версии;извлекать информацию из источника.

Позитивные результаты могут быть достигнуты только в том случае, если на протяжении процесса подготовки внимание будет уделяться развитию активной познавательной деятельности учащихся, их регулярной работе со всеми доступными источниками информации, формированию у них аналитических, классификационных умений, способностей к систематизации полученных знаний. Универсальным способом станет разработка различных форм работы для подготовки к ЕГЭ по истории. Они должны комбинировать в себе занятия по усвоению материала, контролю пройденного и самоподготовку учащихся.Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по истории невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: тестирование, повторение терминов, написание исторического сочинения.

Список источников и литературы:

  1. Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. Ж. ПИШ., 2004.
  2. Артасов И.А., Мельникова О.Н. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ, единый государственный экзамен 2015. История: Учеб. пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2015. – 216 с.
  3. Алексашкин Л.Н. Изучение истории на старшей ступени общеобразовательной школы // Профильная школа,2004. – № 4
  4. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: учеб.пособие для студ. педагогических специальностей. Р.-на Дону, 2002. № 4.
  5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. М.,2014.
  6. Попкова Н.В. Место ЕГЭ по истории в системе оценки качества исторического образования //Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов VIII Всероссийской научной конференции, 20 февраля 2015 г.Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2015. С. 157-163.
  7. Попкова Н.В. Результаты ЕГЭ по истории как средство оценки качества образования // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Сборник науч. тр. Саратов. Изд-во «Наука», 2018. Вып. Х. С. 182 –191.
  8. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2000. 318 с.
  9. Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приемы успешной сдачи экзаменов. М., 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный  институт педагогических измерений [Электр.ресурс].-https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-7/(Дата обращения 10.10.2020)
  2. Демоверсия ЕГЭ от ФИПИ по истории 2020. [Электр.ресурс].-https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-7/(Дата обращения 05.05.2020)


[1]         Попкова Н.В. Место ЕГЭ по истории в системе оценки качества исторического образования //Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов VIII Всероссийской научной конференции, 20 февраля 2015 г.Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2015. С. 157-163.

[2]Алексашкин Л.Н. Изучение истории на старшей ступени общеобразовательной школы // Профильная школа,2004. – № 4.

[3]Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: учеб.пособие для студ. педагогических специальностей. Р.-на Дону, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник по истории для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории

Справочник предназначен для учащихся 10-11 классов. Материал систематизирован, структурирован....

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию

Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию...