Аграрная реформа Столыпина
презентация урока для интерактивной доски по истории (9 класс)

Аббазова Дина Аседулловна

Аграрная реформа П. А. Столыпина

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agrarnaya_reforma.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Петр Столыпин — «последняя сильная рука самодержавия»

Петр Аркадьевич Столыпин — фигура неоднозначная. Толстой и Витте резко отзывались о его деятельности на посту премьер-министра. Струве, Солженицын думали иначе.

Деятельность Столыпина на посту губернатора

Стоит отметить, что с новым назначением Петр Аркадьевич получил и ряд проблем. В те годы Поволжье было одной из самых тяжелых с точки зрения аграрной ситуации губерний. В 1903 — 1904 годах крестьянские волнения стали набирать силу. Пик их пришелся на 1905-й, год начала революции. В Саратовской губернии начался поджог помещичьих имений, погромы, убийства дворян. Столыпин как губернатор был обязан с этим бороться. И здесь он проявил большую жесткость. В губернии постоянно находились казаки, воинские команды, которые при малейшем признаке беспорядка отправлялись на место и подавляли его. Это во-первых. Во-вторых, личное мужество Столыпина, который никогда не боялся выступать перед толпой разбушевавшихся крестьян, не боялся, что его убьют или ранят (а бывало всякое). Такое бесстрашное поведение Петра Аркадьевича всегда производило впечатление. При этом он не давал и черносотенцам, которые в то время были под официальным покровительством властей, проводить погромы. И это тоже выгодно отличало его от других чиновников.

П. А. Столыпин — министр внутренних дел

Так или иначе, но в Петербурге Столыпина, его эффективную деятельность на посту Саратовского губернатора заметили. Николаю II как раз нужен был такой решительный, энергичный человек, который мог бы занять кресло министра внутренних дел. И в 1906 году Петр Аркадьевич получил вызов в Петербург на встречу с императором, который предложил ему вышеназванный пост. В те годы должность министра внутренних дел считалась «расстрельной» (предшественник Столыпина, Плеве, — яркий тому пример). И все же Петр Аркадьевич это место принял, став тем самым постоянной мишенью для эсеровских террористов.

Одиннадцать раз жизнь Столыпина висела на волоске. Из всех покушений самым кровавым стал взрыв на Аптекарском острове в 1906 году, совершенный буквально через пару месяцев после того, как Петр Аркадьевич пришел к власти. Бомба унесла жизни более двадцати человек, сам Столыпин чудом остался жив. Будучи человеком мужественным, он и после взрыва, и во время заседаний в Думе, когда с «левых» скамеек ему кричали: «Вы что, не боитесь?», произносил свое знаменитое: «Не запугаете!».

Николай II и Столыпин. Став министром внутренних дел, Столыпин, в первую очередь, должен был бороться с революцией. Делал он это жестоко и эффективно. Все дела о терроризме Петр Аркадьевич передал в ведение военно-полевых судов. Этим свирепым методом (в ходе столыпинских репрессий было расстреляно от трех до пятнадцати тысяч человек — цифры варьируются) ему удалось подавить революционное движение.

Реформы Столыпина

Вообще, в истории России с именем Петра Аркадьевича Столыпина ассоциируются два выражения: «столыпинские галстуки» и «столыпинские вагоны». Первое родилось во время дискуссий в Думе (кстати, Столыпин в это время уже занимал пост премьер-министра) и пошло в народ с легкой руки кадета Родичева. Что касается второго, то оно связано с переселенческой политикой Столыпина, одной из его реформ.

В свою бытность министром внутренних дел и премьер-министром Петр Аркадьевич не только боролся с революцией, но и (практически параллельно) занимался реформами. «Сначала успокоение, потом реформы», — сказал он однажды и был прав. Такой последовательности требовала страна.

В 1906 году Петр Аркадьевич начал претворять в жизнь свою знаменитую аграрную реформу. Владимир Ильич Ленин, который высоко отзывался об этой реформе Столыпина, назвал ее «последним клапаном», то есть последней возможностью правительства что-то сделать, чтобы разрядить ситуацию в деревне, не решив главной проблемы — проблемы помещичьего землевладения.

Согласно одному из направлений столыпинской аграрной реформы, с 1906 года каждый крестьянин имел право свободно выйти из общины, получить свой кусок земли и дальше распоряжаться им, как ему вздумается. Еще одним направлением был Крестьянский банк, который на льготных условиях давал кредиты всем крестьянам, выходившим из общины и начинавшим вести самостоятельное хозяйство.

Столыпин говорил, что для того, чтобы привести сельское хозяйство страны в порядок, ему нужно двадцать лет покоя. Однако судьба не дала ему этого времени.

П. А. Столыпин, 1908 год.

Интересным направлением столыпинской политики была и работа Петра Аркадьевича в Думе. Например, его знаменитый закон 3 июня 1907 года, названный «третьеиюньским переворотом», когда после роспуска двух Дум была изменена избирательная система и создана новая, III Дума, лояльная правительству.

Нельзя не сказать, что Столыпин был великолепным оратором. Во время одного из заседаний Думы, обращаясь к представителям левого крыла, он произнес знаменитую фразу: «Вам нужны великие потрясения, — нам нужна великая Россия». И, действительно, эти слова стали целью всей его политической программы.

Не представляя Россию без царя, и в то же время понимая, что страна должна двигаться вперед, Петр Аркадьевич прекрасно знал, что его, как и любого центриста, ненавидят и правые, и левые. Первым казалось, что своей фигурой Столыпин заслоняет Николая II, вторым не нравились репрессии, которые Петр Аркадьевич проводил против революционеров. Все закончилось тем, что 1 сентября 1911 года в Киеве, в оперном театре, Столыпин был смертельно ранен Дмитрием Богровым — агентом охранки и участником одной из радикальных групп. Кто направил террориста Богрова, до сих пор остается загадкой. После двух выстрелов из револьвера Петр Аркадьевич прожил четыре дня. 5 сентября 1911 года «последней сильной руки самодержавия», как называли Столыпина современники, не стало.

Аграрная реформа Столыпина: причины, ход, последствия

6 июля 1906 года, в самый разгар Первой русской революции, Пётр Аркадьевич Столыпин сменил на посту председателя Совета министров Илью Логгиновича Горемыкина. До этого, 6 июля того же года, он был назначен министром внутренних дел Российской империи. Его фигура стала одной из самых неоднозначных в истории России, а самое важное место в его деятельности занимают внутренние реформы. Перед правительством стояли масштабные задачи по модернизации аграрного секторы страны, имевшего колоссальное значение для будущего империи.

Земельная реформа

Одной из острейших тем начала XX века стал земельный вопрос. Для стабильного функционирования сельского хозяйства необходимо было наделить крестьянина землёй и превратить его в собственника. При этом, так как сам Столыпин имел дворянские корни, он не посягнул на «святую святых» Российской империи — помещичью землю. Земля отчуждалась крестьянам за счёт земельного фонда общины. Дворянство видело в общине рассадник бунтарских настроений, поэтому оно стремилось отвести крестьянскую угрозу от помещичьей земли. Сам Пётр Столыпин высказывался по поводу общины резко отрицательно:

«Наша земельная община — гнилой анахронизм, здравствующий только благодаря искусственному, беспочвенному сентиментализму последнего полувека, наперекор здравому смыслу и важнейшим государственным потребностям».

он считал, что дальнейшей трансформации и превращения крестьянина в средний класс, требуется отделить его от общины и наделить своей землёй для формирования капитала. Средний класс в своб очередь должен был стать основой новой экономики. При этом, по мнению Столыпина, реформа не являлась слабостью власти:

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие… создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшения землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считает вопросами существования русской державы».

Началом реформы стал Указ 9 ноября 1906 года, по которому крестьянам разрешалось беспрепятственно выйти из общины. По данному документу, общинник мог бесплатной получить землю, на которой он вёл хозяйство — эта земля получила название «отруб».

Фактически общину должны были поделить на части мелкие собственники. Несмотря на то, что крестьянин становился личным собственником земли, при пользовании возникало множество ограничений. Продавать землю можно было только человеку, связанному с сельским хозяйством, закладывать — только в Крестьянском поземельном банке, а завещать — только близким родственникам. Данный шаг способствовал формированию зажиточного слоя крестьянского населения, которое было способно скупать соседние участки бедных общинников.

Был также и другой способ получить землю в личное владение. Крестьянину при выходе из общины давался участок земли, не связанный с общинной территорией — хутор. Хутора были особенно притягательны для реформаторов. Сам Столыпин был поклонником хуторских хозяйств характерных для западных и прибалтийских губерний. При этом те хутора, которые появились после реформы были несравнимо беднее и меньше, чем 60-десятинные участки херсонских немцев-колонистов с каменными постройками. Освободившийся крестьянин возвращался на свой пятидесятинный участок без какой-либо инфраструктуры.

Важным был вопрос о законности отчуждения земли в общинах, где передел проходил относительно недавно, и земля не могла считаться полностью обустроенной землепользователем. Тогда Государственный совет внёс поправку, по которой устанавливалось единоличное владение на тех территориях, где переделов не было с момента наделения землей. 14 июня 1910 года закон был утверждён царем. Дополнением к этому стал Закон о проведении землеустроительных работ от 20 мая 1911 года. По данному проекту территории, на которых провели землеустроительные работы, переходили в наследственную собственность. Это позволяло властям четко формировать границы крестьянских владений.

Сам же процесс землеустройства не был чётко проработан руководством, так как размер земли устанавливался одинаковым для каждого региона: не учитывался природно-климатический фактор, плодородность почв, инфраструктура местности. Только начавшему развиваться мелкому хозяйству зачастую не выделяли необходимые льготы. Сама же землеустроительная реформа продвигалась медленно: не хватало специалистов, возникало множество споров среди крестьян. Всё это вызывало недовольство населения сложившейся системой.

Важная роль в функционировании экономической системы отводилась Крестьянскому поземельному банку с его правом покупать помещичьи земли (дано в 1895 году) и выпускать ценные бумаги на всю сумму сделок (добавлено в 1905 году). В процессе реформ ситуация на рынке грозила обесцениванием помещичьих земель, поэтому банк начал массовую скупку

дворянских имений. За 1906–1907 гг. было скуплено больше земли, чем за 11 предыдущих лет. При этом цены поднялись. Это затрудняло заёмщикам дальнейшую скупку, так как крестьяне должны были платить огромные платежи, которые неминуемо вели к разорению. При этом за 1906–1916 гг. дворянам за 4,6 миллиона десятин выплатили около 500 миллионов рублей, а за 1906–1915 гг. у заёмщиков отобрали до 570 тысяч десятин земли.

Недоимки клиентов Крестьянского поземельного банка постоянно росли, а число новых заёмщиков сокращалось, так как уровень доверия к банку среди крестьян становился критически низким. Поэтому важнейший инструмент правительства — Крестьянский поземельный банк не смог выполнить основную задачу развития нового класса и создания благоприятных условий для введения хозяйства новоиспечённому собственнику надела.

Переселенческая политика

Составной частью аграрной реформы является переселенческая политика, проводимая правительством Петра Аркадьевича Столыпина. Указом от 10 марта 1906 года каждому крестьянину предоставили о права переселения в незаселённые области Сибири, Урала, Туркестана, Степного края и Закавказья.

Власти поощряли заселение территорий за Уралом, надеясь ослабить нехватку земли в европейской части страны. Правительство стимулировало переселение льготами, пособиями и ссудами. Для переселенцев даже был сконструирован специальный вагон. Им предоставили право укрепить и свободно продать свой земельный надел. Темпы роста переселения были действительно высоки: с 1906 года, а особенно в 1908 — 1909 гг., на новые места двинулись более 1,3 миллиона человек. К 1910 году в одной только Томской губернии скопилось около 700 тысяч человек. Проблемой являлось то, что у крестьян не было необходимых средств на обустройство на новой земле.

По подсчётам экономистов, каждому крестьянину требовалось ссуды не менее 450 рублей. В реальности же ссуды не превышали 100 рублей (около 61,5% имели при себе такие деньги). При этом если начальная сумма тратилась не на обустройство, а на еду, крестьянин терял права на получение оставшейся части ссуды. Ещё одной важной проблемой стала коррупция: местные чиновники требовали взятки. Всё это приводило к возвращению части переселенцев. Общее число переселенцев за 1906 — 1916 гг. составило более 3,1 миллиона человек, процент возвратившихся в первые годы равнялся 9%, в последующие поднимался до 31%.

Итоги реформы

Результаты реформ Петра Столыпина оказались довольно противоречивыми. Из положительных можно выделить быстрый рост аграрного производства, увеличение ёмкости внутреннего рынка, возрастание экспорта сельскохозяйственной продукции, причём торговый баланс России приобретал всё более активный характер. Валовой доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости продукции, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 года по 1913 год на 33,8%.

Многие регионы стали производить сельскохозяйственную продукцию, это привело к увеличению торгово-экономических связей разных областей страны. Стоит отметить, что товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформ на 46%. Экспорт сельскохозяйственной продукции в предвоенные годы увеличился на 61%, по сравнению с 1901 — 1905 гг. Россия стала крупнейшим производителем хлеба, льна и ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Вот как отзывался о реформе русский общественный и политический деятель Пётр Бернгардович Струве:

«Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина — можно её принимать как величайшее зло, можно её благословлять как благодетельную хирургическую операцию — этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И — сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог».

При этом в реформировании было множество погрешностей. Проблемы голода и крестьянского малоземелья так и не решились. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. По расчетам Николая Дмитриевича Кондратьева, видного русского экономиста, в США в среднем на ферму, приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России на одно крестьянское хозяйство отводилось 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США — 262 рубля.

Плодородность почвы среднего земельного участка была сравнительно низкой, а темпы производительности — медленными. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счёт повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Правительство так и не смогло разрушить общину из-за того, что из неё выходили только зажиточные

крестьяне, которые хотели приобрести больше земли и перестать кормить общину, и бедняки, которые уже потеряли связь с общиной и хотели получить землю, чтобы её продать. Основная же, средняя прослойка, крестьян осталась в общине.

Столыпин заявлял, что ему потребуется 15–20 лет, чтобы привести страну к экономическому процветанию, но реформирование прекратилось в 1913 году. Ряд исследователей при этом полагает, что для таких реформ требовалось минимум 50 лет. Это срок постепенного развития крупных капиталистических ферм, которые при краткости рабочего сезона в российском земледелии могли существовать лишь при значительной концентрации техники и рабочей силы в важнейшее время аграрного сезона. Однако, данные перспективы уже не имеют никакого отношения к реформам Петра Аркадьевича Столыпина. Реформы не дали нужного результата, страна не вышла из кризиса, на Россию надвигались новые потрясение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аграрная реформа П.А.Столыпина

Урок истории в 11 классе  на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...

Аграрная реформа П.А.Столыпина

Урок истории в 11 классе  на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...

Урок истории по теме: «Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?

Разработка урока по историии в 9-ом классе с элементами дискусии....

"Аграрная реформа Столыпина"

Урок с использованием ИКТ, предназначен для подготовки к ЕГЭ по истории....

Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»

Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...

9 класс. Конспект урока "Аграрная реформа Столыпина"

План-конспект урока по истории России с использованием технологии проблемного обучения....

Методическая разработка урока "Аграрная реформа Столыпина"

Урок разработан для обучающихся 9-х классов...