Разработка исторических заданий по формированию функциональной грамотности
материал по истории (7 класс)

Макарова Светлана Николаевна

Задания по формированию функциональной грамотности для обучающихся 7 класса по истории России. Тема: причины Смуты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка исторических заданий по формированию функциональной грамотности

Предмет: история России, 7 класс

Тема: причины Смуты

Название задачи: Предпосылки смутного времени

Прочитайте текст и выполните задания

В чём причины Смуты? Над этим вопросом впервые задумались современники событий. По их мнению, русские люди «понаказались» смутой, ниспосланной им Богом за прегрешения.

Современники Смуты искали её истоки в царствовании Ивана Грозного. Именно тогда возникли противоречия, которые привели к Смуте. Наследниками Ивана Ⅳ не удалось разрешить их. Более того, события развивались так, что противоречия лишь множились и усугублялись. Смута становилась неизбежной.

     Обострению противоречий в немалой степени способствовала череда неурожаев, обрушившихся на страну в самом начале столетия. Недороды, неурожаи были в общем – то явлениями привычными. Однако на этот раз масштабы бедствия оказались чрезвычайными. Три года неурожай терзал страну. Летописцы скорбели: «И вымерла треть царства Московского голодною смертью». … Цены на хлеб выросли в 20 и более раз. Люди доходили до отчаяния. Стал исчезать страх перед Богом и его заповедями, следование которым было важным регулятором поведения человека в средневековом обществе. Неправедные поступки, нечестная нажива, кровь перестали страшить. К этому приучили людей во времена Ивана Грозного, когда торжествовала сила, а не закон. Смута стала кризисом, который поразил все сферы жизни. …

Чем были недовольны крестьяне? Крестьяне были недовольны усилением налогового гнёта. Но особенно болезненно ударила по ним отмена Юрьева дня. Отныне помещик уже не боялся, что рост оброка и барщины приведёт к уходу крестьянина. А рост повинностей ухудшал положение земледельцев.

   … Чем были недовольны дворяне? Вспомним, что служилые люди внесли огромный вклад в решение внешних задач, стоявших перед страной в ⅩⅥ  столетии. Однако столь важная роль, по их убеждению, не нашла своего отражения в статусе – совокупности обязанностей и прав дворян. Помещики мечтали об увеличении земельных пожалований, о превращении поместий в вотчины, о получении привилегий, которыми обладала аристократия. Само по себе это недовольство не обязательно должно привести к Смуте. Но в ситуации кризиса подобные настроения порождали колебания дворян. Теперь они готовы были поддержать того, кто обещал исполнить их заветные желания.

    Не менее основательны были политические причины Смуты. Кризис власти не был преодолён с избраним царём Бориса Годунова. Представителям аристократии трудно было примириться с тем, что на недосягаемую высоту вознёсся человек, ещё совсем недавно сидевший рядом с ними в Боярской думе. Отношения внутри господствующего сословия утратили прочность. Часть знати, лишь по необходимости признававшая избрание Годунова, не собиралась отказываться от борьбы.

(Андреев И.Л. История России: ⅩⅥ− конец ⅩⅤⅡ в. 7 кл.:учебник, 2016)

Задание 1. Составьте понятийное колесо «Смута» и дайте определение этому понятию.

 

Ответ: Понятия – раскол, слабость власти, самозванство, вмешательство иностранных государств; (и другое)

Определение: Смута – это период в истории России, который характеризовался слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной, великой разрухой Московского государства.

Задание 2. В чём, по - вашему, современники искали истоки Смуты.

а) в неурожайных годах;

б) в царствовании Ивана Грозного;

в) в совокупности обязанностей и прав дворян;

г) в отмене Юрьева дня.

Ответ: б

Задание 3. Вставьте в текст пропущенные (слово) слова:

Люди доходили до отчаяния. Стал исчезать страх перед Богом и его заповедями, следование которым было важным регулятором поведения человека в средневековом обществе. Неправедные поступки, нечестная нажива, кровь перестали страшить. К этому приучили людей во времена Ивана Грозного, когда торжествовала сила, а …………  . ……………..  стала кризисом, который поразил все сферы жизни.

Ответ: не закон; Смута

Задание 4. Чем были недовольны различные сословия во второй половине 16 века? Свой ответ представьте в виде таблицы.

                                                               Сословия

1.

2.

Причины недовольства

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Ответ:

                                                               Сословия

  1. Крестьяне

  1. Дворяне

Причины недовольства

1. Голод

1. В отсутствии привилегий

2. Неурожаи

2. Земельные жалования не увеличены

3. Высокие цены на хлеб

3. Поместья не относятся к вотчине

Задание 5. Как вы объясните сообщение о том, что голодали и умирали от голода жившие и работавшие на земле крестьяне?

Ответ: Дороговизна хлеба и голод были вызваны неурожайными годами.

Задание 6. Какие из перечисленных терминов и понятий не относится к Смутному времени?

  1. крестоцеловальная запись

3. Юрьев день

  1. урочные лета

4.  самозванец

 Ответ: 2

Задание 7. Приведите в соответствие данные 1-й и 2-й колонок таблицы.

                                  1

                         2

А) Юрьев день

1. период в истории России, который характеризовался слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной, великой разрухой Московского государства;

Б) Смута

2. срок перехода крестьян от одного помещика к другому;

В) Борис Годунов

  1. 3. тот, кто ведёт регулярное описание каких-либо событий;

Г) летописец

4. царь;

Д) Боярская дума

5. сословие;

Е) дворяне

6. сословно – представительный орган княжеско – боярской аристократии;

Ответ: А2; Б1; В4; Г3; Д6; Е5

Задание 8. Определите, какому фрагменту текста соответствует иллюстрация. Укажите, фрагмент текста. Назовите одно последствие, к которому привел исторический факт.

C:\Users\Samsung\Desktop\Golod.jpg

Ответ: Великий голод в Москве.1601 год;

Летописцы скорбели: «И вымерла треть царства Московского голодною смертью».

Данное задание по читательской грамотности может быть использовано на уроках истории в 7 классе при изучении темы «В преддверии Смуты».

Задание можно рекомендовать для изучения нового материала по вопросу о предпосылках и причинах Смуты.

Цель: формирование и развитие читательской грамотности учащихся на основе текста по теме «Причины Смутного времени»

Задача направлена на формирование следующих умений:

  • находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; (задание 2)
  • находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; (задания 1,3,4)
  • устанавливать скрытые связи между событиями; (задание 6,7)
  • высказывать собственную точку зрения; (задание 5)
  • выявлять скрытую информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста; (задание 8)

Всего к тексту предлагается 8 заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....

Методическая разработка "Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики"

  Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в ...