История. Северо-Западная Русь меду Востоком и Западом 6 класс.
методическая разработка по истории (6 класс)

Методическая разработка по теме: "Северо-Западная Русь меду Востоком и Западом" (групповая работа).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков Федеральный закон о днях воинской славы. Принят Государственной думой 10 февраля 1995 года.

Слайд 3

Северо-западная Русь между Востоком и Западом

Слайд 8

«З» знаю «У» узнал «Х» узнать

Слайд 9

1 вариант 2 вариант Стр.19 Стр.20 Работа с учебником



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Предмет: история

Тема урока: Северо – Западная Русь между Востоком и Западом

УМК:

  • Авторская программа, ориентированная на использование учебно-методического комплекта А.В. Торкунова « История России 6 класс » (Москва: Просвещение, 2018)
  • История России  6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /  А.В. Торкунов;  – М. : Просвещение, 2018.

Раздел: Глава 4. Русские земли в середине 13-14 веков.

Место урока в тематическом планировании: 3-й урок из главы 4:

«Русские земли в середине 13-14 веков»

Используемые методы, приемы и технологии:

 Интерактивные методы (мозговой штурм). Использование данных методов на уроке обусловлено тем, что они направлены на увеличение эффективности образовательного процесса, развивается взаимодействия «учитель-ученик» и «ученик-ученик» повышается активность детей на уроке. Дают возможность менять виды деятельности, снимать нервное напряжение, переключать внимание

Приемы:

  • Инсерт. Прием активного чтения. Дает возможность сохранить интерес к теме и тексту, учит определять проблемы, анализировать.
  •  Маркировочная таблица «ЗУХ» позволяет проконтролировать работу обучающихся с текстом учебника, эффективен на стадии «Рефлексии»
  • Анализ текста, вычленение смысловых единиц, создание плана и т.д.
  • « Тонкие» и «толстые» вопросы

Используется Технология  развития критического мышления

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетради, раздаточный материал

Технологическая карта урока

Тема урока: Северо – Западная Русь между Востоком и Западом

Класс: 6 «Б»

Педагог: Конончук Елена Ринатовна

Цели для ученика

 1. Формирование представления о борьбе Новгорода с захватчиками.

2. Понять историческое значение победы русского войска под предводительством Александра Невского в сражениях на реке Неве и Чудском озере.

Цели для педагога:

                1. Сформировать представление об этапах противостояния Новгородской республики с иноземными захватчиками в 13 веке.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока:  комбинированный

Опорные понятия, термины

Орден крестоносцев, ополченцы, «свинья»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  - Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы; высказывать собственное мнение, суждения ; работать с картой

Метапредметные:

 - Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений

  -  Планировать цели и способы  взаимодействия;  обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию другого, в том числе и отличную от своей.

              Личностные:

 -   Формировать ответственность за свои действия

    Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Формы контроля: комбинированный опрос

Домашнее задание: параграф 17, вопросы, термины. даты

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Показатели результативности

Этап мотивации к учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку  и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают  цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные:

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие

Регулятивные:

самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Коммуникативные:

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Активная работа обучающихся в обсуждении заданных вопросов

Этап актуализация

знаний

Организует беседу по пройденному материалу:

( прием « Тонкие и толстые вопросы»)

–Какая тема была на прошлом уроке?

–Кто такой Батый?

В каком году началось нешествие?

Какое первое княжество пострадало? Показать на карте и объяснить, почему его смогли захватить?

Какие еще города пострадали? Назвать и показать на карте.

А почему Новгород не пострадал от монголо-татар?

 В чем географические особенности Новгородской земли? Где располагался ?

Отвечают на наводящие вопросы. ( примерные ответы)

1.Батыево нашествие на Русь

2. Монгольский хан. Внук Чингисхана.

3. 1237

 4.Рязанское

5. По карте показывают

6. Объясняют причины

7. На северо-западе Руси.

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Коммуникативные:

проявляют активность, аргументируют. анализируют

 Выделяют причинно-следственные связи, рассуждают. Анализируют информацию. Умеют работать с картой.

Этап

изучения

нового

материала

Исходя из ответов обучающихся, учитель с их помощью формулирует тему урока: « Северо-западная Русь между Востоком и Западом»

- Что значит между Востоком и Западом?

А кто являлся врагами на западе, сейчас выясним

  1. Что узнали нового? Выясните, какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси?
  2. Какая информация , связанная со всеобщей историей была вам знакома?
  3.  Что такое крестовые походы, цель, годы ?

2. Личность Александра Невского

Как он проявил свой талант в битвах сейчас выясним.

Работа с текстом

3. Сейчас мы с вами разделимся на несколько групп и каждая группа ответит на разные вопросы.

1 гр. –  Невская битва ( составить план ответа по вопросам на карточке)

2 гр. –Ледовое побоище

3 гр. –  Почему сумели победить.В чем состояло историческое значение побед русских воинов над шведскими и немецкими рыцарями?

- Вывод. За два года Новгородским жителям во главе с  Александром  Невским пришлось дважды столкнуться с угрозой с запада и оба раза оказались успешными.

Были враги. С востока угрожали монголо-татары.

Работа по вариантам  с  текстом учебника. ( стр.19-20)

( прием « Инсерт»)

Выступление с сообщением (опережающее задание)

Работа с учебником по группам (опережающее задание)

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания 

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают  про себя текст учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

Проработан текст учебника

Умение составлять план по вопросам, отвечать четко, аргументировано по факту, конкретизировать ответы

Умение работать в группе, формируется умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Этап первичного закрепления материала

Организует работу с обучающимися

Давайте рассмотрим карту и определим на ней главные действия Русских войск. В чем заключается стратегическая особенность в действиях русских войск.

 

Работают с картой учебник стр.23

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Познавательные:

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

 Сформулировано умение работать с картой

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

.Проводит беседу по вопросам:

– В чем значение победы русских войск?

(В результате битв на Неве и Чудском озере  было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру  от посягательств шведских и немецких рыцарей.)

Отвечают на вопросы.

Обучающиеся соотносят «новую» информацию с ранее полученной.

( таблица ЗУХ)

Регулятивные:

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

Коммуникативные:

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Сформулирован вывод

6. Оценка результатов деятельности

Оценивает учеников по результатам работы на уроке.

Сформулирован вывод

7. Домашнее задание и его конкретизация

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание. Задают необходимые вопросы



Предварительный просмотр:

Приложение

1 группа

Невская битва ( ответы по вопросам)

  1. Кто приказал шведам совершить поход против Руси?
  2. В каком году?
  3. Куда вошли шведские корабли ( река)?
  4. Куда шведы высадили часть войска?
  5. У какой речки разбили лагерь шведы?
  6. Как действовал Александр, его тактика, какого числа началась битва?
  7. Сколько уничтожили кораблей
  8. Чем закончилась битва?

2 группа

Ледовое побоище ( ответы по вопросам)

  1. Какая крепость и город были захвачены немцами летом 1240 года?
  2. Почему эти города изначально не защитил Александр Невский?
  3. Тактика Невского, куда решил заманить немецких рыцарей?
  4. Почему на это озеро?
  5. Когда произошла битва?
  6. Схема битвы, рассказать и показать по карте
  7. Как немецкие рыцари построили свои войска, кто располагался в центре, кто по бокам?
  8. Как Александр Невский построил свои войска? Кого поставил в центре на переднем плане? Кого по флангам ?
  9. Как тактика расположения помогла русским войскам, что они сделали?

3 группа ( ответы по вопросам)

  1. Как Александр Невский проявил свой талант в битвах?
  2. Почему шведы проиграли?
  3. Почему немецкие рыцари проиграли?
  4. Почему русские войска победили?
  5. Для наших воинов по характеру -  это была, какая война?
  6. В чем историческое значение этих битв?



Предварительный просмотр:

2 группа

Ледовое побоище ( ответы по вопросам)

  1. Какая крепость и город были захвачены немцами летом 1240 года?
  2. Почему эти города изначально не защитил Александр Невский?
  3. Тактика Невского, куда решил заманить немецких рыцарей?
  4. Почему на это озеро?
  5. Когда произошла битва?

2 группа Ледовое побоище ( ответы по вопросам)

  1. Схема битвы, рассказать и показать по карте
  2. Как немецкие рыцари построили свои войска, кто располагался в центре, кто по бокам?
  3. Как Александр Невский построил свои войска? Кого поставил в центре на переднем плане? Кого по флангам ?
  4. Как тактика расположения помогла русским войскам, что они сделали?

2 группа

Ледовое побоище ( ответы по вопросам)

  1. Какая крепость и город были захвачены немцами летом 1240 года?
  2. Почему эти города изначально не защитил Александр Невский?
  3. Тактика Невского, куда решил заманить немецких рыцарей?
  4. Почему на это озеро?
  5. Когда произошла битва?

2 группа  Ледовое побоище ( ответы по вопросам)

  1. Схема битвы, рассказать и показать по карте
  2. Как немецкие рыцари построили свои войска, кто располагался в центре, кто по бокам?
  3. Как Александр Невский построил свои войска? Кого поставил в центре на переднем плане? Кого по флангам ?
  4. Как тактика расположения помогла русским войскам, что они сделали?

2 группа

Ледовое побоище ( ответы по вопросам)

  1. Какая крепость и город были захвачены немцами летом 1240 года?
  2. Почему эти города изначально не защитил Александр Невский?
  3. Тактика Невского, куда решил заманить немецких рыцарей?
  4. Почему на это озеро?
  5. Когда произошла битва?
  6. Схема битвы, рассказать и показать по карте
  7. Как немецкие рыцари построили свои войска, кто располагался в центре, кто по бокам?
  8. Как Александр Невский построил свои войска? Кого поставил в центре на переднем плане? Кого по флангам ?
  9. Как тактика расположения помогла русским войскам, что они сделали?



Предварительный просмотр:

3 группа ( ответы по вопросам)

  1. Как Александр Невский проявил свой талант в битвах?
  2. Почему шведы проиграли?
  3. Почему немецкие рыцари проиграли?
  4. Почему русские войска победили?
  5. Для наших воинов по характеру -  это была, какая война?( освободительная или захватническая)
  6. В чем историческое значение этих битв?

3 группа ( ответы по вопросам)

  1. Как Александр Невский проявил свой талант в битвах?
  2. Почему шведы проиграли?
  3. Почему немецкие рыцари проиграли?
  4. Почему русские войска победили?
  5. Для наших воинов по характеру -  это была, какая война? ( освободительная или захватническая)
  6. В чем историческое значение этих битв?

3 группа ( ответы по вопросам)

  1. Как Александр Невский проявил свой талант в битвах?
  2. Почему шведы проиграли?
  3. Почему немецкие рыцари проиграли?
  4. Почему русские войска победили?
  5. Для наших воинов по характеру -  это была, какая война? ( освободительная и захватническая)
  6. В чем историческое значение этих битв?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...

Презентация на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Презентация к уроку истории России на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (История России, 6 класс)

Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» (История России, 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб...

Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс

Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС...

Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом.

Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом....