Методическая разработка по истории 6 класс "Крестовые походы"
методическая разработка по истории (6 класс)

Методическая разработка представляет собой разработанный план - конспект урока по истории 6 класса на тему средневековья, "Крестовые походы". Содержит приложения, цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soloveva._konspekt_uroka_po_krestovym_pohodam.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по истории

План-конспект урока по истории в 6 классе.

Автор: Соловьева Мария Андреевна

Тема урока: Крестовые походы

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с историей Крестовых походов, выяснить их причины и последствия, сформировать представления об их захватническом характере.

Задачи:

•        Обучающие: способствовать формированию представлений о Крестовых походах, о роли католической церкви в Средние века

•        Развивающие: развивать логическое мышление; формирование умения извлекать информацию и делать выводы

•        Воспитательные: воспитать интерес к истории Средних веков

Планируемые результаты:

•        Предметные: научиться объяснять причины Крестовых походов, развитие умение работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), исторической картой

•        Метапредметные: работать в группе, формулировать собственную точку зрения, продолжить формирование умения анализировать и обобщать факты, работать с дополнительными источниками информации, формулировать и обосновывать выводы.

•        Личностные: высказывать оценочные суждения, осмысливать нравственный опыт прошлого, воспитывать чувство толерантности к другим вероисповеданиям и порицать насилие

Методы и формы обучения:

•        Методы: наглядный, частично-поисковый, метод контроля

•        Формы: индивидуальная, фронтальная

Оборудование: учебник: Е.В. Агибалова  Г.М. Донской  Всеобщая история. История средних веков., М.: Просвещение, 2014,  таблица «крестовые походы», проектор, презентация, раздаточный материал.

Модуль урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный модуль

Проверить готовность учащихся, их настрой на работу.

Создать условия для включения в учебную деятельность.

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

На каждой парте лежат раздаточные материалы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу.

Проявляют интерес к материалу изучения.

Модуль мотивации

Зарядить учащихся на изучение нового материала, поставить проблемный вопрос.

Прощать своих врагов – так учит церковь. Но почему тогда она была непреклонно жестока по отношению к язычникам и мусульманам? Давайте разберемся, когда церковь была милосердна, а когда – призывала к войне.

Получают порцию мотивации.

Модуль актуализации / повторение ранее изученного материала

С помощью вопросов проверить знания учащихся по прошлой теме, актуализировать знания, необходимые для изучения новой темы.

- Вспомните, какую роль играла христианская церковь в Средние века.

-Кто такие еретики и как к ним относилась церковь?

Отвечают на поставленные вопросы, вспоминают итоги предыдущего урока.

Модуль изучения нового материала

Знакомятся с новым материалом, читают источники.

- Итак, ответив на эти вопросы, мы вспомнили, насколько могущественной была католическая церковь и в особенности ее глава – папа римский. Предлагаю перенестись в прошлое и обратиться к событию 1095 г.  Именно тогда в Клермоне проходил церковный собор, но речь папы слушали не только епископы, священники и монахи, но и множетсов мирян:рыцарей и простонародья. (Приложение 1)    

Предлагаются вопросы:

1. Кто просит помощи у папы? Какие отношения у католической церкви с Константинополем? Как думаете, зачем папе помогать ему?

2. Кого Урбан имеет в виду под «народами, не ведающими Господа»? Что он обещает тем, кто откликнется на его призыв? Какое значение имело такое обещание для его современников?

3. Почему папа вспоминает Карла Великого? С кем он боролся, есть ли в этом сходство с описанной ситуацией?

4. Как вы думаете, как восприняли этот призыв?

Действительно, пламенная речь папы зажгла сердца всех, кто услышал ее. Отовсюду звучало знаменитый крик «Deus vult» - так хочет Бог!

И в знак этого похода участники нашивали себе на одежду крест в знак принятия обета освободить Гроб Господень.

«Кто не несет крест свой и не пойдет за мною, не достоин меня» - так говорилось в Евангелие.

Но только ли в религиозном порыве заключалась мотивация идти в поход? Этот вопрос мы разберем в группах.

Но только ли в религиозном порыве заключалась мотивация идти в поход? Этот вопрос мы разберем в группах с помощью 1 пункта 17 параграфа.

1 группа – объяснит цели участия духовенства в Крестовых походах

2 группа – объяснит цели участия феодалов и рыцарей в Крестовых походах

3 группа – объяснит цели участия бедняков в Крестовых походах

Можно сделать вывод о том, что цели были различны, не только религиозными мотивами руководствовались участники похода. А теперь обратимся к самим событиям.

Первыми в поход отправились толпы европейских бедняков.

Им удалось дойти до  добраться до Малой Азии, однако там они были разгромлены в первом же столкновении с сарацинами, как европейцы называли сначала арабов, а затем и всех мусульман.

Рыцари отправились в поход позже из-за долгих и основательных приготовлений.

Запись в тетрадях: 1097-1099 гг.- Первый Крестовый поход

Работа с картой. Показать направление Первого Крестового похода, Константинополь, Иерусалим.

Работа с документом: «Взятие г. Иерусалима крестоносцами» (Приложение 2)

Вопросы к документу:

Как можно охарактеризовать поведение крестоносцев в завоеванном Иерусалиме? Соответствует ли оно христианской морали?

Таким образом, после Первого Крестового похода европейцы утвердились в Палестине

После взятия Иерусалима в Палестине было основано Иерусалимское королевство и несколько вассальных княжеств.

Самой большой и хорошо организованной силой Иерусалимского королевства со временем стали духовно-рыцарские ордены. Это были братства, созданные по типу монашеских, членами которых были рыцари.

Однако власть и положение европейцев на Святой земле не было прочным. Для того, чтобы держаться в Палестине, европейцам нужно было беспрерывно противостоять всему мусульманскому миру, окружавшему крестоносцев со всех сторон.

С этой целью в 1147 г. Был провозглашен Второй крестовый поход , который завершился ничем, рыцари так и не дошли до Палестины.

Запись в тетрадь: 1147 – 1149 гг. – второй крестовый поход.

Посмотрите на карту Палестины и оцените, кому было проще организовать переброску войск – крестоносцам, или мусульманам? ( Крестоносцам необходимо было удерживать узкую полоску вдоль моря, куда дополнительные войска можно было доставить лишь кораблями либо пробиваясь через мусульманские владения в Малой Азии. Мусульманские же владения раскинулись со всех сторон от Палестины. Поэтому их войска не испытывали больших затруднений при нападении)

Крестоносцы терпели все больше неудач. В 1187 г. Египетский султан Салах-ад-Дин (Саладин) принудил христиан уйти из Иерусалима. Иерусалимское королевство перестало существовать.

Просмотр видеофрагмента фильма «Царство небесное» о падении Иерусалима (https://www.youtube.com/watch?v=cC9MeaXU-KQ)

Запись в тетрадях: 1187 г. – успешные действия Саладина, потеря христианами Иерусалима.

В ответ на это был провозглашен Третий Крестовый поход, который возглавили германский император Фридрих Барбаросса, английский король Ричард Львиное сердце и французский король Филипп П. Однако этот поход не привел к желанной цели – крестоносцам удалось захватить важную крепость Акру, но Иерусалим так и не был отбит.

Во время четвертого Крестового похода 1202-1204 гг. Крестоносцы овладели столицей Византии Константинополем и подвергли его страшному разорению.

(Приложение 3)

Необходимо ответить на вопросы:

1. Сравните два описания. Что общего и в чем отличия?

2. Почему два свидетеля одних событий пишут совершенно по-разному?

Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии, создав государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю.

Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и короли организовывали новые походы, но желавших участвовать в них становилось все меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. Почти все следующие Крестовые походы были направлены не в Святую землю, а в Северную Африку - Египет или Тунис. Они чащи всего кончались неудачей и большими потерями. Французский поэт писал: "Нам час пришел за ратью рать Святую землю покидать". Вскоре после Восьмого Крестового похода, в 1291 году, пал последний оплот рыцарей на Востоке - та самая крепость Акра, которая была взята в Третий крестовый поход.

По ироничному выражению известного историка Жака Ле гоффа, «Абрикосы — это, возможно, единственное, что христиане узнали благодаря крестовым походам»

Однако несмотря на то, что цель Крестовых походов не была достигнута, тем не менее они имели далеко идущие последствия.

Живя в восточных странах, европейцы позаимствовали новые земледельческие культуры: рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы. Стал использоваться в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы научились изготавливать шелк и стекляные зеркала, лучше обратаывать металлы. Было усовершенствовано строительство замков. В моду вошли богатые восточные ткани и мусульманский головной убор - тюрбан. Появились горячие бани. Оживилась торговля на Средиземном море.

Но в то же время это сопровождалось бесчисленными жертвами, огромными людскими потерями, разрушением городов, памятников культуры. Вернемся же к главным вопросам.

Когда церковь так жестоко преследовала своих врагов?

Только ли любовь к Господу толкал людей на Крестовые походы?

 

Читают источник, отвечают на вопросы, работают в группе.

Модуль домашнего задания

Обеспечение усвоения материала на уроке.

Прочитать параграф 17 и, по желанию, сделать творческое задание – написать от лица одного из рыцарей обращение к крестьянину, которое объяснит, почему он должен участвовать в Крестовом походе.

Слушают, задают вопросы, если непонятно.

Рефлексия

Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности. Получение информации для анализа учителем качества урока.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

-Все ли вам было понятно? Какой из сюжетов показался самым сложным?

Отвечают на вопрос, анализируют себя.

Приложение 1.

Народ франков, возлюбленный и избранный Богом!

Я хочу вам поведать, что привело меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя в нам пришла важная грамота, что народ персидского царства, упорный и мятежный,  сердце и ум которого не верит в Господа, напал на земли тех христиан, опустошил их мечем, грабежом и огнем.

Кому же может предстоять труд отмстить за то и вернуть из их рук награбленное, как не вам, которых Бог одарил пред всеми народами и славою оружия, и великим духом, и телесною силою и доблестью к покорению сопротивляющихся вам? Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого, сына его, Людовика. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего, которым владеют ныне нечестивые народы.

О, храбрейшие воины, потомство непобедимых предков, не унизьте себя и вспомните о доблести своих отцов.

Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает.

Иерусалим – это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. И этот царственный город, расположенный в центре земли, держится теперь в неволе у своих врагов и пресмыкается пред народом, неведущим Бога. Он просит и ждет освобождения, и непрестанно молит вас о помощи.

А всякая помощь исходит от вас, потому что, как я уже сказал, Бог пред всеми народами вас одних одарил славою оружия. Пуститесь же в этот путь, во отпущение грехов своих, с уверенностью наследовать незапятнанную славу царствия небесного.

«Кто не несет крест свой и не пойдет за мною, не достоин меня»

Приложение 2

Из «Истории деяний в заморских краях» Гийома Тирского (XII в.)

Невозможно было смотреть без ужаса, как валялись всюду тела убитых и разбросанные части тела и как вся земля была залита кровью.  Части войска разошлись по городу и, выволакивая, как скот, из узких и отдаленных переулков несчастных, которые хотели укрыться там от смерти, убивали их секирами. Другие, разделившись на отряды, врывались в дома и хватали отцов семейств с женами, детьми и всеми домочадцами и закалывали их мечами или сбрасывали с каких-либо возвышенных мест на землю, так что они погибали, разбившись. При этом каждый ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность со всем, что находилось в нём, ибо ещё до взятия города было согласовано между крестоносцами, что по завоевании каждый сможет владеть на вечные времена по праву собственности, всем, что ему удастся захватить. Потому они особенно тщательно осматривали город и убивали сопротивляющихся. Они проникали в самые уединенные и тайные убежища, вламывались в дома жителей, и каждый христианский рыцарь, вешал на дверях дома щит или какое-либо другое оружие, в знак для приближающегося — не останавливаться здесь, а проходить мимо, ибо место это уже занято другими.

Приложение 3

А)  Из «Завоевания Константинополя» рыцаря Робера де Клари (нач. XIII в.)

И столько там было богатой утвари из золота и из серебра, и столько златотканых материй, и столько богатых сокровищ, что это было настоящим чудом... И никогда с самого Совторения мира не было видано и завоёвано столь громадное количество добра, столь благородного или столь богатого - ни во времена Александра, ни во времена Карла Великого, ни до, ни после; сам же я думаю, что в сорока самых богатых городах мира едва ли нашлось бы столько добра, сколько было найдено в Константинополе. Да и греки говорят, что две трети земных богатств собраны в Константинополе, а треть разбросана по свету.

Б) Из сочинения византийского историка Никиты Хониата (XIII в.)

Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди. О ужас! Святые образы бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброошены в места всякой мерзости! Некоторые из них разбивали драгоценные чаши: их украшения  прятали за пазуху, а из них пили, как из бокалов. О предтечи антихриста и предвестники его нечестивых дел, в ожидании которых мы находимся!.. Когда им было нужно вынести из храма (Святой Софии) священные сосуды, серебро и золото, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с сёдлами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Первый крестовый поход"

Методическая разработка урока рекомендуется для 6 класса....

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка по теме "Крестовые походы"

Данная методическая разработка адресована педагогам для организации урока по теме "Крестовые походы" в 6-х классах. Конспект урока выстроен с учетом возрастных особенностей учеников. Этапы у...

Методическая разработка Организация и проведение походов выходного дня

Методическая разработка     Организация и проведение походов выходного дня...

Методическая разработка "Тест Должности в походе"

Тест на определение уровня увоения знаний по теме "Должности в походе"...

Методическая разработка "Организация питания в походе"

Методическая разработка по теме "Организация питания в походе". Инструкция по соблюдению техники безопасности и правил гигиены для обучающихся при их дежурстве при приготовлении пищи....