Адаптированная рабочая программа по учебному предмету история 5-9 классы
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Шабалина Оксана Николаевна

Программа составлена с учетом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, специфику их обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx57.48 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ»

5-9 класс

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «история» для 5-9 классов составлена в соответствии с Госреестром 2020 года и Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования 2018 года, разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах: Приказы Минобнауки РФ:

- от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении ФГОС НОО»;  

- от 17 декабря 2010 г.  №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;

- от 17 мая 2012 г. «Об утверждении ФГОС СОО»;

- Приказы Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576, №1577, №1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт …» НОО, ООО, СОО;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015;                                                                                                                                                                    - Письмо Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 года № 08-1228 "О направлении рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);                                                                                                                                                                                  - Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 "О рабочих программах учебных предметов".  

  • Устав школы.
  • Учебный план школы.
  • Положение школы о адаптированной рабочей программе.

     Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Программа ориентирована на использование предметной линии учебников для образовательных организаций издательства «Просвещение». 

 При изучении курса «История России» предусмотрено использование завершенной линии учебников по истории России:

  • История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред.Торкунова А.В.- М. Просвещение, 2016
  • История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред.Торкунова А.В.- М. Просвещение, 2016
  • История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред.Торкунова А.В.- М. Просвещение, 2016
  • История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред.Торкунова А.В.- М. Просвещение, 2016

  • При изучении курса «Всеобщая история» предусмотрено использование завершенной линии учебников по Всеобщей истории:
  • Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: 5 кл.                                  – М. Просвещение,2015.
  • Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История средних веков. 6 кл. – М. Просвещение, 2015.
  •  Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история ХVI - ХVII вв. 7 кл. – М. Просвещение 2019
  • Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история ХVIII век. 8 кл.     – М. Просвещение 2019
  • Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. История Нового времени ХIХ – начало ХХ вв. 9 кл. – М. Просвещение 2019

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение адаптированной рабочей программы, определен учебным планом МКОУ СОШ «Мошковский ЦО»

 2 часа в неделю в 5, 6, 7, 8 классах и 2 часа в 9-х классах.

КОРРЕКЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

 адаптированной рабочей программы по истории

    Программа составлена с учетом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; специфику их обучения. Рабочая программа имеет особенности, предусматривающие коррекционную направленность обучения.

   Для обучающихся, имеющих статус ОВЗ, характерно:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  2. Сниженный уровень познавательной деятельности, мотивации.
  3. Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий.
  4. Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти.
  5. Несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие, речь.
  6. Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки.
  7. Трудности при составлении устных и письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.

    У детей с ОНР вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков. В результате у них не формируются обобщенные представления о языковых единицах различных уровней: звуках, фонемах, грамматических формах и конструкциях, закономерностях построения высказывания. Это выражается в системном недоразвитии всех сторон речи, ее устной и письменной форм. Особенно страдают высшие формы речи: литературная, письменная, терминологическая, учебная. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Многие дети страдают логофобией. У детей с заиканием возникает речевой и поведенческий негативизм, трудности вербальной коммуникации, что обуславливает социальную дезадаптацию ребенка и, как следствие, невротизацию личности, асоциальное поведение, школьную неуспеваемость. Есть дети с ФФН, обусловленным дизартрией, у которых затруднения в восприятии лексического состава текста. Такие дети также испытывают трудности в усвоении программного материала.

   Психологические особенности детей с речевыми дефектами состоят в слабости или отсутствии волевых усилий, необходимых для достижения поставленных в процессе обучения целей, в низком уровне мотивации, в недостаточно развитых мыслительных процессах (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

   У детей наблюдается неустойчивость внимания, его недостаточная концентрированность, замедленность процессов восприятия, неполноценность произвольной памяти (снижение объема, недостаточная точность).

   Кроме того, такие дети неэмоциональные, скованные, испытывают стеснение, неловкость в нестандартных ситуациях, часть детей склонна к вспышкам гнева, агрессии, другие бывают слишком заторможенные. Дети с речевыми нарушениями зачастую страдают недостаточностью воображения, низким уровнем познавательной активности.

   В соответствии с выявленными проблемами в рабочую программу дополнительно введены коррекционные цели и задачи, способствующие коррекции и компенсации речевых дефектов, психолого-педагогических особенностей развития обучающихся, которые позволяют качественно усвоить материал предмета. Коррекционные задачи вводятся и в структуру урока.

Коррекционные задачи:

  • научить ребёнка жить в условиях формирующейся новой социальной среды, решить проблему адаптации его в социуме (социальная задача);        
  • обучить предмету (образовательная задача);
  • сформировать умение общаться (воспитательная задача);
  • компенсировать речевой дефект в соответствие с особенностями ребёнка (компенсаторная задача);
  • корригировать нарушения, связанные с недоразвитием речи (коррекционная задача).

Из коррекционных целей выделяются и следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

    Адаптированная рабочая программа определяет минимальный объем учебной нагрузки обучающихся, сохраняющий преемственность образовательных и коррекционно-развивающих областей, обеспечивающих усвоение учащимися:

  • ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ;
  • регионального компонента, определенного типом и видом образовательного учреждения;
  • школьного компонента, выражающегося в коррекции индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития ребенка для дальнейшей социальной адаптации в обществе.

   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом; гарантирует овладение выпускниками знаниями в объеме обязательного учебного курса по истории, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.  

    Обучение детей с ОВЗ организуется по учебникам массовых общеобразовательных школ.

  Тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.

    Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться обучающимися в ознакомительном порядке, т.е. не являются обязательными для усвоения.

    Большое внимание отводится практическим работам. Часть практических работ проводятся как обучающие, т.е. направленные на формирование первоначальных умений и не требующие оценивания. В программе учтены различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала и т. п.

 Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.

    В целях успешного решения задач обучения используются организационно-педагогические технологии:

1) Сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися на уроке, с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи учащимся.

2) Коммуникативно-диалоговая технология в целях развития коммуникативной культуры, развития речи, памяти и т.д.

Формы контроля и аттестации:

- текущая аттестация;

- контрольные работы;

- тестовые работы;

- индивидуальные задания в т. ч. практической направленности;

- аттестация по итогам четверти и года, итоговая аттестация (ГВЭ);

- учет личных достижений учащихся.

Основные направления коррекционной работы

в помощь усвоению школьной программы:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • формирование навыков соотносительного анализа;
  • развитие навыков группировки и классификации;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции;
  • развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • наглядно-образного;
  • словесно-логического.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • релаксация мышц, мимики лица;
  • драматизация, чтение по ролям.

6. Развитие речи, владение техникой речи.

7. Расширение представлений о мире, кругозора.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Прогнозируемые результаты коррекционной работы:

  • повышение уровня развития коммуникативных навыков;
  • повышение уровня учебной мотивации;
  • повышение качества обучения;
  • успешная социализация учащихся.

   Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с психолого-педагогическими, возрастными особенностями развития учащихся, а также с задачами коррекционно-воспитательной работы.

   Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности  к самостоятельной учебной работе. Это предполагает более широкое использование нетрадиционных форм урока, в том числе методики ролевых игр, решение проблемных учебно-познавательных задач, моделирование различных жизненных ситуаций.

   Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задач, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме конспекта, реферата, презентации, проекта; применять на практике полученные знания.

Ценностные ориентиры программы:

    Предмет «История» предоставляет возможность понять и систематизировать знания об условиях зарождения Российской и современной мировой цивилизации, особенностях ее поступательного развития и формирования базовых ценностей:

- гражданское общество

- патриотизм

- парламентаризм

- правовое государство

- свобода и демократия

- уникальность каждой личности

- прогресс общественного развития

    Изучая историю, учащиеся приобретут исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, научатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, познакомятся с основными способами исторического анализа.

    Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

    Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.  ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

(5 КЛАСС)

Цель изучения курса:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения курса:

  • усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  
  • формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
  • оперировать историческими знаниями и применять их в различных ситуациях
  • формировать у учащихся способность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции исторического образования.  

    Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности).

   Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: мультимедийное пособие (учебное электронное издание) «История Древнего мира 5 класс». – М.: Просвещение; видеофильмы, Интернет-ресурсы.

   Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: контрольные и практические работы; защита сообщений, презентаций, учебных проектов; тестирование, обобщающие уроки, устные опросы, сочинения, эссе. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, лучшей организации познавательной деятельности школьников. Основными формами организации учебных занятий являются познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки.

   Преобладающей формой текущего контроля являются опрос и практические работы.

Требования к результатам обучения и освоения содержания предмета

    Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностные результаты:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные  результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные  результаты: 

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Формирование УУД

Личностные универсальные учебные действия:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

      Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

                                                       «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»

«ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI ВЕКА»

 (6 КЛАСС)

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

    Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
  1. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
  1. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
  1. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

    Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в историю современной цивилизации.

    Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.

Общая характеристика учебного предмета

    Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

    Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

    Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

    Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

    Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

    В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

    Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:  

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 «ИСТОРИЯ РОССИИ КОНЕЦ XVI-XVII ВЕКА»

 «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВАЯ ИСТОРИЯ КОНЕЦ XVI-XVII ВЕКА»

(7 класс)

    Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.

    Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
  4. Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
  5. Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
  6. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

    Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

    В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

    Курс «История Нового времени» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с конца XVI – XVIIв. общую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.

    Преподавание курса «История России с конца ХУI до конца XVIII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Курс истории в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

    Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.

    Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

    Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей страны
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
  • критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Предметные результаты:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
  • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
  • поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
  • анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
  • использование приёмов исторического анализа;
  • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
  • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности;
  • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

Ученик научится:

  • локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
  • применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;
  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
  • сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
  • используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);
  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.,

также выпускник должен:

   Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.

   Уметь: сравнивать исторические события и явления, объяснять смысл, значение важных исторических понятий, уметь дискутировать.

   Анализировать: исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.

   Группировать (классифицировать) исторические события, явления по указанному признаку.

   Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

   Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.

   Владеть компетенциями:

  • коммуникативной;
  • смыслопоисковой;
  • компетенцией личностного саморазвития;
  • информационно-поисковой;
  • рефлексивной;
  • учебно-познавательной.

   Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВАЯ ИСТОРИЯ»

«ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII в.»

(8 класс)

    Основная идея предмета - развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности. Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения истории: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории.

    Цели программы:

  • усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации;
  • формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
  • овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа;
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,

    Задачи программы направлены на усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

    Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги.

    Личностными результатами изучения истории в 8 классе является формирование следующих умений и качеств:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
  • осмысление социально-нравственного опыта России XVIII в.;
  • уважение к культуре России XVIII в.

    Метапредметными результатами изучения истории в 8 классе является формирование следующих умений и качеств -

Регулятивные УУД:

  • осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;
  • определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные УУД:

  • способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять план, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современные источники информации;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация).

Коммуникативные УУД:

  • слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);
  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

    Предметными результатами изучения истории в 8 классе является формирование следующих умений и качеств:

  • овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XVIII в.;
  • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Петра I и Екатерины II, эпоха дворцовых переворотов; просвещённый абсолютизм;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XVIIIв.;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVIII в.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

        Ученик научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
  • использовать историческую карту как источник информации о расположении новых цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках нового времени;
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства обществ нового времени б) положения основных групп населения ;
  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям новой истории.

       Ученик получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя государств нового времени;
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия в мировой истории.

 «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВАЯ ИСТОРИЯ»

«ИСТОРИЯ РОССИИ XIX в.»

(9 класс)

    Цель: образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

    Задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

    Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

практическо- политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

    Значимыми  для выполнения задач  ФГОС в ходе реализации программы являются:

деятельностный  подход, ориентированный  на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, над предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

-личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

       Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность е могут быть исследованы вне временных рамок;

-принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

-принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

     Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

    Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Планируемые результаты обучения содержания предмета

    Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

    Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 -готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

    Предметные результаты:

 -овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 -расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

    Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

 - читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение: 

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 -  определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География», 6 класс

Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «География», 6  класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Адаптированная рабочая  программа по  учебному предмету «География»  8 класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География» 7 класс

Адаптированная рабочая  программа по  учебному предмету «География» 7 класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика, 5 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика составлена для обучающихся 5 класса с ОВЗ. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, требования к ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 5 класс VIII вида.

Адаптированная рабочая программа для учащихся 5 класса коррекционной общеобразовательй школы  VIII  вида....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 6 класс, VIII вида

Адаптированная рабочая программа для учащихся 6 класса коррекционной общеобразовательй школы  VIII  вида....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 8 класс VIII вида.

Адаптированная рабочая программа для учащихся 8 класса коррекционной общеобразовательной школы  VIII  вида....