Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Личность в истории"
рабочая программа по истории (8 класс)

Вьюжанина Наталья Викторовна

Программа кружка внеурочной деятельности «Личность в истории» для 8 класса является идейным продолжением кружка внеурочной деятельности «Наследие веков живое». Состоит из следующих разделов:

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

2. Содержание курса внеурочной деятельности

3. Тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»

(8 КЛАСС)

Программа кружка внеурочной деятельности «Личность в истории» 8 класса является частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №12» и является идейным продолжением кружка внеурочной деятельности «Наследие веков живое». Состоит из следующих разделов:

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

2. Содержание курса внеурочной деятельности

3. Тематическое планирование

У учащегося будут сформированы:

Личностные

1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;

3. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

1. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей,

сообщений;

6. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

3. Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

4. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

7. Задавать вопросы;

8. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

9. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Предметные

1.Знать исторических личностей, результаты их деятельности, относительно целостное представление об истории России;

2.даты основных событий,

3.термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,

4.результаты и итоги событий X - XX веков;

5.важнейшие достижения культуры и системы ценностей,

6.изученные виды исторических источников.

Содержание курса «Личность в истории» (8 класс)

Раздел 1 Земля русская (8 часов)

Тема 1 Роль личности в истории.

События и люди. Исторические источники и работа с ними. Легендарное и реальное в «признании варягов». Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2 Первые князья

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX –

середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути «из варяг в греки». Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь

и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение

Ольги. Князь – воин. Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы». Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3 Владимир Мономах

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его

образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны

южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах

Тема 4 Александр Невский

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против

шведских и немецких рыцарей.

Тема 5 Реформаторы и законодатели Древней Руси

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая

междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой

реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от

печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Расцвет Руси

при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.

«Русская правда» – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Раздел 2 Московская Русь (5 часов)

Тема 1 Иван Калита

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской

династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2 Дмитрий Донской

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое

первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3 Сергий Радонежский

Сергий Радонежский. Иван III. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 4 Иван IV Грозный

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий,

Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани.

Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и

власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной

деспотии. Культура и быт.

Раздел 3 Россия в XVII веке (5 часов)

Тема 1 Борис Годунов

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2 Минин и Пожарский

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных

ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3 Алексей Михайлович “Тишайший”

Возрождение страны после смуты. Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4 Церковный раскол

Рост нетерпимости и инакомыслия. «Священство выше царства». «Друзья-враги»: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Раздел 4 Россия в XVIII веке (9 часов)

Тема 1 Петр Первый

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра.

Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 2 «Птенцы гнезда Петрова»

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров.

Александр Данилович Меншиков.

Тема 3 Женщины на престоле

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок.

Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4 Елизавета Петровна

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 5 Екатерина Великая

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества.

Золотой век российского дворянства.

Тема 6 Великие полководцы и флотоводцы

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов Ушаков.

Раздел 5 Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (7 часов)

Тема 1 Александр I, Николай I

«Дней Александровых прекрасное начало». Император и его «молодые друзья». Проекты

реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

Тема 2 Правители 2-й половины 19 века.

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный

Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности

пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

Тема 3 Выдающиеся государственные деятели начала 20 века.

Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой

червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмутского мирного договора. Биография

Петра Аркадьевича Столыпина. Министерство внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. «Капитализация» деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Тема 4 Великие деятели русской культуры

Тематическое планирование:

8 класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

по плану

по факту

1

Роль личности в истории

1

2

Исторические источники и работа с ними

1

3

Первые русские князья

2

4

5

Реформаторы и законодатели Древней Руси

2

6

7

Реформаторы и законодатели Древней Руси

2

8

9

Защитники Руси

1

10

Защитники Руси

1

11

Сергий Радонежский

1

12

Суд над Иваном Грозным

2

13

14

Исторические деятели периода Смутного

времени

2

15

16

Исторические деятели периода Смутного времени

1

17

Первые Романовы

1

18

Церковный раскол

1

19

Царь-реформатор

2

20

21

Сподвижники Петра I

1

22

Россия в эпоху Дворцовых переворотов

2

23

24

Екатерина II

1

25

Великие русские полководцы

и флотоводцы

2

26

27

Правители первой половины

XIX в.

2

28

29

Правители второй половины

XIX в. – начала XX в.

2

30

31

Великие деятели русской

культуры (X – XIX вв)

2

32

33

Личность на фоне российской

истории. Семинар

2

34

Текущий контроль успеваемости обучающихся по курсу внеурочной деятельности «Личность в истории» осуществляется в формах – устного ответа, творческой работы, защиты реферата, защиты проекта, презентации.

Форма промежуточной аттестации обучающихся – защита проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края

Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»

Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс

laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10 класс

laquo;История за рамками учебника» 10 класс, рассчитана на 2 часав неделю ( 68 часов)   «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках.   Подготовка к ...